Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь-декабрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Дешевизна малой энергетики – миф или реальность?

 
   

 

 
 

Леонид КОВАЛЕВ,
Белорусский теплоэнергетический институт, ведущий экономист

 
 
В последние годы для автономного энергоснабжения на промышленных и коммунальных предприятиях применяются когенерационные установки электрической и тепловой энергии. Такое оборудование принято называть мини-ТЭЦ, или установками малой энергетики. Следует отметить, что не существует четкого определения того, какие объекты и какой мощности относятся к малой энергетике. В России это источники генерации мощностью не более 25 мегаватт. В 60-е годы под понятием «малая энергетика» подразумевались гидростанции мощностью не более 30 мегаватт.

Рассматривая малую энергетику, нельзя не отметить действующую систему госрегулирования тарифов на электроэнергию, что создает определенные предпосылки к строительству новых объектов генерации. Значительные затраты на подключение к сетям, субсидирование населения за счет промышленных потребителей в тарифе на передачу электроэнергии, безусловно, является стимулом к созданию собственной генерации у потребителей. Однако, несмотря на негативные причины при размещении мини-ТЭЦ, необходимо учитывать не только экономическую эффективность субъектов хозяйствования, но и народнохозяйственный эффект, а также влияние на развитие энергосистемы страны в целом.

Сегодня экономическая суть внедрения когенерационного оборудования сводится к удешевлению энергии, которое определяется как разница между установленным тарифом за 1 кВт•ч и себестоимостью вырабатываемой этой установкой электроэнергии, а экономия топлива, соответственно, как разница расхода удельного топлива на 1 кВт•ч Лукомльской и Березовской ГРЭС с учетом нормы расхода условного топлива 328 г/кВт•ч. На мой взгляд, некорректно сопоставлять тягловую силу «слона и ишака» и, соответственно, расход условных кормовых единиц на содержание каждого из них. Кроме того, за счет техперевооружения на Лукомльской ГРЭС в 2007 г. удельный расход топлива при производстве электроэнергии уменьшился до 312,8 г у.т./кВт•ч (в 2006 г. — 316,3 г у.т.).

Обычно при строительстве мини-ТЭЦ в проектах не приводятся сравнения расхода удельного топлива на выработку 1 кВт•ч и 1 Гкал. с действующими ТЭЦ Беларуси, которые по своим характеристикам значительно ближе для базы сравнения с когенерационным оборудованием. По данным Белэнерго за 2004 г., расход топлива ТЭЦ с начальным давлением 3,4 атм составил на отпуск электроэнергии 151,3 г у.т./кВт•ч и тепла — 159,8 кг у.т./Гкал. (Жодинская ТЭЦ — 158,7 и 170,4). Эти данные свидетельствуют о том, что расход топлива на выработку электроэнергии и тепла на отдельных ТЭЦ страны ниже по сравнению с газопоршневыми и газотурбинными установками, где расход условного топлива составляет 160—170 г/кВт•ч.

В расчетах при обосновании инвестиций указывается, что затраты собственного производства в 2—3 раза ниже по сравнению с тарифом на электроэнергию, и в 2—2,5 раза снижается потребление ТЭР по сравнению с расходом топлива при выработке 1 кВт•ч на Лукомльской и Березовской ГРЭС. Это несопоставимые объекты по функциям и задачам, а также различные составляющие уровни по совокупности затрат на выработку 1 кВт•ч. Задачи и функции Лукомльской ГРЭС более масштабны в обеспечении страны энергией и далеко не локального характера. Кроме того, энергоснабжающие предприятия (ГРЭС, ТЭЦ) содержат резерв мощностей на случай аварийного выхода из строя и проведения периодического технического обслуживания, текущего и капитального ремонта мини-ТЭЦ.

При отказе субъектов хозяйствования, имеющих мини-ТЭЦ, от резервирования мощностей в энергосистеме эти субъекты вынуждены вводить в эксплуатацию дополнительное количество газотурбинных (газопоршневых) агрегатов для обеспечения непрерывного производства энергии. Поэтому капитальные вложения в мини-ТЭЦ увеличиваются на 35—40 % за 1 кВт электрической мощности, соответственно увеличиваются и эксплуатационные затраты. Кроме того, при обосновании инвестиций не учитывается количество резервных агрегатов, а расчет эффективности производится с учетом максимальной отдачи каждого агрегата по вырабатываемой совокупной энергии. Это, безусловно, искажает реальные затраты при обосновании инвестиций в строительство мини-ТЭЦ и их экономическую эффективность.

Очень важно учесть в эксплуатационных затратах издержки на техническое обслуживание и ремонт оборудования, так как их доля в общих затратах составляет около 30%. Эксплуатационные затраты на техническое обслуживание и ремонт должны определяться исходя из регламента ремонтного цикла, длительность которого, как и длительность межремонтного периода, зависит также и от характера использования оборудования энергетического комплекса.

Продолжительность простоя оборудования при проведении периодического технического обслуживания и текущего ремонта составляет 720—760 ч/год. Текущий ремонт производится по месту установки когенерационного оборудования, а капитальный — на заводе-изготовителе. Трудоемкость одного текущего ремонта — 200—220 чел./ч., или, по продолжительности, 8—10 календарных дней, а капитальный ремонт производится 8—10 месяцев.

Например, после четырех лет эксплуатации ГТУ-15ц, принадлежащая ПРУП «Белорусский цементный завод» в Костюковичах с общей наработкой 26700 ч (среднегодовой — 6675 ч, ниже проектной на 17%), была демонтирована и отправлена на капитальный ремонт в Николаев (Украина), на завод-изготовитель «Заря — Машпроект». Из-за длительного ремонта установки «БЦЗ» приобрел еще одну в качестве резервной. Однако при обосновании инвестиций в объеме капитальных вложений она не приводится, что искажает результативность технико-экономических показателей от строительства мини-ТЭЦ. За четыре года эксплуатации газотурбинной установки на ПРУП «БЦЗ» затраты только на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты превышают в 2,4 раза первоначальную стоимость приобретенного оборудования. При включении оплаты за содержание резерва мощности сумма затрат за этот период по вышеуказанной статье достигает четырехкратной величины по отношению к стоимости газотурбинной установки.

Согласно «Декларации об уровне тарифов» на 2008 г., плата за мощность установлена 20240 бел. руб./кВт в мес. (9,41 долл.), а в 2007 г., соответственно, 18020,5 бел. руб./кВт (8,38 долл.), рост цены за содержание резерва мощности составил 12,3%. Включение затрат за резервирование мощности увеличивает эксплуатационные издержки мини-ТЭЦ на 30—35 процентов.

На мой взгляд, устанавливать индивидуальные тарифы на содержание резерва мощностей для каждого потребителя нецелесообразно, так как не будет соблюдена сопоставимость издержек по этой статье расходов. Должен быть единый усредненный тариф по республике, что позволит обеспечить проектантов исходными данными для проведения расчетов и гарантирует равнозначный подход при обосновании инвестиций.

От эксплуатации газодвигательных установок экономия импортируемого газа практически отсутствует, если сопоставить с действующими ТЭЦ в Беларуси. В издержках производства электроэнергии локальными источниками необходимо учитывать не только эксплуатационные затраты, но и расходы на резервирование мощности. Эффект от внедрения газодвигательных мини-ТЭЦ определяется как разница себестоимости 1 кВт•ч электроэнергии по региону (области) и издержек локальных источников, а по предприятию, соответственно, как разница между тарифом и себестоимостью электроэнергии, производимой локальным источником.

Концепцией энергетической безопасности Белоруссии предусмотрено обеспечение не менее 25% производства электричества и тепла за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 г., а также преобразования действующих котельных в мини-ТЭЦ. Для выполнения целевой программы требуется разработка новых технологических процессов и технических средств. Следовательно, строительство мини-ТЭЦ на базе газопоршневых, газотурбинных установок практически не принесет экономике Белоруссии эффекта и является государственной финансовой «инъекцией» отдельным предприятиям для поддержания и лечения их экономики за счет инвестиций и оплаты вырабатываемой собственным источником электроэнергии по себестоимости, а не по тарифу.

Однако полностью отказываться от внедрения газодвигательных мини-ТЭЦ не совсем верно. Эффективность этих станций значительно возрастает при их размещении на нефтяных скважинах с использованием попутного газа, нефтеперерабатывающих заводах, на сельскохозяйственных предприятиях, где они максимально приближены к потребителям тепла.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru