Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив журналов

 

Март 2009
 

«Это люди, с которыми надо заниматься…»

 

Нефтяной сектор не должен оставаться изгоем в малом бизнесе

 

Любовь КИЗИЛОВА

Ведущая рубрики 

 

Малый бизнес у нас давно и устойчиво остается в загоне: в развитых странах мира его доля в экономике страны составляет 60—70%, в России — лишь 18—20%, а по некоторым оценкам это соотношение еще хуже. Есть люди, которые после нескольких лет мучений бросили в целом успешное собственное дело исключительно потому, что их достали разного рода поборы и «наезды».

  return_links(1); ?>

Не было б счастья, да несчастье помогло: в условиях кризиса вспомнили, что малый бизнес — это рабочие места, и они сейчас нам пригодятся, когда официальная безработица в стране перевалила за два миллиона человек, а фактическая подошла к шести. А ведь малому предпринимательству, по большому счету, даже не надо давать бюджетных денег — ему надо как минимум не мешать. А если еще и налоги снижать, то вообще будет Эльдорадо.

И действительно, в последнее время начали говорить о долгожданных разумных мерах. Например, 23 марта первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что с июля 2009 г. проверки малого и среднего бизнеса будут проводиться только с санкции прокурора. Кроме того, сказал И. Шувалов, субъекты Федерации могут понижать налоговые ставки с 15 до 5%. Он также отметил, что предприятия малого и среднего бизнеса смогут привлекать кредиты в банках, в том числе во Внешэкономбанке. Причем таких кредитов может быть предоставлено на сумму около 30 млрд рублей. Шувалов заверил, что правительство постоянно анализирует ситуацию по вопросам малого и среднего бизнеса. В связи с недавним одобрением правительством поправок в бюджет-2009 поступает большое количество откликов и предложений в части малого и среднего бизнеса. «Это очень важный раздел», — отметил Шувалов.

  return_links(); ?>

Правда, еще есть отрасли, в которых небольшие предприятия не охвачены действием даже существующих законов, направленных на защиту интересов малого бизнеса (главный — федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Недавно об этом в интервью говорил представитель золотодобывающей отрасли, председатель Союза старателей России Виктор Таракановский.

К «неохваченным» относятся и предприятия нефтегазовой отрасли. Тем отраднее, что этой проблемой решили заняться всерьез. Об этом шла речь 18 марта на расширенном заседании Комитета по энергетике Госдумы. Впечатляет состав участников обсуждения: депутаты, руководители отраслевых предприятий и организаций, представители региональных администраций, федеральных ведомств — Минприроды, Минфина, Минэкономразвития, ФАС.

Заместитель председателя комитета Леонид Симановский отметил, что «это очень важная тема для всех регионов, где добывается нефть». Особенно актуальна она для Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, республик Татарстан, Калмыкия и Удмуртия, а также Оренбургской, Томской, Самарской, Саратовской областей.

Часто небольшие нефтяные предприятия расположены в отдаленных поселках, многие из них являются градообразующими. Все это делает их социальную значимость еще острее, особенно сейчас, когда сохранение существующих и создание новых рабочих мест является жизненно насущным.

По словам председателя комитета Юрия Липатова, сегодня в России насчитывается около 160 малых и средних нефтяных компаний, осваивающих мелкие и мельчайшие месторождения. В прошлом году они добыли более 20 млн т нефти, которая удовлетворяет потребности регионов и обеспечивает конкуренцию на региональных рынках, отметил депутат.

Минерально-сырьевая база нефтедобывающей промышленности России на 75% представлена мелкими и мельчайшими месторождениями, сложными в геологическом отношении, с извлекаемыми запасами менее 10 млн т каждое. Доля таких объектов в перспективе будет расти, так что необходимость развития малого и среднего бизнеса обусловлена объективно.

Крупные компании не заинтересованы в разработке скважин с трудноизвлекаемыми запасами, а также месторождений, не способных обеспечить стабильные объемы добычи качественной нефти.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса в этой сфере в последние годы снижается: с 10% в 2000 г. до 4% в 2007 г. А между тем на мировом рынке нефти доля малого бизнеса составляет 15%. В США и Канаде — еще выше: соответственно 40 и 33 процента.

Ю. Липатов отметил, что действующее законодательство (в том числе о господдержке малого предпринимательства, о налогах и сборах) не учитывает специфику деятельности малых и средних предприятий нефтегазового комплекса. В итоге они практически лишены господдержки, а сейчас оказались за рамками антикризисной программы правительства. Малая нефтянка поставлена «на грань выживания», заявил глава комитета.

Необходимость поддержки малых нефтегазовых предприятий осознают в регионах. Положительный опыт накоплен в ХМАО, Татарстане, других регионах нефтедобычи. Начинают поворачиваться лицом к проблеме и вертикально интегрированные компании — они не заинтересованы, особенно в условиях кризиса, в работе на «тяжелых» месторождениях. Малые и средние предприятия являются для них здесь не конкурентами, а партнерами по бизнесу.

Генеральный директор Ассонефть Елена Корзун призвала к демонополизации и развитию конкуренции на нефтяном рынке, созданию равных условий для малой и большой нефтянки. Она констатировала, что в законе о малом бизнесе не учтена отраслевая специфика.

Е. Корзун отметила, что именно для малых и средних нефтяных предприятий характерны высокие показатели по разведочному бурению, по вводу новых скважин. «Объективно эти компании будут развиваться в России», — убеждена глава Ассонефти. В частности, простаивающий фонд скважин в вертикально интегрированных компаниях — это ниша для малых предприятий, считает она. Надо создать адекватные условия передачи этих скважин в разработку малым компаниям, ведь сегодня в России простаивает 16% эксплуатационного фонда скважин.

Елена Корзун считает, что к предприятиям малого и среднего бизнеса должны быть отнесены компании с численностью работающих не более 200 человек и годовым оборотом не более 400 млн руб., с долей выручки от продажи сырья не менее 70 процентов.

Директор Департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики РФ Виталий Караганов признал, что «несправедливы изъятия из закона», касающиеся нефтянки в малом бизнесе. Если законодательство о малом бизнесе будет распространяться и на нефтегазовую отрасль, то «каких-то потерь не понесем в плане бюджета, но создадим стабильность в социальной сфере», отметил он.

Заместитель председателя правительства ХМАО Владимир Карасев видит неоспоримые преимущества малых предприятий: они «более мобильны, динамичны в принятии решений».

По мнению директора Департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Михаила Курбатова, не стоит сужать поставленные задачи до добывающих предприятий, аналогичные проблемы есть и у нефтесервиса.

Выступление представителя Минфина Рубена Саакяна по сути свелось к уклончивому замечанию о том, что задача его ведомства — «обеспечить прозрачное налоговое администрирование». Готов ли Минфин к снижению налогов на малую нефтянку — осталось не вполне понятно.

На заседании отмечалось, что разработка правовых механизмов господдержки малых и средних предприятий нефтегазового комплекса должна быть направлена на более интенсивное привлечение их к разработке месторождений, создание благоприятных условий для их деятельности на рынке.

В итоге был предложен комплекс мер, требующих «скорейшего законодательного решения». Прежде всего это определение критериев, отражающих особенности недропользования и позволяющих относить малые и средние нефтяные компании к сфере малого и среднего бизнеса. Кроме того, необходимо обеспечить условия для привлечения в этот сектор инвестиций, в том числе долгосрочных кредитов. Требуется правовое пространство для эффективного взаимодействия ВИК и малых нефтедобывающих компаний при передаче прав на разработку месторождения и при совместной добыче. Ставится задача разработать дифференцированное налогообложение нефтегазовых компаний. Необходим равноправный доступ к производственной и транспортной инфраструктуре, к мощностям по переработке нефти и к недрам.

Пока не решено окончательно, как надо действовать: вносить поправки в действующий закон о малом бизнесе или написать новый, специальный закон о государственной поддержке малого и среднего бизнеса в нефтегазовом комплексе.

Комитет создает рабочую группу для решения названных проблем. Она и определит, какими путями будут достигнуты поставленные задачи. В любом случае, это заседание можно считать знаковым и поворотным, поскольку затронут пласт проблем, накопленных за много лет в одной из важнейших отраслей. Остается надеяться, что рабочая группа будет действовать оперативно, вопреки известной шутке: «Хочешь похоронить вопрос — создай по нему комиссию».

В заключение Ю. Липатов произнес слова, отражающие, пожалуй, самую суть проблемы: малый бизнес в нефтяной отрасли — это не просто некие обезличенные компании, «это люди, с которыми надо заниматься и к которым надо прислушиваться».

 
 

 

 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru