Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Апрель 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Фокусируем внимание на интересах клиента

 
   

В ситуации финансовой нестабильности выбрать банк, которому хотелось бы доверить свои деньги, чрезвычайно непросто. Поэтому, прежде чем начать сотрудничество с тем или иным финансовым институтом, состоятельному клиенту будет важно узнать, как данный банк работает с VIP-клиентами и как помогает сохранить и приумножить благосостояние.

 

 
 

Элеонора ШАВРИНА,
начальник Управления частно-банковского обслуживания Газпромбанка

 
 
Прошлогоднее падение рынка было поистине беспрецедентным. За всю документально подтвержденную историю фондового рынка США с 1825 по 2008 гг. падение такого масштаба случалось лишь дважды - в 1931 и 2008 годах.

Клиентов Private Banking кризис волнует, пожалуй, даже больше, чем клиентов розничных отделений банков, поскольку, несмотря на увеличение максимального размера выплаты в рамках системы страхования вкладов до 700 тыс. рублей, сохранность основной части сбережений состоятельных клиентов зависит от надежности банков.

Общая тенденция последних месяцев: приток активов в наиболее надежные банки и выход из институтов, чья надежность вызывает сомнения. Важно отметить, что если в 1998 г. вкладчики переходили из российских банков в иностранные, то сегодня, после банкротства Lehman Brothers, они обращают большее внимание на качество банка, а не на его «национальность».

В ситуации финансовой нестабильности выбрать банк, которому хотелось бы доверить свои деньги, чрезвычайно непросто, поэтому, прежде чем начать сотрудничество с тем или иным финансовым институтом, состоятельному клиенту будет важно узнать, как данный банк работает с VIP-клиентами и как помогает сохранить и приумножить их благосостояние. И, хотя абсолютной формулы успеха в финансовом мире не существует, мы попытаемся сформулировать ряд критериев, определяющих лидеров индустрии Private Banking в России.

Во-первых, обращаясь в офис частно-банковского обслуживания, клиент вправе требовать индивидуального подхода, основанного на понимании его потребностей. Так, клиент Private Banking Газпромбанка может решать финансовые вопросы, общаясь только с одним человеком - персональным менеджером. Задача таких менеджеров - быть не только консультантом в мире инвестиционных продуктов и услуг, но и персональным помощником при комплексном банковском обслуживании: оплате счетов, обмене валют, проведении операций по банковским картам и получении кредита.

Во-вторых, офис частно-банковского обслуживания должен иметь возможность предоставить клиенту широкий спектр финансовых решений, включающий не только классические банковские продукты, но и услуги по управлению капиталом в России и за рубежом. Наличие в банке широкого продуктового ряда позволяет гибко реагировать на изменение ситуации на финансовых рынках и предлагать клиенту решения, соответствующие текущей стадии бизнес-цикла.

Например, сегодня инвесторы предъявляют повышенный спрос на продукты и стратегии, обеспечивающие защиту капитала, их инвестиционный горизонт сократился с 2-3 лет до нескольких месяцев. Кроме того, опасения относительно дальнейшей девальвации рубля побуждают вкладывать деньги в продукты, номинированные в иностранных валютах. Однако, по мере того, как экономическое положение в мире начнет улучшаться, инвесторы будут активнее вкладывать средства в фондовый рынок, сырьевые товары и, возможно, в недвижимость.

В-третьих, доверительные отношения с клиентом возможны только в атмосфере конфиденциальности. Газпромбанк использует специальные технологии безопасного хранения информации, отвечающие высочайшим мировым стандартам, а соблюдение банковской тайны является важнейшей обязанностью финансового консультанта и персонального менеджера.

Наконец, чрезвычайно важно, чтобы в работе с клиентом банк был нацелен на построение с ним долгосрочных, основанных на взаимном доверии отношений, а не на получении сиюминутной прибыли. В таком банке персональный менеджер не будет вводить клиентов в заблуждение относительно характера, цены и качества услуг и использовать недостаточную информированность клиента для навязывания невыгодных инвестиционных решений.

Планируя вложения в фондовый рынок, клиент должен ясно понимать, что финансовый мир не знает метода, позволяющего стабильно получать прибыль за счет угадывания момента покупки и продажи инвестиционных продуктов.

Исследования работы инвестиционных менеджеров показывают, что даже профессиональные инвесторы не способны постоянно приносить доходность выше, чем средняя доходность рынка. Секрет успешного инвестирования кроется в методичном, дисциплинированном подходе к инвестициям, диверсификации рисков и правильном распределении средств по основным классам активов.

Решение о размещении активов строится с учетом трех основных составляющих: инвестиционного горизонта клиента, имеющегося у него инвестиционного опыта, а также уровня риска, который клиент готов на себя принять.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ГОРИЗОНТ

Это срок, на который инвестор готов разместить свои средства для получения прибыли. Четкое понимание личного инвестиционного горизонта является для каждого инвестора, пожалуй, самым важным фактором успешной работы с ценными бумагами. Дело в том, что доходность вложений в ценные бумаги на короткий срок (до 12 мес.) подвержена значительным колебаниям в зависимости от спекулятивных настроений рынка, в то время как доходность вложений на более долгий срок (от 3 лет и выше) изменяется существенно меньше. Таким образом, более долгий инвестиционный горизонт позволяет снизить риск получения убытков. Инвестиционная практика показывает, что вложения в сбалансированный портфель акций и облигаций требуют горизонта не менее 1 года, при этом рекомендуемый инвестиционный горизонт для вложений в акции составляет 2-3 года.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ОПЫТ

К сожалению, знание теории финансовых рынков не может заменить практического опыта, и начинающие инвесторы подвержены панике или эйфории, несмотря на весь багаж знаний, который они могли почерпнуть из книг. Именно поэтому инвестору с ограниченным опытом следует воздержаться от вложений значительной части своих сбережений в продукты и стратегии с высоким финансовым риском. Заметим также, что ни один инвестор не должен пренебрегать негативным опытом, полученным на фондовом рынке, тем более что этот опыт обычно достается дорогой ценой. Анализ прошлых ошибок позволяет лучше рассчитать свои силы и снизить риски будущих потерь.

ОТНОШЕНИЕ К ИНВЕСТИЦИОННОМУ РИСКУ

Чтобы избежать многих ошибок и разочарований, начинающий инвестор должен правильно и честно оценить свое отношение к инвестиционному риску, которое может зависеть как от объективных факторов (ожидаемое изменение уровня доходов, экстренные траты), так и чисто субъективных, связанных с характером конкретного человека. Важно помнить, что правильная диверсификация активов часто позволяет снизить риски, не снижая при этом доходности инвестиционного портфеля. Диверсификация - это сложный и многомерный процесс, который включает в себя распределение средств между классами активов (акции, облигации, банковские вклады), между ценными бумагами различных стран, между отраслями экономики, отдельными сегментами фондового рынка или специфическими инвестиционными темами и стратегиями.

Таким образом, сотрудничество с персональным менеджером и планирование инвестиций начинается с анализа потребностей клиента, оценки приемлемого уровня риска, инвестиционного горизонта и предшествующего опыта инвестирования. После того как инвестиционная стратегия определена, специалисты Private Banking разрабатывают продуктовое предложение, соответствующее потребностям клиента и его отношению к риску. На основании принятого клиентом решения банк приступает к исполнению инвестиционной стратегии.

Мониторинг соответствия портфеля клиента заданной стратегии является неотъемлемой частью инвестиционного процесса. Специалисты Private Banking должны тщательно следить за ситуацией на рынке и при необходимости рекомендовать изменения в структуре портфеля.

Персональный менеджер регулярно предоставляет клиенту отчет о состоянии портфеля и обсуждает новые возможности для приумножения благосостояния последнего. Отчет о достигнутых результатах становится отправной точкой для следующего цикла совместной работы с клиентом.

Кроме того, клиенту полезно поинтересоваться, какие нефинансовые услуги может предложить ему офис частно-банковского обслуживания. В некоторых случаях такие услуги ограничиваются организацией развлекательных вечеринок, показов моды, концертов, спортивных матчей и т.п.

Это имеет для ряда клиентов ограниченную ценность, поскольку, обращаясь в банк, клиент ожидает прежде всего получить высокий уровень финансовых услуг и эффективное управление капиталом, а билеты на то или иное спортивное или светское мероприятие он чаще всего приобретает сам или обращается к профессионалам из консьерж-служб.

Тем не менее существует ряд нефинансовых услуг, для оказания которых банки должны обладать уникальными знаниями и опытом, по-настоящему полезными клиенту. Например, речь может идти об инвестициях в предметы искусства, о помощи в составлении коллекций художественных произведений и о проведении сделок с такими произведениями.

События последних месяцев лишний раз подтверждают, что поведение финансовых рынков так же непредсказуемо, как перемена погоды. К сожалению, инвестиционная практика так и не выработала уникальной модели, позволяющей эффективно зарабатывать при росте рынка и не терять деньги при его падении.

И все же надежность и репутация крупнейших финансовых институтов позволили, несмотря на общемировой финансовый кризис, обеспечить лояльность клиентов и устойчивый рост клиентской базы, что является свидетельством опыта и профессионализма сотрудников этих банков, а также неизменного спроса на качественные услуги Private Banking.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru