 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Январь 2009 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Время объединять рынки
|
|
|
Создание Объединенного азиатского рынка и Азиатской газовой сети — перспектива обозримого будущего.
|
|
|
Георгий ЛЕОНТЬЕВ, член Комитета по энергетике Госдумы РФ, председатель подкомитета по малой энергетике
|
|
|
В
минувшем году Азиатская парламентская ассамблея рассматривала перспективы
создания Объединенного азиатского энергетического рынка (ОАЭР) и концепцию
создания Азиатской газовой сети. На заседании Азиатской парламентской ассамблеи
был изложен подход нашей страны к этим проблемам.
Pоссия поддерживает усилия по созданию Объединенного азиатского энергетического
рынка и выступает за расширение сотрудничества и интеграции на азиатском
континенте в сфере энергетики. Это делает более устойчивой
экономико-политическую ситуацию в регионе.
Сегодня необходимо установление взаимовыгодных двусторонних отношений между
поставщиками и потребителями энергоресурсов с сохранением существенной доли
долгосрочных соглашений о поставках газа и о его транспортировке, поскольку
проекты создания газовой инфраструктуры отличаются высокой стоимостью и
значительными сроками реализации.
Наша страна готова участвовать в развитии различных форм коллективного
регионального сотрудничества производителей и потребителей энергоресурсов с
учетом характерных для Азии многообразия и разнородности интересов субъектов её
рынка. Единственное, что категорически неприемлемо — это следование стратегии
использования силы или угроз.
Россия всецело поддерживает усилия, направленные на борьбу с загрязнением
окружающей среды на азиатском континенте — тем более, что для многих
развивающихся стран Азии активизация природоохранной деятельности может быть
связана с риском снижения темпов экономического развития.
Активно осуществляется работа по снижению энергоемкости производства и повышению
его энергоэффективности. У России уже есть успехи на этом пути. В соответствии с
Энергетической стратегией России до 2020 года удельная энергоемкость ВВП в 2007
г. должна была снизиться по сравнению с 2000 г. на 20%. Фактически она снизилась
более чем на 28 процентов.
Однако сделать предстоит еще очень много. Значительное снижение удельной
энергоемкости экономики страны связано в основном со структурными
трансформациями в экономике и сфере энергопотребления, где относительно
малоэнергоемкие составляющие ВВП и промышленности имели опережающие темпы роста
по сравнению с энергоемкими. По-прежнему не более 20—25% снижения энергоемкости
связано с реализацией имеющегося технологического потенциала энергосбережения.
Предпринимаются шаги, направленные на повышение энергетической эффективности
электроэнергетики за счет использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ)
и энергетически эффективных технологий.
Общий технологический потенциал энергосбережения в России оценивается в 350 млн
тонн условного топлива. В их числе потенциал экономии при производстве
электроэнергии — около 60 млн т у.т.; в промышленности как потребителе энергии —
около 80 млн т у.т.; в производстве, передаче и распределении тепловой энергии —
около 80 млн т у.т; в снижении непроизводительных энергопотерь в зданиях — около
130 млн т у.т.
Для устранения энергетических барьеров социально-экономического развития страны,
использования имеющегося потенциала энергосбережения необходимо добиться
снижения энергоемкости ВВП страны к 2020 г. не менее чем на 40% по отношению к
2007 г. Чтобы достичь этого, надо принять ряд мер. В их числе — запрет на
использование энергорасточительных технологий, нормативы энергоэффективности и
штрафы за их нарушение, маркировка товаров по уровню энергоэффективности. Для
создания образцов энергосберегающих технологий нового поколения необходимо
поддержать развитие машиностроения, стимулировать развитие технического
консалтинга — энергетического аудита через специальные проекты, реализуемые в
рамках программы поддержки развития малого бизнеса.
Необходимо обеспечить прямую поддержку со стороны государства реализации
инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение
энергосберегающих технологий нового поколения. Требует повышения энергетическая
эффективность жилищно-коммунального комплекса.
В июне 2008 г. вышел Указ президента России «О некоторых мерах по повышению
энергетической и экологической эффективности российской экономики». В связи с
этим было дано поручение подготовить и внести в Госдуму РФ законопроекты,
которые содержали бы экономические механизмы, стимулирующие применение
энергосберегающих и экологически чистых технологий, а также законопроекты,
направленные на усиление ответственности за несоблюдение нормативов допустимого
воздействия на окружающую среду.
Эти поручения успешно выполняются. Сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ находятся
проекты законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
целях повышения энергетической и экологической эффективности российской
экономики». Они приняты в первом чтении 21 ноября 2008 г.
Концепция Азиатской газовой сети (АзГС) в целом представляется важной и
своевременной, а необходимость коллективного регионального сотрудничества в
данной сфере не вызывает сомнения. Процесс формирования единого евразийского
рынка газа уже идет, хотя пока этот рынок состоит из достаточно изолированных
сегментов (европейский рынок, включающий европейскую часть России и страны СНГ,
азиатский рынок СПГ и отдельные азиатские рынки сетевого газа). Планы по
строительству новых газопроводов — Центральная Азия—Китай, Набукко, Иран—Индия,
Восточная Сибирь России—Китай и другие — делают физическое соединение рынков
вопросом обозримого будущего.
Вместе с тем, представленная концепция не дает ответов на целый ряд вопросов.
Так, одной из целей разрабатываемой концепции обозначено содействие «наиболее
разумным, экономичным и оптимизированным транзитным и транспортным
энергомаршрутам в Азии». Однако в представленных материалах не дается
разъяснений относительно того, за счет каких факторов будет достигнута более
эффективная транспортировка (оптимизация транзитных тарифов, маршрутов,
диспетчеризации или какие-то другие способы).
Еще одной целью названо «снижение стоимости энергоносителей». Однако такая цель
не может служить стимулом, например, для России и ряда других азиатских стран —
экспортеров газа. Думаю, за основу разработки концепции АзГС должны быть взяты
положения, более сбалансированные с точки зрения учета интересов потребителей и
поставщиков газа.
Следует отметить, что Россия в силу своего географического положения может
выступать в качестве оператора азиатского газового рынка, оказывая услуги по
диспетчеризации его потоков и транспортировке практически в любую точку
евроазиатской системы, балансировке спроса и предложения и хранению.
Нельзя также не отметить, что концепция АзГС в первую очередь ориентирована на
Ближневосточный регион и обеспечение его интересов. В частности, отсутствует
газопровод из России в Турцию, отсутствует даже упоминание о Китае и всех
планируемых газопроводах в его направлении, не указаны такие производители СПГ в
Тихоокеанском бассейне, как Малайзия, Индонезия, Австралия и ряд других, включая
Россию с её крупным перспективным заводом по производству СПГ на Сахалине.
Нуждаются в разъяснении упоминаемые в концепции механизмы снижения стоимости
финансирования за счет региональной кооперации, а также, наряду с необходимостью
стандартизации качества поступающего в сеть газа как необходимого условия
функционирования столь большой газотранспортной системы, не менее важным
представляется обеспечение стандартизации контрактных условий поставок, методов
расчета тарифов на транспортировку и транзит, правил доступа к транспортным
мощностям и многого другого. А это, в свою очередь, означает необходимость
создания универсального Сетевого кодекса, регулирующего все упомянутые вопросы и
определяющего новую модель торговли газом, включая возможности развития биржевой
торговли.
Дополнительная проработка необходима также предложениям концепции АзГС по форме
владения газотранспортной системой (ГТС). С учетом ее стратегической роли в
экономике каждой из потенциальных стран-участниц газовой сети сложно
предположить, что они согласятся передать находящиеся в их собственности участки
газопроводов консорциуму частных компаний (а это предлагается в концепции в
качестве одного из вариантов). Аналогичные вопросы возникают и в отношении
другого, может быть, даже более важного вопроса — полномочий по управлению ГТС.
Российские специалисты готовы участвовать в доработке данной концепции и в
решении других задач, направленных на развитие единого азиатского рынка газа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|