Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Февраль 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Жизненно важная задача

 
   

В интервью «Мировой энергетике» председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья КОМАРОВА комментирует проблемы энергосбережения и энергоэффективности в российской экономике в условиях кризиса.

 

 
 

Беседовала Любовь ПОПОВА

 
  — Наталья Владимировна, когда сравнивают энергоемкость экономики России и других развитых стран (США, Европа, Китай), разные источники приводят данные с большим разбросом. Какими показателями располагает Комитет по природным ресурсам?

— По нашим данным, сегодня около 35% энергоресурсов, производимых в стране, теряются из-за расточительства, использования давно устаревших технологий, и такое отношение к своим природным богатствам недопустимо для энергетической сверхдержавы. Наша страна имеет очень высокую удельную энергоемкость экономики, которая превышает более чем вдвое аналогичный показатель в США, в два-три раза — в целом по миру и более чем в три раза — в развитых странах Европы и в Японии.

Аналогичные показатели, свидетельствующие о бесхозяйственности, можно привести и в отношении использования других природных ресурсов. Например, показатель удельного водопотребления на 1 доллар ВВП в Швеции составляет 0,012 кубометра в год, в Великобритании — 0,007 кубометра, а в России — более 0,3 кубометров. И по мере износа основных фондов эти показатели с каждым годом увеличиваются в каждой из отраслей.

По расчетам экспертов, внедряя освоенные в отечественной и мировой практике организационные и технологические меры по энергосбережению, можно сократить расход энергоресурсов в среднем на 40%, или на 350 миллионов тонн условного топлива. Из них около 130 миллионов тонн можно сэкономить, снизив непроизводственные энергопотери в зданиях, 80 миллионов тонн — в промышленности, примерно столько же — при производстве, передаче и распределении тепла и около 60 миллионов тонн — при выработке электроэнергии. Это огромные цифры, сравнимые с годовым энергопотреблением развитых европейских государств.

— Одно из ключевых направлений повышения энергоемкости российской экономики — модернизация и замена оборудования. Очевидно, кризис внесет коррективы в этот процесс? Вряд ли предприятия смогут реализовать намеченные ранее планы в изменившихся экономических условиях?

— Убеждена, что в сегодняшней ситуации эти вопросы не только не теряют актуальности, но и становятся жизненно необходимой задачей, уже хотя бы для того, чтобы предотвратить новый кризис — кризис энергодефицита. Нынешний обвал цен на энергоносители создает соблазн для нерационального потребления ресурсов и сворачивания структурных преобразований. При падении нефтедобычи, которая наблюдалась уже в конце 2008 года, отодвинуть на потом задачи энергосбережения и энергоэффективности равносильно тому, чтобы вырыть новую яму для падения отечественного производства. Старая народная мудрость о том, что бережливость — лучший источник богатства, как никогда актуальна в условиях, когда цены на энергоносители вновь резко поползут вверх, а конкуренция станет еще более острой.

Входить в такой период, не приняв меры, призванные ускорить модернизацию экономики, создать платформу посткризисного роста, непозволительно. Отмечу, что реализуемые решения, в том числе и антикризисные меры, по диверсификации экономики, поддержке отечественных производителей и импортозамещению, развитию внутреннего спроса, совершенствованию системы госзаказа станут хорошим подспорьем для технического перевооружения промышленности. Это тот шанс, та возможность, которую нужно эффективно использовать.

— Недавно в интервью с одним известным специалистом в области ТЭК довелось услышать такое мнение: надо увеличить долю газа, поставляемого на экспорт, и уменьшить долю его потребления на внутреннем рынке, потому что в настоящее время для нашего объема ВВП потребление газа является слишком большим. Надо повышать энергоэффективность, сокращать потребление газа в виде топлива, при этом увеличивая его долю как сырья для переработки в газохимии. Согласны ли Вы с таким подходом?

— Что касается первой части вопроса, то давать оценку стоит с точки зрения экономической эффективности. На сегодняшний день Россия не испытывает дефицита экспортного сырья — на экспорт поставляется около трети всего газа. К тому же для наращивания экспорта требуется дальнейшее развитие соответствующей инфраструктуры. Другой аспект — это энергоотдача от использованных ресурсов. К примеру, в Европе эта отдача более чем в три раза выше, чем в нашей стране, и это при том, что для европейских потребителей российский газ примерно в пять раз дороже, чем он стоит на внутреннем рынке.

Безусловно, необходимо сокращать потребление газа в виде топлива, ведь это, по сути, равносильно тому, чтобы топить печь деньгами. Газ, как и все добываемое из недр сырье, должен проходить глубокую и полную переработку внутри страны, эффективно использоваться и приносить реальные доходы. Это неразрывно связано с задачами формирования современной инновационной экономики, повышением роли высокотехнологичных отраслей, в том числе таких, как газохимия.

— Какие законопроекты должна принять Госдума для повышения энергоэффективности российской экономики? Какие из законодательных инициатив в этой сфере уже находятся на рассмотрении, и в какой стадии?

— В Указе президента России Дмитрия Медведева от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» ставится задача за счет повышения рационального использования энергии и энергетических ресурсов снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта страны не менее чем на 40% по сравнению с 2008 годом. Во исполнение этого Указа и разработаны законопроекты «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», которые 21 ноября приняты Государственной думой в первом чтении. Сейчас они дорабатываются ко второму чтению.

Многие называют эти законопроекты революционными, поскольку в российское законодательство вводится целый ряд новых понятий, таких как «экологически чистые технологии» и «повышение экологической эффективности», в них устанавливаются требования к формированию перечня наилучших существующих технологий, понятие об экологическом аудите и ряд других.

В текстах законопроектов, подготовленных к первому чтению, мы намеренно дали широкий круг предложений, предусмотрели жесткие требования и сроки реализации законов, что породило обширные дискуссии о том, как усилить их экономическими инструментами.

Острые дискуссии вызывает вопрос об ограничениях по обороту и использованию энергорасточительных устройств и помещений. Много предложений о том, как стимулировать природосберегающие технологии — через налоговые преференции и другие механизмы государственной поддержки энергосбережения или же через усиление карательных мер, таких как штрафы и запреты.

Рассматриваются предложения, в соответствии с которыми для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разрабатывающих и внедряющих энергосберегающие технологии, предусматривается государственная поддержка в виде бюджетных субсидий, в том числе на субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым для повышения энергоэффективности, на вовлечение в хозяйственный оборот и расширение объемов использования возобновляемых источников энергии.

Депутаты изучают и возможность предоставления хозяйствующим субъектам льгот налогового и неналогового характера (налоговые каникулы, налоговые кредиты).

Особое внимание мы уделяем и мерам, которые могут оказать влияние на тарифную политику. Например, те из них, в соответствии с которыми инвестиционные затраты на внедрение энергоэффективного оборудования и технологий, а также на проведение мероприятий по энергосбережению учитываются при установлении тарифов.

Представляется перспективным механизм распределения лимитов и квот на потребление энергоресурсов по специальным ценам тем предприятиям, которые внедряют и применяют энергоэффективные технологии.

Здесь следует отметить, что эти стимулирующие механизмы могут быть рассредоточены в разных законодательных актах в силу того, что все российское законодательство строится по отраслевому принципу, и урегулировать эти вопросы в одном законе нет возможности. В связи с чем законопроект «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» не следует рассматривать в отрыве от проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики». Таким образом, оба законопроекта названные выше предложения синхронизируют с действующим законодательством в области бюджетного, тарифного, налогового, технического регулирования, с другими областями права.

Уверена, что открытое, публичное обсуждение законопроектов на заседаниях рабочей группы, столкновение разных точек зрения помогут нам выработать действительно реализуемые и своевременные нормы, не допустив при этом усиления административного пресса на предприятия реального сектора экономики. Рассмотрение этих законопроектов во втором чтении запланировано на апрель.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

www.worldenergy.ru обязательна

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru