Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Малые, но свои

 
   

Развитие отечественного сектора производства малых энергомощностей частично позволит избежать угрозы иностранного засилья в российской энергетике

 

 
 

Иван ГРАЧЕВ,
заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ
Сергей НЕКРАСОВ,
ведущий инженер ФГУП «Институт горючих ископаемых»

 
  Развитие отечественного сектора производства малых энергомощностей частично позволит избежать угрозы иностранного засилья в российской энергетике

Установленная мощность электростанций зоны централизованного электроснабжения по состоянию на 31 декабря 2006 г. составляла 210, 8 ГВт, из них мощность тепловых электростанций - 142, 4 ГВт. Суммарная мощность устаревшего оборудования на электростанциях России составляет 82, 1 ГВт, или 39% установленной мощности всех электростанций, в том числе на тепловых электростанциях - 57, 4 ГВт, или 40%. В соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., уже 57% мощностей действующих тепловых электростанций к 2020 году отработают свой ресурс.

Таким образом, только (без учета строительства новых объектов) для реконструкции 57% тепловых мощностей (более 80 ГВт за одиннадцать лет до 2020 г.) необходимо ежегодно заменять не менее 7 ГВт мощностей. Максимальный объем ввода генерирующих мощностей на территории СССР составлял 12 ГВт в год с учетом строительства АЭС и ГЭС.

Сейчас производственные мощности строительного комплекса отрасли "Электроэнергетика" сократились и составляют лишь 10 - 15% от уровня 1990 года. По данным Института проблем естественных монополий, годовой объем выпуска отечественных турбин мощностью более 50 МВт в 2005 - 2007 гг. составлял в среднем 5 - 6 ГВт, в том числе для тепловой генерации - 3, 5 - 4 ГВт, включая экспортные заказы энергомашиностроительных компаний.

Износ производственных фондов предприятий энергомашиностроения по основному виду деятельности составляет 54 - 57%, в том числе машин и оборудования - более 75%. Износ испытательного и стендового оборудования на подавляющем большинстве предприятий достигает 90-100%.

Таким образом, ни производственные, ни строительные мощности не способны обеспечить реконструкцию и ввод в эксплуатацию даже половины объемов планово выбывающих мощностей.

Если к этой оценке добавить запланированное в генеральной схеме увеличение мощности существующих тепловых станций за счет повышения параметров пара и перехода на парогазовый режим, а также строительство новых объектов генерации, то мы вынуждены будем согласиться с заполнением на 70 - 85% рынка энергетического строительства не только импортным оборудованием, но и импортной рабочей силой, импортными инжиниринговыми, строительными и проектными институтами. Наиболее вероятно, что это будут граждане Поднебесной, имеющие опыт ввода более 40 ГВт энергетических мощностей в год.

Период строительства крупной электростанции составляет пять - девять лет. Это время, вполне достаточное для ассимиляции приглашенных строительных специалистов, проектировщиков, инженеров (в основном мужского пола) с местным населением за счет смешанных браков и получения российского гражданства. Указанный процесс будет происходить не в одной - двух точках страны с возможностью контроля ситуации, а на нескольких десятках объектов, расположенных практически во всех субъектах РФ. При этом генеральный подрядчик сможет обосновать необходимость привлечения новых специалистов в связи усложнившимися условиями работ, потерей квалификации и занятием другой деятельностью ранее приглашенных специалистов и так далее. В результате открывается миграционный поток во все регионы России.

Оценим численность приглашенной рабочей силы. При выполнении 70% подрядов планируемых к реконструкции и новому строительству 10 - 12 ГВт в год, объем строительно-монтажных работ составляет 4 - 6 млрд. долл. в год. Для их освоения необходима единовременная работа 200 - 300 тыс. специалистов. При учете ротации, замены одних профессионалов другими, перехода специалистов в другие отрасли экономики, численность мигрантов может составить не менее 1 - 1, 2 млн человек. После ассимиляции, приглашения родственников и т.п. эта цифра может быть еще кратно увеличена.

Учитывая стратегическое значение отрасли и долгосрочные последствия массового участия иностранных энергостроителей, жизненно необходимо создать систему на основе отечественного оборудования с минимальной капиталоемкостью на базе отечественных инжиниринговых фирм с максимальной инфраструктурной готовностью к оперативному освоению.

Предлагается технология надстройки действующих котельных двигателями внутреннего сгорания отечественного производства.

Анализируя удельную стоимость продукции отечественного машиностроения для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, следует подробно рассмотреть возможность использования дизельных двигателей, работающих в газодизельном режиме. Стоимость отечественных дизелей в 1, 5 - 2 раза ниже импортных аналогов и в 1, 8 - 4 раза ниже газопоршневых и газотурбинных установок. При этом обеспечивается диапазон мощностей от 0, 5 до 4 МВт электрической мощности при электрическом КПД 33 - 43%. Это позволяет переоборудовать котельные мощностью от 2 до 50 Гкал/час, обеспечив круглогодичное снабжение потребителей теплом и горячей водой. При этом коэффициент использования топлива составляет 75 - 80%. На территории России насчитывается более 10 тыс. котельных указанной мощности, на которых вырабатывается более 30% тепловой энергии.

Анализ производственных возможностей отечественного машиностроения позволяет прогнозировать возможность установки газодизельных надстроек на котельных в этом размерном ряде в объеме 1, 8 - 2 ГВт в год. За счет расположения генерирующих мощностей непосредственно у конечного потребителя повысится надежность его энергоснабжения, и потребность в дополнительных инвестициях в экстенсивное развитие ЛЭП высокого напряжения будет значительно ниже, чем при строительстве большой энергетики. Будет обеспечена максимально возможная корреляция между "точками роста" энергопотребления наиболее быстро развивающегося бытового сектора и сферы услуг сточками генерации, обеспечивающими удовлетворение этого спроса с минимальными потерями при транспорте электроэнергии.

ледует заметить, что целесообразна разработка нескольких типовых решений, которые далее будут тиражироваться с некоторыми местными модификациями для работающих десятков тысяч котельных. Данную задачу вполне реально решить отечественными трудовыми ресурсами с участием местных специалистов теплосетей.

В газодизельном режиме расходуется 85 - 90% газа и 15 - 10% светлого моторного топлива. Для этих целей может использоваться моторное топливо, получаемое как из угля (конденсированная фаза), так и из нефти.

Для получения необходимого объема моторного топлива наиболее эффективен метод гидрогенизации углеводородов с использованием каталитической системы в виде кристаллитов наноразмера, позволяющий максимально использовать потенциал сырья. В России разработано несколько вариантов этой перспективной нанотехнологии для разных видов ресурсов. В частности, можно получать моторное топливо из бурых углей и ряда классов каменных. Отечественная нанотехнология глубокой переработки нефти на основе ее первичной гидрогенизации позволяет получать моторное топливо с выходом около 90% даже при мощности НПЗ 100-500 тыс. т в год.

Построенные по этой технологии региональные заводы могут не только успешно обеспечить дизельным топливом региональную комбинированную выработку тепловой и электрической энергии, но и качественным бензином - местный топливный рынок.

Дополнительным эффектом предлагаемого подхода будет диверсификация топливно-энергетического баланса регионов. При установке двигателей, рассчитанных на работу как в газодизельном, так и в дизельном режиме, достигается уменьшение зависимости от монотопливного газового режима. При приоритетном строительстве заводов по получению моторного топлива из углей энергетическая безопасность страны перейдет на качественно новый уровень и перестанет быть зависимой от монопольной власти поставщиков газа.

Таким образом, развитие российской энергетики путем опережающего перевода существующих котельных на комбинированную выработку тепловой и электрической энергии и строительства новых с использованием отечественных дизельных двигателей, работающих в газодизельном режиме, является перспективным инфраструктурным проектом, способным создать существенный синергический эффект в экономике.

Вместе с приведением структуры российской энергетики в соответствие с мировыми современными и перспективными тенденциями, достигается максимально эффективное использование углеводородного сырья, инновационное развитие угольной промышленности, машиностроения, ЖКХ. Снижается нагрузка на транспортную инфраструктуру. Создание комфортных и современных условий проживания в малых и средних городах будет способствовать региональному развитию, решению демографических проблем, а необходимость снабжения таких котельных топливом - реальному широкому внедрению отечественных нанотехнологии.

В долгосрочной перспективе логика построения распределенной энергетики позволит с минимальными издержками перейти к применению новых технологических решений, аналогичных топливным элементам.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru