Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Уголь в разрезе

 
   

Искусственное занижение цен на уголь стало для отрасли жестоким экспериментом. Будущее видится в последовательном рыночном подходе и развитии новых технологий на основе метапроекта.

 

 
 

Иван ГРАЧЕВ,
зампредседателя Комитета по энергетике Госдумы РФ,
Владимир ВОРОЖИХИН,
генеральный директор Агентства практического энергосбережения ЦФО,
Сергей НЕКРАСОВ,
ведущий инженер ФГУП «Институт горючих ископаемых»

 
 
На протяжении 2000-2007 гг. в России был установлен предельный индекс роста цен на энергетический уголь в три - четыре раза ниже официально публикуемого уровня инфляции.

Это неизбежно должно было привести к ухудшению ситуации в угольной отрасли, что и произошло. По данным Росинформугля (доклад «Угольная промышленность в 2006 году»), прибыль угольных компаний с 2005 по 2006 гг. снизилась в три раза. Средняя рентабельность прибыльных предприятий отрасли не превышала 5%, износ основных производственных фондов достигал 80%. Количество убыточно работающих предприятий угольной отрасли за этот период увеличилось вдвое. Их доля, включая предприятия, у которых рентабельность продаж была менее 1%, составила 80 процентов.

Средний уровень зарплаты угольщиков снизился и составлял 30% от среднего уровня в газовой отрасли, 50% от уровня зарплаты в среднем по ТЭК (в СССР зарплата в угольной отрасли на 40% превышала среднюю зарплату в ТЭК).

Объем кредитования инвестиционных проектов, направленных на техническое перевооружение и повышение безопасности труда, снизился в 2007 г. втрое по сравнению с плановыми показателями, а по сравнению с 2006 г. - в 1,6 раза.

Уместно вспомнить, что у угля, помимо финансовых затрат, есть и еще одна огромная плата - каждые 4 млн т добычи оплачивались жизнью человека еще в советские времена. Сегодня появились системы безопасности нового поколения, но, как показал ряд последних катастроф на угольных шахтах, руководство предприятий часто дает согласие на их отключение из-за неудовлетворительного экономического состояния предприятий. В 2007 г. на угледобывающих предприятиях погибло около 200 человек.

Закрыть шахты и переселить людей, так же как и продолжать нерентабельное производство, невозможно. Неудовлетворительная ценовая политика без учета социально-политических аспектов ведет к значительному росту социально-политической напряженности. Этот факт требует отдельного подробного рассмотрения и учета при формировании федеральной ценовой политики.

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА НА УГОЛЬ

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о снижении потребления угля на внутреннем рынке. В первую очередь оно коснулось населения, агропромышленного комплекса и электростанций. Уголь замещается газом. Особенно быстрый спад потребления угля населением и АПК можно объяснить расширением Программы газификации, стагнацией малых городов, поселков городского типа и сельских поселений, выездом граждан в крупные города.

На протяжении семи лет внутреннее потребление угля не изменилось в абсолютном выражении, при этом продолжает уменьшаться его относительная доля в топливно-энергетическом балансе страны.

При снижении цены товара должен происходить рост его потребления. Однако для сложившейся структуры потребления угля в экономике России этот за кон не работает. Потребители жестко привязаны к конкретным шахтам или разрезам. При такой схеме у энергетиков нет выбора по другим видам угля. Рынок сменяется ценовым регулированием - как в добрые старые времена, с известным результатом. «Экономический эксперимент», в котором задействована огромная отрасль страны с миллионным числом участников, проводится на протяжении более пяти лет.

Попытаемся разобраться, является ли эта ситуация следствием объективных процессов на мировых рынках или результатом неадекватного регулирования.

Увеличение добычи угля в России в 2000-2007 гг. происходило за счет роста экспортных поставок. За 2000-2006 гг. экспорт всех российских углей вырос на 50,1 млн т, в том числе энергетических- на 46,2 млн т и коксующихся -на 3,9 млн т, при этом среднегодовой темп роста составил 115,2%, 116,3% и 108,6% соответственно. Таким образом, в 2006 г. поставки на экспорт энергетических углей составили 77,6 млн т -это 88,6% от общего экспорта. На протяжении 2001-2006 гг. устой ч и во увеличивался экспорт углей только энергетического использования, имеющих стоимость существенно более низкую по сравнению с коксующимися.

Рис. 3 дает основание утверждать следующее. Спрос на международном рынке на отечественную продукцию угольной отрасли имеет устойчивую положительную динамику. Распространенные утверждения о низком качестве и несоответствии международным стандартам продукции угольной промышленности далеко не всегда достоверны. В рамках мировой экономики импортеры умеют получать дополнительную прибавленную стоимость из углей России.

Поданным Международного энергетического агентства, к 2030 г., несмотря на то, что спрос на энергию увеличится в полтора раза, доля потребления угля будет постоянно возрастать, соответственно, абсолютные значения потребления угля увеличатся более чем в полтора раза.

Департамент энергетики США в целом предлагает схожую динамику изменения структуры спроса на первичные энергоресурсы, но с еще большей долей углеводородов в структуре спроса к 2030 г. и устойчивым ростом спроса на уголь.

Рассмотрим рынок первичных энергоресурсов России. Для примера проанализируем потребность в первичных энергоносителях в стране только в одном секторе - при реализации Программы «Доступное и комфортное жилье гражданам России».

Объем строящегося жилья в России составляет 55 млн м2 в год. Программа «Доступное и комфортное жилье гражданам России» предусматривает увеличение этой цифры до 140 миллионов. Жилье строится там, где есть на него спрос. Следовательно, 80-90% жилья покупается в газифицированных городах, и первичным энергоносителем является газ. Таким образом, увеличение потребления газа при вводе 55 млн м2 жилья в год составляет 2-3,5 млрд м3 в год, а при росте строительства до 140 млн м2 - 4,5-7,5 млрд м3 в год (80-85% указа иной потребности сосредоточено в европейской части страны).

Кроме сформулированных выше потребностей газа для строительства жилья необходимо обеспечить прирост потребления газа за счет реализации Программы газификации страны, а также прирост потребления на технологические нужды за счет развития промышленности и строительства газовых станций, в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

Как и следовало ожидать, для развития экономики страны первичные энергоносители жизненно необходимы. Более того, намечается серьезный дефицит ближайшего товара-субститута угля - природного газа.

По мнению Анатолия Чубайса, к 2010 г. дефицит газа составит 33 млрд кубометров. Заменить его традиционным для таких случаев мазутом в полном объеме не получится. Для этого потребовалось бы минимум 27 млн т мазута ежегодно, тогда как энергетика технологически не может использовать больше 15 млн тонн.

Еще более острой проблемой, чем дефицит, по мнению Чубайса, является пиковая потребность промышленности в газе. По его расчетам, если в январе 2010 г. температура будет такой же низкой, как в январе 2006 г., и энергокомпании с 1 января начнут сжигать резервный мазут, он закончится уже к 20 января. Нефтяная промышленность не сможет обеспечить непрерывную доставку мазута энергетикам, так как эти поставки ограничены рядом факторов. По мнению экс-главы РАО «ЕЭС России», ситуация может дойти даже до эвакуации мегаполисов.

Проблема устранения монотопливности энергетического баланса и задача увлечения доли угля проходят через всю систему нормативно-правовых документов для энергетики, учитываются в многочисленных прогнозах, включая Энергетическую стратегию развития России до 2020 г..

Авторы некоторых исследований говорили об увеличении потребления угля на внутреннем рынке от 12 до 20% (с учетом региональных особенностей) с 2000 по 2006 годы. Однако экономика развивается в рамках реальных механизмов и мотивов и не выполняет директивных распоряжений (. Вероятно, без принципиально иного взгляда на развитие угольной отрасли прогноз, представленный на рис. 6, может стать таким же несбывшимся.

Какие же механизмы может использовать государство для стимулирования роста отрасли? Один из них - налоговая политика. Около 40% доходов консолидированного российского бюджета поступает от отраслей ТЭК. При этом наибольшее значение имеет нефтяной сектор экономики, который обеспечивает 74,3% доходов консолидированного бюджета от ТЭК, 17,4% - вклад предприятий газового сектора, 7,7% - электроэнергетики и 0,5% - угольной промышленности (данные 2006 г.).

Безусловно, суммы налогов, выплачиваемых угольной промышленностью, значительны в абсолютном выражении. Но сравнение рис. 6 и рис. 7 говорит о том, что дополнительные резервы по снижению налогов, в частности, уменьшение ставки НДПИ по углю, по-видимому, не смогут кардинально изменить ситуацию.

Следует добавить, что государство достаточно либерально относится к экологическим проблемам, которые возникают в результате добычи и использования угля. В итоге -растущие терриконы, золоотвалы, расширяющиеся шламоотстойники; проблемы с водным бассейном, отравление грунтовых вод; недостаточная или вовсе отсутствующая очистка уходящих газов при сжигании. Ни один проект по увеличению использования угля еще не был обременен обязательствами по выбросам парниковых газов в силу бездействия механизмов Киотского протокола на территории России.

Подведем промежуточный итог развития угольной отрасли России к2008 г. На протяжении длительного периода, как минимум в течение 2000-2007 гг., проводилась политика, направленная на снижение относительной стоимости угля; декларировалась необходимость увеличения потребления угля; на угольную отрасль не распространялась повышенная налоговая нагрузка, применяемая для других отраслей ТЭК; отсутствовали обременения со стороны экологии.

Несмотря на это, увеличение потребления угля на внутреннем рынке отсутствует, увеличение объемов добычи происходит только за счет экспортной составляющей. Предпосылок для изменения сложившейся ситуации в инерционном сценарии развития не наблюдается. Можно сделать вывод о том, что продолжение данного курса бесперспективно.

Добавим к этому, что Россия на пятнадцать лет отстает от других стран в угольном машиностроении. Мы до сих пор приобретаем за рубежом 80% шахтного оборудования.

Очевидно, необходим иной подход, согласующийся с курсом страны на инновационное развитие.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Мы полностью согласны с мнением губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, что при освоении новых крупных месторождений угля помимо обогатительных фабрик нужно закладывать предприятия по глубокой переработке угля (имеется в виду производство элементов углехимии) и тепловые станции для выработки электроэнергии на месте добычи угля.

Научно-исследовательскими и проектными организациями России разработаны и в опытных условиях опробованы технологии, реализация которых в промышленных условиях обеспечит кратное (до 10-15 раз) увеличение потребительской стоимости горючих ископаемых за счет их комплексного использования; производство продукции с новыми потребительскими свойствами, а также нетопливного назначения утилизацию отходов угольного производства.

В условиях существенных инвестиционных ограничений для дальнейшего технологического развития Россия вынуждена обратиться к разработке метапроекта по комплексному использованию горючих ископаемых. Мета-проект - это система мероприятий по разработке, апробации и внедрению комплекса взаимосвязанных технологий и продуктов. В мета проекте устанавливаются связи между отдельными проектами, через достижение согласованных целей отдельных проектов происходит достижение и цели метапроекта. При этом целевую и коммерческую стоимость имеет как система в целом, так и отдельные проекты.

Идея метапроекта не нова - и у нас, и за рубежом создавались отрасли, новые производства, новые поколения техники. Но именно на данном этапе развития метапроект приобретает черты одного из механизмов социально-экономического развития.

Существенной особенностью метапроекта является консолидация в нем исследований, касающихся многих отраслей науки и техники, что позволяет им развиваться системно и сбалансированно. Для метапроекта характерна направленность на развитие новейших технологий. Мета проект должен послужить основой выпуска конкурентоспособной продукции.

Еще одной существенной особенностью метапроекта является нацеленность в будущее. Полученные результаты должны иметь долговременное непреходящее значение и служить базой для дальнейшего развития успеха, приводить к качественным позитивным изменениям в обществе. В метапроекте должны присутствовать и серьезные фундаментальные и прикладные исследования, и коммерческая составляющая. Результаты фундаментальных исследований, полученные иногда после долгих лет работы, могут играть определяющую роль в жизни общества многие десятилетия спустя.

Важнейшим аспектом проекта является его инновационная направленность, позволяющая сформировать госзаказ для высокотехнологичных отраслей научно-промышленного комплекса, включая машиностроение, ядерную энергетику, электронику и другие.

При использовании углехимических газогенераторов побочные продукты могут быть доведены до уровня коммерческих и использоваться для решения иных задач (строительство жилья, обеспечение теплом и электроэнергией).

Реализация каждого проекта, независимо от других, будет более затратной, потребует значительно больших объемов согласований, у каждого проекта в отдельности будут проекты-конкуренты, защищаемые заинтересованными научными, экспертными и ведомственными организациями.

Предлагаемый метапроект имеет важнейшее значение для технологического замыкания системы национальных задач. Он обеспечит возможность реализации проекта «Доступное жилье» для малонаселенных и удаленных поселков (в энергообеспечении и использовании продуктов переработки угля в качестве строительных материалов). Проект снизит остроту напряженности, вызванной повышением цен на продукты питания, за счет применения гуминовых удобрений, повышающих урожайность на 10- 35%. Появится возможность создания альтернативных технологий получения моторного топлива и продуктов органического синтеза. Расширится сырьевая база для получения ряда цветных и редкоземельных металлов. Ускорится решение проблем дорожного строительства и снижения затрат при создании объектов гидроэнергетики.

Развитие углехимии позволяет газифицировать малые города и поселки без необходимости подключения к магистральным газопроводам за счет создания энергетических гибридных комплексов, в состав которых входит углехимическая газогенераторная установка. Предложения проекта являются одним из немногочисленных возможных решений, способных повысить качество жизни населения малых городов России.

В конце 20-х-начале 30-х годов XX в. угли Подмосковного бассейна испытывались в опытном и промышленном масштабе для получения жидких продуктов и газа. Было доказано, что при пиролизе угля может быть получено 10-12% жидких продуктов и 15-20% газа, а методом газификации с применением парокислородного дутья-энергетический и бытовой газ, что было использовано для организации в 50-х годах производства газа на Щекинском химическом комбинате с использованием репарационного оборудования. Это производство было прекращено по экономическим причинам с поступлением в регион природного газа.

В последние же годы наблюдается сокращение ресурсов нефтяного и газового сырья, поэтому газификация твердых горючих ископаемых вновь представляется целесообразной. К примеру, в США запланировано с помощью такого метода получать 220-250 млрд м3 газа, что составляет около 25% потребности в энергетических и технологических газах. В Чехии работает за вод по газификации 7 млн т бурого угля в год.

Наряду с газификацией удаленных малых городов и сельских поселений, в рамках метапроекта будут созданы условия для коммерческой реализации новых технологий. Но это уже тема для отдельной публикации.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru