Энергосбережение: есть результаты
Республика Татарстан стала одним из первых
регионов России, взявших курс на повышение энергоэффективности. Еще в 2000 г. в
Послании президента Татарстана Госсовету отмечалось, что энерго- и
ресурсоэффективность является генеральной линией повышения конкурентоспособности
экономики республики. Тогда же была утверждена республиканская целевая программа
энергосбережения на 2000—2005 годы. За время ее выполнения ВРП республики
увеличился на 40% при неизменном уровне потребления энергоресурсов. При этом
темпы снижения энергоемкости ВРП почти вдвое превосходили темпы снижения
энергоемкости ВВП России.
Хафиз САЛИХОВ,
член Комитета по экономической политике и
предпринимательству Госдумы РФ,
председатель подкомитета по
государственно-частному партнерству
Опыт есть, идем дальше
Хорошие базовые итоги в реализации данной
программы позволили заложить основу для запуска нового республиканского проекта
энергоэффективности, рассчитанного на 2006—2010 гг. Поясню, что для оценки
эффективного использования энергоносителей, в соответствии с данной программой,
применяется основной индикатор энергоемкости ВРП — отношение объемов
потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива (т у.т.) к ВРП
в сопоставимых ценах 2000 г. (т у.т./млн руб.).
echo $sape->return_links(1); ?>
Итоги 2008 г. показывают снижение данного
индикатора на 6% относительно 2007 г. В промышленности снижение энергоемкости
продукции составило 4,2% и достигло своего программного значения. Таким же
образом получены программные значения индикаторов сельского хозяйства (на 1,2%).
Итоги 2008 г. показывают достижение пороговых значений основных индикаторов
энергоэффективности.
Контроль и стимулы
Возникает закономерный вопрос: каким образом
достигаются программные значения индикаторов? Во-первых, правительство
республики ежегодно утверждает пороговые значения индикаторов эффективности для
каждого муниципального образования, для каждой отрасли экономики и осуществляет
постоянный мониторинг их выполнения.
При этом важно подчеркнуть, что господдержка, в
том числе муниципалам, оказывается лишь при условии достижения пороговых
значений индикаторов, а работа руководителей министерств оценивается с учетом
выполнения индикаторов в курируемых отраслях.
echo $sape->return_links(); ?>
Еще один весьма интересный момент (не знаю, в
какой степени он задействован на общероссийском макроэкономическом уровне) — это
установление индикаторов эффективности также и через представителей государства
в органах управления промышленных предприятий — в частности, крупнейших
предприятий нефтедобычи, нефтехимии и энергетики.
Кроме того, для повышения эффективности в
бюджетной сфере в Татарстане удалось задействовать механизм реинвестирования
средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих мероприятий и
материального стимулирования конкретных участников производственного процесса.
При этом 50% от суммы экономии направляется на материальное поощрение, а вторая
половина — на дальнейшую реализацию энерго- и ресурсоэффективных мероприятий.
Еще один инструмент — проведение энергетических
исследований. Ежегодно постановлениями правительства республики утверждается
перечень предприятий и организаций, подлежащих, подчеркиваю, обязательным
энергетическим обследованиям!
Реальная картина потребления
Остановлюсь еще на одном важном моменте —
установке приборов учета, которые позволяют видеть реальную картину
энергопотребления. Необходимо отметить, что республиканский класс точности
приборов учета уже не менее пяти лет составляет 0,5 S и выше. Федеральное
правительство рекомендовало начать установку приборов подобной точности своим
постановлением только в 2006 году. Более того, буквально в конце прошлого года
специальным постановлением правительства Татарстана создана система сервисного
технического и метрологического обеспечения приборов учета тепла, воды и
природного газа.
Во всем нужна система
Затрону одну немаловажную общероссийскую проблему.
Федеральное законодательство в области недропользования и энергосбережения
обязывает нефтяные компании осуществлять пообъектовый, то есть практически
поскважинный учет добываемой нефти и нефтяного газа. В целом по России может
потребоваться 15 тыс. измерительных комплексов. При использовании такого
количества средств измерения неизбежно возникнет необходимость создания системы
ежегодного метрологического контроля в реальных условиях эксплуатации. К
сожалению, на настоящий момент в России подобной системы не существует.
Между тем Татарстан и Ростехрегулирование
завершили первый этап создания государственного эталонного комплекса по
метрологическому обеспечению измерения объемов нефти и попутного газа на базе
одного из НГДУ Татнефти. Аналогичная работа начата и с Газпромом.
|