Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2009 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Пережившие кризис становятся эффективнее

 
   

Мировой экономический кризис затрагивает все большее число отраслей. Нефтегазовая является одной из наиболее чувствительных к последствиям кризиса. Долгосрочные эффекты от него могут оказаться на порядок серьезнее тех, что мы наблюдаем сегодня. Чтобы представлять перспективы нашей нефтянки в будущем, необходимо понимать, как она реагирует на кризис сейчас, в режиме реального времени.

 

 
 

Мария БЕЛОВА,
завсектором департамента энергетики
Виталий ПРОТАСОВ,
младший эксперт департамента энергетики, Институт энергетики и финансов

 
 
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИИ КРИЗИСА ДЛЯ ОТРАСЛИ

В глобальном масштабе можно выделить два негативно влияющих на отрасль фактора экономического кризиса: падение цен на нефть и удорожание заемных средств (вплоть до невозможности их использования). Справедливости ради отметим, что у кризиса есть и положительные стороны: в частности, происходящее сейчас снижение цен на металлы, строительные материалы и услуги сервисных фирм существенно уменьшает издержки на реализацию проектов для нефтегазовых компаний.

Например, по экспертным оценкам, стоимость разработки первой фазы Штокмановского ГКМ может сократиться на 40%. Поэтому даже секвестирование инвестиционных программ в денежном выражении может не означать их уменьшения в натуральном, то есть отсрочки или отказа от реализации проектов.

Основным результирующим показателем работы сектора upstream нефтегазовой отрасли является уровень добычи углеводородов, поэтому, анализируя именно этот показатель, мы можем оценить интегральный эффект воздействия экономического кризиса.

Можно выделить три уровня воздействия кризиса на добычу углеводородов: в краткосрочном периоде (до 1,5 - 2 лет); в среднесрочном (до 3 - 5 лет); в долгосрочном (более 3 - 5 лет). (Данная классификация несколько отличается от общепринятого разделения для удобства проводимого в статье анализа.)

В краткосрочном периоде снижение добычи нефти и газа будет происходить из-за падения их цены. Согласно данным (рис.1), ценовой консенсус-прогноз на 2009 г. составляет лишь треть от августовского максимума (Цена нефти в августе 2008 г. была близка к 150 долл. за баррель.), что явно не придает отрасли оптимизма. При этом месторождения с наиболее высоким уровнем издержек (битумные пески, глубоководный шельф, вечная мерзлота) могут быть законсервированы. На части рентабельных при текущем уровне цен месторождений добыча может быть уменьшена из-за нехватки спроса в регионе (при наличии транспортных ограничений), переполнении хранилищ углеводородов и нежелании продавать ресурсы с низкой маржей.

Оценка эффекта может производиться в соответствии с планами компаний по добыче ресурсов до и после кризиса (как это сделано нами для российских компаний - см. ниже), а также прогнозами правительств и экспертов.

Снижение добычи углеводородов в среднесрочном периоде будет обусловлено отсрочкой ввода месторождений в эксплуатацию (мощностей по переработке для сектора downstream) как из-за низких цен на нефть, так и нехватки инвестиционных ресурсов. В результате с момента предполагавшегося ранее срока ввода месторождения и до его реального выхода на проектную мощность образуется незапланированный ранее лаг. Обладая данными по предполагавшейся добыче ресурсов на месторождении и планами компаний по отсрочке их ввода, можно оценить объемы сокращения притока нефти и газа в среднесрочной перспективе.

На уровень добычи природного газа в стране в среднесрочной перспективе также будет влиять отсрочка введения жестких норм по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) в связи с тяжелым положением нефтяных компаний в условиях кризиса. В результате могут быть скорректированы планы компаний по созданию систем сбора, транспортировки и переработки ПНГ, что также может привести к провалу объемов добычи газа в стране до момента введения отсроченных норм.

Основным фактором, который может привести к снижению добычи углеводородов в долгосрочной перспективе, является существенное сокращение финансирования геологоразведочных работ (ГРР) из-за нехватки инвестиционных средств. Оценка данного фактора чрезвычайно затруднена: проведение ГРР связано с очень высокой неопределенностью. Кроме того, даже имея достаточно точные сведения об объемах запасов, которые были бы получены с помощью отмененных ГРР, мы получим лишь приблизительную оценку потерянных объемов добычи, поскольку они будут зависеть от ряда других параметров (цены на нефть, качества и себестоимости разработки разведанных запасов).

Сокращение инвестиционных программ также негативно скажется на темпах модернизации и строительства инфраструктуры, в том числе энергетической. Это приведет к увеличению потерь энергоресурсов при транспортировке, а также отсрочке ввода месторождений (или уменьшению объемов поставок) из новых регионов добычи из-за нехватки трубопроводных мощностей. Уменьшение инвестиций в НИОКР в нефтегазовом секторе обусловит снижение его энергоэффективности по сравнению с потенциальным уровнем. Тем самым уменьшение инвестиционных программ на инфраструктуру и НИОКР приведет к относительному снижению добычи углеводородов и (или) их поставок на рынок в долгосрочном периоде.

Отметим, что консервация скважин в краткосрочном периоде может привести к снижению уровня добычи в долгосрочной перспективе из-за нарушения режима эксплуатации месторождения. К аналогичному результату может привести чрезмерное использование компаниями методов интенсификации добычи, так как в условиях падения рентабельности и ограниченности финансовых ресурсов у них возникает стимул максимизировать добычу на месторождениях с наименее низкой себестоимостью разработки.

С другой стороны, компании, наученные кризисом и пережившие его, как правило, становятся более эффективными. Это дает основания надеяться на улучшение показателей (в том числе производственных) наших компаний в средне - и долгосрочной перспективе.

Следует также у читывать, что степень влияния кризиса на нефтегазовые компании существенно зависит от страновой специфики - особенно от системы налогообложения, - а также скорости и качества реагирования властей на кризисные явления.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВЫЖИВАНИЯ

Большинство нефтяных компаний России снизили добычу в 2008 г. - и по сравнению с 2007 г., и относительно своих докризисных прогнозов. В текущем году эта тенденция сохранится.

Лучший результат в отрасли в прошлом году показала компания Роснефть, добыв 110,1 млн т нефти и газового конденсата и превзойдя свой результат 2007 г. на 9% (органический рост без учета поглощений при этом составил 4%)(см.табл.1). Это лишь на 1,6% ниже, чем предполагалось в докризисном прогнозе компании. Несмотря на высокую долговую нагрузку, Роснефть (в отличие от большинства других компаний) заявляет о сохранении объемов ГРР в текущем году на уровне 2008 г., желании инвестировать в свои проекты в нефтепереработке (Строительство комплекса каталитического крекинга на Куйбышевском и Сызранском НПЗ (этап ПИР), установок изомеризации на Сызранском НПЗ и Ангарской НХК, а также сооружение установки замедленного коксования на Комсомольском НПЗ.) и в развитие розничной сети. (Количество АЗС должно вырасти с 1644 до 1698.)

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. инвестиции компании в рублевом эквиваленте вырастут на 6,8%. С учетом инфляции это означает снижение реальных вложений Роснефти. Прогнозная цена нефти в ее бюджете - 50 долл./баpp. марки Brent (47 долл. марки Urals)(см.табл.2).

Компания ЛУКойл снизила добычу нефти в 2008 г. до уровня 95 млн т - на 1,7% ниже уровня добычи 2007 г. и на 3,1% ниже докризисного плана. В 2009 г. компания планирует увеличить добычу нефти на 1,8%, что соответствует у ровню 2007 г. Получается, что компания потеряла два года развития добывающего подразделения.

При этом инвестиционная программа ЛУКойла на 2009 г. претерпела существенное уменьшение по сравнению с докризисным уровнем. Руководством были объявлены три сценария инвестиционной активности в зависимости от цен на нефть на мировом рынке: при 50 долл./барр. марки Brent - 4 млрд долл. (текущий базовый прогноз); при 65 долл. - 6 млрд долл.; при 80 долл. - 8 млрд долл.

ЛУКойл планирует урезать инвестиционную программу за счет отсрочки проведения ГРР, заморозки развития нефтепереработки - в частности, отказа от установки оборудования для каталитического крекинга на Волгоградском НПЗ. Могут быть заморожены некоторые зарубежные проекты (например, модернизация завода "Нефтохим" в Бургасе). Планируется на год отложить введение Филоновского месторождения в Каспийском море. Руководство компании обещает не замораживать проекты в Западной Сибири.

Добыча ТНК-ВР в 2008 г. уменьшилась на 2,7%. Ранее компания планировала поддерживать в 2009 г. достигнутый в 2007 г. уровень добычи, но, согласно последнему прогнозу, он будет снижен на 1% по сравнению с 2008 г. ТНК-ВР находится в сложном финансовом положении и планирует на текущий год инвестиционную программу на уровне 3,3 млрд долл. - на четверть ниже уровня 2008 г.. Компания заморозит инвестиции в сектор downstream и остановит инвестиции в развитие (в том числе ГРР). Ставка будет делаться на проекты с быстрой отдачей. В секторе добычи планируется перенос освоения Русского участка в Заполярье и месторождений Болmiехетской впадины с 2011 на 2012-2013 гг. При этом цена нефти прогнозируется на уровне 60 долл./барр., что выше показателей других компаний. Можно предположить, что инвестиционная программа ТНК-ВР в течение года опять будет пересмотрена в сторону уменьшения.

Сургутнефтегаз находится в наилучшем среди всех российских нефтегазовых компаний положении благодаря чрезвычайно высокому объему денежных средств на счетах ком па ни и. Тем не менее из-за естественного истощения месторождений добыча Сургутнефтегаза упала в 2008 г. на 4,3% (хотя, согласно декабрьскому прогнозу компании, падение должно было составить лишь 2,3%). Компания не предоставляет информации по уровню добычи и инвестиционной программе на 2009 г. Известно, что прогнозная цена нефти для Сургутнефтегаза составляет 40 - 45 долл./барр. Компания заявила, что не будет снижать объем своих геологоразведочных работ в связи с кризисом.

В наиболее тяжелом положении оказалась Газпром нефть, которая на 8,4% снизила добычу по сравнению с докризисным прогнозом (без учета доли в Славнефти), что на 8% ниже докризисного уровня. В 2009 г. компания собирается удержать добычу на уровне 2007 г. Инвестиционная программа Газпром нефти оценивается по трем сценариям в зависимости от цен на нефть, в соответствии с которыми инвестиции могут быть снижены на 25% (при прогнозе 70 долл./барр.), 35% (50 долл.) или 45% (32 долл.). В соответствии с существующими прогнозами цен на нефть, наиболее вероятным представляется второй сценарий. Компания планирует отсрочить проведение ГРР в Восточной Сибири, модернизацию Омского НПЗ, сократить инвестиции на увеличение доли утилизации ПНГ. Газпром нефть может сдвинуть сроки реализации проектов, а также отказаться от эксплуатации нерентабельных при текущем уровне цен месторождений.

Наиболее точной в своих прогнозах уровней добычи в 2008 г. оказалась Татнефть: факт разошелся с планом всего на 0,1 млн тонн. Ее добыча в 2008 г. составила 25,8 млн т - на 0,4% выше уровня 2007 г. В 2009 г. добыча компании может сократиться на 1,6%. В бюджет Татнефти заложена цена на нефть в 40 долл. за баррель.

НЕ СТОЯТЬ В СТОРОНЕ

Степень влияния кризиса на отрасль во многом зависит от скорости и качества реагирования властей на негативные явления. Отсюда и ключевая роль государства, которое должно нивелировать долгосрочные негативные эффекты кризиса, обеспечивая стабильность таких ключевых отраслевых показателей, как объем инвестиций в геологоразведку, инфраструктуру и НИОКР. Этого можно достичь, используя как меры общего характера, стимулирующие увеличение инвестиционной активности компаний, так и специфические меры, направленные на достижение минимально необходимого уровня инвестиций в конкретной области (рис.2).

Представляется, что оптимальными являются меры налогового стимулирования и поддержка системы кредитования. При этом у государства остается возможность прямого финансирования ГРР, развития инфраструктуры или внедрения конкретных инноваций, но при прочих равных условиях это будет менее эффективно, чем аналогичные вложения частных компаний. Исключением может быть государственно-частное партнерство - например, через использование механизма Инвестиционного фонда.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru