Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив журналов

 

Март 2009
 

Мы должны действовать в глобальном контексте.

Как противостоять экологическому кризису, который надвигается на нашу планету? Серьезно ли относится человечество к реальной угрозе?

 

Коррадо КЛИНИ,
генеральный директор Дирекции международной защиты окружающей среды,
президент ItalSistem for Environment, профессор


— Господин Клини, как вы оцениваете усилия мирового сообщества, прилагаемые для охраны окружающей среды? Достаточны ли они?

— В ответе на этот вопрос я предпочту употреблять сослагательное наклонение. Итак, если считать обоснованными сценарии, представленные в Четвертом отчете Европейской комиссии, и принять их как руководство к действию, то следовало бы срочно (подчеркиваю это слово!) разработать всеобщие долговременные (до 2050 г.) нормативы. Это позволило бы эффективно уменьшить вредные выбросы без негативного влияния на всеобщую энергетическую безопасность. Для лучшего их применения в разных регионах мира и для большей их эффективности с технологической точки зрения такие правила должны были бы учитывать следующие моменты.

  return_links(1); ?>

Во-первых, справедливое и всеобщее распределение обязанностей по уменьшению вредных выбросов. На основе этого критерия индустриальные страны должны были бы сократить выбросы парниковых газов. При этом развивающиеся страны и находящиеся в стадии интенсивного становления имели бы допустимые границы для подобных выбросов. Механизм в данном случае был бы подобен механизму “burden sharing” (в дословном переводе «распределение по весовым категориям»). Такая схема была принята в 1998 г. Евросоюзом и определила конкретные объемы снижения выбросов для некоторых стран-членов ЕС (Германия, Великобритания, Италия) и, соответственно, ограничения их роста для других (Греция, Португалия, Испания). В то же время должен быть приведен в действие мировой рынок парниковых газов. Это позволит развитым странам инвестировать в проекты «с малым содержанием углерода» развивающихся экономик посредством покупки так называемых «кредитов на выбросы» (“crediti di emissione”) в соответствии с нормами Киотского протокола.

  return_links(); ?>

Во-вторых, меры, направленные на поддержку инвестиций в технологии, которые основаны на малом содержании углерода. При этом потребуется выработать стандарты «интенсивности углерода» для технологий в сфере энергетики, которые будут применяться и обновляться в рамках правил ВТО. Необходимо будет определить стоимость углерода (“carbon tax globale”), которая должна применяться к различным видам топлива в соответствии с содержанием в них углерода. Придется также преодолеть тарифные барьеры в международной торговле технологиями с низким уровнем выбросов, а также биотопливом.

Сочетание международных технологических стандартов со «среднедушевым» количеством вредных выбросов позволит организовать глобальный рынок кредитов СО2. Это, в свою очередь, помогло бы выйти из тупика в международных переговорах по изменению климата, которые практически заблокированы с 2000 года. Кроме того, деятельность глобального рынка способна стимулировать технологическое обновление.

Это крайне важно, так как предприятия развитых стран, используя в качестве отправной точки для глобализации низкоуглеродные технологии и рынок кредитов СО2, получат большие возможности для роста как на внутреннем, так и на международном рынке. Одновременно растущие и находящиеся в стадии становления экономики смогут использовать самые лучшие технологии.

Очевидно, что без выработки глобальной и долговременной стратегии невозможно противостоять трудностям, связанным с изменениями климата. В этой связи сами обязательства, принятые странами Объединенной Европы в одностороннем порядке до 2020 года, рискуют оказаться малоэффективными, поскольку разворачиваются вне глобального международного контекста.

— Отразится ли мировой экономический и финансовый кризис на экологических усилиях развитых стран?

— Сегодня необходимо в сжатые сроки принять меры глобального порядка, которые требуют значительной концентрации финансовых ресурсов. В связи с этим возникает риск, что инвестиции, выделенные для защиты климата и окружающей среды, будут использованы для других целей. А именно для предотвращения возможного коллапса финансового сектора, поддержки закрывающихся предприятий, а также для смягчения последствий безработицы. Если так случится, то, несомненно, действия по защите климата приостановятся.

Это плохо, так как, согласно сценарию Международного энергетического агентства, чтобы рассчитывать на положительные результаты по уменьшению выбросов в 2030—2050 гг., необходимо уже сегодня серьезно инвестировать в технологии с малым или вовсе нулевым количеством выбросов. Не сомневаюсь, что есть возможность преодолеть нынешние трудности, не отказываясь при этом от программ по защите климата и окружающей среды в целом. Почему бы не рассмотреть антикризисные меры и в сфере экологии, способные стимулировать использование так называемых «чистых технологий»? Их применение вполне может дать импульс к возрождению экономики.

— Справился ли со своими задачами Киотский протокол?

— Этот документ стал ответом международного сообщества на глобальный вызов, связанный с климатическими изменениями. Он обязывает индустриально развитые страны уменьшить выбросы на 5,2% к 2012 г. по отношению к уровню 1990 г. В то же время Протокол не предусматривает обязательного сокращения выбросов для развивающихся стран, которые несут и будут нести все большую ответственность за загрязнение окружающей среды. Имею в виду Китай, Индию, Бразилию. Кроме того, как известно, США не ратифицировали Киотский протокол и не подтвердили обязательств по уменьшению загрязнения атмосферы парниковыми газами. Принимая во внимание общую тенденцию, можно сказать, что исполнение решений этого документа со стороны ратифицировавших его стран приведет к уменьшению выбросов углекислого газа на два процента по отношению к уровню 1990 года.

Совершенно ясно, что сам по себе Киотский протокол стал первым и очень важным шагом. Это точка отсчета в осуществлении экспериментальных программ, выработки нормативов, способов и рыночных инструментов для уменьшения выбросов в глобальном масштабе. Положительный момент состоит прежде всего в самом факте проведения уникального эксперимента, попытки связать в одно целое проблемы окружающей среды и энергетики. Замечательно, что в индустриально развитых странах появились национальные программы уменьшения выбросов парниковых газов. Разработаны и сами механизмы (Joint Implementation and Clean Development Mechanism) Киотского протокола, которые дают начало группе проектов в масштабе планеты (по уменьшению выбросов CO2, а также по управлению лесным хозяйством, связанному с поглощением СО2 из атмосферы).

Негативная сторона Протокола, в первую очередь, в том, что ограничение на вредные выбросы действует лишь до 2012 г. Этот временной интервал (2008—2012 гг.) побуждает инвесторов главным образом сосредотачиваться на повышении эффективности уже существующих технологий. Для них это представляется более целесообразным, чем вложения в развитие новаторских способов производства. Хотя совершенно ясно, что только технологический прорыв способен кардинально изменить способы влияния на глобальный климат как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.

— Как Италия интегрирована в Европейскую схему торговли выбросами парниковых газов? Какие конкретные шаги предприняла ваша страна в последние годы в рамках Киотских соглашений? Есть ли реализованные проекты?

— Новая Европейская Директива подразумевает различные возможности для достижения амбициозных целей. Например, предлагается увеличить долю возобновляемых источников энергии в конечном потреблении. Для этого предусмотрены разные формы сотрудничества — как на уровне совместных проектов, так и на уровне взаимодействия между государствами Евросоюза, а также между членами ЕС и третьими странами. Это очень важное условие для максимального использования так называемого «механизма гибкости Киотского протокола».

Для Италии весьма привлекательна возможность импортировать энергию, полученную с помощью возобновляемых источников в третьих странах. Тем самым страна сможет использовать свое выгодное стратегическое положение в Средиземноморье и, более того, взять на себя роль своеобразного энергетического центра, поддерживая потоки электроэнергии из Северной Африки и Балкан, идущие в Европу. Именно поэтому итальянское Министерство окружающей среды, территории и моря инициировало интенсивную программу сотрудничества со странами Северной Африки на предмет использования возобновляемых источников энергии. Полученные в ходе проекта финансовые резервы можно будет использовать для разработки и внедрения инфраструктурной программы производства и транспортировки возобновляемой энергии в самой Италии.

— В чем суть межправительственного итало-российского соглашения, которое планируется подписать в апреле в Москве?

— Недавно мы с заместителем министра экономического развития РФ Станиславом Воскресенским рассмотрели текст двустороннего соглашения о сотрудничестве в области окружающей среды. Этот документ нацелен на реализацию совместных проектов в рамках Киотского Протокола. Ожидается, что создание благоприятных условий поможет развитию сотрудничества непосредственно между предприятиями обеих стран, облегчит передачу новейших технологий с низким уровнем выделения углерода, что, в свою очередь, создаст дополнительные рабочие места для квалифицированных специалистов.

— Планируются ли совместные итало-российские проекты в рамках торговли выбросами парниковых газов?

— Министерство окружающей среды, территории и моря Италии еще не разработало проекты, связанные с Зелеными сертификатами, соответствующими электроэнергии, которая получена с помощью возобновляемых источников. В значительной мере это объясняется сложностью процедуры двустороннего признания сертификатов. Однако мы будем рассматривать и эту возможность в качестве дополнительного стимула для производства энергии за счет возобновляемых источников.

— На ваш взгдяд, существуют ли в России структуры, которые могли бы начать работу по изучению и оценке эффективности проектов Joint Implementation и связанной с ними продажей сертификатов на углеводород в рамках Киотского протокола?

— Министерство окружающей среды, территории и моря Италии в этом контексте начало предварительный поиск потенциальных проектов после подписания Меморандума о сотрудничестве с ассоциацией «Большой Урал». Эта ассоциация охватывает своей деятельностью регион, где сосредоточено множество крупных предприятий и где, соответственно, вредных выбросов в атмосферу тоже немало. На основе накопленного опыта взаимодействия с «Большим Уралом» мы могли бы выделить лучшие, наиболее приемлемые способы сотрудничества с Российской Федерацией.

— Приходится ли преодолевать различные барьеры, сотрудничая с российской стороной, или все вопросы удается решить без проблем?

— В России мы встретились с обычными бюрократическими трудностями, но верим, что межгосударственный документ будет подписан и что он даст мощный импульс нашей совместной деятельности, в том числе благодаря уже существующим многочисленным соглашениям с ассоциацией «Большой Урал».

— Есть ли перспективы у посткиотских соглашений, если они, конечно, будут подписаны в условиях мирового экономического кризиса?

— Подписание соглашения на период после 2012 г. высветит, насколько вовлеченные в переговорный процесс стороны способны к совместным действиям, которые необходимы для противостояния изменениям климата. Станет ясно также, готовы ли они консолидировать усилия, чтобы привести в действие механизм возрождения мировой экономики. В этом смысле необходимо пересмотреть базовые принципы Киотского протокола и перейти в отношениях между странами на уровень ДОГОВОРА, экономическая и финансовая структура которого будет способствовать устойчивому развитию всех стран.

В рамках пакета «климат — энергия» бюджетная сторона контрактов является чрезвычайно значительной для государств-участников. Важность состоит в том, что эти контракты требуют реализации в очень короткие сроки новой модели производства и потребления энергии. Несомненно, за этим последует технологический вызов. И вот здесь Европейский союз вполне мог бы принять на себя роль мирового лидера в новых энергосберегающих технологиях и в развитии низкоуглеродной энергетики.

Важно подчеркнуть, что все вышеперечисленное не может произойти без внесения ограничений со стороны международного сообщества, как, например, это происходит в энергетической политике США с ее ”stimulus package”. Объединенная Европа должна в короткие сроки найти эффективные финансовые инструменты и механизмы, способные стимулировать необходимые инвестиции. Для этого придется освободиться от одностороннего подхода к вопросу о климатических изменениях, которого мы придерживались до сегодняшнего дня. Нужно открыть дорогу новым формам международного патронирования проектов, включая экономики США и развивающихся стран. Это прежде всего Китай и Бразилия, которые, чтобы добиться сокращения выбросов парниковых газов, уже наметили линии сотрудничества в области финансов и новых технологий.

— Каким вы видите будущее посткиотского рынка «зеленых» инвестиций?

— Сценарий, описанный в «World Energy Outlook-2008», который подготовило МЭА, предполагает реализацию большого инвестиционного плана на общую сумму более 26 трлн долл.* в период между 2007 и 2030 гг. Деньги должны пойти на производство и поставки энергии для удовлетворения растущего мирового спроса на нее. Отвечая на мировой финансовый кризис, правительства вкладывают большие суммы в оздоровление финансовой системы, рекапитализируя банки и изолируя «bad assets».

Создается впечатление, что среди различных способов борьбы с кризисом есть единственная возможность общественного ответа на происходящее, а именно одновременное преодоление кризиса климатического и финансового, а также принятие «зеленого» антикризисного пакета. В этот пакет необходимо включить экономическое стимулирование и инвестиции в научные исследования, развитие низкоуглеродных технологий, а также создание новых энергетических инфраструктур. Некоторые правительства уже объявили о своем движении в этом направлении.

— Какую роль и в какой перспективе вы отводите возобновляемым источникам энергии?

— Такой вектор развития очень перспективен как для решения проблем энергетической безопасности, так и для защиты климата и окружающей среды в целом. В этом контексте значительную роль играет также энергетическая эффективность, способная быстрее всего снизить зависимость мировой экономики от углеводородов.

— Успеет ли человечество справиться с экологическим кризисом раньше, чем он приобретет необратимый характер?

— Может успеть. Но при одном условии: если мы будем работать вместе, руководствуясь общепринятыми нормативами и целями, разделяемыми всеми крупными странами.

Беседовала Елена СУББОТИНА

 
 

 

 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru