Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Дележ по-честному

 
   

Дивидендная политика компании очень сильно влияет на отношения с инвесторами, поскольку получение дивидендов по акциям для последних — единственная возможность получить денежный доход, не изменяя структуры своего портфеля ценных бумаг. Это особенно актуально для мелких инвесторов, владеющих несколькими десятками акций, продавать которые может быть очень дорого из-за комиссионных брокеру.

 

 
 

Тарас БОНДАРЬ,
эксперт «Мировой энергетики»

 
 
Кроме того, дивидендные выплаты в пользу физических лиц облагаются по льготной ставке — 9% вместо 13%, которые налогоплательщик должен был бы заплатить, если бы компания капитализировала всю полученную прибыль и акции подорожали бы на эквивалентную величину. Аналогично и для акционеров — юридических лиц налоговая ставка по полученным дивидендам в большинстве случаев составляет 9% вместо 24% налога на прибыль в случае подорожания акций с последующей их реализацией.

Наконец, в условиях волатильного рынка, подобного наблюдаемому в последний год, когда инвесторы несут повышенные краткосрочные риски, выплаты дивидендов компаниями создают дополнительные денежные потоки, поддерживая краткосрочную ликвидность акционеров и, возможно, частично компенсируя убытки в случае снижения котировок ценных бумаг.

В долгосрочной перспективе стабильные и, тем более, растущие дивиденды обеспечивают и более высокую стоимость акций — при прочих равных условиях высокие дивиденды являются важным доводом в пользу покупки ценных бумаг.

Российские компании претворяют в жизнь весьма различающуюся дивидендную политику — от распределения практически всей прибыли в виде дивидендов до весьма скромных выплат, которые могут считаться, скорее, символическими. Основными факторами, определяющими политику выплаты дивидендов в каждой конкретной компании, являются ее финансовое положение, инвестиционные планы и структура акционеров.

Традиционно максимально высокие дивиденды выплачивают нефтяные компании, крупнейшими владельцами которых является ограниченный круг физических лиц. С одной стороны, высокие прибыли нефтедобывающих предприятий в последние годы создают достаточный запас финансовой прочности таких компаний, а с другой — инвестиционные планы большинства из них были и остаются достаточно ограниченными из-за серьезных рисков и высокой стоимости, связанной с запуском новых месторождений. Наконец, узкий круг акционеров обеспечивал принятие наиболее эффективных, с точки зрения налогообложения, способов распределения прибыли, а именно выплаты высоких дивидендов.

Наиболее ярким примером компании, распределявшей практически всю свою прибыль в виде дивидендов на протяжение нескольких лет, была Сибнефть, контрольный пакет акций в которой принадлежал Роману Абрамовичу. После перехода под крыло Газпрома и переименования в Газпром нефть компания резко умерила аппетиты акционеров, заплатив в виде дивидендов чуть больше трети от чистой прибыли по международной финансовой отчетности в 2006 году. Тенденция продолжилась, и по итогам 2007 года компания выплачивает в полтора раза меньшие дивиденды, чем за год до этого, расходуя на них немногим более четверти чистой прибыли по МСФО.

Основной причиной снижения дивидендных выплат Газпром нефти стало падение добычи компанией, что потребовало резкого увеличения инвестиций в освоение новых месторождений (в том числе тех, которыми с «дочкой» готов поделиться сам Газпром) и поддержание уровня добычи на уже существующих. Долгосрочная дивидендная политика компании в настоящее время предполагает, что на дивиденды акционерам будет расходоваться не менее 15% чистой прибыли, так что не исключено дальнейшее снижение дивидендных выплат компании как минимум в относительном, а в ближайшие год—два, вероятно, и в абсолютном размере.

Тем не менее, пока акции Газпром нефти остаются одними из наиболее привлекательных в отрасли с точки зрения дивидендной доходности: в прошлом году она составляла выдающиеся 7,7%, что характерно, скорее, для привилегированных ценных бумаг. В этом году дивидендный доход по ним составил почти 3%.

Впрочем, после возникновения совместного предприятия ТНК-ВР в российской «нефтянке» появился новый лидер по доле выплачиваемых дивидендов. По итогам 2006 г. компания выплатила практически всю свою чистую прибыль в виде дивидендов двум своим акционерам — доля выплат в чистой прибыли компании за 2007 год превысила 70%. Косвенно высокие выплаты стали одной из причин конфликта между акционерами холдинга, разгоревшегося несколько месяцев назад. При столь активном выводе прибыли из компании собственных средств для развития у нее оставалось недостаточно, чтобы финансировать сколько-нибудь крупные проекты.

Самыми скупыми на дивиденды в нефтегазовой отрасли остаются компании, где крупнейшим акционером является государство — Газпром и Роснефть. Самой очевидной причиной этого является неспособность государства, в отличие от частных акционеров, сэкономить на налогах, получая высокие дивиденды. Напротив, увеличивая дивиденды государственных компаний, правительство снижало бы доходы бюджета — за счет налоговой экономии остальных акционеров.

Однако в действительности проблемы дивидендной политики госкомпаний являются более сложными. С одной стороны, Росимущество рекомендует выплачивать не менее 20% чистой прибыли компаний, где государство является контролирующим акционером. С другой — рост дивидендных выплат сокращает бюджет компаний, в первую очередь их инвестиционную программу. С учетом фактически проводящейся государством политики экспансии госкомпаний в нефтегазовой сфере сокращение их инвестиционных возможностей является весьма неприятным следствием роста дивидендов.

По сути, Газпром ежегодно получает индульгенцию от государства в вопросе выплаты дивидендов за счет поддержания социально важных тарифов на газ для населения на все еще весьма низком уровне, а Роснефти пока удается сдерживать напор Росимущества, мотивируя капитализацию прибыли необходимостью обслуживать и погашать долги, связанные с приобретением активов бывшего Юкоса.

Как следствие, Газпром удерживает норму дивидендных выплат на уровне 10% чистой прибыли, к этому же значению приближается и Роснефть, выплатившая по итогам 2006 г. чуть больше 15%, а по итогам 2007 г. — менее 11% чистой прибыли. Это вполне соответствует заявленной дивидендной политике компаний — Роснефть перед своим «народным» IPO пообещала распределять в виде дивидендов не менее 10% чистой прибыли, а Газпром не только гарантирует 10%, но и допускает возможность выплаты переменной части дивидендов после пополнения резервного фонда.

Соответственно, на дивидендные выплаты держателям акций Газпрома и Роснефти рассчитывать особенно не приходится — дивидендная доходность ценных бумаг обеих компаний составляет менее 1%.

Весьма скромно выглядят дивиденды и у главной транспортной компании в нефтегазовой отрасли. Несмотря на то, что последние два года Транснефть выплачивала около 25% чистой прибыли в виде дивидендов, привлекательность ее ценных бумаг подрывалась как падением прибыли из-за реализации крупных инвестиционных проектов, так и тем, что основная часть дивидендов выплачивалась не по обращающимся на рынке привилегированным акциям, а по принадлежащим государству обыкновенным (хотя абсолютный размер дивидендов на обыкновенную акцию был ниже). Как следствие, дивидендная доходность привилегированных акций Транснефти составляет в последние годы менее 1%, что является аномально низким показателем для этого класса ценных бумаг.

У частных компаний дивиденды в среднем выше, чем у государственных. Наименее щедр по отношению к своим акционерам ЛУКОЙЛ — компания поддерживает дивидендные выплаты на уровне около 15% от чистой прибыли, при этом дивидендная доходность акций ЛУКОЙЛа составляет вполне пристойные 1,9%.

Менее крупные нефтяные компании выплачивают дивиденды вполне сопоставимые с крупнейшими мировыми нефтяными концернами. Так, Сургутнефтегаз распределяет среди акционеров около 30% прибыли по РСБУ, вблизи этого уровня находятся и выплаты Татнефти. Башнефть установила собственный рекорд год назад, выплатив акционерам почти половину своей чистой прибыли, однако эта акция была разовой и обуславливалась рисками потери акций ее тогдашними акционерами — частными компаниями, близкими к руководству Башкортостана. Возвращение компании в государственную собственность снизило дивидендные выплаты по итогам 2007 года до 25% чистой прибыли. Отчасти высокие дивиденды двух последних компаний обусловлены заинтересованностью региональных властей, являющихся акционерами компаний, в пополнении региональных бюджетов, что оставляет руководству компаний относительно мало места для маневра.

Одним из самых щедрых в нефтегазовой отрасли остается НОВАТЭК — его дивиденды превышали 35% от чистой прибыли последние два года. Для сравнения — Shell выплачивает в виде дивидендов по итогам 2007 г. около 29% чистой прибыли, BP — 38%, а крупнейшая нефтяная компания мира ExxonMobil — 19%.

Угольщики, рыночная конъюнктура для которых складывается очень благоприятно последние два года, также не скупились на дивиденды — Распадская выплатила по итогам 2006 и 2007 гг. около 50% чистой прибыли, а дивидендная доходность ее акций в прошлом году приближалась к 3%.

Электроэнергетические компании, обремененные на ближайшие годы гигантскими инвестиционными программами, не способны выплачивать высокие дивиденды. Разовые выплаты стали исключением — например, перед продажей ОГК-3 Норильскому никелю компания выплатила более 80% чистой прибыли по итогам 2006 г. в виде дивидендов прежнему владельцу — РАО ЕЭС. При этом сам холдинг РАО ЕЭС в последние два года своего существования дивидендов не платил, предполагая, что его акционеры ориентируются в большей степени на итоги реформы, позволяющей заработать на росте акций, чем на стабильный дивидендный доход.

Новые владельцы энергокомпаний не могут позволить выплачивать столь высокие дивиденды в условиях необходимости крупных инвестиций и невысокой прибыльности самих компаний. Как следствие, уже по итогам 2007 г. дивиденды энергокомпаний снизились до 10—15% от их чистой прибыли, а дивидендная доходность упала ниже 1%.

Таким образом, инвесторам, рассчитывающим на высокие дивиденды, стоит обратить внимание на частные компании нефтегазового и угольного секторов, при этом избегая крупнейших из них. Чуть более рискованными с точки зрения дивидендов выглядят вложения в акции государственных компаний, так как рост дивидендов по ним вполне возможен, однако гарантировать, что он случится в ближайшие год или два, не возьмется никто. Наконец, вложения в электроэнергетику вполне могут принести прирост капитала за счет роста стоимости акций, при этом на высокие дивиденды в отрасли рассчитывать не приходится.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru