Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Ноябрь-декабрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Диспетчеризация — дань моде или способ экономить?

 
   

 

 
 

Анастасия КОЛЧЕВА,
компания Kamstrup

 
 
Одна из наиболее характерных тенденций последних лет в приборном учете тепла — это неуклонное повышение интереса к технологиям удаленного сбора данных и системам диспетчеризации. Они позволяют отказаться от трудоемких «ручных» методов съема информации и повысить надежность и оперативность управления сетями централизованного теплоснабжения.

В странах Западной Европы и Скандинавии, где большинство городских зданий имеет централизованное теплоснабжение, уже реализуются крупные проекты сетей диспетчеризации отдельных кварталов и целых городов. Например, в 2005 г. компания Helsinki Energy, которая занимается тепло- и электроснабжением финской столицы, в районах Baggböle/Pakila и Berghäll/Kallio объединила 7000 электросчетчиков и 1500 теплосчетчиков датской компании Kamstrup в автоматизированную систему дистанционного считывания данных по радиоканалу. Поскольку жители этих районов уже по достоинству оценили все преимущества новой системы, позволяющей автоматически генерировать отчеты и выставлять счета для каждого потребителя, Helsinki Energy планирует в течение 10 лет распространить сеть диспетчеризации на всю финскую столицу.

Еще более масштабный проект в настоящее время выполняется в двух датских городах — Роскилде и Хиллерод. Здесь потребителям будет установлено 59 тыс. приборов учета, подключенных к сети автоматизированной передачи данных потребления электричества, тепла и воды. Показания с приборов передаются в диспетчерский центр по радио- и GSM-каналам. Энергоснабжающие организации получают возможность более эффективно взаимодействовать со своими абонентами, оперативно получая сведения о расходе энергии и выставляя счета на основании этих данных.

В России с развитием коммерческого учета тепла оперативный и своевременный сбор данных с теплосчетчиков приобретает все большую актуальность. И хотя в нашей стране пока нет столь крупных проектов, как в Западной Европе, но уже можно назвать немало примеров успешного построения сетей диспетчеризации в рамках отдельных жилых, торговых или офисных комплексов и даже нескольких городских микрорайонов.

Интеллектуальные объекты

В нашей стране малые сети сбора данных с теплосчетчиков нередко создаются как часть единого комплекса автоматизации инженерных систем офисных или торговых центров, поскольку владельцы таких зданий заинтересованы в полном контроле над всеми потребляемыми ресурсами.

Наиболее яркий пример такой интеллектуальной системы реализуется в башне «Запад» высотного комплекса «Федерация», который по праву считается самой заметной частью возводимого сейчас делового центра «Москва-Сити». Комплексное интеллектуальное управление зданием будет охватывать все инженерные системы (начиная от отопления, вентиляции и кондиционирования и заканчивая пожарной сигнализацией), а это более 7500 единиц оборудования.

В апартаментах башни «Запад» общей площадью более 9 тыс. м2, расположенных на высоте 51- 56 этажей, организована система учета расходования тепла и электроэнергии. Она объединяет 82 вычислителя MULTICAL®, 287 расходомеров ULTRAFLOW® и 41 электросчетчик компании Kamstrup. Благодаря тому, что все приборы включены по протоколу LON в автоматизированную систему сбора данных, обеспечивается высокая эффективность и надежность передачи информации, которая стекается в единый диспетчерский центр. При этом снижаются эксплутационные расходы за счет экономии людских ресурсов, ведь управление огромным зданием из диспетчерской могут осуществлять всего несколько человек.

Владельцы торговых центров также стремятся использовать интеллектуальные технологии для снижения эксплутационных расходов и оперативного учета ресурсов, потребленных арендаторами. Так, во многих из построенных за последние годы в разных российских городах торгово-развлекательных комплексах «Мега» применяются автоматизированные комплексы для управления системами тепло-, холодо-, водо- и электроснабжения торговых площадей, а также системы сбора данных с многочисленных приборов учета тепла, воды и электричества.

Например, в открытом в 2006 г. в Люберецком районе Подмосковья крупнейшем торговом центре «МЕГА Белая дача» площадью 345 тыс. м2 насчитывается 43 теплосчетчика, которые передают данные в диспетчерскую по радио-каналу. По их показаниям ведутся расчеты за потребленное тепло с арендаторами — «Икеа», гипермаркетом «Ашан» и торговой сетью «Стокманн». Таким образом, платежи за коммунальные услуги становятся понятны и прозрачны, что облегчает взаимодействие между владельцами и арендаторами и не оставляет места для споров.

На пульсе отопления

Еще одной тенденцией в России стало то, что возможностями диспетчеризации все чаще интересуются тепловые компании. Подключение ЦТП и ИТП к сетям сбора данных может не только облегчить контроль и управление оборудованием, но и упростить расчеты за энергию как с теплогенерирующими предприятиями, так и с управляющими компаниями и ТСЖ.

Хорошим примером является сеть диспетчеризации, запущенная в подмосковном городе Долгопрудный. Созданная здесь система пока охватывает один ЦТП и два ИТП, на которых установлено 10 теплосчетчиков. В перспективе сеть диспетчеризации объединит 30 тепловых пунктов, то есть практически весь город.

Компания «Теплоперспектива» выполняла проектирование и монтаж сети диспетчеризации, благодаря которой управление и мониторинг состояния всего оборудования тепловых пунктов, включая приборы учета, тепловую автоматику, насосы отопления и ГВС, осуществляется с центрального диспетчерского пульта. Вся полученная информация отображается в режиме реального времени на экране компьютера и обновляется каждые 10 секунд. В случае наступления внештатной ситуации оповещение поступает на мобильный телефон инженера.

Аналогичный проект по организации диспетчеризации на 4-х ИТП был выполнен компанией «Теплоперспектива» в другом подмосковном городе — в Лобне.

В обоих случаях в сеть сбора данных объединены ультразвуковые приборы учета тепла MULTICAL® производства Kamstrup. По словам разработчиков, эти теплосчетчики были выбраны в первую очередь из-за их высокого качества и надежности измерения. Важнейшим требованием являлась также возможность подключения приборов к системе автоматического сбора данных по протоколу M-Bus. Кроме того, теплосчетчики MULTICAL® позволяют модернизировать систему диспетчеризации без замены самих приборов учета и дополнительного перепрограммирования. Приборы просто укомплектовываются другим модулем передачи данных, например, для связи по наиболее современному на сегодняшний день протоколу LON или по радиоканалу.

Диспетчеризация позволила значительно уменьшить время работы обслуживающего персонала за счет того, что отпала потребность в периодических обходах тепловых узлов. Теперь необходимость выезда на место возникает только в случае поступления сигнала о неполадках.

Кроме этого, улучшилось взаимодействие с управляющей компанией и, соответственно, с жильцами как потребителями коммунальных услуг. Теперь по одному звонку в диспетчерской могут в течение нескольких минут изменить температуру отопления или остановить систему в случае аварии или ремонтных работ.

Еще одним преимуществом диспетчеризации является возможность не только анализировать работу сети и своевременно реагировать на возникшие проблемы, но и решать любые спорные вопросы. То есть, имея точную информацию о параметрах работы системы теплоснабжения, компания-поставщик защищает себя от возможных исков.

Неоцененные выгоды

Анализируя причины весьма малого распространения систем диспетчеризации в нашей стране, можно привести несколько фактов. Пока мы находимся в самом начале пути внедрения приборного учета тепла. Во многих регионах еще не накоплена та «критическая масса» теплосчетчиков, при которой немедленно проявляются положительные экономические эффекты построения сетей сбора данных.

В то же время, представители многих теплосетей и эксплуатационных компаний свидетельствуют о том, что им регулярно поступают предложения от специализированных фирм по проектированию, монтажу и обслуживанию систем диспетчеризации. Но реализации таких решений часто препятствует необходимость немалых капиталовложений и боязнь менять устоявшиеся принципы работы. Определенные сложности возникают и с необходимостью обеспечения связи (прокладкой каналов для передачи данных, подключением к местному провайдеру или оператору мобильной связи).

Однако перспектива существенного сокращения издержек может послужить хорошим стимулом внедрения систем диспетчеризации как на уровне отдельных зданий, так и на уровне целых кварталов и городов.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru