|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Февраль 2009 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Как Япония обеспечивает свою энергобезопасность
|
|
|
|
|
|
Алексей ПОЛИЩУК, Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова
|
|
|
Смотрим в будущее или возвращаемся в 1970-е?
Блокирование в начале 2009 г. украинской стороной транзита газа из России в
страны Европы в очередной раз подогрело интерес к теме энергетической
безопасности, отвлекая внимание политической и деловой элиты от решения проблем
острейшего мирового экономического кризиса. Европа, стоящая перед лицом
отключения промышленных и частных потребителей от газовых сетей в пик
отопительного сезона, по часам сверяла текущее потребление дефицитного газа и
состояние запасов. Главный вывод, который сделали для себя европейские страны —
даже несмотря на высокую степень экономической интеграции они должны существенно
усилить уровень энергетической безопасности, в том числе через развитие систем
государственных резервов энергоресурсов. После событий начала 2009 г.
европейские (и не только) энергетики будут наращивать мощности хранилищ
стратегических энергетических ресурсов. В этой ситуации наиболее интересен опыт
Японии, которая является мировым лидером по объемам искусственных запасов
углеводородов.
Несмотря на то, что в 1990-е гг. Япония находилась в затяжном экономическом
кризисе, экономика страны занимала второе место в мире после США и была одним из
крупнейших потребителей энергии. При этом Япония бедна ископаемыми ресурсами и
вынуждена полностью ориентироваться на импорт нефти и нефтепродуктов, сжиженного
газа и угля. По данным Международного энергетического агентства (МЭА),
потребление первичных энергетических ресурсов в Японии в 2006 г. составило 527,6
млн т в нефтяном эквиваленте (т н.э.), а суммарный энергетический импорт —
немногим более 431 млн т н.э. при собственном производстве 101,1 млн т н.э.
Таким образом, доля импорта во внутреннем потреблении первичных энергоресурсов в
Японии составляла в 2006 г. 81,7 процента.
Это делает Японию крайне заинтересованной в укреплении национальной
энергетической безопасности. В самой Японии энергетическая безопасность является
объектом пристального внимания правительства, общественных институтов,
экономических субъектов, исследователей. Страна Восходящего Солнца — мировой
лидер в области технологий энергосбережения, атомной энергетики, энергетической
статистики и информации. Эти успехи стали возможны благодаря четкой
энергетической политике правительства, основы которой были разработаны более 30
лет назад.
Впервые проблема энергетической безопасности (как тогда говорили —
«энергетической независимости») встала перед страной в 1973 г., когда разразился
первый нефтяной кризис, повлекший рост цен на нефть с 3 до 11 долл. за баррель.
В 1979 г. начался второй нефтяной кризис, в ходе которого цена на нефть,
достигшая к апрелю 1980 года 40 долл. за баррель, установила рекорд,
продержавшийся более четверти века. Оба нефтяных кризиса побудили Японию
разработать комплекс мероприятий по обеспечению «энергетической независимости».
Одним из первых действий японского правительства являлось учреждение системы
стратегического запаса нефти. К настоящему времени страна занимает первое место
в мире по обеспеченности стратегическими резервами энергоресурсов.
Нефть
Этот энергоресурс и в наши дни продолжает являться важнейшим для Японии,
обеспечивая около половины ее потребностей в энергии. Значение импорта нефти для
японской экономики огромно. Во-первых, некоторые отрасли народного хозяйства
(транспорт, рыболовство, сельское хозяйство, строительство) не могут
функционировать без снабжения нефтепродуктами. В основном это обусловлено
отсутствием альтернативного источника энергии для мобильных силовых установок.
Несмотря на значительные усилия по созданию синтетического и биотоплива,
продукты переработки нефти еще долго останутся основным видом топлива для многих
типов тепловых двигателей, используемых в транспортных средствах,
сельскохозяйственных и строительных машинах. Во-вторых, нефть является
эффективным сырьем для нефтехимической промышленности. В-третьих, вслед за
изменениями цен на нефть формируются цены на другие энергоносители. Некоторые из
них непосредственно привязаны к «нефтяной корзине». Например, цены на сжиженный
природный газ (СПГ), закупаемый Японией по долгосрочным контрактам,
рассчитываются на базе стоимости нефтяной смеси Japan Crude Cocktail (JCC),
декларируемой для таможенных целей в японских портах.
Страна с 1990-х гг. ежегодно импортирует 205—217 млн т нефти, а добывается на
территории Японии всего 0,5—0,7 млн т в год, таким образом, уровень зависимости
от импорта чрезвычайно высок — до 99,8% потребностей страны в этом виде топлива.
Внимание, которое правительство Японии уделяет обеспечению поставок нефти (в том
числе с использованием системы запасов), адекватно роли этого энергоносителя в
экономической жизни страны.
Стратегический запас нефти
В японской доктрине меры по обеспечению энергетической безопасности делятся на
три типа: экстренные меры; превентивные меры; меры системного
усовершенствования. Меры могут делиться на краткосрочные и долгосрочные, также
возможно деление по области применения — на международные и внутренние, по
субъекту — на меры компаний, государств и правительств, международных
организаций.
Согласно принятой классификации, первая группа мер по обеспечению
энергобезопасности — это экстренные (ответные) меры. Стратегический запас нефти
относится к мерам первой группы.
Экстренные меры предназначены для применения в чрезвычайных ситуациях в ответ на
реализацию угроз и имеют целью восстановление нормального энергоснабжения и
ликвидацию неблагоприятных последствий реализации угроз. Экстренные меры
отражают возможности страны безотлагательно реагировать на негативные явления
или процессы, нарушающие национальную энергетическую безопасность. Поскольку
экстренные меры принимаются в кризисных условиях или в чрезвычайных
обстоятельствах, их важной отличительной особенностью является направленность на
поддержание устойчивости ТЭК страны. Формирование пакета экстренных мер
усиливает компенсационный потенциал энергетики, то есть способность энергетики в
целом преодолевать критические и чрезвычайные ситуации с энергоснабжением,
восстанавливать надежное энергоснабжение в случае его нарушения.
Стратегический запас нефти в Японии составляют два типа резервов. Основой
является государственный резерв, который содержится в системе хранилищ,
расположенных в разных частях страны. Формирование государственного резерва
нефти началось в 1978 г. Сегодня в систему государственного резерва входят
десять баз суммарным объемом 40 млн м3, в которых может храниться до 251 млн
барр. нефти. Дополнительно у частных компаний арендуются емкости объемом до 20
млн м3 . Хранилища заполняются не полностью. При наличии резервных мощностей
Япония постепенно наращивает запасы этой категории: если в 2000 г. в системе
государственного резерва хранилось 215,1 млн барр. нефти, то в ноябре 2008 г. —
319,8 млн барр., что обеспечивает потребности Японии при нормальном уровне
потребления на 99 дней (для сравнения, стратегические резервы нефти в США — 37
дней). Оператором системы является Японская национальная корпорация по нефти,
газу, металлам и минеральным ресурсам (JOGMEC), а финансирование относится на
затраты государственного бюджета.
В истории не было случаев реализации нефти из хранилищ государственного резерва
Японии.
Следующим компонентом стратегического нефтяного запаса являются запасы
предприятий топливно-энергетического сектора, аккумулируемые в обязательном
порядке согласно Закону «О запасах нефти». Указанный нормативный акт определяет
уровень обязательных запасов — в днях потребления при обычных условиях. Обычно
запасы компаний превышают установленный Законом нижний лимит. С января 2006 г.
установлен обязательный минимальный уровень запасов нефти, эквивалентный 70 дням
потребления. Формирование этой категории стратегического запаса было начато
после первого энергетического кризиса, в 1976 году. Реализация Закона прошла
достаточно быстро, и к началу второго кризиса в 1979 г. запасы предприятий могли
покрыть 85 дней импорта. В настоящее время уровень запасов этой категории
составляет 275,5 млн барр., что должно обеспечивать 85 дней нормального
потребления.
Контроль за надлежащим исполнением закона «О запасах нефти» осуществляет
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (МЭТП), которое вправе
проводить плановые и внеплановые инспекции хранилищ, принадлежащих компаниям.
Последние обязаны отчитываться перед МЭТП об имеющихся запасах и
производственных (коммерческих) планах два раза в месяц. На основании полученных
отчетов министерство может выдавать компаниям обязательные для исполнения
распоряжения по пересмотру производственных (коммерческих) планов. Затраты,
которые несут частные компании на содержание таких запасов, ложатся на плечи
конечных потребителей нефтепродуктов.
При обострении ситуации в энергетической сфере запасы предприятий
топливно-энергетического сектора реализуются в первую очередь. Всего было три
периода, когда Япония прибегала к этой мере: с марта 1979 г. по август 1980 г.
(разгар второго нефтяного кризиса), с января по март 1991 г. (захват Ираком
Кувейта и операция «Буря в пустыне») и с сентября по декабрь 2005 г.
(последствия урагана в США).
Кроме стратегического нефтяного запаса имеются текущие коммерческие запасы
нефтепродуктов (в хранилищах сбытовой сети, на автозаправках и т.п.),
поддерживаемые компаниями исходя из объемов реализации и оценок рыночной
конъюнктуры. Объем таких запасов оценивается приблизительно в 130 млн баррелей.
Компании заинтересованы в увеличении коммерческих запасов благодаря
кредитно-денежной политике правительства, которое поощряет активность бизнеса в
этом направлении путем предоставления займов с пониженной процентной ставкой.
Операционный аспект проблемы реализации стратегического запаса нефти заключается
в том, насколько быстро нефть из хранилищ может быть доставлена до
нефтеперерабатывающих заводов. Срок реализации запасов с хранилищ, принадлежащих
государству, колеблется от двух недель до двух месяцев в зависимости от типа
конструкции. Для реализации запасов нефти, хранящихся у частных компаний, срок
составляет несколько дней.
Планы на будущее
Система стратегического резерва продолжает развиваться. В настоящее время
внимание японского правительства направлено не на наращивание объемов нефтяного
запаса в натуральных показателях, а на построение действительно эффективной
схемы реализации резервов. Важные выводы были сделаны в 2005 г., когда ураган
«Катрина» парализовал нефтеперерабатывающую промышленность США, транспортные
потоки и инфраструктуру, сосредоточенные у берегов Мексиканского залива.
Реализовать нефть из хранилищ стратегического резерва, расположенных в
пострадавших от урагана районах, именно в тот момент, когда в этом возникла
необходимость, было невозможно.
События того периода выявили слабые места системы стратегического нефтяного
резерва США, что стало поводом для важных обобщающих заключений:
• масштабные и/или продолжительные природные явления могут сделать
стратегический резерв нефти отдельного государства бесполезным;
• усилия отдельно взятой страны по созданию системы нефтяного резерва не могут
обеспечить полной энергетической безопасности этой страны.
Анализ влияния урагана «Катрина» на топливно-энергетический комплекс США
показал, что страны-потребители нефти должны скоординированно формировать
национальные резервы нефти. Очевидно, что прогресс в этой области невозможен без
международного и регионального сотрудничества. Новый подход был учтен при
подготовке последних важнейших международных договоренностей в энергетической
сфере. Например, в итоговом документе Санкт-Петербургского саммита «Группы
восьми» 2006 г. координация планирования стратегических запасов отражена как
один из главных принципов совместной деятельности ведущих стран мира по
обеспечению глобальной энергетической безопасности.
В этом свете правительство Японии ответственно подходит к созданию системы
коллективной энергобезопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для Японии
важно, чтобы в системе скоординированного нефтяного резерва участвовали страны с
растущим потреблением энергии, в том числе Индия и Китай. Пока сотрудничество
удается только со странами-членами ОЭСР. Так, в 2007 г. Япония заключила
двустороннее соглашение с Новой Зеландией по кооперации в области стратегических
запасов нефти. Согласно условиям этого соглашения, Новая Зеландия, имеющая перед
МЭА обязательство по содержанию 90-дневных запасов нефти, может заключать с
японскими компаниями топливно-энергетического сектора контракты на хранение
нефти, при этом хранение будет осуществляться на территории Японии, а числиться
запасы будут за Новой Зеландией. Соглашение о координации запасов подписано с
Республикой Кореей.
По понятным причинам Япония заинтересована в распространении этого опыта на весь
регион.
Кроме этого в новую энергетическую стратегию Японии, принятую правительством в
2006 г., включены планы по созданию государственного резерва нефтепродуктов,
оператором которого назначена JOGMEC.
Та же государственная корпорация уполномочена на формирование национального
стратегического резерва газа. Длительное хранение сжиженного природного газа
(СПГ) является делом дорогостоящим и сопряжено с рядом технических сложностей,
поэтому основной объект внимания в данном случае — сжиженный нефтяной газ (СНГ).
По замыслу правительства, программа по созданию стратегического запаса СНГ
должна придать системе государственного резерва бóльшую эффективность за счет
диверсификации запасаемых ресурсов и скорости высвобождения запасов в случае
наступления чрезвычайных ситуаций.
Система стратегического резерва СНГ аналогична системе резерва нефти: часть
запасов имеет статус государственного резерва, часть — в обязательном порядке
аккумулируют предприятия топливно-энергетического сектора. В планах
правительства довести уровень государственных запасов до 1,5 млн тонн. Несмотря
на большие затраты, программа идет полным ходом: три базы уже функционируют. Еще
две базы строятся, их планируется ввести в строй в 2010—2012 гг. По состоянию на
ноябрь 2007 г., в стране было запасено СНГ на 83 дня нормального потребления, из
них государственный резерв составлял 0,61 млн т (18 дней), запасы частных
компаний — 2,15 млн т (65 дней).
Что же касается СПГ, то в случае перерыва в снабжении Япония может положиться на
текущие запасы, хранящиеся на принимающих терминалах, которые эквивалентны 20-30
дням потребления.
В заключение можно отметить, что Страна Восходящего Солнца обладает развитой
системой стратегического резерва, вписанной в общую концепцию энергетической
безопасности. В настоящее время, благодаря своевременно принятым мерам по
формированию системы стратегического резерва, Япония обладает суммарными
запасами нефти, способными обеспечить нормальное функционирование экономики
страны в течение 184 дней . Это самый высокий показатель обеспеченности
искусственными запасами нефти в мире.
Для других стран полезным опытом может служить установление обязательных
нормативов для запасов предприятий ТЭК. Корпоративная среда в Японии традиционно
перевыполняет «план», установленный административными органами. Однако следует
принять во внимание, что этому способствуют особые отношения между властью и
деловыми кругами, построенные на ясной и стабильной экономической политике
правительства.
Российско-японское сотрудничество
В настоящее время доля российской нефти в японском топливном балансе не очень
велика, по данным Японской нефтяной ассоциации — 3,5%. На первый взгляд может
показаться, что вторая экономика в мире игнорирует энергетические возможности
РФ, что наносит удар по престижу России как «энергетической сверхдержавы», но
это не так. Российский энергетический экспорт в Японию в последние годы
существенно вырос. По данным таможенной службы России, в 2007 г. товарная группа
«минеральное сырье и топливо» стала лидером российского экспорта в Японию (49,3%
от стоимости против 28,8% в 2006 г.). В 2007 г. было поставлено 8 млн т нефти на
3,7 млрд долл., по сравнению с 2006 г. увеличение более чем в 5 раз, как в
физическом, так и в стоимостном выражении.
Японские компании уже принимают участие в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», в
которых доля японской стороны составляет 30% и 22,5% соответственно. Для Японии
участие в проектах по разработке углеводородов на шельфе Сахалина — важный
элемент энергобезопасности, который снижает зависимость японского
топливно-энергетического комплекса от поставок нефти и СПГ из стран Ближнего
Востока. Небольшая протяженность маршрутов до японских портов и отсутствие
стран-транзитеров обеспечивают повышенную надежность поставок, что полностью
удовлетворяет требованиям новейшей энергетической политики Японии.
Расширение российско-японского экономического сотрудничества связано с
преодолением некоторых политических барьеров. Обе страны пытаются их решить. 18
февраля 2009 г. на Сахалине, в связи с пуском завода СПГ в рамках проекта
«Сахалин-2», состоялась встреча президента РФ Дмитрия Медведева и японского
премьера Таро Асо, на которой лидеры заявили, что совместные проекты по
разработке углеводородов на Сахалине — это первые шаги двух стран навстречу
тесным экономическим связям, а взаимное сотрудничество Японии и России в
энергетической сфере может быть более масштабным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|