Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь-декабрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Неспешные реформы мексиканской энергетики.

 
   

В конце 1980-х — первой половине 1990-х гг. Мексика провела серию масштабных экономических реформ, призванных покончить с системой госкапитализма, господствовавшей в стране, и усилить роль рыночных начал в хозяйственных процессах. Важнейшей составляющей преобразований стала приватизация. В частный сектор перешли коммерческие банки и воздушный транспорт, сталелитейные заводы и железные дороги, телефонная связь и рудники. Однако правительство не пошло на разгосударствление энергетических отраслей, на протяжении десятилетий бывших символами национального суверенитета. Тем не менее и нефтегазовая промышленность, и электроэнергетика подверглись реформированию, хотя и не столь радикальному, как продажа в частные руки.

 

 
 

Вадим Теперман,
Директор центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН

 
 
Взлеты и падения нефтегазовой промышленности

Мексиканская нефтяная промышленность зародилась в середине XIX века. Первая разведочная скважина была пробурена в 1859 г., коммерческая добыча началась в 1901 г., экспорт нефти — в
1911 году. В 1920-е гг. Мексика превратилась во второго после США производителя нефти в мире и первого экспортера, однако уже в конце названного десятилетия добыча стала сокращаться.

Решающим фактором для развития отрасли стала приватизация в 1938 г. иностранных нефтяных компаний и создание на их основе государственной Petróleos Mexicanos (PEMEX). Однако этот шаг мало повлиял на темпы производства: в период 1938—1971 гг. ежегодный прирост добычи составлял 6%, что не соответствовало потребностям экономики, и с 1957 г. страна превратилась в нетто-импортера. Перелом наступил в начале 1970-х и был связан с освоением шельфа, что позволило в 1973 г. выйти на показатели начала 1920-х годов. Нефтяная промышленность превратилась в локомотив мексиканской экономики, ее развитию придавалось приоритетное значение. Достаточно сказать, что за 1977—1980 гг. РЕМЕХ получила кредиты за рубежом на 12,6 млрд долл., что составило 37% всех внешних заимствований. К 1980 г. нефть обеспечивала свыше половины экспортных доходов страны.

В то же время стремительной рост внешнего долга нефтяной компании явился одной из основных причин неплатежеспособности Мексики, которая в августе 1982 г. была вынуждена объявить односторонний мораторий на погашение обязательств перед иностранными кредиторами. Этим актом было положено начало долговому кризису, охватившему вскоре многие страны мира и продолжавшемуся более десяти лет.

И в условиях кризиса, и в период восстановления экономики добыча нефти и газа продолжали увеличиваться, но роль отрасли в мексиканской экономике в связи с ускоренным ростом сборочных производств на границе с США стала сокращаться. Масштабные реформы 1990-х не обошли стороной деятельность РЕМЕХ, она по ряду направлений лишилась своего монопольного положения в отрасли. В частности, резко сократилось число наименований продуктов базовой и вторичной нефтехимии, производство которых в обязательном порядке было зарезервировано исключительно за государством. Стали практиковаться контракты с частными, преимущественно иностранными компаниями на проведение геологоразведочных работ. В 1995 г. частные фирмы получили право на транспортировку, хранение и распределение природного газа и владение трубопроводами, газохранилищами, компрессорными установками. В том же году контроль над этими сферами деятельности в газовой промышленности перешел от РЕМЕХ к Регулирующей энергетической комиссии — автономному органу в рамках Секретариата (министерства) по энергетике.

Была преобразована и сама РЕМЕХ, разделенная на 4 структурных подразделения. Подразделение по разведке и добыче — PEMEX Exploración y Producción — несет ответственность за разведку месторождений нефти и газа, их добычу, транспортировку, хранение и сбыт. Подразделение PEMEX Refinación занято переработкой нефти, хранением нефтепродуктов и их реализацией путем заключения франчайзинговых соглашений с частными владельцами почти 8 тыс. АЗС. Подразделение по газу и основной нефтехимии — PEMEX Gas y Petroquímica Básica — осуществляет переработку, транспортировку, хранение и коммерциализацию природного газа и продуктов его переработки, ему принадлежит свыше 12 тыс. км газопроводов. Нефтехимическое подразделение — PEMEX Petroquímica — занято производством 8 видов изделий вторичной нефтехимии на основе природного газа, этана, метана и пропана. Наконец, для ведения экспортно-импортных операций была создана торговая организация — PMI Comercio Internacional, S.A. de C.V. Она действует в форме акционерного общества, в котором контрольный пакет принадлежит РЕМЕХ. Сама же компания акционерным обществом не является, в силу чего не может использовать фондовый рынок как источник финансирования. Более радикальные реформы, вроде планировавшейся одно время приватизации производства продуктов вторичной нефтехимии, не были осуществлены.

Мексика является 6-м мировым производителем нефти, 10-м экспортером и занимает 9-е место по запасам. На конец сентября 2008 г. действовало 242 буровых установки, из которых 113 принадлежало РЕМЕХ, и 226 морских платформ. Значительная часть буровых работ осуществляется на платформах и модулях, которые РЕМЕХ арендует на срок до 3 лет в соответствии с положениями Закона о закупках, аренде и услугах государственного сектора на публичных международных торгах.

Последние тридцать лет свыше 80% нефти добывается на морских месторождениях, в том числе в крупнейшем бассейне Акаи-Ноач у северо-восточного побережья страны, хотя его доля за 2004—2008 гг. снизилась с 61 до 32%. Основные надежды на будущее связаны с добычей на месторождении Чиконтепек, расположенном на суше к юго-востоку от мексиканской столицы, где находится 39% разведанных запасов. Из-за сложных геологических условий месторождение, открытое еще в 1926 г., стало осваиваться только в 2003 г. Его долю планируется довести до 20% по сравнению с 1% в настоящее время. По оценкам РЕМЕХ, суточная добыча на Чиконтепек в 2021 г. должна достичь 600 тыс. баррелей. На тяжелую нефть приходится свыше половины извлекаемых энергоносителей, на легкую — 28%, на сверхлегкую — 20%.

Добыча природного газа более равномерно распределена по территории страны. На морские месторождения приходится 42%, в том числе на Акаи-Ноач — 23%. Крупнейшие же месторождения, дающие почти 36% извлекаемого голубого топлива, приходятся на северные районы, прилегающие к границе США.

Экспорт нефти, достигнув максимального показателя почти в 1,9 млн баррелей в сутки в 2004 г., стал неуклонно сокращаться: до отметки в 1,1 млн в сентябре 2008 года. В 2007 г. свыше 87% зарубежных поставок пришлось на тяжелую нефть марки «Майя» и «Альтамира», почти 3% на легкую марки «Истмо» и более 10% — на сверхлегкую нефть «Ольмека». В 2008 г. доля тяжелой нефти подобралась к 89%. 80—85% нефти направляется на рынки США, 8—9% — в страны Европы, 5—8% — в Латинскую Америку и 2—3% — на Дальний Восток. В денежном выражении экспорт увеличился с 6,7 млрд долл. в 2003 г. до 37,9 в 2007 г. Максимальная месячная выручка в 5,1 млрд долл. была получена в июле 2008 г., когда цены на мексиканскую нефть достигли 120,3 долл. за баррель. В то же время Мексика, за исключением краткого периода 1970-х гг., длительное время является нетто-импортером природного газа, расходуя на его закупки 1—1,5 млрд долл. в год. С 2005 г. возобновлен его экспорт на сумму до 350 млн долл. в год.

Попытка недопущения спада

Резкий подъем мировых цен на нефть, наблюдавшийся до середины 2008 г., естественно, сыграл на руку мексиканской экономике. Доходы от нефтяной промышленности — т.н. нефтяная рента — возросли за 2002—2007 гг. на 76% и превысили 85 млрд долл. Однако этот фактор в большей степени сказался на общем состоянии государственных финансов. В 2001 г. отчисления и налоги в нефтегазовой промышленности дали 30,4% всех доходов консолидированного бюджета (федерального, штатов и муниципалитетов), в 2007 г. — 35,4%. В виде налогов и отчислений РЕМЕХ в 2007 г. перечислила в государственную казну сумму, эквивалентную почти 60% объема продаж. Из-за этого в 2007 г. компания, зарегистрировавшая прибыль до уплаты налогов в 60,6 млрд долл., имела чистые убытки почти в 1,7 млрд. По итогам первых 9 месяцев 2008 г. РЕМЕХ выплатила государству 62 млн долл., что составило 99% ее чистой прибыли. Последние изменения в фискальном режиме произошли в сентябре 2007 г. Кроме того, как и в других нефтедобывающих странах, включая Россию, в случае превышения цен над уровнем, заложенном в бюджет, РЕМЕХ осуществляет отчисления в стабилизационные фонды. На конец 2007 г. их сумма приблизились к 8,5 млрд долл.

Получаемых из бюджета средств на развитие нефтегазовой промышленности явно не хватает. РЕМЕХ за счет использования различных финансовых механизмов вынуждена прибегать к размещению ценных бумаг на местном и иностранных рынках капитала. Общий долг компании на конец 2007 г. составил 46,1 млрд. долл., нетто-долг с учетом наличности и ликвидных ценных бумаг — 30,4 млрд. На конец сентября 2008 г. соответствующие показатели составили 48,2 и 34,5 млрд долл. 78,5% долга номинировано в долларах США, 21,4% — в мексиканских песо, остальное — в йенах. Инвестиции РЕМЕХ возросли в 2000—2007 гг. до 9,5 млрд долл. в год по сравнению с 2,9 млрд за 1983—2000 гг. В 2008 г. они достигли 19,4 млрд долл., что составило более 2% ВВП страны. Но даже столь внушительное увеличение капиталовложений не смогло предотвратить нарастания негативных тенденций, проявившихся в последние годы.

Особо неблагоприятное положение сложилось с запасами нефти, которые сократились за десятилетие 1998—2007 гг. с 57,7 до 44,5 млрд баррелей, в том числе доказанные — с 34,2 до 14,7 млрд. При нынешнем уровне добычи через десять лет они будут исчерпаны. Страна так и не смогла приступить к промышленному освоению глубоководных месторождений Мексиканского залива, поскольку не располагает соответствующими технологиями. В перспективной с точки зрения наличия потенциальных месторождений части территориальных вод ведут разведку всего 7 плавучих платформ, в то время как в зоне США их сотни.

Вслед за сокращением запасов началось падение добычи. Максимальный ее уровень в 3383 тыс. баррелей в сутки был зарегистрирован в 2004 г., к середине 2008 г. он снизился до 2839 тыс. Еще хуже обстоит дело с нефтепереработкой. Всего в Мексике действуют шесть нефтеперерабатывающих заводов, последний из которых был введен в эксплуатацию в 1980 году. В модернизацию трех из них в последние 10 лет были вложены инвестиции свыше 1 млрд долл., что дало возможность повысить выход легких фракций, но практически не увеличило мощность переработки в 1,3 млн баррелей в сутки. В настоящее время 41% потребляемого в стране бензина импортируется, по сравнению с 12% десять лет назад. Импорт нефтепродуктов, составлявший в 2003 г. 2,3 млрд долл., возрос до 18,3 млрд за первые три квартала 2008 г. Экспорт за этот период увеличился с 1,8 до 4,8 млрд долл. Из-за неблагоприятного соотношения между импортом и экспортом нефтепродуктов убытки РЕМЕХ Refinancian только за 2004—2007 гг. превысили 12 млрд долл. Для удовлетворения потребностей страны за счет собственного производства за 20 лет необходимо построить 6 новых нефтеперерабатывающих заводов.

Для борьбы с негативными тенденциями правительство весной 2008 г. внесло в конгресс пакет законодательных инициатив, направленных на дальнейшее реформирование отрасли. 28 октября были приняты четыре новых закона и поправки в три действующих, получивших название «энергетическая реформа».

Поправки в закон о РЕМЕХ предусматривают изменение состава административного совета компании. Помимо 6 представителей правительства и 5 — от профсоюзов, в него должны входить 4 профессиональных советника, назначаемых исполнительной властью и утверждаемых Сенатом. Для принятия решения за него должны проголосовать не менее двух профессиональных советников. К 4 действующим добавляются 3 новых комитета для содействия деятельности совета: комитеты по транспарентности и аудиту, стратегии и инвестициям, а также по вознаграждениям, который будет рекомендовать административному совету уровень зарплат генерального директора и трех высших ступеней руководства в соответствии с эффективностью их деятельности.

Предусматриваются новые инициативы при заключении контрактов с частными компаниями на производство разведочных работ. В случае досрочного их выполнения, снижения цены, применения более современных технологий компания-оператор может рассчитывать на повышение стоимости оплаты ее услуг со стороны РЕМЕХ. Последняя, в свою очередь, получает права на наложение штрафных санкций на оператора и пересмотр условий контракта в случае его неисполнения по срокам и качеству.

Для пополнения финансирования намечен выпуск облигаций для граждан Мексики, которые должен разработать секретариат финансов и государственного кредита. Номинал облигации установлен в 100 песо, что делает их доступными для рядовых граждан. Планируется допустить эти облигации к обращению на вторичном рынке.

Повысился уровень автономии РЕМЕХ в управлении долгом, принятия бюджета, контрактации и определения внутренней структуры. Теперь компания может за счет своих излишков увеличивать расходы без предварительного разрешения секретариата финансов и государственного кредита. В то же время для повышения прозрачности деятельности РЕМЕХ обязана ежегодно отчитываться перед конгрессом страны.

Часть долга РЕМЕХ включена в задолженность федерального правительства, что даст возможность компании сэкономить на погашении и направить на инвестирование около 6 млрд долл. Инвестиции РЕМЕХ исключены из баланса бюджета. Кроме того, компания получила права на использование почти 900 млн долл. из своего резервного фонда для финансирования начала строительства нового нефтеперерабатывающего завода, хотя место его возведения в начале декабря 2008 г. еще не было окончательно утверждено. Частные компании получили право заниматься нефтепереработкой по контрактам, заключаемым с РЕМЕХ, а также перевозкой и хранением нефтепродуктов. Контроль над этой сферой деятельности перешел от самой государственной компании к Регулирующей энергетической комиссии.

Для контроля в сфере разведки и добычи нефти и газа предстоит создать комиссию по нефти из пяти членов в качестве автономного органа в рамках секретариата по энергетике.

В качестве первой реакции на «энергетическую реформу» можно рассматривать заключение в ноябре с тремя компаниями США контрактов о проведении буровых работ на общую сумму свыше 465 млн долл. Вместе с тем, иностранные эксперты отмечают, что более гибкие условия заключения контрактов привлекательны, в первую очередь, для малых и средних фирм, а крупные компании предпочитают действовать на условиях раздела продукции, что не разрешено мексиканским законодательством, поскольку вся нефть, согласно конституции, является национальным достоянием. Правительство же надеется, что «энергетическая реформа», хотя и не сразу, позволит остановить тенденцию к сокращению запасов и добычи.

Рост электрических мощностей

История развития электроэнергетики Мексики в какой-то степени напоминает ход эволюции нефтегазовой промышленности, но с определенным лагом. В 1937 г. была создана государственная компания Comisión Federal de Electricidad (CFE), которая превратилась в ведущего производителя электроэнергии. В 1960 г. отрасль была полностью национализирована, а на базе канадской компании была создана Luz y Fuerza del Centro (LFC), обслуживающая столицу страны и прилежащие районы. Эти компании находятся в полном государственном владении, а министр энергетики является председателем советов директоров каждой из них. CFE на конец 2007 г. принадлежало 529 электростанций суммарной мощностью в 38,4 млн кВт. Хотя LFC располагает собственными генерирующими мощностями, до 95% поставляемой потребителям электроэнергии она приобретает у CFE.

К 1980-м гг. в Мексике стала ощущаться нехватка электроэнергии, а после катастрофического землетрясения 1980 г. в практику вошли регулярные плановые отключения электроснабжения. Тем не менее, в отличие от большинства латиноамериканских стран, правительство не рискнуло пойти на приватизацию отрасли. Для восполнения нехватки мощностей был избран другой метод. Частные инвесторы были допущены только к сфере генерации, передача и распределение электроэнергии остались прерогативой государства.

Для привлечения независимых производителей в середине 1990-х гг. была создана система т.н. инвестиционных проектов, различающихся по источникам расходов (Proyectos de Iinversion Diferida en el Registro del Gasto, PIDIREGAS), которые реализуются на основании открытых торгов, организуемых CFE. Результаты торгов определяет Регулирующая энергетическая комиссия, она же контролирует соблюдение частными компаниями условий контрактов. По контрактам, заключенным с частными компаниями в период 1997—2001 гг., правительство обязалось выплатить им почти 4,6 млрд долл. Независимыми производителями за 2000—2007 гг. построена 21 электростанция суммарной мощностью почти в 11,5 млн кВт. Независимые производители обеспечили почти 3/4 прироста мощностей в 21-м веке и ныне располагают 22,4% установленных мощностей. За счет использования более технологически совершенного оборудования их доля в производстве электроэнергии существенно выше, в 2008 г. она достигла 31,2%.

Новый импульс к росту мощностей и производства электроэнергии призвано дать расширение использования возобновляемых источников. Пока наиболее интенсивно используется гидроэнергия. На конец 2008 г. в Мексике действовало 57 ГЭС суммарной мощностью 11,3 млн кВт, первая из которых начала давать ток 1 января 1901 г. Последней по времени была введена в строй (в марте 2007 г.) ГЭС «Эль Кахон» мощностью 750 МВт. Небезынтересно, что в ее сооружении приняли участие российские «Силовые машины», поставившие турбины и генераторы.

Среди мексиканских ГЭС особенно выделяется «Чикоасен» в южном штате Чиапас мощностью 2,4 тыс. МВт — четвертая гидростанция мира по этому показателю. семь ГЭС, введенных в эксплуатацию в 1940—1950-х гг., в настоящее время не функционируют. Несмотря на рост мощностей, производство ГЭС нестабильно: после максимального уровня в 33,1 млрд кВт•ч в 2000 г. оно сократилось в 2007 г. до 27 млрд. Другим свидетельством недостаточной эффективности ГЭС может служить тот факт, что, располагая в 2008 г. 21,2% мощностей отрасли, они обеспечили только 16,1% выработки энергии. Другой нетрадиционный источник — геотермальная энергия. семь геотермальных станций, первая из которых была пущена в 1973 г., располагают мощностями 965 МВт. Единственная АЭС «Лагуна Верде», мощностью 1365 МВт, работает с 1990 года. Пока действуют лишь две ветровые электростанции: первая, мощностью всего 1 МВт, — с 1982 г. и вторая (85 МВт) в составе 105 установок — с 1994 года. Строится еще 4, их пуск в эксплуатацию даст возможность сократить выброс СО2 в атмосферу на 1,4 млн т в год. Другие источники только начинают осваиваться, хотя, по имеющимся оценкам, только использование солнечной энергии способно увеличить генерирующие мощности в 50 раз по сравнению с нынешним уровнем.

По мнению специалистов, к 2020 г. долю возобновляемых источников в производстве необходимо довести как минимум до 20%. Для реализации подобных планов в пакете «энергетической реформы» был принят закон «Об использовании возобновляемых источников энергии и финансировании энергетического перехода». Под его действие не попадают атомная энергетика и гидростанции мощностью свыше 30 МВт, он распространяется на ветровую, геотермальную, солнечную, водную, океаническую и биоэнергию. Производство должно осуществляться частными компаниями, трансмиссией и распределением призваны заниматься CFE и LFC.

Секретариат по энергетике обязан разработать программу использования возобновляемой энергии и создать консультативный комитет. В проектах установок мощностью свыше 2,5 МВт должны участвовать местные (общины) и территориальные (муниципалитеты) органы путем консультаций, решая, в частности, вопрос о возмещении владельцам земельных участков, идущих под строительство. Секретариат должен разработать стратегию, подлежащую обновлению каждый год. Появится фонд для финансирования, условия функционирования которого должен разработать технический комитет, возглавляемый секретариатом по энергетике. Успешный опыт строительства независимыми производителями тепловых электростанций позволяет надеяться, что их участие способно сыграть решающую роль в освоении возобновляемых источников энергии.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru