Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Май 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

От реактора до "зеленой лужайки"

 
   

В начале июня с.г. в Москве пройдет I Международная научно-практическая конференция по выводу из эксплуатации ядерных и радиационно-опасных объектов (ЯРО О). Об опыте ликвидации ЯРО О и задачах отрасли в данной сфере нашему журналу рассказывает заместитель генерального директора по ядерной и радиационной безопасности Госкорпорации "Росатом" Евгений ЕВСТРАТОВ.

 

 
 

Беседовала Людмила ЮДИНА

 
 
- Евгений Вячеславович, сколько ядерных объектов выведено из эксплуатации в России? В других странах? С какими проблемами приходится обычно сталкиваться?

- Вывод из эксплуатации - это сложный процесс, который завершает жизненный цикл объекта использования атомной энергии. Конечные цели вывода могут быть разными - от безопасного захоронения объекта на месте до так называемой "зеленой лужайки", то есть полного демонтажа объекта с очисткой территории для ее дальнейшего использования без ограничений.

Работы по выводу из эксплуатации отслуживших свой срок ядерных объектов ведут в основном страны, начавшие развивать ядерные программы в середине прошлого века. Это прежде всего США, Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Канада, Япония и некоторые другие. В настоящее время за рубежом выведено из эксплуатации более 50 крупных объектов, включая энергоблоки первых атомных станций.

В России работы по выводу из эксплуатации только набирают обороты, хотя имеется и уникальный положительный опыт - на сегодняшний день утилизировано более 170 атомных подводных лодок. Что касается других ядерных объектов, то полностью выведено из эксплуатации несколько исследовательских ядерных установок, главным образом критических стендов и облучательных установок. Активно ведутся работы по ликвидации радиоизотопных термоэлектрогенераторов, работающих в автономном режиме за счет распада стронция-90. По большинству промышленных объектов работы находятся на начальной стадии. Органами регулирования безопасности выданы лицензии на вывод из эксплуатации 16 объектов, включая промышленные и исследовательские реакторы. На этих объектах ведется демонтаж оборудования, проводятся работы по кондиционированию и вывозу отработавшего ядерного топлива.

Общие проблемы, с которыми приходится сталкиваться:
  • сбор необходимой информации об объекте, оптимальный выбор конечного состояния и обоснование его безопасности;
  • ведение радиационно-опасных работ;
  • размещение радиоактивных отходов, образующихся в процессе вывода из эксплуатации.

  • К числу специфически российских проблем следует отнести: большое количество объектов "ядерного наследия" и отсутствие выверенных правовых и финансовых механизмов в отношении их ликвидации. Над этими проблемами мы работаем в настоящее время, чтобы в ближайшие годы создать эффективную корпоративную систему вывода из эксплуатации.

    - В ближайшее десятилетие в мире планируется вывести из эксплуатации три сотни ядерных объектов. Сколько будет выведено в России? Сколько средств потребуется на это? Откуда они поступят?

    - В рамках Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" предусмотрено финансирование в объеме более 30 миллиардов рублей для выполнения работ по выводу ядерно-опасных и радиационно-опасных объектов (ЯРОО) из эксплуатации. В рамках программы предусмотрено достижение такого показателя, как подготовка к выводу из эксплуатации 188 объектов, 42 опасных объекта должны быть полностью выведены из эксплуатации. Эти показатели будут достигнуты. Однако сегодня уже ясно, что дальнейшие работы по всем остановленным и выводимым из эксплуатации объектам потребуют значительных средств как из бюджета, так и из специальных резервов, формируемых эксплуатирующими организациями.

    - Куда будут направляться отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) и радиоактивные отходы (РАО)? Хватит ли для них места в существующих хранилищах? Как решается проблема обращения, безопасной переработки и хранения ОЯТ? Будут ли поставляться в Россию радиоактивные отходы с демонтированных зарубежных ядерных объектов?

    - Начну с последнего из серии этих принципиально важных вопросов: никаких поставок радиоактивных отходов с демонтированных зарубежных ядерных объектов в Россию нет, и ничего подобного не планируется, это запрещено российским законодательством.

    Обращение с ОЯТ и другими ядерными материалами - первоочередная задача при выводе из эксплуатации, так как сначала объект необходимо перевести в ядерно-безопасное состояние. ОЯТ направляют на переработку, например, на ПО "Маяк", либо перемещают с установки или критического стенда в центральное хранилище. Существуют "экзотические" виды ОЯТ, которые требуют разработки специальных технологий. Это, в частности, давно хранящееся топливо AMБ остановленных блоков Белоярской АЭС. В прошлом году Госкорпорация "Росатом" приступила к конкретным проектно-конструкторским работам, нацеленным на решение этой проблемы.

    Затем, на фазе демонтажа, дезактивации, реабилитации объекта, образуются радиоактивные отходы, которые должны быть упакованы и удалены с территории объекта в хранилища специализированной организации РосРАО. Специальными машинами на переработку можно вывезти и жидкие радиоактивные отходы (ЖРО). Такую работу мы провели, в частности, под Санкт-Петербургом, - вывезли с территории ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" из аварийной емкости 288 кубометров ЖРО.

    Для крупномасштабных работ по выводу из эксплуатации промышленных ядерных объектов, конечно, потребуется создание дополнительных хранилищ РАО, эти работы предусмотрены федеральной программой и планами развития РосРАО.

    - Проводится ли независимая экспертиза при подготовке проектов демонтажа ядерных объектов?

    - Выводу из эксплуатации должна предшествовать разработка соответствующих программ и отчета по обоснованию безопасности при выводе из эксплуатации. Проектная документация проходит обязательную государственную экспертизу, эта процедура не подконтрольна Росатому. Далее органами регулирования на основе экспертиз проекта, отчета, проектно-сметной документации, других документов, обосновывающих безопасность, выдается лицензия на вывод из эксплуатации. Законодательством предусмотрено участие общественных организаций в экспертизах, проведение общественных экспертиз.

    - Накоплен ли в мире опыт безопасного вывода ядерных объектов из эксплуатации? Разработаны ли новые безопасные технологии? В каких странах?

    - Опыт вывода из эксплуатации ядерных объектов до состояния "зеленой лужайки" есть, существуют уже реализованные варианты, например, АЭС Big Rock Point и Maine Yankee в США, более десятка АЭС в мире были полностью выведены из эксплуатации, а их площадки переданы для использования без ограничений. В ходе реабилитационных работ на территории РНЦ "Курчатовский институт" были ликвидированы 10 старых хранилищ радиоактивных отходов, очищены от РАО и реабилитированы приобъектовые хранилища исследовательских реакторов.

    Во многих странах (США, Япония, Корея и т.д.) при вы воде из эксплуатации активно используются современные информационные системы, включая 3D-моделирование, сопровождающие эти работы. Такие системы позволяют выбрать оптимальный вариант вывода из эксплуатации, оценить стоимость, безопасность работ, моделировать конкретные ситуации демонтажа, проводить обучение рабочих, выполняющих демонтаж, снизить дозовые нагрузки на персонал.

    - Затормозит ли разразившийся всемирный финансовый кризис реализацию "атомных" планов? Насколько это может быть опасным для природы и человека?

    - Надеюсь, что финансовый кризис не остановит программы развития атомной энергетики ни у нас, ни в других странах. Хотя наблюдающееся снижение энергопотребления - не самый лучший фон для нового строительства. В области ядерной и радиационной безопасности проблемы копились столь долго, что останавливать начатые работы и снижать темпы никак нельзя. Не вложенный сегодня в безопасность рубль послезавтра приведет к неизбежным затратам, но уже раз в 10 больше. В условиях ограничения ресурсов наша задача - правильно расставлять приоритеты и концентрировать усилия на решении наиболее актуальных задач.

    - Какие социальные программы предстоит решать при закрытии ядерных объектов? Что будет с населенными пунктами, расположенными вблизи закрытых ядерных объектов? Куда девать людей? Что делать со специалистами закрытых объектов?

    - Здесь следует различать две ситуации: является ли ядерно-опасный и радиационно опасный объект градообразующим или нет. Во втором случае возникающие социальные вопросы не носят острого характера и могут быть решены обычными методами, применяемыми в подобных ситуациях при ликвидации и выводе из городской черты промышленных объектов. В первом случае ситуация значительно сложнее, и она характерна не только для атомной отрасли, но и для всех монопромышленных городов. Поэтому при планировании окончательного останова ЯРОО и работ по их выводу из эксплуатации должен быть предусмотрен комплекс мер по обеспечению занятости, перепрофилированию персонала, его социальной защите. Со стороны Госкопорации "Росатом", с учетом длительности работ по выводу из эксплуатации, наиболее эффективным подходом будет являться привлечение определенной части высвобождающихся опытных работников к демонтажу, дезактивации, обращению с ОЯТ и РАО.

    Аспекты переподготовки кадров для перепрофилирования специалистов выводимого из эксплуатации ЯРОО по необходимым специальностям, переселение специалистов-работников ЯРОО и членов их семей на новое место работы (в случае необходимости и целесообразности) в значительной степени относятся к компетенции органов местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти, что нашло свое отражение, например, в постановлении Правительства РФ от 11 января 2001 г. N 23.

    Руководство Росатома в полной мере осознает важность обеспечения эффективного взаимодействия с общественностью, региональными и территориальными органами власти, средствами массовой информации, включая широкое информирование общественности и органов местного самоуправления о целях и конечных результатах деятельности по выводу ЯРОО из эксплуатации.

    - Евгений Вячеславович, чем вызвана необходимость проведения 1-й Международной научно-практической конференции по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии, которая состоится в начале июня этого года?

    - Программой развития атомной отрасли РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2006 г. за N 4483, предусмотрено с целью формирования системы государственных гарантий безопасности при использовании атомной энергии создание государственных систем обращения с ОЯТ и РАО, включая формирование отдельного научно-производственного комплекса для решения накопленных и отложенных проблем вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии.

    Следует подчеркнуть, что комплексное решение проблем безопасного вывода из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, а также связанное с ним безопасное обращение с ОЯТ и обращение с РАО, являются не только важнейшими условиями обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии, но одним из важнейших условий развития атомной энергетики и промышленности в целом.

    В настоящее время объективно существует целый круг проблем, которые необходимо решить для успешного начала полномасштабного развертывания и реализации работ по выводу ЯРОО из эксплуатации. Наиболее важными среди них являются:
  • совершенствование и создание нормативно-правовой базы, регламентирующей безопасный вывод из эксплуатации вплоть до снятия объекта из-под контроля органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности;
  • создание экономических механизмов обеспечения этих работ, с учетом социальных и кадровых факторов;
  • научно-техническое и технологическое обеспечение и другие.

    Эти вопросы решаются в основном в рамках различных мероприятий ФЦП "ЯРБ". Однако назрела необходимость их широкого обсуждения среди различных групп специалистов с целью систематизации, выработки единых подходов и рекомендаций, которые в дальнейшем могли бы быть использованы руководством Госкорпорации "Росатом" при принятии решений. За рубежом проходит значительное количество конференций по проблемам обращения с РАО, ОЯТ и выводу из эксплуатации ЯРОО. В России такого форума до сих пор не имелось. Поэтому руководством Росатома была поддержана инициатива НИКИМТ (Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии, головная материаловедческая организация Росатома. - Прим. ред.) о проведении конференции. Ее цель - обсуждение правовых, научно-технических и социально-экономических аспектов вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии и обеспечение ядерной, радиационной и экологической безопасности при проведении соответствующих работ.

    Проведение дискуссии запланировано по следующим направлениям:
  • законодательная и нормативно-техническая база, регламентирующая деятельность по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
  • социально-экономические и управленческие механизмы обеспечения работ по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
  • научно-техническое и технологическое обеспечение этих работ;
  • развитие международного сотрудничества;
  • взаимодействие с общественностью при выводе объектов использования атомной энергии из эксплуатации.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru