Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2008 г.

 
      return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Как обуздать водную стихию

 
   

Энергетическая безопасность Центральной Азии требует укрепления регионального сотрудничества в противодействии стихийным бедствиям, связанным с водой.

 

 
 

Тулеген САРСЕМБЕКОВ,
Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
Валихан САРСЕМБЕКОВ,
Казахский национальный университет имени аль-Фараби, к.и.н.

 
 
Потери от стихийных бедствий, связанных с водой(наводнения и засухи, землетрясения и сели), серьезно затрудняют достижение целей устойчивого развития, как отдельной страны или региона, так и мирового сообщества в целом. Они большей частью носят трансграничный характер, распространяя воздействие на территории других государств. Во всем мире ощущается нехватка действенных методов подготовки к бедствиям и смягчения их последствий. В силу этого снижение риска таких бедствий еще не стало неотъемлемой частью управления водными ресурсами. Тенденция нарастания природных катастроф наносит непропорционально большой ущерб странам с низким уровнем доходов. Они пытаются адаптироваться к последствиям этих бедствий, но кардинально не меняют подходы к организации противодействия на национальном и региональном уровнях.

В будущем климатические изменения, вероятно, вызовут рост числа опасных погодных явлений и снижение доступности воды из-за засухи или наводнений, усиление конкуренции за воду и международных конфликтов. Эти явления становятся также препятствием для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития, что предопределило необходимость усиления международного сотрудничества по уменьшению опасности стихийных бедствий.

В этой связи Генеральная Ассамблея ООН в 1989 г. приняла Резолюцию N 44/236, в которой период 1990 - 2000 гг. был провозглашен Международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий (МДУОСБ). Его проведение помогло повысить осведомленность о необходимости принятия мер для уменьшения опасности бедствий. Большой вклад в достижение его целей внесла Япония.

На протяжении своей истории страна сталкивается с бедствиями геологического характера, такими, как землетрясения и их последствия. Япония с ее опытом борьбы со стихийными бедствиями является одной из ведущих стран в области инженерных решений и планирования, учитывающих необходимость уменьшения опасности бедствий. С 50-х годов прошлого столетия Япония тратит 1% годового государственного бюджета на такие меры по предупреждению бедствий, как поощрение национальных природоохранных проектов, совершенствование метеорологических прогнозов, разработка системы противодействия бедствиям. Благодаря последовательно принимаемым мерам негативные последствия стихийных бедствий в целом по стране значительно снижены. В рамках Международного десятилетия в 1994 г.

в Иокогаме была проведена Всемирная конференция по уменьшению опасности стихи иных бедствий, на которой принята «Иокогамская стратегия по обеспечению более безопасного мира».

В 1999 г. с завершением Международного десятилетия и в целях содействия глобальным усилиям по уменьшению опасности стихийных бедствий Генеральная Ассамблея ООН одобрила Международную стратегию. Ее реализация призвана увеличить защищенность общин от стихийных бедствий путем повышения осведомленности о важности мер по уменьшению опасности бедствий как составного компонента устойчивого развития с целью сокращения людских, социальных, экономических и экологических потерь. Достижение целей и задач Стратегии требует полномасштабного участия всех субъектов, включая правительства, региональные и международные организации, гражданское общество, в том числе добровольцев, частный сектор и научные круги. Поэтому 21 декабря 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий во вторую среду октября в качестве одного из инструментов, содействующих формированию глобальной культуры уменьшения опасности стихийных бедствий, включая их предотвращение, смягчение последствий и обеспечение готовности к ним.

Следующая Всемирная конференция по уменьшению опасности бедствий состоялась 18-22 января 2005 г. в Кобе (префектура Хиого), на которой были приняты Хиогская декларация и Рамочная программа действий на 2005- 2015 годы, определяющие пути создания потенциала противодействия государств и сообществ стихийным бедствиям.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И СТИХИЯ

Для Центральной Азии противодействие этим угрозам и вызовам является важнейшей задачей регионального сотрудничества. Экономика стран региона, включая различные аспекты энергетической безопасности, базируется, в первую очередь, на использовании водных ресурсов трансграничных рек. В регионе построены крупные гидроэнергетические и водохозяйственные комплексы.

В бассейне Сырдарьи, например, емкость всех водохранилищ, превышающая 28 км3, позволяет осуществлять многолетнее регулирование стока с 95-процентным использованием водных ресурсов бассейна. В бассейне Амударьи речной сток зарегулирован пока еще на треть. Но высокая вероятность разрушительных стихийных бедствий может оказать сильнейшее воздействие на безопасность и устойчивость водопользования. Разрушение гидротехнических сооружений или прорыв крупной плотины подвергает опасности население, угрожает энергетической и продовольственной безопасности региона. Стихийным бедствиям, связанным с водой, больше всего подвержены горные районы Таджикистана и Киргизии, где формируется основной объем речного стока региона и располагается большое количество ГЭС.

Важным направлением регионального сотрудничества в управлении водными ресурсами является принятие совместных мер по снижению риска и ущерба природных катастроф, вызываемых наводнениями и засухой. Их можно разработать на основе международных рекомендаций. В этой связи возрастает необходимость участия государств Центральной Азии в международных программах и планах действий по уменьшению опасности стихийных бедствий. Для условий Центральной Азии они должны включать различные аспекты обеспечения безопасности водохозяйственных объектов и гидротехнических сооружений, как при нормальной их эксплуатации, так и в случае возникновения стихийных бедствий.

Такие реки как Амударья и Сырдарья на всем своем протяжении имеют резко отличающиеся природно-климатические зоны и, соответственно, различные условия формирования стока и его прохождения по участкам рек. Безопасный пропуск вод с экстремальным расходом можно обеспечить только при скоординированном режиме работы водохранилищ. Вместе с тем, в странах Центральной Азии на региональном уровне отсутствует эффективно функционирующая система мониторинга опасности и раннего оповещения стихийных бедствий, связанных с водой. Поэтому жизненно необходимо создание такой системы, которая будет иметь правовую основу в виде межгосударственного соглашения.

Бедствия, связанные с погодой, климатом и водой, составляют значительную часть стихийных бедствий, поэтому необходимо уделять повышенное внимание совершенствованию национальных систем раннего оповещения о гидрометеорологических опасных явлениях. Для этого следует более активно использовать возможности глобальной оперативной сети Всемирной метеорологической организации для производства наблюдений, мониторинга, обнаружения и прогнозирования опасных явлений. Системы раннего оповещения имеются в бассейнах Дуная, Рейна, Эльбы и других международных водотоков. Правительства прибрежных стран приняли необходимые меры для упрощения международного обмена информацией для эффективного функционирования системы предупреждения и оповещения. Обмен информацией осуществляется при помощи стандартизованных сообщений, которые позволяют более надежно и эффективно обеспечивать раннее оповещение по сравнению с системами автоматического мониторинга. Вовлечение заинтересованных организаций и населения в конкретные действия по снижению опасности стихийных бедствий достигается за счет их обучения и четкого информирования.

Следует отметить, что правовая основа для такого сотрудничества и создания в Центральной Азии механизма раннего оповещения стихийных бедствий имеется. Прежде всего, следует опираться на уже принятые в СНГ документы. Это Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (1993 г.), Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды (1998 г.), Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов (1998 г.), Конвенция о коллективной экологической безопасности (2000 г.), Соглашение об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению (2003 г.).

Для стран Центральной Азии важнейшей задачей является усиление партнерства национальных служб, связанных с предупреждением и реагированием на стихийные бедствия. С целью эффективного противостояния стихийным бедствиям трансграничного характера и ликвидации их последствий необходимо обеспечение региональной координации действий по оказанию помощи пострадавшим государствам, предоставлению материальных, технических, медицинских услуг и иной помощи. Для этого следует проработать аспекты создания регионального фонда по противодействию стихийным бедствиям. Средства этого фонда могли бы также направляться на совместные научные исследования в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, создание системы раннего предупреждения, реконструкцию трансграничных водохозяйственных объектов и гидротехнических сооружений.

27-29 июня 2008 г. в Душанбе состоялась Международная конференция «Сокращение стихийных бедствий, связанных с водой». По актуальности рассмотренных тем, представительности участников эта конференция является значительным событием в Центральной Азии. По ее итогам принята «Душанбинская декларация». Она рекомендует развивать строительство надежных, получивших экспертную оценку гидроузлов и водохранилищ, способствующих предотвращению наводнений, селевых явлений, смягчению последствий засух. В том числе, это поможет укреплению сотрудничества в снижении риска бедствий, связанных с водой, между пострадавшими странами и партнерами по развитию, включая международные организации. Предложено рассмотреть возможность создания Центрально-азиатского центра по снижению риска бедствий.
В документе зафиксировано еще несколько важных инициатив:
  • организовать мероприятие высокого уровня в рамках Генеральной Ассамблеи ООН по обсуждению вопросов, связанных с водой, на глобальном уровне и конкретных мер по разрешению водных проблем, в частности, снижению риска бедствий, связанных с водой;
  • инициировать создание международного Консорциума по предотвращению возможного прорыва вод высокогорного Сарезского озера, который может угрожать 6 млн человек в Таджикистане, Афганистане, Узбекистане и Туркменистане, и в то же время возможного использования ресурсов его пресной воды для обеспечения нужд миллионов людей в Центральной Азии;
  • разработать Центрально-Азиатскую субрегиональную Водную доктрину, с учетом сокращения рисков, связанных с водой, интересов всех водопотребителей и водопользователей в условиях роста населения, глобальных изменений климата, необходимости защиты окружающей среды, сокращения бедности и обеспечения устойчивого развития.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    www.worldenergy.ru обязательна

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru