Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Поиск общих интересов

 
   

В этой статье мы продолжаем обсуждать особенности формирования системы межгосударственного сотрудничества государств-участников СНГ в энергетической сфере, уже затронутые в N1 «Мировой энергетики» за 2009 год.

 

 
 

Владимир Лихачев,
Институт энергетических исследований РАН

 
 
Развитие региональной кооперации и сотрудничества в рамках СНГ в энергетической сфере создают объективные предпосылки для более эффективного обеспечения энергетической безопасности государств-участников СНГ, удовлетворения потребностей внутреннего рынка Содружества в энергоресурсах за счет внутренних и внешних источников, увеличения экспортного потенциала и экспорта энергоресурсов, устойчивого роста национальных экономик на основе эффективного использования энергии и возможностей международной торговли энергоресурсами.

Попытаемся от широко известных общих деклараций о необходимости «дружить энергетиками» перейти к предметному анализу ситуации.

Регион СНГ обладает огромными возможностями по развитию топливно-энергетического комплекса государств-участников. Их совокупный энергетический потенциал составляет около 11% мировых доказанных запасов нефти, уступая среди экономических сообществ только ОПЕК, более 41% мировых запасов природного газа (первое место в мире) и 25% мировых запасов угля (первое место в мире).

Государства-участники СНГ имеют огромный потенциал энергосбережения, который, по оценкам экспертов, составляет от 420 до 450 млн т н.э. В настоящее время удельная энергоемкость экономики отдельных государств-участников СНГ в 3-3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран. Наиболее высокие показатели энергоемкости ВВП среди государств-участников СНГ наблюдаются в Казахстане, Туркмении, Узбекистане, Украине.

В 2000-2008 гг. добыча нефти в государствах-участниках СНГ повысилась более чем на 60% и составила 636 млн т. Основными производителями нефти в СНГ являются Россия (77% суммарной добычи в СНГ), Казахстан (11%) и Азербайджан (около 9%). По сравнению с 2000 г. добыча нефти к 2008 г. в Азербайджане увеличилась более чем в четыре раза, в Казахстане - в два раза, в России - на 51 процент.

К 2008 г. Россия занимала первое место в мире по добыче природного газа (79% добычи в СНГ), одновременно являясь и его крупнейшим экспортером. Второе место среди государств-участников СНГ занимает Туркмения (8% в СНГ). Немногим меньше составляют объемы добычи газа в Узбекистане. По сравнению с 2000 г. наиболее быстрыми темпами растет добыча газа в Казахстане. В 2008 г. добыча природного газа в СНГ составила 874 млрд м3, а потребление - 680 миллиардов.

Добыча угля в СНГ в 2008 г. составила 517 млн т, что выше уровня 2000 г. в 1,8 раза, а потребление за этот период стабилизировалось на уровне 100 млн тонн. Основными производителями и потребителями угля в СНГ являются Россия, Казахстан и Украина.

Доля атомных электростанций (АЭС) в суммарном производстве электроэнергии в последние годы составляет в Армении свыше 40%, в России - около 16% и в Украине - около 48%. В целом по СНГ доля атомной энергии в производстве электроэнергии приближается к 18%.

Анализ изменения производства и потребления первичных энергетических ресурсов (ПЭР) за 1990-2008 гг. показал, что государства-участники СНГ в целом (и Россия в частности) по общему производству энергетических ресурсов к 2008 г. превысили уровни 1990 г. В то же время в 2008 г. производство ПЭР по сравнению с 2000 г. увеличилось на 27%, в том числе в Азербайджане - почти в 3,5 раза, Казахстане - на 80%, России - на 27% и Туркмении - на 40%. В целом по СНГ потребность в ПЭР за 1990-2008 гг. уменьшилась почти на 23%. При этом по сравнению с 2000 г. рост потребления ПЭР в СНГ составил почти 12%. Доля природного газа в структуре потребления государств-участников СНГ в последние годы постоянно увеличивалась и к 2008 году составила 53%, доля нефти (нефтепродуктов) снизилась до 18%, доля угля - до 18%, а на долю атомной и гидроэнергетики приходится по 6 и 5 процентов соответственно.

Как видим, в последнее десятилетие в энергетике СНГ наметился ряд тенденций, которые требуют решения ряда общих задач долгосрочного энергополитического характера.

Очевидно, что для повышения энергетической безопасности региона в целом и увеличения экспортных возможностей отдельных стран перед государствами-участниками СНГ (перед Россией - в первую очередь) стоит задача снижения использования природного газа для внутренних нужд, прежде всего в электроэнергетике, за счет повышения доли угольного топлива, атомной и других альтернативных видов энергии. Рост цен на газ в межгосударственной торговле СНГ стимулирует этот процесс. Такие изменения намечены в национальных программах Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Узбекистана, Украины.

Не менее актуальными задачами являются повышение эффективности использования энергии и энергосбережения, а также защита окружающей среды.

Продолжающийся мировой финансовый кризис ведет к негативным последствиям в экономике и энергетике стран СНГ: в последние месяцы во всех государствах Сообщества наблюдается спад ВВП и промышленного производства, падение уровней спроса на энергоносители на внутренних рынках и сокращение экспорта. Многие участники энергетического рынка СНГ уже объявили (или готовятся объявить) о сокращении инвестиционных программ энергетических компаний и государств и, как следствие, замораживании или переносе сроков реализации крупных энергетических проектов, в том числе межгосударственного значения.

В конце 2008 - начале 2009 гг. обострились проблемы, накопившиеся во взаимоотношениях между государствами СНГ в энергетической сфере. Наиболее громко прозвучал газовый конфликт между Россией и Украиной, затронувший интересы европейских стран и репутацию обоих участников конфликта как надежных партнеров межгосударственной торговли газом. Не менее остро развиваются события в Центральной Азии, связанные с водно-энергетической проблемой. Острейшие энергетические кризисы переживают Таджикистан и Киргизия из-за снижения стока рек.

По нашему мнению, в данной ситуации следует кардинальным образом пересмотреть сложившиеся стереотипы взглядов на систему партнерских отношений между государствами СНГ в энергетической сфере и сформулировать основные правила этого сотрудничества.

Очевидно, что сотрудничество государств-участников СНГ в энергетической сфере должно стать непрерывным взаимовыгодным процессом, в рамках которого балансируются факторы повышения эффективности производства энергии, надежности энергоснабжения потребителей, геополитических интересов государств-участников СНГ и защиты окружающей среды. Энергетическое партнерство в рамках СНГ должно строиться на основе кооперации, а решения по энергетическим вопросам принимаются на основе консенсуса.

Необходимо учитывать разную степень реформированное™ энергетических рынков и особенности энергетической политики государств-участников СНГ, а также соглашения по развитию сотрудничества в сфере энергетики, уже заключенные в рамках других региональных образований, таких как ЕврАзЭС.

Сложным вопросом для государств-участников СНГ является энергетическая безопасность. Учитывая, что национальные энергетические рынки являются субъектом национального законодательства, а в межгосударственной торговле энергоресурсами необходима высокая степень координации, следует констатировать необходимость постепенного перехода от двусторонних соглашений между государствами-участниками СНГ к многосторонним, что подразумевает заключение специальных межгосударственных соглашений по условиям торговли по различным видам энергетических ресурсов и разработке совместных программ по различным аспектам сотрудничества в сфере энергетики. Степень интеграции зависит не только от параметров национальных энергетических отраслей, таких как, например, объем резервных мощностей или за пасов, но и от степени доверия между партнерами.

Не только экономические и финансовые, но также политические и социальные обстоятельства могут стать серьезными барьерами на пути развития сотрудничества в сфере энергетики. К ним, например, относятся вопросы, затрагивающие национальные суверенитеты. Тем не менее в межгосударственной торговле энергоресурсами имеется большое количество примеров, когда проблемы решались в ходе многосторонних переговоров.

Анализ мирового опыта создания межгосударственных механизмов сотрудничества в энергетической сфере показывает, что идеальных примеров успешной энергетической интеграции или энергетического партнерства не существует. В любом случае это трудное и длительное мероприятие без гарантий достижения целей и доведения процесса до конца. Но эта процедура должна базироваться на определенных механизмах. Как в ЕС - на программе общей экономической интеграции.

В регионе АТЭС при создании интегрированной электроэнергетической системы были изменены многие законодательные акты, а федеральные правительства стимулировали процесс специальными субсидиями для преодоления препятствий, связанных с национальными законодательствами.

Все страны формулируют политику в энергетической безопасности, устанавливая стандарты энергоснабжения для устойчивого развития конкретного государства, которые устраивают правительство и население. Не существует единых критериев этих стандартов. Понятие энергетической безопасности различается по странам и видам топлива (энергии). Государства-участники СНГ не являются исключением.

Ряд стран устанавливает конкретные параметры (пропорции) для отдельных видов топлива (энергии) или структурные показатели диверсификации видов топлива и поставщиков. Ряд стран настаивает, чтобы все или большая часть поставок на внутренний рынок обеспечивались из национальных источников. Ряд стран вынужден смириться с тем, что основная часть энергоносителей импортируется (как, например, Япония и Южная Корея в отношении нефти и газа), однако стремится развивать международную торговлю энергией и участвовать в капиталах производителей и поставщиков. Ряд стран стремится обеспечить строгий контроль над своими природными ресурсами.

Страны региона могут и меть различные системы в отношении иностранных инвестиций в энергетике. Правила могут различаться по отдельным отраслям энергетики.

Отдельные страны-экспортеры предлагают широкие возможности для иностранных инвесторов в своих ресурсных отраслях, не ограничивая иностранных инвесторов во владении основным капиталом. Другие страны допускают контроль за размером активов в проектах. При этом даже в странах с широкими возможностями для иностранных инвесторов существуют ограничения на их деятельность.

Многоплановость развития партнерских отношений в энергетике применительно к СНГ предполагает использование трехмерного подхода к выявлению барьеров и перспективных направлений сотрудничества:
  • страновой разрез,
  • отраслевой разрез,
  • функциональный разрез.

    В дополнение к отраслевому подходу представляется полезным рассмотреть сотрудничество стран СНГ в энергетике с «функциональной» точки зрения, принимая во внимание организацию внутренних энергетических рынков, межгосударственную торговлю энергоресурсами, а также энергетическую политику государств Содружества.

    В итоге можно констатировать, что наиболее эффективной основой сотрудничества стран СНГ представляется развитие рыночных отношений как экономической основы стратегического партнерства государств-участников СНГ в энергетике. В рамках этого процесса целью сотрудничества становится создание общих межгосударственных энергетических рынков. Важнейшее значение приобретает развитие конкуренции и постепенное снижение роли государственного сектора в энергетических отраслях, там, где это не наносит урона национальной энергетической безопасности. Первостепенной задачей в этих условиях становится переход к рыночным схемам ценообразования при межгосударственной торговле энергоресурсами и рыночным механизмам установления тарифов за транзит по территории государств-участников СНГ. В добыче, производстве, переработке и транспорте энергетических ресурсов и энергоносителей основные усилия предполагается направить на создание благоприятного инвестиционного климата и развитие взаимных инвестиций. Приоритетными становятся совместные проекты, способствующие повышению экономической эффективности, энергетической безопасности и защите окружающей среды. Важную роль должны сыграть совместные программы по обмену передовым опытом и технологиями в энергетической сфере. Партнерские отношения в области потребления энергетических ресурсов подразумевают объединение усилий по повышению эффективности использования энергии и энергосбережения. Эту проблему невозможно решить без постепенного и согласованного перехода на рыночные принципы ценообразования на внутренних рынках. Эффективным механизмом развития партнерских отношений в этой области являются совместные программы по обмену передовым опытом и технологиями.

    Партнерские отношения в энергетической политике включают в себя разработку совместных программ развития энергетических комплексов на длительную перспективу как основы координации энергополитических вопросов. Государства-участники СНГ должны повысить прозрачность и информационную открытость в рамках сотрудничества, учитывать интересы партнеров по СНГ при формировании национальных энергетических стратегий, особенно в части энергетической безопасности и совместными усилиями проводить политику интеграции с мировыми энергетическими рынками.

    Все изложенные выше направления межгосударственного сотрудничества не противоречат официально декларированным целям национальных программ развития энергетики и создают основу для формулирования общей Концепции стратегического сотрудничества государств-участников СНГ в энергетической сфере.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru