Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Финансовый институт мирового масштаба

 
   

 

 
 

Николай МИРОНОВ,
советник Департамента экономического сотрудничества МИД России, к.э.н.

 
  Взаимодействие «восьмерки» и «пятерки»

«Большая восьмерка» создавалась как гибкая, неформальная организация, не имеющая постоянного международного секретариата. Благодаря этому ее деятельность не скована условностями международной бюрократии, зачастую страдающей от нехватки ресурсов и дефицита легитимности. Формат «восьмерки» оказался весьма удобным для обсуждения наиболее актуальных проблем современности в ходе ежегодных неформальных встреч лидеров ведущих стран мира. Со временем он «оброс» и встречами на уровне министров. Ряд из них — встречи министров иностранных дел, финансов, развития, торговли и окружающей среды — носит регулярный характер. Вопрос о целесообразности проведения подобного мероприятия с участием министров энергетики определяется приоритетами председательствующей страны.

Относительно новой тенденцией в деятельности «восьмерки» стало подключение ведущих развивающихся стран к обсуждению глобальных проблем, связанных с изменением климата и обеспечением энергетической безопасности. Впервые лидеры Бразилии, Индии, Китая, Мексики и ЮАР были приглашены на саммит «восьмерки» в Эвиан (Франция) в 2003 г. наряду с представителями других стран и международных организаций. В 2005 г. на саммит в Глениглс под Эдинбургом (Великобритания) страны «пятерки» ведущих развивающихся государств были приглашены уже отдельным «блоком» для участия во встрече в расширенном составе по вопросам мирового экономического развития и глобального изменения климата. В 2006 г.
страны «пятерки» были приглашены в Стрельну под Санкт-Петербургом, где с их участием обсуждались и вопросы энергетической безопасности.

В ходе немецкого председательства усилия по развитию диалога между «Группой восьми» и «пятеркой» активизировались. Особенно «восьмерка» проявила интерес к подтягиванию «пятерки» к обсуждению проблем изменения климата и энергоэффективности. В итоговом документе саммита содержалось приглашение Китаю, Бразилии, Индии, Мексике, ЮАР и другим крупнейшим экономикам с формирующимися рынками принять Санкт-Петербургские принципы глобальной энергетической безопасности. Лидеры «восьмерки» также решили формализовать и структурировать диалог с «пятеркой» в рамках Хайлигендаммского процесса (ХП).

«Нормативной базой» взаимодействия «Группы восьми» с «пятеркой» была призвана служить концепция ХП, разработанная немецким председательством на основе положений итогового документа саммита. Немцы выделили на реализацию ХП 5,5 млн евро. Диалог был рассчитан на два года. На саммите «Группы восьми» в Японии был представлен промежуточный, а на саммите на о. Маддалена (Италия) в этом году будет заслушан окончательный доклад о результатах процесса.

По структуре экономики Россия гораздо ближе к «пятерке», чем к промышленно развитым странам «Группы семи». Кроме того, страны «пятерки», как и Россия, не входят в Международное энергетическое агентство (МЭА). Поэтому по многим аспектам энергетической проблематики наши подходы являются достаточно близкими или совпадают. Это расширяет для России поле для маневра, объективно усиливает наши позиции в диалоге с партнерами по «восьмерке».

Партнерства внутри «восьмерки»

В рамках ХП создана рабочая группа по энергетике, которая рассматривает вопросы создания Сети энергоэффективных зданий, модернизации электростанций, работающих на угле, возобновляемые источники энергии и проблематику энергетической безопасности.

Каждая страна-председатель стремится оставить после себя «долгоиграющий» след в виде какой-нибудь «постоянной» структуры. Пожалуй, лишь Россия ничем не отметилась в этой области. В последние годы наиболее распространенной формой претворения различных инициатив «восьмерки» в жизнь стали государственно-частные партнерства. Так, в области энергетики под эгидой «Группы восьми» действуют Международное партнерство по водородной экономике (IPHE), Международное партнерство по коммерческому использованию нетрадиционных ресурсов метана (Партнерство «Метан — на рынок») (М2М), Международный форум по секвестру углерода (CSLF) и Глобальное партнерство по биоэнергетике (GBEP).

По итогам японского председательства в прошлом году и в соответствии с декларацией министров энергетики «Группы восьми», Китая, Индии и Республики Корея, принятой на встрече в японском Аомори в июне 2008 г., в завершающую стадию входит работа по созданию Международного партнерства по сотрудничеству в области энергоэффективности (IPEEC). Вероятно, оно будет окончательно оформлено в ходе майской с.г. встречи министров энергетики «восьмерки» в Риме.

Не остались в стороне от этой тенденции и итальянцы. Они уже выдвинули ряд инициатив по созданию партнерств, некоторые из которых имеют отношение к энергетике. Одно из них — новый форум, на котором высокопоставленные представители стран ОЭСР и государств, не входящих в эту организацию, могли бы на регулярной основе вести обсуждение вопросов энергетической политики.

Кроме того, организаторы встречи выступили с предложением создания нового мирового «Порядка» или «Партнерства» (точное название еще не определено) в сфере чистой энергетики, что, по их мнению, может быть общей целью «восьмерки». При этом формируемая в рамках данной инициативы новая модель долгосрочного устойчивого развития должна наряду с глобальным потеплением учитывать доступность и безопасность поставок энергоресурсов в контексте будущего роста мирового спроса. Она включает в себя эффективное потребление энергии во всех секторах современного общества, усиление роли возобновляемых источников энергии, диверсификацию энергетических балансов, чистые и низкоуглеродные технологии при производстве энергии, в промышленности и на транспорте, атомную энергетику, переработку отходов и технологии утилизации и связывания парниковых газов. Все эти меры, по замыслу итальянцев, имеют ключевое значение как для противодействия климатическим изменениям, так и для искоренения бедности и улучшения стандартов жизни всех жителей Земли.

Предполагается также, что «восьмерка» должна инициировать создание нового частно-государственного финансового института для предоставления начального капитала, необходимого для запуска и доведения до уровня самоокупаемости энергетических проектов в странах Африки. На начальном уровне предполагается ограничиться 10—12 такими проектами с уровнями необходимых инвестиций в диапазоне от 3 до 30 млн долл. каждый.

Все эти предложения будут обсуждаться в ходе намеченной на 24—25 мая этого года в Риме встречи министров энергетики «Группы восьми». На трех сессиях этого форума планируется рассмотреть темы инвестиций для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития, соответствия энергетических стратегий вызовам глобальных климатических изменений, а также программу действий по преодолению энергетической бедности с акцентом на страны Африки. Организаторы мероприятия столкнулись с необходимостью более четкого вычленения энергетического измерения этих проблем, дабы не вторгаться в сферу компетенции других профильных министерских встреч в рамках «восьмерки», в том числе министров финансов, окружающей среды и развития.

Что касается организационных вопросов, то на первую сессию форума, посвященную инвестициям в энергетику, приглашаются представители «восьмерки», стран О5 (outreach five, или участники Хайлигендаммского процесса — Бразилия, Индия, КНР, Мексика и ЮАР), Саудовская Аравия, МЭА и, возможно, ОПЕК. Второй день встречи откроется министерским завтраком, на котором будут присутствовать только члены «восьмерки». Вторая и третья сессии пройдут в более широком формате, когда к участникам первой сессии добавятся Южная Корея, Австралия, Алжир, Египет, Нигерия и, возможно, Турция, а также представители Всемирного банка.

Встречу министров предполагается предварить бизнес-форумом с участием первых лиц ведущих энергетических компаний стран, представленных на первой сессии форума (всего не более 15—20 человек). От России, в частности, здесь хотели бы видеть руководителей Газпрома и, возможно, Роснефти.

Италия рассчитывает, что министерская встреча будет иметь практический выход, который получит отражение в итоговой декларации, а также в решениях саммита «Группы восьми».

Наиболее серьезная проблема, с которой сталкивается «Группа восьми», — сложность претворения в жизнь принимаемых лидерами решений. Для повышения результативности этой работы активно привлекаются крупнейшие международные организации и финансовые институты — ВТО, ОЭСР, ООН, Всемирный банк и Международный валютный фонд.

МЭА вне конкуренции

На «энергетическом» направлении заметную роль в последние годы начинают играть Организация стран-экспортеров нефти и Международный энергетический форум. Но центральное место неизменно отводится Международному энергетическому агентству (МЭА), которое готовит подавляющую часть позиционных материалов по соответствующей проблематике.

К предыдущей встрече министров энергетики «восьмерки» МЭА подготовило так называемые «двадцать пять рекомендаций» в области энергоэффективности, результаты выполнения которых должны быть заслушаны в Риме. По мнению Агентства, их внедрение потенциально может привести к снижению мирового потребления энергии к 2030 г. на 1160 млн т н.э. в год.

Объектом этих рекомендаций являются здания, транспорт, промышленность и приборы. Кроме того, часть рекомендаций имеет межотраслевой характер. Таким образом, фактически они имеют отношение ко всем отраслям экономики и базируются на существующих технологиях, что, по мнению разработчиков, позволит на основе их скорейшего внедрения в странах «Группы восьми» привести к значительному снижению потребления энергоресурсов.

Одно из ключевых мест в предложениях МЭА отводится совершенствованию конструкций зданий, на которые приходится около 40% от всей энергии, потребляемой в странах ОЭСР. Проведенный МЭА анализ выявил весьма значительный потенциал энергосбережения в результате улучшения систем обогрева, кондиционирования, вентиляции и снабжения горячей водой, который оценивается величиной не менее 500 млн т н.э. в год к 2030 г.

Следующим важным направлением энергосбережения являются электронные приборы и оборудование, а также осветительные приборы. Так, на бытовые электроприборы приходится до 30% потребления электроэнергии, до 40% расходуется в промышленности и около 19% — на освещение. Потенциал энергосбережения в этих трех сферах к 2030 г. составляет 33%, 25% и 38% соответственно. Например, массовая замена традиционных ламп накаливания современными компактными флуоресцентными лампами могла бы привести к экономии затрат на освещение, оцениваемой суммой в 1,3 трлн долл. за период с 2008 по 2030 годы.

Весьма значителен потенциал экономии энергии на транспорте. Только за счет внедрения современных шин может быть достигнуто сокращение потребления топлива на 5%.

В этом году МЭА также готовит ряд инициатив. В частности, предлагается проанализировать эффективность и основные параметры «инфраструктуры» энергоэффективности с целью определения узких мест. Для информационного обеспечения этой работы Агентство готово разработать гармонизированный вопросник, который позволил бы на регулярной основе собирать данные, необходимые для выработки соответствующих индикаторов. Есть у МЭА и наработки в области повышения эффективности потребления топлива на транспорте на 50% к 2050 г., а также в сфере возобновляемых и «чистых» источников энергии.

Вместе с тем Агентство уже испытывает определенные проблемы в связи со значительным объемом формулируемых лидерами «восьмерки» поручений. В конце прошлого года исполнительный директор МЭА вынужден был обратиться к странам «Группы восьми» с просьбой о выделении 8 млн евро на финансирование выполнения необходимых для этого дополнительных исследований. С учетом важности вклада МЭА в работу «восьмерки» высока вероятность, что этот вопрос будет решен положительно.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru