Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Добропорядочность по шкале ФАС

 
   

Нельзя создать конкурентный рынок посредством кнута. Конкуренцию может обеспечить деятельность большого числа частных компаний, а частному капиталу необходим благоприятный инвестиционный климат.

 

 
 

Михаил СУББОТИН,
старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН

 
 
В антимонопольной политике России начинается новый этап. Премьер-министр Владимир Путин предложил бороться с вздувающими цены монополистами системно, а не в режиме «ручного управления». И потребовал от чиновников написать понятные для компаний правила конкурентной борьбы. Теперь Минфин готовит законопроект о трансфертном ценообразовании, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявляет о необходимости ужесточить наказание за картельные сговоры.

По данным ФАС, в 2007 г. было выявлено 1590 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке, 226 запрещенных картельных соглашений. Сегодня ни в стране в целом, ни в отдельных регионах так и не созданы условия для справедливой конкуренции. На большинстве рынков доминируют компании, которые привычно используют налаженные связи с государственными органами власти. Одновременно ФАС собирается повысить порог экономической концентрации, при которой компаниям требуется одобрение ведомства, со 120 млн до 400 млн долл., тем самым избавившись от подконтрольной «мелочевки»: по оценкам, это составит около 10 тыс. будущих сделок.

Глава ФАС Игорь Артемьев объявил о том, что его службой подготовлен второй антимонопольный пакет поправок. Эти поправки будут вноситься сразу в несколько законодательных актов, в том числе в Уголовный кодекс и законы «О защите конкуренции» и «О недрах». Кроме того, ФАС разработала новую редакцию закона «О естественных монополиях» и правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры, товарам и услугам естественных монополий - с требованием доступа к инфраструктуре не только естественных монополий, но и других компаний, которые могут злоупотреблять своим рыночным положением. Топливно-заправочные комплексы (ТЗК) в аэропортах, где хранится горючее для самолетов, приравняют к естественным монополиям и введут госрегулирование на их услуги.

Сейчас в центре внимания службы находятся компании, доминирующие на рынке, то есть занимающие долю более чем в 35% каждая. Однако злоупотреблять своим доминирующим положением можно и не занимая заметной доли рынка. Поэтому новый этап формирующейся антимонопольной политики связан с предотвращением монопольных проявлений. От формальных критериев ФАС предлагает перейти к этическим: если действия хозяйствующего субъекта «противоречат принципам добропорядочности, разумности, справедливости».

Вот только очень непросто будет определить в законе эти замечательные критерии. А не определившись с ними, можно выпустить джинна из бутылки, дав невиданные ранее полномочия чиновникам для самоуправства. Что особенно опасно в условиях, когда ФАС может получить право проверять компании и использовать возможности органов внутренних дел для сбора оперативной информации. Кроме того, поправки в УК должны превратить ныне фактически спящую 178 статью, предусматривающую до пяти лет лишения свободы за ценовой сговор, в работающую норму.

Кроме реформирования антимонопольного законодательства, ФАС получила задание разработать еще и федеральную программу развития конкуренции, над которой ведомство уже начало работать вместе с Министерством экономического развития. И это закономерно, ведь конкуренция создается не только кнутом...

Владимир Путин заявил, что «мы должны создать систему, регулирующую ситуацию на рынке, исходя из действующего законодательства, справедливо и рационально. Пока уровень развития конкуренции в экономике явно недостаточный. Прежде всего, потери несут рядовые граждане, для которых монопольное поведение оборачивается ростом цен». В качестве самого яркого примера премьер привел удорожание авиаперевозок из-за роста цен на топливо.

Преодоление дефицита, являющегося питательной средой для монополизма, предполагает стимулировать предложение на внутреннем рынке (наращивание добычи, увеличение потенциала и повышение качества переработки) или проводить такую экспортную политику, которая позволяла бы выбрасывать на внешний рынок излишки, не оголяя при этом рынок внутренний и не создавая на нем дефицит.

Вот и Артемьев, объясняя рост внутренних цен на все виды топлива, в том числе и на авиакеросин, отметил, что «более 72% мазута и 53% дизтоплива, произведенных в России, были отправлены на экспорт из-за слишком низких экспортных пошлин. Поэтому в экономике отмечается резкий рост цен на мазут и другие виды топлива». А сезонные скачки цен на топливо и мазут - это заслуга «лоббистов и связанных с ними чиновников, которые отвечают за изменение экспортных пошлин». Уж если в стране создан дефицит топлива, то рост цен является неизбежным.

(По словам президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, цена на бензин и дизтопливо в России остается «непомерно высока»: цена бензина на автозаправках в РФ включает в себя до 60% различных акцизов и налогов, а в США - лишь 23%. - Прим. ред.)

На самом деле рост цен на топливо - это плата за ошибки предшествующих восьми лет. Тут и «плоское» налогообложение, сделавшее неравными условия приложения капитала к разным по качеству месторождениям, что поставило компании, владевшие лицензиями на худшие участки недр, в заведомо проигрышное положение. Тут и укрепление положения двух госкомпаний всеми доступными государству же средствами, то есть монополизм в самой запущенной - государственной - форме. Не будет ведь левая рука государства бороться со своей правой рукой. Кроме того, с каждым годом все больше явных и скрытых ограничений вводится на деятельность иностранных инвесторов в российский ТЭК, продолжается многолетнее пренебрежение интересами небольших нефтегазовых компаний... Да что там «малыши», если даже ведущие компании страны не могут прорваться через условия транспортировки Газпрома и его закупочные цены.

КНУТ БЕЗ ПРЯНИКА

Начало демонстративного интереса властей к антимонопольной проблематике было положено в июле на совещании в Архангельске по развитию нефтегазового комплекса страны, где Владимир Путин устроил разнос за скачок цен на нефтепродукты (только с ноября 2007 г. по июнь 2008-го цены на авиакеросин взлетели на 70%). ФАС тут же возбудила дела в отношении пяти нефтяных компаний: ЛУКойл, Газпромнефть, ТНК-ВР Холдинг, Роснефть, Сургутнефтегаз, на долю которых приходится 83,4% производства авиакеросина в России. Служба не только приготовила поправки в уголовное законодательство, но и призвала коллег из МВД и Генпрокуратуры помочь «своими умениями, знаниями и силами»...
Однако в это же время на высшем уровне принимаются и другие решения, которые реально, а не на словах способствуют ограничению не монополии, а конкуренции на рынке. В частности, летом 2008 г. были приняты поправки в закон «О континентальном шельфе». При этом президент Дмитрий Медведев заявил, что шельфовые месторождения будут распределяться без конкурсов и аукционов, то есть в каждом случае будет приниматься адресное решение правительства. «Сделано это сознательно... закон носит специальный характер, и процедуры, которые в нем установлены, - специальные», - заявил глава государства.

Неужели именно конкурсы и аукционы до сих пор мешали «рациональным образом» разрабатывать российские месторождения? Может быть, в таком случае их вообще следовало бы упразднить? И право пользования всеми месторождениями, а не только теми, что на шельфе, распределять напрямую - решениями правительства?

До сих пор в российском законодательстве прямые переговоры рассматривались как исключение из правил и использовались только для особых случаев, например, связанных с обороной и безопасностью государства. Или когда на участие в конкурсе подала заявку одна-единственная компания. И наоборот, правилом было именно в ходе торгов определять лучшего, того, кто предложит государству самые эффективные условия пользования недрами.

Ранее законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и вытекающими из него поправками в закон «О недрах» было установлено, что «операторами по шельфу» будут две государственные компании - Роснефть и Газпром. Получается, что две компании на один шельф - это в самый раз, а пять с лишним нефтяных компаний на один авиакеросин - это и есть потенциальный картельный сговор?!

Монополизация нефтедобычи не может не сказаться на уровне конкуренции на рынке нефтепереработки. И не обрушиться ростом цен на голову потребителя в конце технологической цепочки - на розничном рынке бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Однако если в первом случае власти ограничивают конкуренцию с присущим ей механизмом торгов, то во втором - готовы преследовать монополистов даже в уголовном порядке, то есть не замечают причины зарождения топливной монополии, но не устают удивляться ее последствиям. И без устали бороться со следствием, но не с причиной!

Конкурсы, аукционы и прямые переговоры - все это стандартные способы предоставления прав пользования недрами. И сами по себе они не плохи и не хороши. Их можно сделать прозрачными и удобными или непрозрачными и оттого коррупционными. Вот только их нельзя сделать честными одним изменением формы, в один прекрасный день просто перейдя от конкурсов к аукционам или от аукционов - к бесконкурсным процедурам, то есть к прямым переговорам...

По словам премьера, необходимо переходить к практике долгосрочных прямых договоров авиакомпаний с производителями топлива. Таким образом, вместо конкуренции между производителями нам предстоит увидеть идиллическую картину: эдакий «плановый рынок», рынок без конкуренции, где продавцы загодя обо всем договорятся с покупателями... Хотя, если покупатель потеряет право выбора продавца, то не утратят ли сами продавцы стимул производить продукцию наиболее эффективно? И, конечно, никакие потенциальные конкуренты, никакие новые производители топлива не смогут даже сунуться на такой «рынок», все места на котором давно поделены между ныне действующими игроками.

Стагнация добычи и нефти, и газа - не эпизод, а следствие отношения властей к бизнесу. Государство так и не научилось создавать условия для работы частных компаний и использовать их естественное желание обогащаться, а для этого наращивать производство. Или стимулировать энергосбережение, позволяющее меньше производить и все равно удовлетворять спрос, тем самым подрывая монополию энергопроизводителя.

Наказание за монопольное поведение- это хоть и важная, но все же только часть политики противодействия проявлениям монополизма. И в данном случае это скорее свидетельство слабости экономической политики и следствие отсутствия благоприятного инвестиционного климата. Конкуренцию может обеспечить деятельность на рынке большого числа частных компаний, а частному капиталу нужен благоприятный инвестиционный климат: стабильность, гибкие налоги, справедливый суд, ответственное за свои действия государство. И эти задачи не решить силами ФАС даже при поддержке МВД и Генпрокуратуры...
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru