Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Биржевая госкорпорация

 
   

 

 
 

Тарас БОНДАРЬ,
эксперт «Мировой энергетики»

 
 
Два года назад правительство России решило создать собственную нефтяную биржу, мотивируя необходимость этого мероприятия «несправедливостью» мировых цен на российские углеводороды, отсутствием надежных индикаторов внутрироссийских цен на нефть, позволяющих дополнительно ограничить возможности нефтяных компаний по оптимизации налогообложения, и желанием увеличить значимость российской валюты для расчетов на крупнейшем российском экспортном рынке. Фактически создание нефтяной биржи лежит в общем русле идей о формировании в России регионального финансового центра.

Необходимо отметить, что данная идея витала в воздухе очень давно - первые нефтяные и товарные биржи были зарегистрированы в России еще в начале 1990-х гг. (ни одна из них так и не смогла начать сколько-нибудь активные торги на регулярной основе). В 1999 г. Министерство экономики РФ подготовило проект постановления правительства о рыночном ценообразовании на рынке нефти в ходе биржевой торговли фьючерсами. Наконец, в 2003 г. администрация Ханты-Мансийского автономного округа предлагала на обсуждение в правительстве страны комплект документов о создании в округе биржевой площадки по торговле нефтью, однако тогда эта инициатива не была поддержана ни частными компаниями, ни руководством страны и так и не была реализована.

Интерес государственных чиновников к этой идее обострился два-три года назад, когда цены на нефть продолжали расти, обеспечивая все большую часть доходов бюджета, раздувая внешнеполитические амбиции руководства страны и обеспечивая пристальное внимание к тому, как распределяются доходы от продажи российской нефти. С самой высокой трибуны такое намерение было озвучено в ноябре 2006 г. Владимиром Путиным - с подачи губернаторов Санкт-Петербурга и ХМАО, решивших объединить усилия двух регионов по организации такой биржи в Северной Пальмире.

Даже первоначальные проекты создания нефтяной биржи предполагали, что она будет в значительной степени государственной - по одному из документов, подготавливавшихся МЭРТ два года назад, до трети руководящих органов биржи должны были формироваться из чиновников, а чтобы обойти законодательный запрет на участие государства в организации биржевых площадок, предполагалось создать биржу в форме некоммерческого партнерства.

Однако негативная реакция как непосредственных участников рынка, так и экспертного сообщества привели к более адекватному решению - сначала Минэкономразвития выбрало в качестве опорной площадки для организации торговли нефтью уже давно существующую фондовую биржу «Санкт-Петербург», а затем в прошлом году было зарегистрировано ЗАО Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) с учредителями в лице крупных компаний ТЭКа, финансовых, транспортных и посреднических структур.

Впрочем, роль государства в организации биржи от этого не уменьшилась. В числе ее учредителей - почти исключительно напрямую или опосредованно подконтрольные государству компании, а из крупных частных нефтяных компаний, например, в их состав вошел только Сургутнефтегаз.

Недостаточный интерес вертикально-интегрированных нефтяных компаний к новой форме реализации своего сырья связан, в первую очередь, с самой структурой внутреннего российского рынка нефти, характеризующегося высокой долей вертикально-интегрированных компаний в общих объемах добываемой нефти - около 70% добычи приходится на четыре крупнейшие компании, ограниченным числом крупных независимых нефтеперерабатывающих предприятий и высокой долей экспорта.

Негативное влияние на возможности организации биржевой торговли нефтью оказывают также российские просторы, из-за которых для покупателей становится очень важным место отгрузки товара, так как стоимость его дальнейшей транспортировки может превышать все выгоды, связанные с преимуществами биржевой торговли. Да и качественный состав нефти отдельных месторождений иногда различается очень существенно, из-за чего контракты могут, по сути, заключаться только на определенную смесь, например, пресловутый сорт Urals, транспортируемый по магистральным трубопроводам Транснефти.

Попытка учесть оба этих фактора привела бы к тому, что на бирже появилось бы множество контрактов, учитывающих различные сорта нефти и пункты отгрузки, чтобы сделать ценообразование прозрачным, однако в этом случае ликвидность каждого контракта приближалась бы к нулю. С аналогичными проблемами столкнутся и попытки организовать биржевую торговлю российской нефтью на экспорт, так как количество вариантов условий и пунктов доставки товара возрастает многократно.

В этих условиях максимум, на который может рассчитывать новая биржа - это постепенное вытеснение собственных торговых площадок и тендеров нефтедобывающих компаний, где сейчас реализуются основные объемы свободной нефти. Однако выполнение такой задачи требует от сырьевой биржи как минимум той же гибкости и удобства работы, какие обеспечивают компаниям их собственные сбытовые процессы.

Поддержание жизнедеятельности такой нефтяной биржи возможно только за счет снижения эффективности системы в целом, в частности, путем прямых государственных субсидий биржевых операций (которые могут быть выражены, например, в снижении налогов и акцизов для такого способа реализации), принуждения контролируемых государством нефтяных компаний к использованию нового канала реализации, либо путем установления законодательной монополии биржи на определенные сбытовые операции(например, в виде требования реализации всей нефти, транспортируемой по системе Транснефти, через биржевые торги).

Впрочем, по оценкам самой биржи, торговля нефтью на ней вряд ли начнется ранее конца этого года, а с учетом избытка предложения нефти на мировых рынках в последние полгода эта дата может перенестись на еще более отдаленные сроки. Пока же СПбМТСБ начала торги нефтепродуктами, для которых, по крайней мере, проблема стандартизации продукции стоит гораздо менее остро. Более того, для массовых видов нефтепродуктов - бензинов и дизельного топлива - существует умеренно конкурентный мелкооптовый рынок в лице независимых сетей автозаправок (на долю независимых АЗС приходится около половины розничного рынка) и различных баз материально-технического снабжения.

Впрочем, опыт предшественницы СПбМТСБ - биржи «Санкт-Петербург» - показывает, что без активной «разъяснительной работы» государства с крупными и средними участниками рынка рассчитывать на стабильную биржевую торговлю не приходится. Так, за первые девять месяцев торгов на этой бирже было продано менее 6 тыс. т нефтепродуктов, а рекордный показатель активности торговли был зафиксирован уже после начала работы конкурирующей площадки в апреле 2009 г., когда дневной объем сделок превысил 11 тыс. т нефтепродуктов.

Главной головной болью биржи и здесь является вопрос пункта отгрузки топлива, что делает каждый биржевой контракт или жестко привязанным к относительно небольшому региону, или предполагает ценовую дискриминацию в случае, когда цена доставки фиксирована и включена в стоимость контракта. Новая биржа в Санкт-Петербурге предпочла первый вариант, в результате которого на ней торгуются контракты на одни и те же продукты с многочисленными точками отгрузки.

Несмотря на то, что лицензии на ведение биржевой деятельности были получены биржей еще в мае прошлого года, торги нефтепродуктами на СПбМТСБ формально начались только в конце 2008 г., а первые сделки были заключены крупными нефтяными компаниями лишь в марте нынешнего года. 25 марта Роснефть продала свои нефтепродукты на 97 млн руб., а 27 марта ТНК-ВР реализовала свою продукцию на 75 млн рублей. За последующие три недели суммарный объем торгов оказался меньше, чем за эти два дня, носившие явно демонстрационный характер, таким образом отражая в целом низкий интерес как продавцов, так и покупателей к биржевым торгам.

Примечательно, что в качестве одного из крупных покупателей нефтепродуктов выступила еще одна контролируемая государством компания - Аэрофлот, приобретшая в ходе торгов авиакеросин. Именно госструктуры - в первую очередь, Минобороны и Минсельхоз - считаются основными перспективными покупателями на этой биржевой площадке, по планам Минэкономразвития необходимо обязать их приобретать ежегодно не менее 15% топлива через биржевые контракты, что обеспечит достаточную ликвидность последних.

Таким образом, Санкт-Петербургская товарная биржа в ближайшее время, по сути, окажется квазигосударственным механизмом реализации нефтепродуктов, где государственные нефтяные компании продают их государственным же потребителям. Жизнеспособность такой формы сбыта будет определяться в значительной мере желанием чиновников поддерживать ее искусственным образом. Впрочем, при наличии такого интереса, доступных инструментов для регулирования объемов биржевой торговли у государства, контролирующего все основные транспортные системы страны в дополнение к фискальным методам и возможности законодательного принуждения к торговле на бирже, великое множество.

Между тем схожие инициативы негосударственного сектора, например, организация рынка беспоставочных фьючерсов на нефть на РТС, оказываются довольно успешным бизнес-проектом, хотя и небольшим по масштабам. Вот только из двух контрактов на нефть - сортов Urals и Brent - участники рынка явно предпочитают более ликвидный на мировом рынке второй, а вовсе не первый, о котором так печется правительство. Вероятно, именно этот подход - адаптация мировых финансовых продуктов для локального российского рынка, а не попытка переделать мировую систему торговли нефти - рано или поздно приведет к становлению в России достаточно крупного и ликвидного сегмента биржевой торговли.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru