|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Март 2009 г. |
|
|
|
|
|
|
|
Хочешь стать энергетиком? Поможем!
|
|
|
|
|
|
Владислава СИМОНОВА
|
|
|
Ясно, почему об энергетиках не снимают кино и не пишут романы — профессия не
представляется героической. Напротив, сплошные будни: длительная подготовка,
многолетний напряженный труд в большом коллективе. Наиболее показательна в этом
смысле, пожалуй, карьера диспетчера энергетических систем, которая обязательно
включает в себя годы профессионального становления. От момента, когда выпускник
вуза приходит на стажировку в оперативно-диспетчерскую службу Системного
оператора ЕЭС, до того дня, когда он будет допущен к самостоятельной работе,
проходит 3—4 года. Но разве такая перспектива привлекает, если тебе 16 лет?
Когда хочется всего и сразу?
Сначала — гимназия
echo $sape->return_links(1); ?>
Конечно, это не единственная причина кадрового голода, который испытывает
энергетическая отрасль. Но в наше «быстрое время» стабильный многолетний труд на
одном предприятии уже не является аргументом, способным в массовом порядке
привлечь молодежь. Информации мало, нужна мотивация. Об этом хорошо знают в ОАО
«Системный оператор ЕЭС» — компании, которая занимается оперативно-диспетчерским
управлением Единой энергосистемы России и отвечает за ее стабильную
деятельность. Работая над устойчивой профессиональной мотивацией у молодых
специалистов, здесь пришли к выводу, что лучше всего начинать со школы. И вот
уже полтора года действует благотворительный фонд «Надежная смена», созданный
для оказания помощи в подготовке будущих специалистов электроэнергетической
отрасли.
Одно из направлений его деятельности — профориентация школьников. Главное
направление на ближайшие годы определено: образовательный проект «Школа — вуз —
предприятие». В его рамках открыты три специализированных энергетических класса
в гимназиях Екатеринбурга и два — в гимназиях Томска. Более 70 школьников
усиленно занимаются предметами, которые пригодятся им при поступлении на
энергетические факультеты региональных вузов. Университетские преподаватели и
специалисты-практики готовы работать со старшеклассниками: читать лекции,
проводить лабораторные работы, приглашать на экскурсии, чтобы услышанное на
уроках не осталось сухой теорией. В самом деле, можно прослушать не одну лекцию
по управлению энергетическими потоками, но лучше один раз увидеть диспетчерский
щит и диспетчеров за работой.
echo $sape->return_links(); ?>
Так постепенно к окончанию школы профессиональная ориентация превращается в
профессиональную мотивацию. Первые выпускники специализированных классов уже
поступили в Уральский государственный технический университет и Томский
политехнический университет. В планах — развитие проекта в Санкт-Петербурге и
Самаре.
Конкурс как инструмент
Благотворительный фонд и Системный оператор не останавливаются на достигнутом,
справедливо полагая, что, чем больше эффективных образовательных технологий
удастся применить, тем больше молодых энергетиков придет в отрасль. Недавно
состоялся первый конкурс на лучшую научно-практическую работу среди
десятиклассников Екатеринбурга. В нем участвовали двадцать три ученика
специализированных энергетических классов. Темы конкурсных работ предложили
работники ОДУ Урала и преподаватели кафедры автоматизированных электрических
систем электротехнического факультета Уральского государственного технического
университета (УГТУ-УПИ).
Трое лучших получили соответствующие сертификаты и бонусные баллы, которые могут
пригодиться при поступлении на электротехнический факультет УГТУ-УПИ.
Работы победителей впечатлили жюри. Например, Никита Немытов, десятиклассник
лицея №130, технически одаренный юноша, представил два проекта по разным
направлениям. Работа, вызвавшая интерес преподавателей кафедры
автоматизированных электрических систем электротехнического факультета УГТУ-УПИ,
была посвящена реформированию электроэнергетики. Молодой человек решил понять,
что значит эта отрасль для экономики России, какова её структура и зачем
понадобилась реформа. Одноклассник Никиты Дмитрий Шишков посвятил свой труд
вопросам сугубо техническим — способам получения электрического тока, —
рассмотрев не только основные, но и перспективные пути. Реферат сопровождался
внушительной практической частью. Занявшая первое место Юля Кучкина из
екатеринбургской гимназии №47 — очень разносторонняя девушка. Она солистка
хорошо известного на Урале детского театра-балета «Щелкунчик», любит литературу
и историю, но учится всё же в энергетическом классе. Ее реферат, посвященный
энергетике будущего и нетрадиционным источникам энергии, жюри признало самым
основательным и глубоким из всех конкурсных работ.
«Профессиональная подготовка энергетиков — сложный и длительный процесс. Мы
пришли к выводу, что продуктивнее всего работать со школьниками, — утверждает
руководитель фонда “Надежная смена” Надежда Батова. — Конкурс среди
старшеклассников на лучшую научную работу по электроэнергетике — лишь одна из
образовательных технологий. Проведя его, мы убедились в эффективности этого
инструмента, поскольку он в в полной мере отвечает задачам нашего
образовательного проекта “Школа — вуз — предприятие”. Планируем проводить такие
состязания и в дальнейшем. Мы хотим, чтобы молодые люди сами захотели прийти
работать в электроэнергетику».
«Надежная смена» не намерена ограничиваться одними только конкурсами. Уже в
апреле фонд совместно с ОДУ Урала проведет школьную олимпиаду по математике и
физике. На этот раз соревноваться будут учащиеся выпускных классов из различных
уральских регионов. |
|
|
|
|
|
|
|