Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Электроэнергетика: требуется разворот к потребителю

 
   

В условиях системного кризиса задачами государства является обеспечение социальной стабильности общества, исключение действий, вызывающих снижение ВВП, создание предпосылок для восстановления экономического роста. Особое место в решении этих задач занимает электроэнергетика, которая из-за климатических условий, жесткой связи с ЖКХ и электрифицированным транспортом является в России важнейшей системой жизнеобеспечения.

 

 
 

Виктор КУДРЯВЫЙ,
д.т.н., профессор

 
 
Без устойчивого электроснабжения невозможно функционирование систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, трубопроводного и железнодорожного транспорта, обработки информации и диспетчерского управления во всех секторах экономики. Электроэнергия является незаменимой услугой для нормальных условий жизни и труда людей.

Однако электроэнергетическая отрасль свои задачи выполнить не сможет из-за рисков для потребителей.

В результате проведенной реформы технологически и финансово устойчивые вертикально интегрированные энергокомплексы ликвидированы даже в стратегически важнейших субъектах РФ (обе столицы, Тюмень, Кузбасс, Красноярск и т.д.).

В Уставах новых компаний главная цель — получение прибыли. Ответственность органов управления за надежность электроснабжения отсутствует. Первые руководители самоустранились от противоаварийных тренировок. Функции диспетчерских управлений переданы Системному оператору. Команды операторов на энергообъекты проходят через барьеры разных собственников. Информация о состоянии оборудования теряет объективность.

Возникли тысячи электросетевых компаний (Нижний Новгород, Московская область — более ста), через систему котловых тарифов повышающие затраты потребителей.

В сбытовом бизнесе существуют десятки компаний-посредников, которые не ведут в темпе процесса контроль потребления, необходимый для локализации аварии.

Россия становится одной из самых дорогих стран мира по стоимости энергии. На Дальнем Востоке доля гидроэнергетики уже доведена до 50%. Однако вместо снижения тарифы для промышленных потребителей увеличились в восемь раз и составляют 10 цент/кВт•ч — на 30% выше среднего тарифа США (рис. 1).

Отечественный машиностроительный и строительно-монтажный комплексы кратно отстали. Финансирование науки десять лет практически не ведется. Потеряны позиции в конструкторском и технологическом заделах. Разнотипное применение зарубежной техники привело к росту стоимости нового строительства и к кратному удорожанию техобслуживания на весь период эксплуатации.

Ввод новых энергомощностей находится на уровне 1% от установленной мощности. Инвестиционная программа на 2006—2010 гг. будет выполнена на одну треть. Нормативные резервы мощности отсутствуют в половине регионов. Электроэнергетика отброшена по основным показателям на 20—30 лет («МЭ», № 8, 2008).

Национальные интересы, связанные с надежностью энергоснабжения, требуют принять следующие меры:
• восстановить регламент технического обслуживания действующего энергооборудования, которое еще будет участвовать в балансе в течение 15—20 лет;
• возродить научный, технологический и проектный потенциал для организации производства отечественного энергооборудования;
• создать вертикально интегрированные энергокомпании на базе Объединенных энергосистем с потенциалом крупнейших энергохолдингов мира;
• организовать дееспособные системы управления отраслью, позволяющие проводить эффективную политику эксплуатации и развития;
• ввести гибкую структуру энергетических компаний, обеспечивающую надежность и безопасность электроснабжения с учетом теплофикации и региональных особенностей;
• провести корректировку модели рынка электроэнергии и мощности для развития электроэнергетики без чрезмерного обременения российского бизнеса;
• оптимизировать топливно-энергетический баланс, исходя из условий энергетической безопасности и экономической эффективности.

Для обеспечения социальной стабильности необходимо:
• создать системы независимой экспертизы расчетов энергокомпаний, представляемых в органы госрегулирования, проверки их фактических затрат по всем статьям расходов;
• внедрить системы оценки энергокомпаний по результатам противозатратной деятельности, обеспечивающей приближение к показателям лучших «эталонных» предприятий.

Необходимо провести оперативную переаттестацию и замену руководителей, что в кризисный период дает наиболее быстрый эффект. Для структур жизнеобеспечения (тем более в период кризиса) необходимо, чтобы энергокомпании возглавляли лучшие топ-менеджеры — энергетики, имеющие положительный опыт руководящей работы, способные оперативно организовать предотвращение, локализацию и устранение системных аварий.

Требуется пересмотр Уставов энергокомпаний, образованных при реформировании РАО «ЕЭС России». Приоритет должен быть отдан надежности и ответственности органов управления за стабильность поставки электроэнергии потребителям. За основу могут быть приняты Уставы Башкирэнерго, Иркутскэнерго, Татэнерго (контрольный пакет в собственности регионов), где приоритет надежности — основная цель.

В течение 2009 г. необходимо провести через корпоративные процедуры передачу не менее блокирующего пакета акций энергокомпаний администрациям регионов. Эта работа уже проведена в Москве, Санкт-Петербурге. В период кризиса для государства создались предпосылки создания оптимальной структуры отрасли.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее ответственными и успешными собственниками региональных энергокомпаний являются муниципалитеты (Северная Европа), провинции (Канада), правительства земель (Германия).

Необходимо разработать комплекс мер по снижению рисков дестабилизации работы отрасли из-за неплатежей потребителей. Это связано с ростом убыточности предприятий, снижением доходов граждан и ослаблением административного ресурса сбытовых организаций, выделенных в отдельный бизнес.

На мой взгляд, эффективными мерами могут быть: возврат к вертикально интегрированным компаниям; объединение сбытовых компаний регионов в единую структуру — Гарантирующий поставщик; передача контрольного пакета акций ответственным стратегическим инвесторам; проработка схем бартерных операций между взаимосвязанными хозяйствующими субъектами.

Для предотвращения глубокого падения ВВП считаю необходимым использовать опыт правительства Евгения Примакова по стабилизации в 1998—1999 гг. тарифов для естественных монополий, тем более что кризис привел к снижению цен на материальные ресурсы и услуги.

По моему мнению, в условиях кризиса недопустимо превращение деятельности энергокомпаний в сверхприбыльный бизнес по модели свободного ценообразования. Расчеты экспертов показывают, что данная система рынка обременяет российский бизнес на 600 млрд руб. ежегодно. Большинство энергокомпаний в мире уже перешло к модели «Единый покупатель», дополнив ее оптимизационным эффектом, применявшимся ранее в советской энергетике, что дает экономию миллиардов рублей. Российская электроэнергетика фактически создана для этой модели.

В случае углубления кризиса представляется возможным снизить прибыль энергокомпаний вплоть до нулевой — конечно, при полном финансировании регламентных затрат (эксплуатация, ремонт, топливо). Это настоящая поддержка реальных секторов экономики в экстремальных условиях, которая могла бы найти понимание у новых собственников ОГК и ТГК, владеющих энергоемкими бизнесами других отраслей. Им важно получить эффект от подъема экономики, а не одаривать в период кризиса портфельных инвесторов.

Практика работы энергокомпаний без выплаты дивидендов не является исключением. В США в таком режиме в разное время работают от 5 до 10% энергокомпаний. В Китае для работы в аналогичных условиях энергокомпании не подлежат процедуре банкротства.

Инвестиционная деятельность отрасли в период кризиса не должна прекращаться. Однако ее качественное наполнение должно быть противозатратным, а итоговый результат — иметь перспективную направленность. Спад потребления позволяет уйти от вынужденных дорогостоящих решений. В первую очередь целесообразно сосредоточить ресурсы на снятии ограничений мощности электростанций, которые составляют 28 млн кВт. Снижение ограничений мощности до советского уровня (10—12 млн кВт) равнозначно пятилетней программе нового строительства. Экономия средств оценивается в 10 млрд долларов.

Важно, что электросетевое строительство практически полностью обеспечено поставками отечественного оборудования. При этом инвестиции в тепловые сети должны обеспечить загрузку тепловых мощностей ТЭЦ.

Представляется, что необходимо увеличить долю стоимости российского оборудования и работ за счет загрузки отечественных заводов. Энергетический комплекс своими заказами в объеме 80 млрд долл. стабилизирует работу транспорта, металлургии, машиностроения, электротехники. Приоритет выбора места и срока строительства энергообъектов должен исходить из возможности ликвидировать дефицит мощности и стабилизировать тарифы.

В последние годы Россия катастрофически теряет позиции в теплофикации, осуществляя «котельнизацию» страны. Прирост тепловой мощности котельных превосходит ТЭЦ в 2—5 раз. По Москве эффект дополнительной загрузки теплофикационных турбин — 1 млн т у.т. в год. По стране теряются миллиарды кубометров газа. Для создания экономических стимулов целесообразно изменить методику распределения топлива между электрической и тепловой энергией на общепринятую в мире. При этом инвестиции в тепловые сети должны обеспечивать загрузку тепловых мощностей ТЭЦ.

Для последующего подъема экономики представляется целесообразным обеспечить инфраструктурное развитие электроэнергетики не за счет роста тарифов (через систему возврата инвестиций), а через прямые государственные вложения. Именно такое направление реализуется сегодня в США и Китае, имеющих две крупнейших энергетических инфраструктуры мира. Производительность труда даже в развитых странах, в зависимости от государственных инвестиций в инфраструктуру, увеличивается в соотношении 1:1 (рис. 2). Можно полагать, что в российских условиях эта зависимость удваивается.

В кризисный период оценку менеджеров энергокомпаний надо проводить по показателям надежности и росту потребления. Это будет означать переход от корпоративной к общеэкономической эффективности и к универсальному принципу «Потребитель всегда прав». Кризисный спад производства — это неплановые резервы мощности, которые надо использовать наиболее эффективно в каждом регионе.

Энергокомпании должны обеспечивать энергоснабжение новых потребителей, не подключенных ранее из-за высокой стоимости выполнения технических условий присоединения. Например, в ЦФО за последние годы не выдано технических условий на подключение до 50% новых потребителей, а связанное с этим уменьшение прироста ВВП по стране оценивается в 1500 млрд руб. в год. Новые производства — это современные энергосберегающие технологии, подключение их в ближайшие годы не усугубит баланс. Механизм возврата инвестиций, конечно, должен быть определен договаривающимися сторонами.

Государству придется сосредоточиться на развитии импортозамещающих производств для стабилизации валютного баланса. Соответственно, на энергокомпании должна быть возложена задача первоочередного обеспечения их необходимой энергией.

Сегодня половина сельскохозяйственной продукции закупается за рубежом. Это не только затраты десятков миллиардов евро, но и потеря огромного количества рабочих мест. Энергокомпании могут внести заметный вклад в подъем сельскохозяйственного производства. Потребление электроэнергии на селе сегодня составляет лишь 25 млрд кВт·ч, против 104 млрд в советское время.

Производство медицинских препаратов в России составляет лишь 17% от необходимого. Десятки миллионов граждан России не могут сегодня обходиться без зарубежных закупок жизненно необходимых лекарств. Электроэнергетика, имеющая сейчас незагруженные отборы турбин, могла бы предоставить свои мощности для современных заводов медпрепаратов.

Перспективным сектором экономики представляется легкая (текстильная) промышленность, где сегодня используется лишь 20% потенциала и ликвидированы десятки тысяч рабочих мест. Непрерывное производство с наиболее коротким сроком окупаемости, которому необходимы электроэнергия, пар и вода, могло бы дать эффективную загрузку электростанциям.

Для загрузки отечественной промышленности считаю целесообразным ввести в себестоимость энергии общепринятую статью затрат, специально для финансирования НИОКР. Если государство не обеспечит координации отраслевой науки, то необходимо создать аналог американского института ЭПРИ на правах некоммерческого партнерства для координации разработки новой техники, покупки и освоения патентов, лицензий.

Думаю, необходимо создать единый инвестиционный закупочный Центр в электроэнергетике, который должен заказывать и приобретать основное оборудование для всей отрасли. Требуется обеспечить разработку типовых проектных решений для тепловых станций на различных видах топлива, а подстанций и линий электропередачи — для различных региональных условий.

Считаю, что оптовые закупки, короткий типоразмерный ряд оборудования, типовые проекты дадут огромный эффект для производителя и покупателя. Именно за счет такой политики Китай сократил на 30—50% инвестиции в энергетику, обеспечивая ежегодный ввод десятков миллионов киловатт мощностей.

Мировой опыт позволяет системно реализовать программы создания надежной и эффективной электроэнергетики завтрашнего дня. Без этого невозможно обеспечить конкурентоспособность отечественного бизнеса в XXI веке.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru