Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Ударим Eвро-4 по бездорожью и разгильдяйству!

 
 

Совместный проект "Мировой энергетики", Всемирного фонда дикой природы и консалтинговой фирмы ICF/EKO. Проблемы модернизации российских нефтеперерабатывающих заводов.

 
 

Нина ПУСЕНКОВА,
старший научный сотрудник ИМЭМО РАН,
старший советник программы по торговле и инвестициям WWF России
Елена СОЛНЦЕВА,
эксперт WWF России

 
 
Болезни нашей нефтепереработки хорошо известны. Это и устаревание (физическое и моральное) НПЗ, которые строились с конца 1940-х до середины 1960-х годов. Причем после распада СССР Россия унаследовала самые древние заводы. Это и низкая глубина переработки (71% против 85-95% в развитых странах), малый выход светлых продуктов, зато огромный - мазута. Это и недозагрузка мощностей (79%).

В России не хватает установок по вторичной переработке нефти, слабо используются современные технологические процессы. НПЗ нерационально размещены по стране и слишком удалены от рынков сбыта нефтепродуктов и морских экспортных портов. Велик дисбаланс спроса и предложения по федеральным округам.

Экспорт нефти существенно превышает экспорт нефтепродуктов, более того, неэффективна структура их экспорта. Россия задешево вывозит нефтепродукты после первичной переработки, и импортеры используют их как сырье для вторичной переработки: наш экспорт нефтепродуктов, как и экспорт нефти - сырьевой, и страна недополучает валюту

Нефтепереработка - "грязная" отрасль, особенно в России: она находится на четвертом месте по загрязнению водоемов после целлюлозно-бумажной промышленности, химии и металлургии. Далекие от идеала нефтепродукты ухудшают экологическую ситуацию, особенно в крупных городах. Низкое качество того, что заливается в топливные баки, вызывает многочисленные проблемы и, следовательно, увеличивает стоимость эксплуатации автотранспорта. Доля серы в российском дизельном топливе (0,2%) сильно превосходит европейские нормы (стандарт Евро-4 по дизтопливу подразумевает содержание серы 0,005%, а стандарт Евро-5 - 0,001%).

КТО ВИНОВАТ

Эти и другие проблемы - наследие советского прошлого, когда отрасль развивалась по пятилетнему плану и приоритетом была добыча нефти. К тому же, когда в СССР строились НПЗ, автомобили были роскошью, а не средством передвижения, и качественный бензин не требовался.

Положение усугубилось в 1990-е гг. из-за глубокого кризиса и резкого спада внутреннего потребления нефтепродуктов. Нефтяным компаниям было не до обновления НПЗ. Допотопный автомобильный парк сдерживал выпуск качественного моторного топлива. Да и государственная политика не создавала стимулов для развития нефтепереработки. Ведь реконструкция НПЗ для перехода на выпуск топлива Евро-3 и Евро-4 под силу лишь крупным нефтяным компаниям. Но сложные отношения между государством и собственниками производственных мощностей создают для последних серьезные инвестиционные риски. А модернизация НПЗ - дело долгое и дорогое.

В результате у российских нефтяных компаний нефтепереработка до недавнего времени была на положении падчерицы, а их стратегия сводилась к наращиванию экспорта нефти.

ЛЕД ТРОНУЛСЯ?

Сейчас руководство страны стало делать акцент на переработке сырьевых ресурсов и развитию производств с высокой добавленной стоимостью. Для этого пытаются исправить перекосы в правительственной политике, которые мешают выпуску экологичных нефтепродуктов. Так, экспортные пошлины на нефтепродукты - серьезный антистимул для инвестиций в модернизацию российских НПЗ. Они снижают прибыльность экспорта именно качественных нефтепродуктов: минимальная пошлина установлена для мазута, а максимальная - для светлых нефтепродуктов.

Далее. Сейчас система акцизов такова, что компаниям невыгодно наращивать производство высокооктанового бензина: это утяжеляет налоговую нагрузку. В результате наибольшую рентабельность (около 30%) имеют НПЗ, выпускающие низкосортное топливо. А наименьшую (10%) - предприятия со сложными техническими процессами, в том числе и нефтехимическими.

В свете этого правительство планирует дифференцировать акцизы в зависимости от качества нефтепродуктов: чем выше качество топлива, тем ниже налог, что должно побудить НПЗ выпускать более чистые нефтепродукты.

ПЯТИЛЕТКУ В ТРИ ГОДА

Кроме того, правительство хочет перевести страну на европейские стандарты нефтепродуктов. Долгое время модернизации нефтепереработки мешало отсутствие законов, ограничивающих выпуск неэкологичного топлива. И вот в феврале 2008 г. утвердили технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". Он устанавливает сроки производства автомобильного бензина и дизельного топлива:
класса 2 - до 31 декабря 2008 г.;
класса 3 - до 31 декабря 2009 г.;
класса 4 - до 31 декабря 2012 г.
Правда, даже если бы эти даты были соблюдены, все равно нам далеко до ЕС, который перешел на Евро-4 в 2005 г. и планирует перейти на Евро-5 в 2009 году.
Экологи и жители крупных городов, удушаемые выхлопами грузовиков, а также владельцы иномарок, чьи моторы не приемлют российский бензин, обрадовались. Но в июле заместитель министра финансов Сергей Шаталов объявил, что переход на Евро-3, 4 и 5 откладывается на два года из-за неготовности НПЗ. Неужели правительство не знало этого в феврале, когда принимался регламент? Или против выступили нефтяные компании, на чьих заводах топливо класса 2 составляет более половины объема продукции, региональные НПЗ, неспособные производить качественные нефтепродукты, и автомобилестроители, кому повышение стандартов невыгодно? Верно, в Европе процесс занял почти десять лет, а Россия по привычке пытается выполнить пятилетку в три года.

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

Так что, не судьба дышать нам чистым воздухом? Да как сказать... Надежда все-таки есть. Во-первых, стимулировать модернизацию нефтепереработки может резко меняющаяся ситуация на автомобильном рынке России. Современный автопарк, потребляющий высокооктановое топливо, быстро растет. Обновление автопарка ускорит не только растущий платежеспособный спрос россиян, но и новые техрегламенты для двигателей: с 2010 г. будет введен запрет на производство и импорт автомобилей с двигателями ниже стандарта Евро-4, а с 2014 г.т - ниже Евро-5.

Во-вторых, в противовес "соглашательской" позиции федеральных властей есть региональные инициативы по ускоренному внедрению более высоких стандартов для моторного топлива. Особо выделяется Москва: ее правительству даже пришлось судиться с федеральными ведомствами за право использовать более качественное топливо. Столица победила, и теперь надо, чтобы регионы последовали ее примеру. Причина конфликта очевидна: сохранение низких экологических стандартов бензина лоббируется под предлогом, что жители глубинки не могут платить за чуть более дорогие комплектации отечественных автомобилей, включающие катализаторы выхлопных газов. Но страдают от этого лоббирования жители самых густонаселенных городов.

И, наконец, активизировались нефтяники, которые взялись за нефтепереработку. Сейчас крупные компании принимают меры, чтобы отойти от роли поставщиков полуфабрикатов для иностранных НПЗ: ведь основную прибыль в нефтепереработке приносит вторичный передел.

И, что радует экологов, нефтяники стали уделять внимание экологизации нефтепереработки. WWF России провел исследование, чтобы выяснить степень экологической сознательности российских НПЗ. К сожалению, нам не удалось узнать, "зеленеют" ли государственные компании: как мы уже писали в майском номере "Мировой энергетики", Роснефть, Газпром нефть и Газпром отказались участвовать в опросе. Зато частный капитал с удовольствием рассказывал о своих достижениях.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ ЕВРОПУ

Некоторые компании начинают производить топливо Евро-3 и Евро-4, хотя на его долю приходится небольшой объем продукции. Так, у Рязанского НПЗ в 1 квартале 2007 г. выпуск Евро-3 равнялся 9,3%, а Евро-4 - 6,4% общего объема: авторы февральского регламента явно поспешили в переводе страны на евростандарты.

Большинство крупных НПЗ за последние десять лет провели модернизацию, чтобы повысить глубину переработки нефти. Ответившие на анкету компании достигли в этом серьезных успехов.

Если раньше мало кто из российских НПЗ мог похвастаться наличием современных установок, нужных для выпуска качественных и экологичных нефтепродуктов, то сейчас это отставание преодолевается. На Ярославнефтеоргсинтезе появились установки гидрокрекинга, производства водорода, риформинга с непрерывной регенерацией катализатора, блок висбрекинга, установка вакуумной перегонки мазута. У ЛУКОЙЛа в Нижегороднефтеоргсинтезе есть установка изомеризации, в Пермнефтеоргсинтезе - гидрокрекинга и компремирования водородосодержащего газа, в Волгограднефтепереработке - гидроочистки дизельного топлива, изомеризации, гидроизодепарафинизации. На Саратовском заводе ТНК-ВР - секция висбрекинга, установка ЗЛОУ-АВТ-6, на Рязанском НПЗ - установка гидроочистки вакуумного газойля, каткрекинга, алкилирования, производства серной кислоты и водорода.

Особое место среди респондентов занимает Нижнекамскнефтехим, нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс, который строится в Татарстане при поддержке Инвестиционного фонда РФ. Комплекс рассчитан на глубокую переработку 7 млн т нефти в год с содержанием серы более 3%. Глубина переработки составит около 99% (соответствует западным стандартам). Планируется производство бензина Евро-4 и Евро-5, проектируются установки гидрокрекинга, каткрекинга, газификации и алкилирования, то есть НПЗ будет современным. Правда, есть вопрос, целесообразно ли возводить еще один завод в Приволжском ФО, который и так перенасыщен нефтеперерабатывающими мощностями (на него приходится 45% нефтепереработки России), еще больше увеличивая нагрузку на природу Поволжья.

Почти на всех НПЗ есть установки по переработке и утилизации сернистых соединений. Это важно для России, поскольку на большинство заводов идет смесь нефти с высоким содержанием серы. Так, на Нижегороднефтеоргсинтезе есть установки производства элементарной серы, серной кислоты, регенерации отработанной серной кислоты, нейтрализации сернистощелочных стоков и блок регенерации сульфидосодержащихстоков. На Рязанском НПЗ - установки СКУ WSA-1, WSA-2 и РСК.

СНИЖАЙ, А НЕ ТО ПРОИГРАЕШЬ

Наши НПЗ очень энергоемки: удельный расход энергоресурсов в 2-3 раза выше, чем за рубежом. Значит, меры по экономии энергии дадут им экономический и экологический эффект. Киришинефтеоргсинтез, например, внедряет частотное регулирование на электрических приводах технологического оборудования, обновляет физически и морально изношенную "электрику", закупает надежную и экономичную технику.

Актуальный вопрос - снижение выбросов парниковых газов. Ухтанефтепереработка снизила выбросы ПГ на 0,07 тыс. т за счет ввода в эксплуатацию объекта "Автоналив светлых нефтепродуктов". В Рязани для сокращения содержания NOx на установке WSA-1 используют процесс Denox.

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

Эффективность экологических мер зависит от организации природоохранного процесса, которая определяется требованиями экологического законодательства. У всех респондентов есть экологический отдел и ответственный за экологию, занимающий высокую должность; реализуется экологическая политика - либо самостоятельная, либо интегрированная в корпоративную стратегию.

Все НПЗ, кроме Киришинефтеоргсинтеза, сертифицированы по ISO 14001. Все заводы, кроме Киришского, имеют процедуру по оценке ключевых рисков. Респонденты составляют планы по экологическим показателям деятельности и имеют собственную систему экологического мониторинга. Многие проводят внутренний аудит экологических программ: так, Нижегороднефтеоргсинтез в 2006 г. провел пятьдесят проверок своими силами, три - с привлечением внешних организаций.

Все заводы контролируют качество продукции - у Киришинефтеоргсинтеза есть своя аккредитованная лаборатория.

Все НПЗ, кроме Рязанского, проводят страховую политику, которая покрывает экологический ущерб. Ответившие WWF компании указали, что предоставляют для общественности информацию по деятельности, в том числе природоохранной, и контактируют со всеми заинтересованными лицами.

Так что, несмотря на недоработки государственной политики, есть надежда, что повышение благосостояния соотечественников, приобретающих современные автомобили, сыграет важную роль в модернизации нефтепереработки и оздоровлении окружающей среды в стране. Именно нефтепереработка может стать сферой, где покупатели "голосуют" за экологически чистую продукцию, приобретая нефтепродукты тех компаний, которые на деле доказали свою экологическую сознательность.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru