Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2009 г.

 

     
 

Хочешь стать энергетиком? Поможем!

 
   

 

 
 

Владислава СИМОНОВА

 
   

Ясно, почему об энергетиках не снимают кино и не пишут романы — профессия не представляется героической. Напротив, сплошные будни: длительная подготовка, многолетний напряженный труд в большом коллективе. Наиболее показательна в этом смысле, пожалуй, карьера диспетчера энергетических систем, которая обязательно включает в себя годы профессионального становления. От момента, когда выпускник вуза приходит на стажировку в оперативно-диспетчерскую службу Системного оператора ЕЭС, до того дня, когда он будет допущен к самостоятельной работе, проходит 3—4 года. Но разве такая перспектива привлекает, если тебе 16 лет? Когда хочется всего и сразу?

Сначала — гимназия

  return_links(1); ?>


Конечно, это не единственная причина кадрового голода, который испытывает энергетическая отрасль. Но в наше «быстрое время» стабильный многолетний труд на одном предприятии уже не является аргументом, способным в массовом порядке привлечь молодежь. Информации мало, нужна мотивация. Об этом хорошо знают в ОАО «Системный оператор ЕЭС» — компании, которая занимается оперативно-диспетчерским управлением Единой энергосистемы России и отвечает за ее стабильную деятельность. Работая над устойчивой профессиональной мотивацией у молодых специалистов, здесь пришли к выводу, что лучше всего начинать со школы. И вот уже полтора года действует благотворительный фонд «Надежная смена», созданный для оказания помощи в подготовке будущих специалистов электроэнергетической отрасли.

Одно из направлений его деятельности — профориентация школьников. Главное направление на ближайшие годы определено: образовательный проект «Школа — вуз — предприятие». В его рамках открыты три специализированных энергетических класса в гимназиях Екатеринбурга и два — в гимназиях Томска. Более 70 школьников усиленно занимаются предметами, которые пригодятся им при поступлении на энергетические факультеты региональных вузов. Университетские преподаватели и специалисты-практики готовы работать со старшеклассниками: читать лекции, проводить лабораторные работы, приглашать на экскурсии, чтобы услышанное на уроках не осталось сухой теорией. В самом деле, можно прослушать не одну лекцию по управлению энергетическими потоками, но лучше один раз увидеть диспетчерский щит и диспетчеров за работой.

  return_links(); ?>


Так постепенно к окончанию школы профессиональная ориентация превращается в профессиональную мотивацию. Первые выпускники специализированных классов уже поступили в Уральский государственный технический университет и Томский политехнический университет. В планах — развитие проекта в Санкт-Петербурге и Самаре.

Конкурс как инструмент

Благотворительный фонд и Системный оператор не останавливаются на достигнутом, справедливо полагая, что, чем больше эффективных образовательных технологий удастся применить, тем больше молодых энергетиков придет в отрасль. Недавно состоялся первый конкурс на лучшую научно-практическую работу среди десятиклассников Екатеринбурга. В нем участвовали двадцать три ученика специализированных энергетических классов. Темы конкурсных работ предложили работники ОДУ Урала и преподаватели кафедры автоматизированных электрических систем электротехнического факультета Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ).

Трое лучших получили соответствующие сертификаты и бонусные баллы, которые могут пригодиться при поступлении на электротехнический факультет УГТУ-УПИ.

Работы победителей впечатлили жюри. Например, Никита Немытов, десятиклассник лицея №130, технически одаренный юноша, представил два проекта по разным направлениям. Работа, вызвавшая интерес преподавателей кафедры автоматизированных электрических систем электротехнического факультета УГТУ-УПИ, была посвящена реформированию электроэнергетики. Молодой человек решил понять, что значит эта отрасль для экономики России, какова её структура и зачем понадобилась реформа. Одноклассник Никиты Дмитрий Шишков посвятил свой труд вопросам сугубо техническим — способам получения электрического тока, — рассмотрев не только основные, но и перспективные пути. Реферат сопровождался внушительной практической частью. Занявшая первое место Юля Кучкина из екатеринбургской гимназии №47 — очень разносторонняя девушка. Она солистка хорошо известного на Урале детского театра-балета «Щелкунчик», любит литературу и историю, но учится всё же в энергетическом классе. Ее реферат, посвященный энергетике будущего и нетрадиционным источникам энергии, жюри признало самым основательным и глубоким из всех конкурсных работ.

«Профессиональная подготовка энергетиков — сложный и длительный процесс. Мы пришли к выводу, что продуктивнее всего работать со школьниками, — утверждает руководитель фонда “Надежная смена” Надежда Батова. — Конкурс среди старшеклассников на лучшую научную работу по электроэнергетике — лишь одна из образовательных технологий. Проведя его, мы убедились в эффективности этого инструмента, поскольку он в в полной мере отвечает задачам нашего образовательного проекта “Школа — вуз — предприятие”. Планируем проводить такие состязания и в дальнейшем. Мы хотим, чтобы молодые люди сами захотели прийти работать в электроэнергетику».

«Надежная смена» не намерена ограничиваться одними только конкурсами. Уже в апреле фонд совместно с ОДУ Урала проведет школьную олимпиаду по математике и физике. На этот раз соревноваться будут учащиеся выпускных классов из различных уральских регионов.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru