Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

От «аграрной энергетики» веет голодом

 
   

В течение последнего года не было ни одного значимого издания в мире, которое не писало бы о проблеме биотоплива и его воздействии на повседневную жизнь каждого из нас. Более того, появилось не менее десятка крупных исследований, посвященных этой проблеме. Почему вопрос об использовании биотоплива, в частности, этанола, вдруг приобрел такую актуальность и значимость?

 

 
 

Николай ХУДЯКОВ,
эксперт «Мировой энергетики»

 
 
Все дело, видимо, в том, что нехватка энергоресурсов, рост цен на энергоносители поставили вопрос о поисках новых, так называемых альтернативных и желательно более дешевых источников энергии. Их оказалось, увы, не так уж много.

Современные технологии не позволяют использовать энергию солнца, ветра, морских приливов и других источников так же эффективно, как привычные нефть, газ, уголь. Это сопряжено с огромными неудобствами. Отсюда и низкий показатель альтернативных источников в общем энергобалансе.

Большие надежды возлагались на использование биомассы — отходов сельского хозяйства, листьев деревьев, травы, опилок. Казалось бы, этого добра как раз много, но выяснилось, что все не так просто.

В настоящее время в практическую плоскость перешло использование этанола и биодизельного топлива на транспорте, да и то при мощной поддержке государства в виде субсидий и льгот для производителей и в условиях обязательного исполнения соответствующего закона (так поступают, в частности, в США).

Этанол — это фактически спирт, а биодизельное топливо — масло, извлекаемое из биомассы. Естественно, этанол можно получать из любой растительной массы, в том числе из листьев, но наиболее выгодно и экономично — из крахмалов и сахаров, содержащихся в зерновых и сахарном тростнике. Сейчас это называют этанолом первого поколения. Использование целлюлозы для аналогичных целей затруднено. Нет надежной технологии и очень затратно, поэтому даже в законе США по стимулированию использования этанола предусматривается получать из целлюлозы около трети всего этанола только к 2020 году.

Вообще этанол начали вырабатывать еще 20—30 лет назад. Использовали его в качестве добавки в обычное автомобильное топливо. Но тогда нефть была значительно дешевле, а этанол получил распространение практически только в Бразилии. Это легко объяснимо — там этанол получают из сахарного тростника, недостатка в котором нет. Никак это не отразилось и на мировом производстве сахара. Кроме того, Бразилия стремилась снизить импорт нефти, которая начала резко дорожать.

В настоящее время в США этанол используют в качестве добавки в обычный бензин. Как правило, в смеси его содержится 10—20 процентов. Но если при 10-процентной смеси может работать практически каждый автомобиль, то при 20-процентной — только специально оборудованный. По мнению Министерства энергетики США, при массовом производстве стоимость установки дополнительного оборудования на обычные автомобили составит около 200 долларов. Недостатком при этом будет снижение километража при одинаковом количестве топлива.

Что касается биодизельного топлива, то его можно использовать «напрямую». В данный момент в США при использовании биодизельного топлива «био» добавки, как правило, в «настоящем» топливе не превышают 20%.

По прогнозам, к 2030 г. потребление этанола в США составит 16% от всего объема потребляемого бензина. Биодизельные добавки достигнут 1,5% всего потребляемого дизтоплива.

Мировое производство биотоплива

Согласно ОЭСР, мировой объем производства биотоплива составил в 2007 г. 62 млрд литров (или 36 млн т.н.э.). Биотопливо обеспечивает 1,8% всего топлива, используемого на транспорте. Лидерами являются Бразилия и США, на эти две страны приходится 2/3 всего потребления биотоплива. В 2007 г. в транспортном секторе Бразилии этанол удовлетворял 20% потребностей, в США — 3 процента.

Растет производство биотоплива и в Евросоюзе, где в основном получают дизельное биотопливо. Его ЕС производит примерно 2/3 от мирового количества. Доля этанола в потреблении энергии на транспорте — 2 процента. Причем этанол распространен гораздо шире, чем биодизельное топливо — 52 млрд л против 10 млрд л, или 28 млн т. н.э. против 7,5 млн т. н.э.

В 2006 г. доля США в мировом производстве этанола равнялась 37%. Столько же было у Бразилии. Далее следовали Китай — 8%, Индия — 4% и ЕС — 3%. В производстве биодизельного топлива лидировали ЕС — 76% и США — 20 процентов.

Недавно США вышли на первое место в мире по производству этанола — 48%, на втором оказалась Бразилия — 31%. В мировом производстве дизельного биотоплива пальма первенства принадлежит Евросоюзу — 60 процентов.

Биотопливо стараются разрабатывать и другие страны. В частности, в Китае поставлена задача обеспечить 10-процентной смесью этанола топливо в пяти провинциях в настоящее время и еще в пяти — к 2020 году. 10% этанола будет добавляться в бензин в Индии в нынешнем году, а доля биодизельного топлива к 2012 г. должна составить 5 процентов. Индонезия будет добавлять к топливу 10% этанола к 2020 году. Малайзия собирается шире использовать биотопливо на общественном транспорте.

Без государственной поддержки биотопливо получать и сбывать трудно. ОЭСР считает, что в 2006 г. США, ЕС и Канада выделили на поддержку производителей биотоплива около 11 млрд долларов. В среднесрочной перспективе (2013—2017 гг.) эта цифра возрастет до 25 млрд долл. в год.

Поддержка оказывается разными способами: бюджетные ассигнования, налоговые льготы производителям, торговым сетям и т.д., обязательное использование этанола при продаже бензина.

Первый блин комом?

Широкая дискуссия относительно использования этанола и биодизельного топлива началась после принятия в США двух законов. В 2005 г. приняли «Закон о политике в области энергетики», в котором зафиксированы стандарты топлива и определены уровни добавок, в частности, этанола (при реализации бензина). В 2007 г. был принят «Закон об энергетической безопасности». В этом документе прежние задачи были значительно расширены. Так, к 2022 г. производство этанола должно возрасти до 36 млрд галлонов. Для этих целей предусмотрены выплаты и льготы производителям. Кроме того, переход на этанол был увязан с задачей снижения зависимости от импорта нефти, а также с необходимостью сокращения выбросов парниковых газов.

Вскоре и Евросоюз принял директиву, в соответствии с которой предполагается довести долю альтернативных источников энергии на транспорте до 10% к 2020 году. А еще через некоторое время в мире разразился продовольственный кризис. Выяснилось, что во многом — из-за этанола.

Дело в том, что значительная часть продовольственных культур стала использоваться для получения этанола. В нынешнем году, например, около 30% производимой в США кукурузы пойдет на эти цели. Между тем, США являются крупнейшим производителем кукурузы в мире — более 50%.

Общемировые запасы зерновых в последние годы сокращались. В таких условиях использование зерна для «энергетики», а не по прямому назначению не могло не вызвать роста цен. Кроме того, население мира растет, экономический подъем в Китае и Индии увеличил спрос на продовольствие. Не забудем и про погодные условия, в частности, засухи. Короче говоря, достаточно было некоторого толчка, чтобы равновесие и спокойствие на продовольственном рынке оказались нарушенными. Вот почему посыпались обвинения в адрес сторонников «альтернативной» энергетики. Во многом критики правы. На недавней конференции по проблемам продовольствия, состоявшейся в Риме летом 2008 года, высокопоставленными сотрудниками Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН — ФАО отмечалось, что 59% прироста использования фуражного зерна и пшеницы в мире в 2005—2007 гг., а также 56% растительных масел объясняется переходом на биотопливо. Международный валютный фонд — МВФ, со своей стороны указывает, что из-за биотоплива цены на продовольствие увеличились в целом на 30%.

Однако цены могут расти и дальше. Как отмечается в исследовании ОЭСР, в 2007 г. на нужды биотопливной индустрии в мире пошло 8% фуражного зерна и 9% растительного масла. В среднесрочной перспективе цифры составят уже 12% и 15% соответственно. А если будут выполнены все планы, предусмотренные американским законом и директивой ЕС, то возможно использование для «энергетических» нужд до 20% всего растительного масла и 13% фуражного зерна. По оценкам, в условиях существующих мер поддержки и прочих стимулах в среднесрочной перспективе цены на пшеницу вырастут на 5%, на кукурузу — на 7%, а на растительные масла — на 19%.

Экологический выигрыш также ставится многими специалистами под сомнение. Так, накануне саммита G-8 на о. Хоккайдо известная благотворительная организация «Оксфам» (Лондон) опубликовала исследование, в котором аргументированно критиковались многие экологические и экономические аспекты политики перехода на этанол. «Оксфам» указывает, что распашка новых земель для «энергетических» культур высвобождает из почвы дополнительное количество СО2, которое попадает в атмосферу. В некоторых случаях для восстановления прежнего уровня выбросов может понадобиться несколько десятилетий (а то и столетий). Цитируются выводы специалистов, опубликованные в американском журнале «Сайенс», согласно которым для восстановления выбросов от изменения землепользования в мире потребуется 167 лет.

Евросоюз наращивает использование биодизельного топлива, а это ведет к высаживанию новых пальм в Юго-Восточной Азии. Из-за этого выбросы СО2 составят 3—4,6 млрд т, или в 46—68 раз больше, чем удалось бы сократить их в течение года после перехода на биотопливо. Увеличение эффективности нынешних автомобильных двигателей дало бы больше, чем биотопливо в его нынешнем виде.

А вот экономические выкладки. Потребление нефти в развитых странах настолько высоко, что перейти на «аграрную энергетику» практически невозможно. Если всю выращиваемую в США кукурузу пустить на этанол, удалось бы заменить 1/6 часть реализуемого бензина. А если использовать для выработки этанола все углеводы, имеющиеся в мире (крахмал, сахар), то удалось бы заместить только 40% мирового потребления нефти. Мировое производство семян позволило бы выработать биотопливо в пределах 10% от нынешнего уровня потребления дизельного топлива.

Намерение ЕС обеспечить за счет биотоплива 10% потребностей в транспортном топливе обойдется до 2020 г. в 90 млрд долл. , а выигрыш составит только 12 млрд долларов.

Неутешительные итоги

Дефицит энергоресурсов на планете — это факт, и ситуация будет только обостряться. С этим никто не спорит. Поэтому поиск новых источников энергии, особенно для электроэнергетики и нужд транспорта нужен и необходим. Но вот следует ли уже сейчас форсировать применение биотоплива на транспорте за счет обострения ситуации на продовольственном рынке?

Здесь международные организации по оказанию помощи и содействия развитию практически единогласны — нет, не следует. Существенно помочь транспортникам этанол и биодизельное топливо не в состоянии, а вот обострить проблему борьбы с голодом могут. Что, кстати, сейчас и происходит. Естественно, крупнейшим производителям и экспортерам продовольствия такое положение выгодно. В 2008 финансовом году, к примеру, аграрный экспорт США вырастет по сравнению с предыдущим годом на 26,5 млрд долл. и составит 108,5 миллиарда. Но подобный экономический эгоизм рано или поздно ударит бумерангом по всем. Обсуждение новых реальностей в мире показало, что отрицательных последствий, как экономических, так и политических от использования продовольствия для получения энергии будет намного больше. Вот почему необходимы новые подходы к разработке альтернативных источников энергии.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru