Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

В жаркой, жаркой Африке...

 
   

Социально-экологический взгляд на российские инвестиции на юге Черного континента.
Совместный проект «Мировой энергетики», Всемирного фонда дикой природы и консалтинговой фирмы ICF/EKO

 

 
 

Иветта ГЕРАСИМЧУК,
кандидат экономических наук, руководитель Программы по экологизации рынков и инвестиций
Всемирного фонда природы - WWF России

 
 
С этим интереснейшим исследованием журнал предполагает знакомить своих читателей в течение нескольких месяцев. Оно выполнено в рамках Программы по экологизации рынков и инвестиций WWF России. Предмет внимания Программы - ключевые страны с развивающейся экономикой: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР.

Есть множество взглядов на то, какой будет мировая экономика в среднесрочной и долгосрочной перспективе, однако все прогнозы сходятся в одном: страны с развивающейся экономикой будут играть все более заметную роль.

В известном докладе международного банка Goldman Sachs «Dreaming with BRICs: The Path to 2050» («Мечта о БРИКс: на пути к 2050 г.») прогнозируется, что из лидирующих на данный момент промышленно развитых стран к 2050-м гг. только США и Япония войдут в шестерку крупнейших по объему ВВП, рассчитанного на основе обменного курса. Остальные места займут Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК). Помимо этого, заметную роль в мировом хозяйстве станут играть другие страны с развивающейся экономикой, включая, например, ЮАР, Мексику, ОАЭ, Турцию, Индонезию, Малайзию и др.

Один из вопросов, на который до сих пор не найдено ответа в дискуссии по поводу будущего стран с развивающейся экономикой, заключается в том, как сделать их превращение в экономических гигантов устойчивым с экологической точки зрения.

Согласно последнему отчету «Живая планета», выпущенному Всемирным фондом дикой природы, «экологический след» (environmental footprint), отражающий спрос человечества на ресурсы природы, уже сегодня превышает биоемкость среды в таких стремительно развивающихся странах, как Китай, Индия, Мексика и ЮАР. Напротив, Бразилия и Россия в мировом масштабе являются экологическими кредиторами, поскольку их экологический след пока не превышает биоемкость, т.е. способность окружающей среды к самовосстановлению, воспроизводству ресурсов и поглощению отходов человеческой деятельности.

В то же время суммарный экологический след по всему миру уже превышал биоемкость Земли примерно на 30% в 2005 г. Это тем более обуславливает необходимость перехода стран с развивающейся экономикой на технологии нелинейного развития, чтобы они смогли «перешагнуть» экологически неустойчивые, ресурсоемкие этапы промышленного роста, которые в прошлом были характерны для стран, сегодня занимающих лидирующие позиции в развитом мире.

Какие именно технологии нелинейного развития могут быть применены и каким образом их следует поощрять, еще предстоит выяснить. Но, помимо выработки инновационных решений для стран с развивающейся экономикой с помощью международных форумов, таких как Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Глобальный экологический фонд и другие, равным образом важно выявлять и продвигать образцы наилучшей в экологическом отношении хозяйственной деятельности и устойчивых производственных цепочек, возникающих в самих развивающихся странах. Идеальным примером может служить ситуация, в которой китайские компании производят солнечные батареи из поликремния, поставляемого Россией, для продажи по доступным ценам на рынки Ближнего Востока или Африки при условии, что все участники производственной цепочки используют экологически приемлемые технологии.

Цель нашего исследования - найти образцы наилучшей экологической практики в существующих и планируемых совместных проектах России и государств юга Африки по сравнению с другими вариантами сотрудничества между странами с развивающейся экономикой. Это особенно важно потому, что с недавних пор регион стал получать из России значительные инвестиции в сырьевом секторе. При помощи ситуационного анализа для оценки существующего и предлагаемых двусторонних проектов с точки зрения устойчивого развития мы попытались дать социально-экологический взгляд на российские инвестиции в Южной Африке.

Несмотря на огромную географическую отдаленность и разницу в масштабах, у России и ЮАР есть много общего. Оба государства относительно недавно перешли от недемократических централизованных режимов к более свободным обществам. С точки зрения геополитики Россия и ЮАР являются лидерами в своих регионах - на постсоветском пространстве и на Юге Африки соответственно. С точки зрения экономики обе страны во многом зависят от добычи и переработки минеральных ресурсов, которая приводит к большому давлению на их уникальные экосистемы. Наконец, и Россию, и ЮАР относят к числу ключевых стран с развивающейся экономикой (emerging market economies, EMEs).

Общие черты и взаимодополняемость экономик послужили основой для российских инвестиций в объеме 3 млрд долл. в сырьевой сектор Юга Африки (речь о последнем десятилетии). Неудивительно, что эти инвестиции коснулись главным образом тех отраслей, в которых российские компании активно работают в стране происхождения, а именно черной и цветной металлургии, добычи бриллиантов, углеводородов и урана. Как следствие, практически все проекты российского бизнеса на юге Африки энергоемки и влекут за собой значительное воздействие на окружающую среду.

Благодаря этой инвестиционной деятельности Россия включилась в ускоряющуюся гонку за ресурсами Африки, в которой участвуют как традиционные иностранные инвесторы региона (США, ЕС), так и страны с развивающейся экономикой, особенно Китай. Таким образом, Россия оказалась перед необходимостью выбора из двух дальнейших вариантов участия в этих процессах.

Первый путь предполагает копирование практики прямых инвестиций из развитых стран, которая, по словам известного африканского лидера Уолтера Родни, «способствовала недоразвитию Африки» и поэтому вызывает существенную критику и скепсис. Этот вариант означает, что как только иностранные инвесторы исчерпают местные природные ресурсы, эксплуатируемые ими для целей экспорта, они покинут африканские страны, оставив последних один на один с унаследованным загрязнением окружающей среды и без эффективного действующего механизма экономического роста.
Второй вариант более близок к политике бывшего СССР по взаимовыгодному сотрудничеству с Африкой.

В современном контексте этот путь возможен только за счет совместных действий в сфере экологически устойчивого развития и диверсификации экономики, что требует долгосрочного планирования и инновационного подхода.

За последние двадцать лет экологизация хозяйственной деятельности стала одним из наиболее динамично развивающихся факторов международной конкурентоспособности как государств, так и компаний. Учитывая существенный, иногда скачкообразный рост мировых цен на сырье в течение этого периода, энерго- и ресурсосбережение способствуют значительной экономии в частном и государственном секторах. Экологизация позволяет правительствам и бизнесу не только предотвращать нанесение ущерба окружающей среде и соответствующие расходы по его ликвидации, но и избегать репутационных рисков. Экологический след все больше принимается во внимание кредиторами и страховщиками в отношении всех типов проектов. Эта тенденция во многом способствовала технологическому прогрессу и появлению новых, наилучших в экологическом отношении хозяйственных практик и технологий нелинейного развития, которые стали самыми передовыми в бизнесе.

Наше исследование показало, что в экологическом отношении российские инвестиционные проекты на юге Африки не хуже, чем аналогичные проекты западных или африканских инвесторов. Однако нет и примеров продвижения российскими инвесторами проектов с акцентом на технологии нелинейного развития, позволяющие Югу Африки «перешагнуть» экологически неустойчивые, ресурсоемкие этапы промышленного роста, которые в прошлом были характерны для стран, чьи позиции сегодня лидируют. В то же время существуют интересные возможности двустороннего сотрудничества в сфере экологически устойчивого развития, в частности, совместные проекты по подземной газификации угля, технологии GTL (gas to luquid - превращение газа в жидкость), малой гидроэнергетике, энергосберегающим решениям и др.

Экологизация российско-южноафриканского сотрудничества не означает отказа от стратегических целей, поставленных Россией в отношении участия в разработке южноафриканских природных ресурсов, стратегии гаранта мировой энергетической безопасности и шагов по разработке собственной программы содействия развитию в нуждающихся странах. Пересмотрены должны быть не цели, а пути их достижения.

Существует ряд мер, благодаря которым отечественные компании могут повысить экологическую устойчивость своего бизнеса как в России, так и на юге Африки:
1) добровольные стандарты - введение более строгих международных стандартов качества и сертификация систем по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды, распространение информации об охране окружающей среды, поддержание «зеленого» диалога с местными сообществами и неправительственными организациями;
2) повышение экологической эффективности - более широкое применение существующих решений по сбережению энергии, водных и других ресурсов;
3) корпоративные инвестиции в социальное развитие - большее внимание к местным социальным проблемам и проблемам образования с целью обучения сотрудников и улучшения условий их жизни для того, чтобы дать местным жителям возможность найти или создать альтернативные источники доходов в случае исчерпания природных ресурсов;
4) анализ проектов с экологической точки зрения - учет показателей устойчивости при принятии решений об инвестировании в те или иные проекты, который позволяет избежать «сюрпризов» и финансовых потерь, случившихся, например, при покупке и продаже южноафриканского завода по выпуску ванадия Vanchem компанией «Евраз»;
5) ответственный подход к инвестированию в новые проекты - строительство новых электрогенерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, таких как энергия ветра и солнца, а также с минимальным вредным воздействием на окружающую среду, особенно в отношении выбросов углекислого газа;
6) собственные разработки, направленные на поиск технологий устойчивого развития, включая минимизацию вредного воздействия на окружающую среду, использование возобновляемых источников энергии, экологичных транспортных схем, переработку отходов, сбережение энергии, водных и прочих ресурсов.

Несмотря на то, что сейчас внимание российских политиков и бизнесменов в значительной степени приковано к возможностям добычи урана и строительства АЭС в ЮАР и Намибии, существуют серьезные основания сомневаться в долгосрочной финансовой целесообразности и экологической устойчивости этих проектов. Повод к сомнениям дает огромный потенциал юга Африки в сфере возобновляемых источников энергии, особенно энергии солнца и воды.

Ввиду увеличения финансирования разработки африканских природных ресурсов российскими банками, также исключительно важно, чтобы российские финансовые институты начали использовать международные критерии экологической оценки проектов, включая «Принципы ответственных инвестиций ООН» (UN Principles for Responsible Investment) и «Принципы Экватора» (Equator Principles).

Меры, предлагаемые в нашем докладе, могут послужить основой для реинвестирования доходов от продажи сырья в проекты устойчивого развития. Учет социальных и экологических факторов российских инвестиций на Юге Африки повлечет дополнительные расходы с точки зрения финансов и администрирования, однако эти расходы следует рассматривать скорее как долгосрочные инвестиции, нежели издержки. Более того, эти вложения многократно окупятся за счет повышения конкурентоспособности на уровне государств и компаний и укрепления экологической устойчивости экономики России, стран юга Африки, а также мира в целом.

Продолжение в следующем номере
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru