Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2009 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Пойдут ли российские инвестиции в Венесуэлу

 
   

Мировой финансово-экономический кризис стал для многих нефтеэкспортирующих стран, включая Венесуэлу и Россию, моментом истины. С окончанием периода спекулятивно высоких цен на нефть обнажились существенные проблемы и слабости в их экономике, включая энергетику. Нефтяные страны оказались по этой причине затронутыми кризисом больше, чем многие государства-импортеры нефти. Венесуэльское правительство видит выход из сложившейся ситуации в привлечении новых иностранных инвестиций в разработку своих нефтяных месторождений.

 

 
 

Виктор СЕМЕНОВ,
заведующий лабораторией Института Латинской Америки РАН, к.э.н.

 
 
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВА ЭНЕРГИИ

Нефть продолжает доминировать в энергетике страны, но ситуация меняется. При заметном снижении объемов производства и экспорта нефти в новом десятилетии ее значимость для экономики до наступления кризиса сохранялась за счет спекулятивно высоких цен.

В 2007 г. Венесуэла занимала шестое место в мире по запасам нефти и девятое по ее производству. За последние 12 лет эти показатели снизились с 152,2 млн т (5-е место в мире) до 133,9 млн т, а доля нефти в балансе производства первичных энергоносителей страны уменьшилась с 79,2 до 69,6%. В то же время благодаря росту производства гидроэнергии (в 2,2 раза) и угля (на 84%) их удельный вес в балансе вырос соответственно с 6,3 до 14,0% и с 1,7 до 3,1%.

Почти 80% производимой нефти и почти весь добываемый уголь экспортируются. Несмотря на снижение объема экспорта нефти, поступления составили в 2007 г. 90,4% товарного экспорта, при показателе 88,7% в 2005 году. В США было направлено 70,6% нефтяного экспорта. Доля поступлений от нефтяной промышленности в доходах центрального правительства составила в 2007 г. 47,7% (47,3% в 2005 г.).

Стремясь повысить управляемость нефтяной промышленности, снизить уязвимость экономики страны от конъюнктуры нефтяных цен и от односторонней ориентации нефтяного экспорта на США, президент Венесуэлы Уго Чавес с 2001 г. начал предпринимать меры, направленные на увеличение роли государства в отрасли, повышение налогообложения нефтяных компаний, поиск новых партнеров в энергетической сфере и диверсификацию энергетического потенциала. Доля государства в акциях предприятий по разведке и разработке нефтяных месторождений в соответствии с законом, вступившим в силу в 2002 г., устанавливалась на уровне более 50%. Одновременно была значительно увеличена плата за недра (роялти) - с 16,7 до 30%. Закон распространялся и на созданные после 2001 г. совместные предприятия с иностранным капиталом.

ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА В НЕФТЯНОЙ СФЕРЕ

К 2005 г. в нефтяной промышленности существовали три формы взаимоотношений государства с иностранными нефтяными компаниями: контракты на условиях раздела прибыли при разработке месторождений легкой и средней нефти; соглашения о стратегической ассоциации, созданные с целью разработки тяжелой нефти в расположенном на востоке страны нефтяном поясе Ориноко, и сервисные соглашения. Наибольшее значение имели четыре проекта стратегической ассоциации, в рамках которых на начало 2007 г. производилось около четверти всей нефти, добываемой в Венесуэле.

Соглашения об их реализации были заключены во второй половине 90-х гг. сроком на 35 лет, и созданные в соответствии с ними совместные предприятия, как и предприятия, созданные на основе контрактов на условиях раздела прибыли, не подпадали под действие нового закона. Иностранные компании, участвовавшие в реализации 32 сервисных соглашений (государственная нефтяная компания PDVSA оплачивала им добытую нефть, а также выплачивала вознаграждение за услуги) в соответствии с этим законом, должны были до конца 2005 г. образовать совместные предприятия с PDVSA, доля которой устанавливалась в диапазоне от 60 до 90%.

К концу июля 2006 г. было образовано 21 СП. ExxonMobil отказалась от предложения образовать СП, считая его нарушением контрактных обязательств, и продала свою долю в проекте компаньону по сервисному соглашению - аргентино-испанской компании Repsol. Ряд других иностранных компаний либо продали свои доли в проектах (как Statoil), либо вернули участки PDVSA. В рамках СП иностранные фирмы должны выплачивать подоходный налог в 50% вместо 34%, которые взимались по условиям сервисных контрактов. В мае 2006 г. было объявлено об аналогичном повышении подоходного налога с иностранных фирм в рамках контрактов стратегической ассоциации. Конечной целью президента было поставить под государственный контроль все остальные проекты, реализуемые в нефтяной отрасли.

26 февраля 2007 г. Уго Чавес подписал декрет "О преобразовании в совместные предприятия соглашений об ассоциации в нефтяном поясе Ориноко, а также соглашен и и о разведке на условиях повышенного риска и разделе прибыли". Декрет установил, что доля Венесуэльской нефтяной корпорации (CVP) - подразделения PDVSA - во вновь образуемых СП должна быть не менее 60%. В 2007 г. образование совместных предприятий было завершено, при этом доля PDVSA в проектах возросла с 40 до 78%. Из шести вовлеченных в проекты компаний две (Total и StatoilHydro) уменьшили свои доли, две (Chevron и British Petroeum) сохранили долю и две (ConocoPhillips и ExxonMobil) полностью вышли из проектов.

Наиболее заметной реакцией на установление полного контроля над нефтяной промышленностью и акты национализации, осуществленные в ряде других отраслей экономики, стало снижение доверия международных инвесторов. В 2006, 2007 и 2008 гг. отток прямых иностранных инвестиций из страны составил соответственно (в млрд долл.) 2,7, 1,6 и 3,7, в то время как в предыдущие три года фиксировался их приток в размере от 0,7 до 1,4 млрд долл. в год. В нефтяной промышленности в 2006 г. иностранные инвестиции уменьшились более чем на 50%, а в 2007 г. многие инвесторы заявили о нежелании осуществлять капиталовложения. Программы разведочных работ оказались под угрозой срыва. Еще одним фактором ухудшения инвестиционного климата стал вышедший в апреле 2008 г. закон, обязывающий нефтяные компании возвратить государству 50% дополнительной выручки, полученной благодаря превышению цены на нефть над уровнем в 70 долл./барр., и 60% дополнительной выручки, если цена превысит 100 долл./барр. Положение усугублялось также тем, что по мере усиления, начиная с 2002 г., контроля государства над нефтяной промышленностью оно стало изымать из отрасли значительные средства под реализацию социальных программ. Только в 2007 г. оно получило от PDVSA на эти цели 14 млрд долл. Вызванное мировым кризисом снижение поступлений от экспорта нефти сделало ситуацию с инвестициями критической. Цены на венесуэльскую нефть с августа по декабрь 2008 г. снизились со 130 до 31,5 долл./ барр., т.е. в 4,1 раза. О серьезности ситуации свидетельствует то, что уже при средней цене в 2008 г. в 85 долл./барр. правительственный бюджет был сведен с дефицитом в 1,8% ВВП.

В конце 2008 г. государство открыло для иностранных компаний торги на заключение контрактов по миноритарному участию в разведке и разработке месторождений нефти в семи зонах нефтяного пояса Ориноко. Приглашение было разослано 19 компаниям, включая Royal Dutch Shell и бразильский Petrobras. По мнению международных экспертов, Уго Чавес предпочел бы заключить контракты с компаниями из Ирана, Китая или России, но западные компании располагают большими финансовыми возможностями. Из российских компаний, присутствующих в стране, только Газпром приступил к разработке месторождений (в Венесуэльском заливе).

В ближайшие перспективы консорциума с участием пяти российских компаний (Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и Сургутнефтегаз) и венесуэльской PDVSA (он был создан во время визита Дмитрия Медведева в Венесуэлу в ноябре 2008 г.) эксперты не верят ввиду необходимости вкладывать значительные ресурсы в условиях нехватки ликвидности. Присутствие Китая в нефтяной промышленности страны значительнее. Он обладает правом на разработку 15 нефтяных участков, извлекаемые запасы которых превышают 1 млрд баррелей (более 140 млн т) нефти. Предполагается, что к 2012 г. Китай будет за купать в Венесуэле 1 млн баррелей нефти в день, что сравнимо с венесуэльскими поставками в США. Однако представляется маловероятным, что в условиях необходимости преодоления кризисных явлений эта цель будет достигнута до завершения модернизации Панамского канала (2014 г.).

Злободневной проблемой нефтяной промышленности страны является также дефицит квалифицированных кадров. Основной причиной нехватки профессионалов-нефтяников стало увольнение свыше 15 тыс. сотрудников PDVSA во время острого противостояния руководства этой компании и правительства в конце 2002 и в 2003 гг. Кроме того, в 2004-2007 гг., по имеющимся оценкам, только в Колумбию из Венесуэлы эмигрировало не менее 500 специалистов-нефтяников.

В 2002 - 2003 гг. в связи с забастовками и увольнением сотрудников производство нефти сократилось с 161,6 до 131,4 млн т в год.

ПОМОЩЬ СОСЕДЯМ

Венесуэла осуществляет программы энергетической помощи латиноамериканским странам. К числу наиболее известных из них относится соглашение Сан-Хосе, подписанное еще в 1980 г. между Венесуэлой, Мексикой и одиннадцатью Центральноамериканскими и Карибсками государствами. В соответствии с ним каждая из двух стран поставляла указанным государствам ежедневно 80 тыс. баррелей нефти и нефтепродуктов, финансируя 20 - 25% ее стоимости. В период нахождения у власти Уго Чавеса размеры и направления сотрудничества приобрели большие масштабы, при этом приоритетным стало сотрудничество со странами левой ориентации. В 2000 г. было подписано Каракасское энергетическое соглашение, в рамках которого Венесуэла обязалась увеличить свои поставки нефти на льготных условиях Центральноамериканским и Карибским странам. Она поставляет десяти странам (Белизу, Гаити, Гватемале, Гондурасу, Доминиканской Республике, Коста-Рике, Никарагуа, Сальвадору, Панаме и Ямайке) ежедневно 80 тыс. баррелей нефти на условиях оплаты в течение периода длительностью до 15 лет (1 год - льготный) и ставкой в 2% годовых по финансируемым поставкам. Размеры предоставляемого Венесуэлой финансирования зависят от уровня мировых цен на нефть. Составной частью этого соглашения стало подписание в октябре 2000 г. соглашения с Кубой, по которому Венесуэла обязалась ежедневно поставлять этой стране 53 тыс. баррелей нефти. В настоящее время этот объем достиг 98 тыс. баррелей. К числу крупных проектов помощи, оказываемой Венесуэлой этой стране, относится также реконструкция нефтеперерабатывающего завода в г. Сьенфуэгос. С четырнадцатью Карибскими странами Венесуэла заключила в 2005 г. соглашение об образовании Petrocaribe - региональной организации, в рамках которой Венесуэла поставляет на льготных условиях Карибским странам (в 2008 г. - уже семнадцати) свыше 80 тыс. баррелей нефти в день.

ПРОЧИЕ ОТРАСЛИ ЭНЕРГЕТИКИ

Второй и третьей по значимости отраслями венесуэльской энергетики являются производство гидроэнергии и газа - соответственно 14 и 13,3% в общем объеме производства энергии в стране в 2007 году.

Гидростанции произвели в 2007 г. свыше 113 млрд кВтч - более 75% всего производства электроэнергии в стране. Отрасль также была затронута волной актов национализации, охватившей всю экономику. В феврале 2007 г. правительство национализировало крупнейшую частную электроэнергетическую компанию страны - Electricidad de Caracas (EDC), выкупив 82% акций у ее владельца, американской корпорации AES. На EDC приходилось около 10% всего производства электроэнергии в Венесуэле. После этого все крупные электроэнергетические компании стали принадлежать государству. Крупнейшими из них являются EDELCA и CADAFE, контролирующие соответственно 65 и 18% всех генерирующих мощностей. Компания EDELCA управляет работой ГЭС Guri мощностью 8900 МВт (второй по мощности в мире после бразильско-парагвайской ГЭС Itaipu), а также ГЭС Macagua и Caruachi (соответственно 2200 и 1400 МВт) на р. Карони. Производятся работы по строительству на р. Карони ГЭС Tocoma мощностью 2200 МВт, которые планируется завершить в 2010 году. ТЭС работают главным образом на природном газе (54%) и нефти (26%). Часть электроэнергии идет на экспорт в Бразилию и Колумбию.

По производству газа, объем которого на протяжении последних 12 лет был сравнительно стабилен, Венесуэла находится на третьей позиции в Латинской Америке. Свыше 70% производимого природного газа потребляется в нефтяной промышленности, главным образом путем его закачки в нефтяные пласты с целью поддержания их продуктивности. В 1999 г. был принят закон о газообразных углеводородных ископаемых, благодаря которому эта сфера открылась для частных инвестиций. Закон ставил целью развитие деятельности по разведке и разработке месторождений газа, прежде всего не ассоциированного с нефтью, расширение сети газопроводов, поддержку газового экспорта и увеличение использования газа для производства электроэнергии и в нефтехимической промышленности. В соответствии с законом, частные компании могут иметь до 100% акций в проектах разработки месторождений не ассоциированного с нефтью газа. Роялти составляет 20%. Среди иностранных компаний, выигрывавших в начале 2000 гг. конкурсы по присуждению газоносных участков, крупнейшие ТНК: Total, Repsol-YPF, Chevron и Statoil. Запасы газа месторождения Yucal Placer (расположено в 100 км к юго-востоку от Каракаса), обнаруженные компанией Total, оцениваются в 30 - 60 млрд м3, а резервы месторождения Barrancas (юго-запад Венесуэлы), обнаруженные компанией Repsol-YPF, - примерно в два-три раза больше. На обоих участках уже начато производство газа. Разработку месторождений осуществляют также компании Petrobras и Pluspetrol (Аргентина). Теперь к иностранным и венесуэльским компаниям присоединился и российский Газпром, деятельность которого не ограничена непосредственным участием в разработке газовых месторождений в стране. Обеспечивая поддержку деятельности Газпрома в Венесуэле, институт ВНИИГАЗ разработал генеральный план развития газовой отрасли.

Наиболее заметным изменением в Венесуэльской энергетике за последние 12 лет были рост доли гидроэнергии и угля и падение удельного веса нефти в балансе производства первичных энергоисточников. Позитивный эффект от этого изменения определяется диверсификацией источников энергии и снижением зависимости экономики от производства нефти. Вместе с тем, правительству пока не удается выйти на объемы производства нефти, достигнутые в начале 2000 г., из-за недостаточности инвестиций в ее разведку и добычу и нехватки квалифицированных кадров. Особое внимание правительство уделяет развитию производства газа, его сжижению, строительству газопроводов. В решении этих вопросов оно опирается на поддержку российского Газпрома.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА: СТАРТ ДАН

В 2005 г. президент страны заявил о намерении развивать ядерную энергетику и обратился с просьбой о содействии в этом к руководителям Аргентины, Бразилии и Ирана. Аргентине было сделано предложение о покупке ядерного реактора для использования его при разведке нефтяных месторождений. Однако к практическим результатам это не привело. С 2005 г. переговоры о сотрудничестве в атомной энергетике ведутся с Росатомом. Во время визита Дмитрия Медведева в Венесуэлу было подписано межправительственное рамочное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.

Соглашение предусматривает помощь в развитии правовой базы, подготовке кадров, совместной разработке месторождений урановой руды. Предполагается, что две страны будут сотрудничать в изучении месторождений урановой руды, в исследованиях в области ядерной медицины и других сопряженных с атомной энергетикой отраслях науки, а также в разработке проектов и строительстве атомных электростанций. Согласно заявлению Уго Чавеса, атомный реактор будет построен в штате Сулия. Для Венесуэлы построить атомный реактор очень престижно. В настоящее время атомные энергетические установки имеются только в трех крупнейших странах региона: в Аргентине, Бразилии и Мексике. В долгосрочном плане развитие атомной энергетики может способствовать диверсификации энергетического потенциала страны и решению ее экологических проблем.

ИНВЕСТИЦИИ

Венесуэле, как и другим нефтеэкспортирующим странам, приходится принимать неотложные меры, чтобы смягчить негативный эффект, вызванный резким изменением внешней экономической конъюнктуры. Один из путей решения возникших проблем - новые иностранные инвестиции, которые, по мнению экспертов, могут осуществить прежде всего зарубежные компании, уже занятые в отрасли. Менее желательный вариант - использование международных резервов, составлявших в конце января 2008 г. более 40 млрд долл. Не исключено, что в случае дальнейшего усугубления ситуации правительству придется сократить объемы реализации социальных программ, финансируемых из средств PDVSA, а также размеры льготных поставок нефти латиноамериканским странам.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru