 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Январь 2009 г. |
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
echo $sape->return_links(); ?>
|
|
|
|
|
|
Пойдут ли российские инвестиции в Венесуэлу
|
|
|
Мировой финансово-экономический кризис стал для многих нефтеэкспортирующих стран, включая Венесуэлу и Россию, моментом истины. С окончанием периода спекулятивно высоких цен на нефть обнажились существенные проблемы и слабости в их экономике, включая энергетику. Нефтяные страны оказались по этой причине затронутыми кризисом больше, чем многие государства-импортеры нефти. Венесуэльское правительство видит выход из сложившейся ситуации в привлечении новых иностранных инвестиций в разработку своих нефтяных месторождений.
|
|
|
Виктор СЕМЕНОВ, заведующий лабораторией Института Латинской Америки РАН, к.э.н.
|
|
|
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГИИ
Нефть продолжает доминировать в энергетике страны, но ситуация меняется. При
заметном снижении объемов производства и экспорта нефти в новом десятилетии ее
значимость для экономики до наступления кризиса сохранялась за счет спекулятивно
высоких цен.
В 2007 г. Венесуэла занимала шестое место в мире по запасам нефти и девятое по
ее производству. За последние 12 лет эти показатели снизились с 152,2 млн т (5-е
место в мире) до 133,9 млн т, а доля нефти в балансе производства первичных
энергоносителей страны уменьшилась с 79,2 до 69,6%. В то же время благодаря
росту производства гидроэнергии (в 2,2 раза) и угля (на 84%) их удельный вес в
балансе вырос соответственно с 6,3 до 14,0% и с 1,7 до 3,1%.
Почти 80% производимой нефти и почти весь добываемый уголь экспортируются.
Несмотря на снижение объема экспорта нефти, поступления составили в 2007 г.
90,4% товарного экспорта, при показателе 88,7% в 2005 году. В США было
направлено 70,6% нефтяного экспорта. Доля поступлений от нефтяной промышленности
в доходах центрального правительства составила в 2007 г. 47,7% (47,3% в 2005
г.).
Стремясь повысить управляемость нефтяной промышленности, снизить уязвимость
экономики страны от конъюнктуры нефтяных цен и от односторонней ориентации
нефтяного экспорта на США, президент Венесуэлы Уго Чавес с 2001 г. начал
предпринимать меры, направленные на увеличение роли государства в отрасли,
повышение налогообложения нефтяных компаний, поиск новых партнеров в
энергетической сфере и диверсификацию энергетического потенциала. Доля
государства в акциях предприятий по разведке и разработке нефтяных месторождений
в соответствии с законом, вступившим в силу в 2002 г., устанавливалась на уровне
более 50%. Одновременно была значительно увеличена плата за недра (роялти) - с
16,7 до 30%. Закон распространялся и на созданные после 2001 г. совместные
предприятия с иностранным капиталом.
ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА В НЕФТЯНОЙ СФЕРЕ
К 2005 г. в нефтяной промышленности существовали три формы взаимоотношений
государства с иностранными нефтяными компаниями: контракты на условиях раздела
прибыли при разработке месторождений легкой и средней нефти; соглашения о
стратегической ассоциации, созданные с целью разработки тяжелой нефти в
расположенном на востоке страны нефтяном поясе Ориноко, и сервисные соглашения.
Наибольшее значение имели четыре проекта стратегической ассоциации, в рамках
которых на начало 2007 г. производилось около четверти всей нефти, добываемой в
Венесуэле.
Соглашения об их реализации были заключены во второй половине 90-х гг. сроком на
35 лет, и созданные в соответствии с ними совместные предприятия, как и
предприятия, созданные на основе контрактов на условиях раздела прибыли, не
подпадали под действие нового закона. Иностранные компании, участвовавшие в
реализации 32 сервисных соглашений (государственная нефтяная компания PDVSA
оплачивала им добытую нефть, а также выплачивала вознаграждение за услуги) в
соответствии с этим законом, должны были до конца 2005 г. образовать совместные
предприятия с PDVSA, доля которой устанавливалась в диапазоне от 60 до 90%.
К концу июля 2006 г. было образовано 21 СП. ExxonMobil отказалась от предложения
образовать СП, считая его нарушением контрактных обязательств, и продала свою
долю в проекте компаньону по сервисному соглашению - аргентино-испанской
компании Repsol. Ряд других иностранных компаний либо продали свои доли в
проектах (как Statoil), либо вернули участки PDVSA. В рамках СП иностранные
фирмы должны выплачивать подоходный налог в 50% вместо 34%, которые взимались по
условиям сервисных контрактов. В мае 2006 г. было объявлено об аналогичном
повышении подоходного налога с иностранных фирм в рамках контрактов
стратегической ассоциации. Конечной целью президента было поставить под
государственный контроль все остальные проекты, реализуемые в нефтяной отрасли.
26 февраля 2007 г. Уго Чавес подписал декрет "О преобразовании в совместные
предприятия соглашений об ассоциации в нефтяном поясе Ориноко, а также соглашен
и и о разведке на условиях повышенного риска и разделе прибыли". Декрет
установил, что доля Венесуэльской нефтяной корпорации (CVP) - подразделения
PDVSA - во вновь образуемых СП должна быть не менее 60%. В 2007 г. образование
совместных предприятий было завершено, при этом доля PDVSA в проектах возросла с
40 до 78%. Из шести вовлеченных в проекты компаний две (Total и StatoilHydro)
уменьшили свои доли, две (Chevron и British Petroeum) сохранили долю и две (ConocoPhillips
и ExxonMobil) полностью вышли из проектов.
Наиболее заметной реакцией на установление полного контроля над нефтяной
промышленностью и акты национализации, осуществленные в ряде других отраслей
экономики, стало снижение доверия международных инвесторов. В 2006, 2007 и 2008
гг. отток прямых иностранных инвестиций из страны составил соответственно (в
млрд долл.) 2,7, 1,6 и 3,7, в то время как в предыдущие три года фиксировался их
приток в размере от 0,7 до 1,4 млрд долл. в год. В нефтяной промышленности в
2006 г. иностранные инвестиции уменьшились более чем на 50%, а в 2007 г. многие
инвесторы заявили о нежелании осуществлять капиталовложения. Программы
разведочных работ оказались под угрозой срыва. Еще одним фактором ухудшения
инвестиционного климата стал вышедший в апреле 2008 г. закон, обязывающий
нефтяные компании возвратить государству 50% дополнительной выручки, полученной
благодаря превышению цены на нефть над уровнем в 70 долл./барр., и 60%
дополнительной выручки, если цена превысит 100 долл./барр. Положение
усугублялось также тем, что по мере усиления, начиная с 2002 г., контроля
государства над нефтяной промышленностью оно стало изымать из отрасли
значительные средства под реализацию социальных программ. Только в 2007 г. оно
получило от PDVSA на эти цели 14 млрд долл. Вызванное мировым кризисом снижение
поступлений от экспорта нефти сделало ситуацию с инвестициями критической. Цены
на венесуэльскую нефть с августа по декабрь 2008 г. снизились со 130 до 31,5
долл./ барр., т.е. в 4,1 раза. О серьезности ситуации свидетельствует то, что
уже при средней цене в 2008 г. в 85 долл./барр. правительственный бюджет был
сведен с дефицитом в 1,8% ВВП.
В конце 2008 г. государство открыло для иностранных компаний торги на заключение
контрактов по миноритарному участию в разведке и разработке месторождений нефти
в семи зонах нефтяного пояса Ориноко. Приглашение было разослано 19 компаниям,
включая Royal Dutch Shell и бразильский Petrobras. По мнению международных
экспертов, Уго Чавес предпочел бы заключить контракты с компаниями из Ирана,
Китая или России, но западные компании располагают большими финансовыми
возможностями. Из российских компаний, присутствующих в стране, только Газпром
приступил к разработке месторождений (в Венесуэльском заливе).
В ближайшие перспективы консорциума с участием пяти российских компаний
(Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и Сургутнефтегаз) и венесуэльской PDVSA (он
был создан во время визита Дмитрия Медведева в Венесуэлу в ноябре 2008 г.)
эксперты не верят ввиду необходимости вкладывать значительные ресурсы в условиях
нехватки ликвидности. Присутствие Китая в нефтяной промышленности страны
значительнее. Он обладает правом на разработку 15 нефтяных участков, извлекаемые
запасы которых превышают 1 млрд баррелей (более 140 млн т) нефти.
Предполагается, что к 2012 г. Китай будет за купать в Венесуэле 1 млн баррелей
нефти в день, что сравнимо с венесуэльскими поставками в США. Однако
представляется маловероятным, что в условиях необходимости преодоления кризисных
явлений эта цель будет достигнута до завершения модернизации Панамского канала
(2014 г.).
Злободневной проблемой нефтяной промышленности страны является также дефицит
квалифицированных кадров. Основной причиной нехватки профессионалов-нефтяников
стало увольнение свыше 15 тыс. сотрудников PDVSA во время острого противостояния
руководства этой компании и правительства в конце 2002 и в 2003 гг. Кроме того,
в 2004-2007 гг., по имеющимся оценкам, только в Колумбию из Венесуэлы
эмигрировало не менее 500 специалистов-нефтяников.
В 2002 - 2003 гг. в связи с забастовками и увольнением сотрудников производство
нефти сократилось с 161,6 до 131,4 млн т в год.
ПОМОЩЬ СОСЕДЯМ
Венесуэла осуществляет программы энергетической помощи латиноамериканским
странам. К числу наиболее известных из них относится соглашение Сан-Хосе,
подписанное еще в 1980 г. между Венесуэлой, Мексикой и одиннадцатью
Центральноамериканскими и Карибсками государствами. В соответствии с ним каждая
из двух стран поставляла указанным государствам ежедневно 80 тыс. баррелей нефти
и нефтепродуктов, финансируя 20 - 25% ее стоимости. В период нахождения у власти
Уго Чавеса размеры и направления сотрудничества приобрели большие масштабы, при
этом приоритетным стало сотрудничество со странами левой ориентации. В 2000 г.
было подписано Каракасское энергетическое соглашение, в рамках которого
Венесуэла обязалась увеличить свои поставки нефти на льготных условиях
Центральноамериканским и Карибским странам. Она поставляет десяти странам
(Белизу, Гаити, Гватемале, Гондурасу, Доминиканской Республике, Коста-Рике,
Никарагуа, Сальвадору, Панаме и Ямайке) ежедневно 80 тыс. баррелей нефти на
условиях оплаты в течение периода длительностью до 15 лет (1 год - льготный) и
ставкой в 2% годовых по финансируемым поставкам. Размеры предоставляемого
Венесуэлой финансирования зависят от уровня мировых цен на нефть. Составной
частью этого соглашения стало подписание в октябре 2000 г. соглашения с Кубой,
по которому Венесуэла обязалась ежедневно поставлять этой стране 53 тыс.
баррелей нефти. В настоящее время этот объем достиг 98 тыс. баррелей. К числу
крупных проектов помощи, оказываемой Венесуэлой этой стране, относится также
реконструкция нефтеперерабатывающего завода в г. Сьенфуэгос. С четырнадцатью
Карибскими странами Венесуэла заключила в 2005 г. соглашение об образовании
Petrocaribe - региональной организации, в рамках которой Венесуэла поставляет на
льготных условиях Карибским странам (в 2008 г. - уже семнадцати) свыше 80 тыс.
баррелей нефти в день.
ПРОЧИЕ ОТРАСЛИ ЭНЕРГЕТИКИ
Второй и третьей по значимости отраслями венесуэльской энергетики являются
производство гидроэнергии и газа - соответственно 14 и 13,3% в общем объеме
производства энергии в стране в 2007 году.
Гидростанции произвели в 2007 г. свыше 113 млрд кВтч - более 75% всего
производства электроэнергии в стране. Отрасль также была затронута волной актов
национализации, охватившей всю экономику. В феврале 2007 г. правительство
национализировало крупнейшую частную электроэнергетическую компанию страны -
Electricidad de Caracas (EDC), выкупив 82% акций у ее владельца, американской
корпорации AES. На EDC приходилось около 10% всего производства электроэнергии в
Венесуэле. После этого все крупные электроэнергетические компании стали
принадлежать государству. Крупнейшими из них являются EDELCA и CADAFE,
контролирующие соответственно 65 и 18% всех генерирующих мощностей. Компания
EDELCA управляет работой ГЭС Guri мощностью 8900 МВт (второй по мощности в мире
после бразильско-парагвайской ГЭС Itaipu), а также ГЭС Macagua и Caruachi
(соответственно 2200 и 1400 МВт) на р. Карони. Производятся работы по
строительству на р. Карони ГЭС Tocoma мощностью 2200 МВт, которые планируется
завершить в 2010 году. ТЭС работают главным образом на природном газе (54%) и
нефти (26%). Часть электроэнергии идет на экспорт в Бразилию и Колумбию.
По производству газа, объем которого на протяжении последних 12 лет был
сравнительно стабилен, Венесуэла находится на третьей позиции в Латинской
Америке. Свыше 70% производимого природного газа потребляется в нефтяной
промышленности, главным образом путем его закачки в нефтяные пласты с целью
поддержания их продуктивности. В 1999 г. был принят закон о газообразных
углеводородных ископаемых, благодаря которому эта сфера открылась для частных
инвестиций. Закон ставил целью развитие деятельности по разведке и разработке
месторождений газа, прежде всего не ассоциированного с нефтью, расширение сети
газопроводов, поддержку газового экспорта и увеличение использования газа для
производства электроэнергии и в нефтехимической промышленности. В соответствии с
законом, частные компании могут иметь до 100% акций в проектах разработки
месторождений не ассоциированного с нефтью газа. Роялти составляет 20%. Среди
иностранных компаний, выигрывавших в начале 2000 гг. конкурсы по присуждению
газоносных участков, крупнейшие ТНК: Total, Repsol-YPF, Chevron и Statoil.
Запасы газа месторождения Yucal Placer (расположено в 100 км к юго-востоку от
Каракаса), обнаруженные компанией Total, оцениваются в 30 - 60 млрд м3, а
резервы месторождения Barrancas (юго-запад Венесуэлы), обнаруженные компанией
Repsol-YPF, - примерно в два-три раза больше. На обоих участках уже начато
производство газа. Разработку месторождений осуществляют также компании
Petrobras и Pluspetrol (Аргентина). Теперь к иностранным и венесуэльским
компаниям присоединился и российский Газпром, деятельность которого не
ограничена непосредственным участием в разработке газовых месторождений в
стране. Обеспечивая поддержку деятельности Газпрома в Венесуэле, институт
ВНИИГАЗ разработал генеральный план развития газовой отрасли.
Наиболее заметным изменением в Венесуэльской энергетике за последние 12 лет были
рост доли гидроэнергии и угля и падение удельного веса нефти в балансе
производства первичных энергоисточников. Позитивный эффект от этого изменения
определяется диверсификацией источников энергии и снижением зависимости
экономики от производства нефти. Вместе с тем, правительству пока не удается
выйти на объемы производства нефти, достигнутые в начале 2000 г., из-за
недостаточности инвестиций в ее разведку и добычу и нехватки квалифицированных
кадров. Особое внимание правительство уделяет развитию производства газа, его
сжижению, строительству газопроводов. В решении этих вопросов оно опирается на
поддержку российского Газпрома.
АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: СТАРТ ДАН
В 2005 г. президент страны заявил о намерении развивать ядерную энергетику и
обратился с просьбой о содействии в этом к руководителям Аргентины, Бразилии и
Ирана. Аргентине было сделано предложение о покупке ядерного реактора для
использования его при разведке нефтяных месторождений. Однако к практическим
результатам это не привело. С 2005 г. переговоры о сотрудничестве в атомной
энергетике ведутся с Росатомом. Во время визита Дмитрия Медведева в Венесуэлу
было подписано межправительственное рамочное соглашение о сотрудничестве в
области использования атомной энергии в мирных целях.
Соглашение предусматривает помощь в развитии правовой базы, подготовке кадров,
совместной разработке месторождений урановой руды. Предполагается, что две
страны будут сотрудничать в изучении месторождений урановой руды, в
исследованиях в области ядерной медицины и других сопряженных с атомной
энергетикой отраслях науки, а также в разработке проектов и строительстве
атомных электростанций. Согласно заявлению Уго Чавеса, атомный реактор будет
построен в штате Сулия. Для Венесуэлы построить атомный реактор очень престижно.
В настоящее время атомные энергетические установки имеются только в трех
крупнейших странах региона: в Аргентине, Бразилии и Мексике. В долгосрочном
плане развитие атомной энергетики может способствовать диверсификации
энергетического потенциала страны и решению ее экологических проблем.
ИНВЕСТИЦИИ
Венесуэле, как и другим нефтеэкспортирующим странам, приходится принимать
неотложные меры, чтобы смягчить негативный эффект, вызванный резким изменением
внешней экономической конъюнктуры. Один из путей решения возникших проблем -
новые иностранные инвестиции, которые, по мнению экспертов, могут осуществить
прежде всего зарубежные компании, уже занятые в отрасли. Менее желательный
вариант - использование международных резервов, составлявших в конце января 2008
г. более 40 млрд долл. Не исключено, что в случае дальнейшего усугубления
ситуации правительству придется сократить объемы реализации социальных программ,
финансируемых из средств PDVSA, а также размеры льготных поставок нефти
латиноамериканским странам.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|