 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Февраль 2009 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Малые, но свои
|
|
|
Развитие отечественного сектора производства малых энергомощностей частично позволит избежать угрозы иностранного засилья в российской энергетике
|
|
|
Иван ГРАЧЕВ, заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ
Сергей НЕКРАСОВ, ведущий инженер ФГУП «Институт горючих ископаемых»
|
|
|
Развитие отечественного сектора производства малых энергомощностей частично
позволит избежать угрозы иностранного засилья в российской энергетике
Установленная мощность электростанций зоны централизованного электроснабжения по
состоянию на 31 декабря 2006 г. составляла 210, 8 ГВт, из них мощность тепловых
электростанций - 142, 4 ГВт. Суммарная мощность устаревшего оборудования на
электростанциях России составляет 82, 1 ГВт, или 39% установленной мощности всех
электростанций, в том числе на тепловых электростанциях - 57, 4 ГВт, или 40%. В
соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020
г., уже 57% мощностей действующих тепловых электростанций к 2020 году отработают
свой ресурс.
Таким образом, только (без учета строительства новых объектов) для реконструкции
57% тепловых мощностей (более 80 ГВт за одиннадцать лет до 2020 г.) необходимо
ежегодно заменять не менее 7 ГВт мощностей. Максимальный объем ввода
генерирующих мощностей на территории СССР составлял 12 ГВт в год с учетом
строительства АЭС и ГЭС.
Сейчас производственные мощности строительного комплекса отрасли
"Электроэнергетика" сократились и составляют лишь 10 - 15% от уровня 1990 года.
По данным Института проблем естественных монополий, годовой объем выпуска
отечественных турбин мощностью более 50 МВт в 2005 - 2007 гг. составлял в
среднем 5 - 6 ГВт, в том числе для тепловой генерации - 3, 5 - 4 ГВт, включая
экспортные заказы энергомашиностроительных компаний.
Износ производственных фондов предприятий энергомашиностроения по основному виду
деятельности составляет 54 - 57%, в том числе машин и оборудования - более 75%.
Износ испытательного и стендового оборудования на подавляющем большинстве
предприятий достигает 90-100%.
Таким образом, ни производственные, ни строительные мощности не способны
обеспечить реконструкцию и ввод в эксплуатацию даже половины объемов планово
выбывающих мощностей.
Если к этой оценке добавить запланированное в генеральной схеме увеличение
мощности существующих тепловых станций за счет повышения параметров пара и
перехода на парогазовый режим, а также строительство новых объектов генерации,
то мы вынуждены будем согласиться с заполнением на 70 - 85% рынка
энергетического строительства не только импортным оборудованием, но и импортной
рабочей силой, импортными инжиниринговыми, строительными и проектными
институтами. Наиболее вероятно, что это будут граждане Поднебесной, имеющие опыт
ввода более 40 ГВт энергетических мощностей в год.
Период строительства крупной электростанции составляет пять - девять лет. Это
время, вполне достаточное для ассимиляции приглашенных строительных
специалистов, проектировщиков, инженеров (в основном мужского пола) с местным
населением за счет смешанных браков и получения российского гражданства.
Указанный процесс будет происходить не в одной - двух точках страны с
возможностью контроля ситуации, а на нескольких десятках объектов, расположенных
практически во всех субъектах РФ. При этом генеральный подрядчик сможет
обосновать необходимость привлечения новых специалистов в связи усложнившимися
условиями работ, потерей квалификации и занятием другой деятельностью ранее
приглашенных специалистов и так далее. В результате открывается миграционный
поток во все регионы России.
Оценим численность приглашенной рабочей силы. При выполнении 70% подрядов
планируемых к реконструкции и новому строительству 10 - 12 ГВт в год, объем
строительно-монтажных работ составляет 4 - 6 млрд. долл. в год. Для их освоения
необходима единовременная работа 200 - 300 тыс. специалистов. При учете ротации,
замены одних профессионалов другими, перехода специалистов в другие отрасли
экономики, численность мигрантов может составить не менее 1 - 1, 2 млн человек.
После ассимиляции, приглашения родственников и т.п. эта цифра может быть еще
кратно увеличена.
Учитывая стратегическое значение отрасли и долгосрочные последствия массового
участия иностранных энергостроителей, жизненно необходимо создать систему на
основе отечественного оборудования с минимальной капиталоемкостью на базе
отечественных инжиниринговых фирм с максимальной инфраструктурной готовностью к
оперативному освоению.
Предлагается технология надстройки действующих котельных двигателями внутреннего
сгорания отечественного производства.
Анализируя удельную стоимость продукции отечественного машиностроения для
комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, следует подробно
рассмотреть возможность использования дизельных двигателей, работающих в
газодизельном режиме. Стоимость отечественных дизелей в 1, 5 - 2 раза ниже
импортных аналогов и в 1, 8 - 4 раза ниже газопоршневых и газотурбинных
установок. При этом обеспечивается диапазон мощностей от 0, 5 до 4 МВт
электрической мощности при электрическом КПД 33 - 43%. Это позволяет
переоборудовать котельные мощностью от 2 до 50 Гкал/час, обеспечив
круглогодичное снабжение потребителей теплом и горячей водой. При этом
коэффициент использования топлива составляет 75 - 80%. На территории России
насчитывается более 10 тыс. котельных указанной мощности, на которых
вырабатывается более 30% тепловой энергии.
Анализ производственных возможностей отечественного машиностроения позволяет
прогнозировать возможность установки газодизельных надстроек на котельных в этом
размерном ряде в объеме 1, 8 - 2 ГВт в год. За счет расположения генерирующих
мощностей непосредственно у конечного потребителя повысится надежность его
энергоснабжения, и потребность в дополнительных инвестициях в экстенсивное
развитие ЛЭП высокого напряжения будет значительно ниже, чем при строительстве
большой энергетики. Будет обеспечена максимально возможная корреляция между
"точками роста" энергопотребления наиболее быстро развивающегося бытового
сектора и сферы услуг сточками генерации, обеспечивающими удовлетворение этого
спроса с минимальными потерями при транспорте электроэнергии.
ледует заметить, что целесообразна разработка нескольких типовых решений,
которые далее будут тиражироваться с некоторыми местными модификациями для
работающих десятков тысяч котельных. Данную задачу вполне реально решить
отечественными трудовыми ресурсами с участием местных специалистов теплосетей.
В газодизельном режиме расходуется 85 - 90% газа и 15 - 10% светлого моторного
топлива. Для этих целей может использоваться моторное топливо, получаемое как из
угля (конденсированная фаза), так и из нефти.
Для получения необходимого объема моторного топлива наиболее эффективен метод
гидрогенизации углеводородов с использованием каталитической системы в виде
кристаллитов наноразмера, позволяющий максимально использовать потенциал сырья.
В России разработано несколько вариантов этой перспективной нанотехнологии для
разных видов ресурсов. В частности, можно получать моторное топливо из бурых
углей и ряда классов каменных. Отечественная нанотехнология глубокой переработки
нефти на основе ее первичной гидрогенизации позволяет получать моторное топливо
с выходом около 90% даже при мощности НПЗ 100-500 тыс. т в год.
Построенные по этой технологии региональные заводы могут не только успешно
обеспечить дизельным топливом региональную комбинированную выработку тепловой и
электрической энергии, но и качественным бензином - местный топливный рынок.
Дополнительным эффектом предлагаемого подхода будет диверсификация
топливно-энергетического баланса регионов. При установке двигателей,
рассчитанных на работу как в газодизельном, так и в дизельном режиме,
достигается уменьшение зависимости от монотопливного газового режима. При
приоритетном строительстве заводов по получению моторного топлива из углей
энергетическая безопасность страны перейдет на качественно новый уровень и
перестанет быть зависимой от монопольной власти поставщиков газа.
Таким образом, развитие российской энергетики путем опережающего перевода
существующих котельных на комбинированную выработку тепловой и электрической
энергии и строительства новых с использованием отечественных дизельных
двигателей, работающих в газодизельном режиме, является перспективным
инфраструктурным проектом, способным создать существенный синергический эффект в
экономике.
Вместе с приведением структуры российской энергетики в соответствие с мировыми
современными и перспективными тенденциями, достигается максимально эффективное
использование углеводородного сырья, инновационное развитие угольной
промышленности, машиностроения, ЖКХ. Снижается нагрузка на транспортную
инфраструктуру. Создание комфортных и современных условий проживания в малых и
средних городах будет способствовать региональному развитию, решению
демографических проблем, а необходимость снабжения таких котельных топливом -
реальному широкому внедрению отечественных нанотехнологии.
В долгосрочной перспективе логика построения распределенной энергетики позволит
с минимальными издержками перейти к применению новых технологических решений,
аналогичных топливным элементам.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|