 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Апрель 2009 г. |
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
Поиск общих интересов
|
|
|
В этой статье мы продолжаем обсуждать особенности формирования системы межгосударственного сотрудничества государств-участников СНГ в энергетической сфере, уже затронутые в N1 «Мировой энергетики» за 2009 год.
|
|
|
Владимир Лихачев, Институт энергетических исследований РАН
|
|
|
Развитие региональной кооперации и сотрудничества в рамках СНГ в энергетической
сфере создают объективные предпосылки для более эффективного обеспечения
энергетической безопасности государств-участников СНГ, удовлетворения
потребностей внутреннего рынка Содружества в энергоресурсах за счет внутренних и
внешних источников, увеличения экспортного потенциала и экспорта энергоресурсов,
устойчивого роста национальных экономик на основе эффективного использования
энергии и возможностей международной торговли энергоресурсами.
Попытаемся от широко известных общих деклараций о необходимости «дружить
энергетиками» перейти к предметному анализу ситуации.
Регион СНГ обладает огромными возможностями по развитию топливно-энергетического
комплекса государств-участников. Их совокупный энергетический потенциал
составляет около 11% мировых доказанных запасов нефти, уступая среди
экономических сообществ только ОПЕК, более 41% мировых запасов природного газа
(первое место в мире) и 25% мировых запасов угля (первое место в мире).
Государства-участники СНГ имеют огромный потенциал энергосбережения, который, по
оценкам экспертов, составляет от 420 до 450 млн т н.э. В настоящее время
удельная энергоемкость экономики отдельных государств-участников СНГ в 3-3,5
раза превышает уровень промышленно развитых стран. Наиболее высокие показатели
энергоемкости ВВП среди государств-участников СНГ наблюдаются в Казахстане,
Туркмении, Узбекистане, Украине.
В 2000-2008 гг. добыча нефти в государствах-участниках СНГ повысилась более чем
на 60% и составила 636 млн т. Основными производителями нефти в СНГ являются
Россия (77% суммарной добычи в СНГ), Казахстан (11%) и Азербайджан (около 9%).
По сравнению с 2000 г. добыча нефти к 2008 г. в Азербайджане увеличилась более
чем в четыре раза, в Казахстане - в два раза, в России - на 51 процент.
К 2008 г. Россия занимала первое место в мире по добыче природного газа (79%
добычи в СНГ), одновременно являясь и его крупнейшим экспортером. Второе место
среди государств-участников СНГ занимает Туркмения (8% в СНГ). Немногим меньше
составляют объемы добычи газа в Узбекистане. По сравнению с 2000 г. наиболее
быстрыми темпами растет добыча газа в Казахстане. В 2008 г. добыча природного
газа в СНГ составила 874 млрд м3, а потребление - 680 миллиардов.
Добыча угля в СНГ в 2008 г. составила 517 млн т, что выше уровня 2000 г. в 1,8
раза, а потребление за этот период стабилизировалось на уровне 100 млн тонн.
Основными производителями и потребителями угля в СНГ являются Россия, Казахстан
и Украина.
Доля атомных электростанций (АЭС) в суммарном производстве электроэнергии в
последние годы составляет в Армении свыше 40%, в России - около 16% и в Украине
- около 48%. В целом по СНГ доля атомной энергии в производстве электроэнергии
приближается к 18%.
Анализ изменения производства и потребления первичных энергетических ресурсов
(ПЭР) за 1990-2008 гг. показал, что государства-участники СНГ в целом (и Россия
в частности) по общему производству энергетических ресурсов к 2008 г. превысили
уровни 1990 г. В то же время в 2008 г. производство ПЭР по сравнению с 2000 г.
увеличилось на 27%, в том числе в Азербайджане - почти в 3,5 раза, Казахстане -
на 80%, России - на 27% и Туркмении - на 40%. В целом по СНГ потребность в ПЭР
за 1990-2008 гг. уменьшилась почти на 23%. При этом по сравнению с 2000 г. рост
потребления ПЭР в СНГ составил почти 12%. Доля природного газа в структуре
потребления государств-участников СНГ в последние годы постоянно увеличивалась и
к 2008 году составила 53%, доля нефти (нефтепродуктов) снизилась до 18%, доля
угля - до 18%, а на долю атомной и гидроэнергетики приходится по 6 и 5 процентов
соответственно.
Как видим, в последнее десятилетие в энергетике СНГ наметился ряд тенденций,
которые требуют решения ряда общих задач долгосрочного энергополитического
характера.
Очевидно, что для повышения энергетической безопасности региона в целом и
увеличения экспортных возможностей отдельных стран перед
государствами-участниками СНГ (перед Россией - в первую очередь) стоит задача
снижения использования природного газа для внутренних нужд, прежде всего в
электроэнергетике, за счет повышения доли угольного топлива, атомной и других
альтернативных видов энергии. Рост цен на газ в межгосударственной торговле СНГ
стимулирует этот процесс. Такие изменения намечены в национальных программах
Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Узбекистана, Украины.
Не менее актуальными задачами являются повышение эффективности использования
энергии и энергосбережения, а также защита окружающей среды.
Продолжающийся мировой финансовый кризис ведет к негативным последствиям в
экономике и энергетике стран СНГ: в последние месяцы во всех государствах
Сообщества наблюдается спад ВВП и промышленного производства, падение уровней
спроса на энергоносители на внутренних рынках и сокращение экспорта. Многие
участники энергетического рынка СНГ уже объявили (или готовятся объявить) о
сокращении инвестиционных программ энергетических компаний и государств и, как
следствие, замораживании или переносе сроков реализации крупных энергетических
проектов, в том числе межгосударственного значения.
В конце 2008 - начале 2009 гг. обострились проблемы, накопившиеся во
взаимоотношениях между государствами СНГ в энергетической сфере. Наиболее громко
прозвучал газовый конфликт между Россией и Украиной, затронувший интересы
европейских стран и репутацию обоих участников конфликта как надежных партнеров
межгосударственной торговли газом. Не менее остро развиваются события в
Центральной Азии, связанные с водно-энергетической проблемой. Острейшие
энергетические кризисы переживают Таджикистан и Киргизия из-за снижения стока
рек.
По нашему мнению, в данной ситуации следует кардинальным образом пересмотреть
сложившиеся стереотипы взглядов на систему партнерских отношений между
государствами СНГ в энергетической сфере и сформулировать основные правила этого
сотрудничества.
Очевидно, что сотрудничество государств-участников СНГ в энергетической сфере
должно стать непрерывным взаимовыгодным процессом, в рамках которого
балансируются факторы повышения эффективности производства энергии, надежности
энергоснабжения потребителей, геополитических интересов государств-участников
СНГ и защиты окружающей среды. Энергетическое партнерство в рамках СНГ должно
строиться на основе кооперации, а решения по энергетическим вопросам принимаются
на основе консенсуса.
Необходимо учитывать разную степень реформированное™ энергетических рынков и
особенности энергетической политики государств-участников СНГ, а также
соглашения по развитию сотрудничества в сфере энергетики, уже заключенные в
рамках других региональных образований, таких как ЕврАзЭС.
Сложным вопросом для государств-участников СНГ является энергетическая
безопасность. Учитывая, что национальные энергетические рынки являются субъектом
национального законодательства, а в межгосударственной торговле энергоресурсами
необходима высокая степень координации, следует констатировать необходимость
постепенного перехода от двусторонних соглашений между государствами-участниками
СНГ к многосторонним, что подразумевает заключение специальных
межгосударственных соглашений по условиям торговли по различным видам
энергетических ресурсов и разработке совместных программ по различным аспектам
сотрудничества в сфере энергетики. Степень интеграции зависит не только от
параметров национальных энергетических отраслей, таких как, например, объем
резервных мощностей или за пасов, но и от степени доверия между партнерами.
Не только экономические и финансовые, но также политические и социальные
обстоятельства могут стать серьезными барьерами на пути развития сотрудничества
в сфере энергетики. К ним, например, относятся вопросы, затрагивающие
национальные суверенитеты. Тем не менее в межгосударственной торговле
энергоресурсами имеется большое количество примеров, когда проблемы решались в
ходе многосторонних переговоров.
Анализ мирового опыта создания межгосударственных механизмов сотрудничества в
энергетической сфере показывает, что идеальных примеров успешной энергетической
интеграции или энергетического партнерства не существует. В любом случае это
трудное и длительное мероприятие без гарантий достижения целей и доведения
процесса до конца. Но эта процедура должна базироваться на определенных
механизмах. Как в ЕС - на программе общей экономической интеграции.
В регионе АТЭС при создании интегрированной электроэнергетической системы были
изменены многие законодательные акты, а федеральные правительства стимулировали
процесс специальными субсидиями для преодоления препятствий, связанных с
национальными законодательствами.
Все страны формулируют политику в энергетической безопасности, устанавливая
стандарты энергоснабжения для устойчивого развития конкретного государства,
которые устраивают правительство и население. Не существует единых критериев
этих стандартов. Понятие энергетической безопасности различается по странам и
видам топлива (энергии). Государства-участники СНГ не являются исключением.
Ряд стран устанавливает конкретные параметры (пропорции) для отдельных видов
топлива (энергии) или структурные показатели диверсификации видов топлива и
поставщиков. Ряд стран настаивает, чтобы все или большая часть поставок на
внутренний рынок обеспечивались из национальных источников. Ряд стран вынужден
смириться с тем, что основная часть энергоносителей импортируется (как,
например, Япония и Южная Корея в отношении нефти и газа), однако стремится
развивать международную торговлю энергией и участвовать в капиталах
производителей и поставщиков. Ряд стран стремится обеспечить строгий контроль
над своими природными ресурсами.
Страны региона могут и меть различные системы в отношении иностранных инвестиций
в энергетике. Правила могут различаться по отдельным отраслям энергетики.
Отдельные страны-экспортеры предлагают широкие возможности для иностранных
инвесторов в своих ресурсных отраслях, не ограничивая иностранных инвесторов во
владении основным капиталом. Другие страны допускают контроль за размером
активов в проектах. При этом даже в странах с широкими возможностями для
иностранных инвесторов существуют ограничения на их деятельность.
Многоплановость развития партнерских отношений в энергетике применительно к СНГ
предполагает использование трехмерного подхода к выявлению барьеров и
перспективных направлений сотрудничества:
страновой разрез,
отраслевой разрез,
функциональный разрез.
В дополнение к отраслевому подходу представляется полезным рассмотреть
сотрудничество стран СНГ в энергетике с «функциональной» точки зрения, принимая
во внимание организацию внутренних энергетических рынков, межгосударственную
торговлю энергоресурсами, а также энергетическую политику государств
Содружества.
В итоге можно констатировать, что наиболее эффективной основой сотрудничества
стран СНГ представляется развитие рыночных отношений как экономической основы
стратегического партнерства государств-участников СНГ в энергетике. В рамках
этого процесса целью сотрудничества становится создание общих межгосударственных
энергетических рынков. Важнейшее значение приобретает развитие конкуренции и
постепенное снижение роли государственного сектора в энергетических отраслях,
там, где это не наносит урона национальной энергетической безопасности.
Первостепенной задачей в этих условиях становится переход к рыночным схемам
ценообразования при межгосударственной торговле энергоресурсами и рыночным
механизмам установления тарифов за транзит по территории государств-участников
СНГ. В добыче, производстве, переработке и транспорте энергетических ресурсов и
энергоносителей основные усилия предполагается направить на создание
благоприятного инвестиционного климата и развитие взаимных инвестиций.
Приоритетными становятся совместные проекты, способствующие повышению
экономической эффективности, энергетической безопасности и защите окружающей
среды. Важную роль должны сыграть совместные программы по обмену передовым
опытом и технологиями в энергетической сфере. Партнерские отношения в области
потребления энергетических ресурсов подразумевают объединение усилий по
повышению эффективности использования энергии и энергосбережения. Эту проблему
невозможно решить без постепенного и согласованного перехода на рыночные
принципы ценообразования на внутренних рынках. Эффективным механизмом развития
партнерских отношений в этой области являются совместные программы по обмену
передовым опытом и технологиями.
Партнерские отношения в энергетической политике включают в себя разработку
совместных программ развития энергетических комплексов на длительную перспективу
как основы координации энергополитических вопросов. Государства-участники СНГ
должны повысить прозрачность и информационную открытость в рамках
сотрудничества, учитывать интересы партнеров по СНГ при формировании
национальных энергетических стратегий, особенно в части энергетической
безопасности и совместными усилиями проводить политику интеграции с мировыми
энергетическими рынками.
Все изложенные выше направления межгосударственного сотрудничества не
противоречат официально декларированным целям национальных программ развития
энергетики и создают основу для формулирования общей Концепции стратегического
сотрудничества государств-участников СНГ в энергетической сфере. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|