Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Корни и крона.

 
   

 

 
 

Елена СУББОТИНА

 
    В Московском энергетическом институте внедряется инновационная образовательная программа. На это ушло немало времени — целых два года, и название ее тоже не короткое: «Подготовка кадров с новыми профессиональными компетенциями для энергетики на базе учебно-исследовательского комплекса «технический университет — генерирующее предприятие». Однако понять, что достигнуто, совсем нетрудно, если внимательно рассмотреть картинку, сделанную профессором Сергеем Масловым. Проректор МЭИ изобразил программу в виде дерева, корни которого — научное и производственное оборудование, предназначенное для работы студентов, крона — результаты, которые привносятся в образовательный процесс.

Чтобы осознать, насколько это важно для главного энергетического вуза страны, достаточно сопоставить два обстоятельства. Первое — успешно работающие в МЭИ научные школы Сергея Вавилова, Карла Круга, Владимира Котельникова, Валентина Фабриканта и других светил первой величины. Второе — оснащение многих лабораторий на уровне 70-х годов прошлого века. Отныне это противное здравому смыслу несоответствие устранено.

Например, кафедра ТОЭ (теоретических основ электротехники) имени К. Круга пополнилась двадцатью пятью новыми учебными стендами. И что характерно: коренная модернизация ни на день не прервала занятий! Аналогично — на кафедре ТОТ (теоретических основ теплотехники). К слову, обе кафедры — два кита, на которых держится обучение в МЭИ.

Цели программы исчерпывающе обозначил ректор Сергей Серебрянников: «Мы нашли возможность учить студентов в конкретных условиях на новом оборудовании, которое работает сегодня на энергетических предприятиях, чтобы, придя на работу, наши выпускники не были вынуждены переучиваться».

Коротко и ясно: образование приведено в соответствие с потребностями рынка труда.

Проводя образовательную революцию, МЭИ не только для себя старался. В России более двухсот вузов, готовящих по энергетическим специальностям. Все они могут воспользоваться плодами труда коллектива МЭИ, в том числе — при помощи дистанционных технологий. Повезло им! Конечно, в большой стране всегда найдутся ревнители справедливости, которые скажут: москвичам деньги отвалили, вот они и сделали. Деньги действительно дали, но не всю сумму — более четверти затрат составили внебюджетные средства самого вуза.

Да и контролеры не дремали: отчет за бюджетную копейку требовалось подавать каждую неделю. Аудиторское заключение двусмысленностей не содержит: деньги потрачены строго по назначению. Кроме того, только ли в финансовых возможностях, предоставленных МЭИ, дело? Один из членов экспертной комиссии, оценивавшей достигнутые результаты, скрывать не стал: «Я не ожидал, что эта программа будет реализована. Надо отдать должное менеджменту МЭИ».

А его коллега высказался в том смысле, что информацию следует распространить среди организаций, на которые распалось РАО «ЕЭС России». Пусть знают, какие возможности сотрудничества появились. В самом деле, почему не продвигать такие достижения?

Основные результаты выполнения инновационной образовательной программы:
• Проекты федеральных государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по четырем направлениям и 33 профилям в области энергетики, разработанные совместно со стратегическими партнерами-работодателями.
• 300 рабочих программ учебных дисциплин, созданных вновь или существенно обновленных с учетом результатов выполнения инновационной программы, 45 новых программ дополнительного профессионального образования.
• 110 новых учебников, учебных и методических пособий общим объемом свыше 1100 печатных листов и тиражом 65000 экземпляров.
• 106 новых электронных образовательных ресурсов, среди которых электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, задачники, справочные издания, дистанционные лабораторные практикумы.
• Более 1000 преподавателей и сотрудников МЭИ, повысивших квалификацию.
• Серверы и программное обеспечение дистанционного обучения, в том числе для удаленного проведения учебных и инженерных расчетов через Интернет, библиотека расчетных моделей в среде Mathcad.
• Более 10500 лицензий на системное и прикладное программное обеспечение.
• Десятикратное повышение пропускной способности информационно-вычислительной сети вуза.
• Модернизация 102 аудиторий и лабораторий общей площадью более
7500 кв. метров.

Уникальное оборудование учебно-научного назначения:
• система непрерывного контроля и регулирования выбросов и стоков ТЭЦ МЭИ;
• лаборатория «Теплонаносные системы»;
• исследовательский стенд «Теплообмен и гидродинамические процессы в тепловыделяющих элементах ядерного реактора»;
• оборудование для исследования режимов работы паровых и газовых турбин, в том числе на ТЭЦ МЭИ;
• испытательный стенд электрооборудования электростанций;
• комплекс лабораторий «АСУ технологическими процессами в энергетике»;
• гидроударный стенд «Эрозия-М», включенный в реестр уникальных стендов РФ;
• лаборатория «Нанокомпозитные покрытия в энергетике»;
• центр «Неразрушающий контроль и техническая диагностика в энергетике»;
• система автоматизации учебного и научного эксперимента с дистанционным доступом по компьютерным сетям;
• центр коллективного пользования «Водородная энергетика».

Новое производственное оборудование, обеспечивающее выполнение учебных функций в режиме непрерывного удаленного доступа по компьютерным сетям:
• оборудование учебно-научно-промышленной ТЭЦ МЭИ;
• трансформаторный пункт электроснабжения вуза;
• пункт теплоснабжения учебных корпусов.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru