Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Тюлени на льдине.

 
   

Современные спутниковые технологии помогают в сохранении арктической фауны.

 

 
 

Анна Филиппова,
руководитель программ Международного фонда защиты животных (IFAW), к.б.н.
Оганес Таргулян,
руководитель нефтяного проекта инженерно-технологического центра «СканЭкс»

 
   

Глобальное потепление вызвало сильное таяние льдов на полюсах планеты. В результате страдает вся арктическая фауна — белые медведи, моржи, белухи и прочие. Одна из жертв — гренландский тюлень.

Гренландские тюлени — мигрирующие животные, способные за сезон преодолеть значительные расстояния. Например, представители североатлантической популяции ежегодно проплывают около 3 тыс. км, мигрируя между Канадским арктическим архипелагом и восточным побережьем Канады.

Эти морские млекопитающие прекрасно приспособлены к существованию в холодных арктических водах. Особенностью их жизненного цикла является то, что им необходим прочный лед, на котором они собираются, образуя так зазываемые залежки и принося потомство. Ежегодно в начале весны у самки гренландского тюленя рождается, как правило, один детеныш.

Таких «родильных домов» всего четыре — два в Северо-Западной Атлантике, один в Гренландском море, и, наконец, что для нас особенно важно, — в Белом море, в той его части, где оно соединяется с Баренцевым.

Льды северных и арктических морей действительно можно назвать «родильными домами», потому что в это время у тюленей там нет естественных врагов. А это очень важно, так как новорожденные бельки, похожие на живые мягкие игрушки, первые несколько недель не умеют не только плавать, но и толком передвигаться по суше. Это делает их полностью уязвимыми для любых врагов, и такой враг, конечно, есть — это человек.

По детенышам напролом

В 1996 г. Международный фонд защиты животных (IFAW), ряд российских и канадских ученых разработали уникальную методику учетов численности тюленей. Высокая точность и достоверность этих учетов позволила выяснить, что за последние десять лет численность гренландского тюленя сократилась более чем в два с половиной раза. Если еще в 2003 г. число новорожденных бельков составляла 330 тыс., то в прошлом году оно не дотягивало и до 130 тысяч. Причин несколько: глобальное изменение климата, коммерческая охота и прохождение судов по залежкам. Опустим первые два обстоятельства и сконцентрируемся на последнем.

Во время проведения учетов численности в 2007—2008 гг. IFAW установил, что суда и нефтеналивные танкеры проходят по залежкам тюленей. Суда, не сворачивая, движутся напролом по «родильным домам», давя сотни детенышей, которые еще не умеют плавать. Примем в расчет, что в последние годы ледовый покров в арктических широтах устанавливается все позже, что не может не отразиться на размножении тюленей. Самкам не хватает плотного льда, на котором можно принести потомство. С другой стороны, в связи с утончением льда, которое так же наблюдается уже более 10 лет, существенно упростилось судоходство.

Если раньше для провода каравана судов требовался ледокол, то теперь мощные суда, перевозящие исконные российские богатства — лес и нефть, способны передвигаться самостоятельно. Когда ледовые условия позволяют, танкеры и лесовозы идут по кратчайшему маршруту, рассчитанному по координатам начального и конечного пунктов. А поскольку лед непрерывно дрейфует вместе с тюленями, которые потихоньку перемещаются в сторону Баренцева моря, то суда, не меняя маршрута, ежедневно прокладывают новые трассы по одним и тем же координатам, нередко напролом по тюленям. По подсчетам IFAW, проход одного судна стоит жизни 500—1000 детенышей, еще не умеющих плавать. Беда, но кроме экологов это никого не тревожит.

High-tech в помощь

Инженерно-технологический центр «СканЭкс» совместно с IFAW, в марте-апреле этого года ведет спутниковый мониторинг движения судов. Важно увидеть, как они прокладывают каналы через ледовые поля в местах залежек тюленей в Белом море. Кроме того, на основании полученных IFAW данных о расположении залежек в предыдущие годы и анализе спутниковых данных из архива «СканЭкс» документируются такие каналы за 2007 и 2008 гг. Все данные предполагается оперативно выкладывать на специально созданном сайте.

Основная задача проекта — документирование на основе данных спутниковой съемки каналов, которые суда оставляют во льду Белого моря. Сравнение этих данных со схемами плотности залежек, которые экологи получат во время авиационных облетов, позволит составить объективную картину влияния судоходства в Белом море на популяцию тюленей.

В проекте используются авиакосмические технологии. При этом «СканЭкс» отвечает за космическую (спутниковую) составляющую, а IFAW — авиационную. Технологически работа разделяется на два этапа. На первом анализируются архивные спутниковые снимки, выделяются ледовые судовые каналы и сравниваются со схемами залежек. Одним из примеров является сопоставление обработанных и выделенных по спутниковой радиолокационной съемке (RADARSAT) за 16 марта 2008 г. каналов во льду и карты залежек за 17 марта (фото вверху) На картинке отлично видно, как след судна рассекает тюленьи дома. Если бы это был единственный случай…

На втором этапе проводится регулярная спутниковая радиолокационная съемка (RADARSAT) в то время, когда детеныши находятся на льду и когда они наиболее уязвимы для судов. Эта работа запланирована на март 2009 г. Как только появятся данные авиационного облета, можно будет графически совместить полученные данные и сделать выводы.

Ученые и экологи очень надеются, что актуальная и достоверная информация, полученная с применением последних достижений науки и техники, поможет лучше понять и оценить реальную угрозу для детенышей тюленя в Белом море.

 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru