Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив журналов

 

Март 2009
     
 

Энергосбережение: есть результаты

 

Республика Татарстан стала одним из первых регионов России, взявших курс на повышение энергоэффективности. Еще в 2000 г. в Послании президента Татарстана Госсовету отмечалось, что энерго- и ресурсоэффективность является генеральной линией повышения конкурентоспособности экономики республики. Тогда же была утверждена республиканская целевая программа энергосбережения на 2000—2005 годы. За время ее выполнения ВРП республики увеличился на 40% при неизменном уровне потребления энергоресурсов. При этом темпы снижения энергоемкости ВРП почти вдвое превосходили темпы снижения энергоемкости ВВП России.

 

Хафиз САЛИХОВ,

член Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ,

председатель подкомитета по государственно-частному партнерству

 

Опыт есть, идем дальше

Хорошие базовые итоги в реализации данной программы позволили заложить основу для запуска нового республиканского проекта энергоэффективности, рассчитанного на 2006—2010 гг. Поясню, что для оценки эффективного использования энергоносителей, в соответствии с данной программой, применяется основной индикатор энергоемкости ВРП — отношение объемов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива (т у.т.) к ВРП в сопоставимых ценах 2000 г. (т у.т./млн руб.).

  return_links(1); ?>

Итоги 2008 г. показывают снижение данного индикатора на 6% относительно 2007 г. В промышленности снижение энергоемкости продукции составило 4,2% и достигло своего программного значения. Таким же образом получены программные значения индикаторов сельского хозяйства (на 1,2%). Итоги 2008 г. показывают достижение пороговых значений основных индикаторов энергоэффективности.

 

Контроль и стимулы

Возникает закономерный вопрос: каким образом достигаются программные значения индикаторов? Во-первых, правительство республики ежегодно утверждает пороговые значения индикаторов эффективности для каждого муниципального образования, для каждой отрасли экономики и осуществляет постоянный мониторинг их выполнения.

При этом важно подчеркнуть, что господдержка, в том числе муниципалам, оказывается лишь при условии достижения пороговых значений индикаторов, а работа руководителей министерств оценивается с учетом выполнения индикаторов в курируемых отраслях.

  return_links(); ?>

Еще один весьма интересный момент (не знаю, в какой степени он задействован на общероссийском макроэкономическом уровне) — это установление индикаторов эффективности также и через представителей государства в органах управления промышленных предприятий — в частности, крупнейших предприятий нефтедобычи, нефтехимии и энергетики.

Кроме того, для повышения эффективности в бюджетной сфере в Татарстане удалось задействовать механизм реинвестирования средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих мероприятий и материального стимулирования конкретных участников производственного процесса. При этом 50% от суммы экономии направляется на материальное поощрение, а вторая половина — на дальнейшую реализацию энерго- и ресурсоэффективных мероприятий.

Еще один инструмент — проведение энергетических исследований. Ежегодно постановлениями правительства республики утверждается перечень предприятий и организаций, подлежащих, подчеркиваю, обязательным энергетическим обследованиям!

 

Реальная картина потребления

Остановлюсь еще на одном важном моменте — установке приборов учета, которые позволяют видеть реальную картину энергопотребления. Необходимо отметить, что республиканский класс точности приборов учета уже не менее пяти лет составляет 0,5 S и выше. Федеральное правительство рекомендовало начать установку приборов подобной точности своим постановлением только в 2006 году. Более того, буквально в конце прошлого года специальным постановлением правительства Татарстана создана система сервисного технического и метрологического обеспечения приборов учета тепла, воды и природного газа.

 

Во всем нужна система

Затрону одну немаловажную общероссийскую проблему. Федеральное законодательство в области недропользования и энергосбережения обязывает нефтяные компании осуществлять пообъектовый, то есть практически поскважинный учет добываемой нефти и нефтяного газа. В целом по России может потребоваться 15 тыс. измерительных комплексов. При использовании такого количества средств измерения неизбежно возникнет необходимость создания системы ежегодного метрологического контроля в реальных условиях эксплуатации. К сожалению, на настоящий момент в России подобной системы не существует.

Между тем Татарстан и Ростехрегулирование завершили первый этап создания государственного эталонного комплекса по метрологическому обеспечению измерения объемов нефти и попутного газа на базе одного из НГДУ Татнефти. Аналогичная работа начата и с Газпромом.

 

 
 

 

 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru