Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Как нам реорганизовать ДЭХ

 
   

18-19 сентября с.г. в Лондоне под эгидой Секретариата Энергохартии и арбитражного института Торговой палаты Стокгольма прошла конференция «Договор к Энергетической хартии (ДЭХ): Энергетическая безопасность, защита инвестиций и будущее». Она вновь привлекла внимание специалистов к правовым последствиям временного применения ДЭХ Россией и перспективам самого Договора. Весьма представительное по составу докладчиков и участников мероприятие было приурочено к десятилетию вступления ДЭХ в силу. Обсуждались роль Договора в современном мире, его применение в международной арбитражной практике, особенности временного применения ДЭХ и его соотношение с законодательством Евросоюза.

 

 
 

Николай МИРОНОВ,
советник Департамента экономического сотрудничества МИД России, к.э.н.

 
 
Маленькой сенсацией стало выступление на конференции главы юридической службы Секретариата Энергохартии Грэма Купа, по мнению которого подписание ДЭХ было бы маловероятным, если бы он готовился сегодня. Грэм Куп объяснил это, с одной стороны, стремлением ЕС распространить свое законодательство на максимальное число стран, а с другой - многочисленными исками инвесторов к принимающим странам на постсоветском пространстве, связанными с использованием ДЭХ.

Косвенным подтверждением этого стал отказ делегации ЕС на прошедшем в конце сентября заседании бюджетного комитета поддержать индексацию взносов стран в бюджет Энергохартии с учетом инфляции. А география стран, к которым были предъявлены иски со ссылкой на положения ДЭХ (на сегодня их зафиксировано более 20), действительно, ограничена сегодня государствами Восточной Европы и СН Г. Наиболее известны иски со стороны Yukos Universal Ltd. (о-в Мэн, Великобритания), Hulley Enterprises Ltd. (Кипр) и Veteran Petroleum Trust (Кипр), совместно контролировавших 71,01% акций ЮКОСа, к России. Общая их сумма составляет около 50 млрд долларов. И ссылаются упомянутые истцы как раз на положения Договора, в частности, его ст. 26 «Разрешение споров между инвестором и договаривающейся стороной».

Любопытно, что арбитражная практика в контексте ст. 26 ДЭХ обсуждалась в Лондоне в основном в связи с исками, приходящимися на период временного применения Договора. Это имеет непосредственное отношение к нашей стране, не сделавшей оговорки об отказе от временного применения при подписании ДЭХ.

В частности, сообщалось об арбитражном решении по вопросу юрисдикции дела Иоанниса Кардоссопулоса против Грузии, на момент конфликта сторон не ратифицировавшей ДЭХ, в котором была дана достаточно подробная квалификация особенностей временного применения. Арбитраж пришел к выводу, что временное применение ДЭХ не носит желательного характера, а представляет собой правовые обязательства - при этом Договор применяется во всей его совокупности. В этой связи ст. 45(1) ДЭХ «Временное применение» должна интерпретироваться в том смысле, что каждая подписавшая сторона, даже если ДЭХ формально для нее не вступил в силу, должна применять его полностью так, как если бы это имело место.

Вместе с тем в ходе дискуссии выявилась и другая точка зрения, в соответствии с которой текст ст. 45(1) - «Каждая подписавшая сторона соглашается временно применять настоящий Договор впредь до его вступления в силу для такой подписавшей стороны в соответствии со Статьей 44 [«Вступление в силу»], в той степени, в которой такое временное применение не противоречит ее конституции, законам или нормативным актам» - подразумевает приоритет национального законодательства над ДЭХ в течение всего периода временного применения последнего.

На Лондонской конференции также были рассмотрены аспекты урегулирования конфликтных ситуаций в соответствии со ст. 7 «Транзит» и ст. 27 «Разрешение споров между договаривающимися сторонами». Отмечалось практическое отсутствие ссылок на эти статьи в современной арбитражной практике. Это обосновывалось, в частности, тем, что известные случаи краткосрочных перебоев поставок нефти и природного газа по территориям Украины и Белоруссии не были связаны непосредственно со спорами по транзиту, а касались условий поставок углеводородного сырья из России в эти две страны, прежде всего уровня цен. А споры между договаривающимися сторонами в соответствии со ст. 27 чаще рассматриваются на основе двусторонних договоров, имеющих не такой сложный характер, как ДЭХ: например, соглашении о взаимной защите инвестиций.

Напомним, что Договор к Энергетической хартии вызывает в российском истеблишменте весьма противоречивое отношение. Вокруг этого документа, содержащего 50 статей, а также значительное количество приложений и пониманий к отдельным статьям, сложилось немало мифов.

Правда, в большинстве случаев критика, раздающаяся в адрес Договора, основана главным образом на незнании его текста. Например, неверен тезис о том, что ДЭХ предусматривает свободу доступа зарубежных компаний к природным ресурсам или системам трубопроводов ратифицировавших его стран. Никаких подобных прав этот документ не предусматривает. Вместе с тем Договор, конечно, является результатом компромиссов эпохи середины 90-х гг. прошлого века, полной противоречий и насыщенной рисками. Его основной целью (которой, следует признать, этот документ достиг) было создание правовых рамок для обеспечения непрерывного потока углеводородного сырья из разваливавшегося, но богатого ресурсами региона бывшего СССР.

Положения Договора во многом легли в основу формировавшегося инвестиционного законодательства стран с переходной экономикой, остро нуждавшихся в начале 90-х в использовании опыта построения рыночной модели. Внутренние законы этих государств были приведены в соответствие с международными стандартами в этой области, что позволило им существенно укрепить и расширить торговые, инвестиционные и валютно-финансовые связи. Основанные на правилах ВТО (ГАТТ) торговые положения ДЭХ во многом облегчили ряду стран процесс присоединения к Всемирной торговой организации.

Но жизнь не стоит на месте, и мир уже не тот, что был в середине 90-х. Появление новых вызовов и угроз в современной глобальной энергетике, а также нарастающие изменения в общем распределении баланса сил в энергетическом секторе все более отдаляют дух и букву Договора от реалий сегодняшнего дня. На это обратил внимание на пресс-конференции в ходе последнего саммита «Группы восьми» в Японии и президент России Дмитрий Медведев, которой заметил: «...сегодня для нас очевидно, что ряд международных конвенций, таких как Энергетическая хартия, не работает или работает непродуктивно».

При этом механизм, позволяющий изменять Договор, в его тексте заложен. В соответствии со ст. 34 «Конференция по Энергетической хартии» предусмотрено проведение по поручению Конференции по Энергетической хартии анализа эффективности ДЭХ с целью его возможного совершенствования. Очередной этап этой работы предстоит в 2009 году. Первые предложения, которые могли бы получить отражение в ходе редактирования, или, если хотите, «модернизации» ДЭХ, уже прозвучали. В частности, это могли бы быть инструменты правовой защиты от нарастающей дискриминации деятельности государственных компаний, а также суверенных фондов стран-производителей. Вероятно, потребуется выработать приемлемые формулировки для закрепления принципа баланса интересов стран-потребителей и стран-производителей, сделать более обязательными имеющие слишком общий характер положения ДЭХ, касающиеся транзитных споров, доступа к капиталам и технологиям.

На прошедшей в Лондоне конференции также упоминались недостатки Договора. Обращалось внимание на асимметричность ст. 26 «Разрешение споров между инвестором и договаривающейся стороной», в соответствии с которой иски по спорам, связанным с инвестициями, могут выдвигаться исключительно инвесторами к принимающим их государствам, но ни в коем случае не наоборот. Кроме того, говорилось о том, что ДЭХ не предусматривает никакого приоритета инвестициям в наиболее современные «чистые» источники энергии и технологии.

С целью обсуждения аспектов повышения эффективности ДЭХ в июне сего года была сформирована специальная группа Энергохартии по вопросам стратегии. Эта тема вызвала значительный интерес со стороны стран-участниц Договора и получила поддержку генсекретаря Энергетической хартии А. Мернье, который призвал Россию и далее продолжать активную работу в этом направлении.

По предложению делегации России было принято решение о подготовке Секретариатом Энергохартии документа, включающего перечень основных вызовов и угроз мирового ТЭК, возможность использования статей ДЭХ для их разрешения, а также предложения стран-участниц по мерам, направленным на улучшение ситуации в мировой энергетике. Его обсуждение пройдет в октябре. ЕС, правда, пока скептически относится к этой работе, ссылаясь главным образом на неправомочность России, не ратифицировавшей ДЭХ, выступать с какими-либо инициативами по его совершенствованию.

Главное здесь, чтобы эти наши первые шаги не «завязли» на стадии преобразования общих идей в формулировки конкретных статей Договора. Это не только нанесло бы урон нашему имиджу, но и де-факто поставило бы крест на самих перспективах ДЭХ.

     В 1991 г. большинство европейских государств, а также ЕС, Австралия, Канада, Турция, США и Япония подписали Заключительный акт Гаагской конференции по Европейской энергетической хартии, содержащий декларацию - Европейскую энергетическую хартию (ЕЭХ), которая не обладает характером международного договора. ЕЭХ является политическим документом, для реализации целей которого потребовалось выработать международный договор, устанавливающий конкретные права и обязанности государств в энергетической сфере.
Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) был принят в 1994 г. на Лиссабонской конференции по Европейской энергетической хартии. ДЭХ регулирует широкий спектр аспектов функционирования ТЭК, таких как поощрение и защита инвестиций в энергетику, суверенные права государств на природные ресурсы, решение вопросов доступа к энергетическим рынкам, капиталам и технологиям, обеспечение транзита энергоресурсов и многое другое.
     В качестве Приложения к нему был также принят Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. В настоящее время 52 государства подписали ДЭХ, 47 из них его ратифицировали. Договор вступил в силу в апреле 1998 года. До настоящего момента ДЭХ подписан, но не ратифицирован Россией, Белоруссией, Норвегией, Исландией и Австралией, причем три последние страны не применяют его временно. Сравнивая государства, подписавшие и ратифицировавшие ДЭХ, с не подписавшими и (или) не ратифицировавшими его, легко заметить, что к ДЭХ благосклонно относятся страны, являющиеся главным образом импортерами энергоресурсов. Большинство же стран-экспортеров (за исключением Нидерландов, Азербайджана, Казахстана и Туркмении) воздерживаются от участия в ДЭХ.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru