|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Сентябрь 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Много денег, мало строек
|
|
|
Стратегические программы развития атомной энергетики требуют корректировки
|
|
|
Булат НИГМАТУЛИН, первый заместитель директора Института проблем естественных монополий, профессор, д.т.н.
|
|
|
Атомная отрасль, как и вся энергетика - достаточно консервативная, инерционная
отрасль, поэтому оценивать ситуацию в ней надо не только по показателям за
предшествующий сопоставимый период, но и по степени реализации долгосрочных
стратегических отраслевых программ. Главные из них - Стратегия развития атомной
энергетики на первую половину XXI века (одобренная правительством РФ в 2000
году), которая утверждена в рамках Энергетической стратегии России до 2020 года
(одобренная правительством РФ в 2003 году), Федеральная целевая программа (ФЦП)
"Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на
перспективу до 2015 года", утвержденная в октябре 2006 года, и, наконец, самый
последний документ - Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики,
утвержденная в феврале 2008 (далее - Генеральная схема - Ред.).
Во всех этих документах декларируется необходимость максимально возможного роста
производства электроэнергии на АЭС, так как это один из важнейших способов
снижения потребления природного газа в электроэнергетике, оптимизации
топливно-энергетического баланса в европейской части России и, соответственно,
повышения электроэнергетической безопасности страны. В европейской части России
около 60% электроэнергии производится на газовых тепловых электростанциях. В ЕС,
США и других развитых странах - не более 20-30%. Отсюда следует, что рост
производства электроэнергии на АЭС должен быть обеспечен именно в европейской
части России, там, где АЭС замещают использование газа на ТЭС.
По итогам 2007 г. ситуация в атомной энергетике выглядит так. Производство
электроэнергии на десяти АЭС, насчитывающих 31 энергоблок общей мощностью 23,24
ГВт (практически все находящиеся в европейской части России), составило 160 млрд
кВт -ч., из них 158,3 млрд кВтч. произведено на АЭС, входящих в структуру
концерна "Росэнергоатом", и еще 1,7 млрд кВт"ч. - на блок-станциях. Это 15,7% от
общего объема произведенной в стране электроэнергии. В странах ЕС этот
показатель в среднем составляет 38%, во Франции - около 75%, в США - 20%, в
Японии и Корее - около 35 процентов.
По предварительным оценкам, в 2008 г. производство электроэнергии на АЭС
Росатома увеличится примерно на 4-5 млрд кВтч, но доля в общем объеме
произведенной электроэнергии останется на прежнем уровне.
Интегральным показателем, характеризующим эффективность производства процесса в
атомной энергетике, является коэффициент использования установленной мощности (КИУМ).
В 2007 году на станциях концерна "Росэнергоатом" он составил 77,7 процента. Это
значительно ниже, чем среднемировое значение, равное 87 процентам. В ряде
развитых стран (США, Германия, Чехия, Япония, Южная Корея, Китай) он составляет
90- 92 процента. В 2007 году, в соответствии с Энергетической стратегией России
до 2020 года, КИУМ российских АЭС должен был выйти на среднемировой уровень, но
этого не произошло. В результате только в 2007 году недовыработка электроэнергии
составила 20 млрд киловатт/часов.
Отсутствие значительного роста произведенной на АЭС электроэнергии так же
объясняется тем, что в текущем году их суммарная мощность не меняется после 2005
года. Перечислим объекты, которые должны были вступить в строй в последние годы.
В соответствии с Энергетической стратегией, в 2006 году планировалось построить
блок N2 Волгодонской АЭС и блок N5 Курской АЭС; в 2007 - блок N4 Калининской
АЭС; в 2008 - блок N5 Балаковской АЭС. Ни один из этих объектов не построен.
Скорректированный перечень строек выглядит так: блок N2 Волгодонской АЭС - в
2009, блок N4 Калининской АЭС - в 2011. Блок N5 Курской АЭС планируется
достроить после 2011 года, причем это объект самой высокой степени готовности -
70 процентов.
Уже сегодня можно утверждать, что и в 2008-2011 гг. не будут введены в
эксплуатацию новые блоки, их просто не успеют построить. Таково состояние дел по
организации строительства АЭС сегодня. Из-за отсутствия ввода в эксплуатацию
блока N2 Волгодонской АЭС и блока N5 Курской АЭС в 2007 г. недовыработка
электроэнергии на АЭС составила 15 млрд кВт-ч. в год. Таким образом, в 2007 г. в
сумме потенциальная недовыработка электроэнергии на АЭС из-за низкого КИУМа и
отсутствия новых блоков составила 35 млрд кВт -часов. Для выработки такого
количества электроэнергии на тепловых станциях было использовано дополнительно
11,5 млрд м. куб. природного газа. Это усугубляет топливно-энергетический баланс
в европейской части России. Примером этого является ограничение поставки газа
для новых парогазовых блоков ПГУ-450. В 2007 г. блок N1 Калининградской ТЭЦ-2
большую часть времени работал на 50% мощности, а блок N2 Северо-Западной ТЭЦ
большую часть времени был вовсе отключен.
Проблема частичного замещения газа в производстве электроэнергии в России стоит
чрезвычайно остро. Во-первых, из-за необходимости обеспечивать растущие
экспортные поставки, во-вторых, из-за выполнения программы газификации страны,
в-третьих, из-за начавшейся стагнации роста добычи газа в последние годы.
Необходимо также учесть утвержденный правительством РФ 6 мая 2008 г. прогноз
роста цены газа на период до 2011 года включительно. В среднем темпы роста цены
газа будут составлять 15-40% в год. Сейчас она составляет 60-80 долл. за 1 тыс.
кубометров (в европейской части России, в зависимости от удаленности от места
добычи). К 2011 году, в соответствии с планами по госрегулированию цен на газ,
его цена увеличится для товаропроизводителей в 2,14 раза, для населения - в
2,27. В результате цена электроэнергии, произведенной на газе, поднимется для
промышленности в 1,8 раза, для населения - в 2 раза. А между тем уже сегодня
цена электроэнергии, произведенной на АЭС, примерно на 30% ниже, чем на газе.
Длительный инвестиционный период строительства атомных энергоблоков (5- 8 лет)
требует жесткого контроля над расходами. В этой сфере должна быть полнейшая
прозрачность. На слова "коммерческая тайна" здесь должно существовать табу.
Уместно перефразировать замечательное высказывание М. Салтыкова-Щедрина: "Горе -
думается мне - тому граду, в котором и улицы, и кабаки безнужно скулят о том,
что коммерческая тайна священна! Наверное, в городе сем имеет произойти
неслыханное воровство". Контроль над стоимостью объектов должен пронизывать
сверху донизу весь блок атомной энергетики. Что же в реальности? Во-первых,
непрозрачность отрасли, резкое завышение затрат на инвестиционных объектах по
отношению к запланированным; во-вторых, завышение реальной потребности в объемах
вводимой мощности; в-третьих, невосприимчивость к критике.
В соответствии с Генеральной схемой до 2020 года, запланировано ввести 32 ГВт
мощностей на АЭС. Напомню, что сегодня работает 32,2 ГВт атомных мощностей, а в
СССР за 20 лет удалось пустить 32 ГВт. Россия по потенциалу составляет примерно
половину СССР, а 12 лет - чуть больше половины от 20. Таким образом, при полном
напряжении сил и максимально эффективном руководстве отраслью реально к 2020
году можно пустить 32x0,5x0,5= 8 ГВт на утвержденных в ФЦП площадках, и это
будет очень серьезной победой.
Как видим, приняты заведомо нереализуемые программы, под них заложены
соответствующие деньги, включая средства федерального бюджета. Возникает вопрос:
для чего потребовалось завышение цифр вводимых мощностей? Ответ очевиден - чтобы
заложить побольше денег в программы. В итоге ситуация проста: много денег - мало
строек. Вред от этого наносится всей экономике страны: удорожание инвестиционных
объектов подстегивает инфляцию; явно прослеживается коррупционный интерес.
Параметры, заложенные в Генеральную схему, никогда не будут достигнуты, однако
ввиду долгосрочности реализации строительства в атомной энергетике, спросить за
это будет не с кого.
Еще одна проблема - неэффективный выбор площадок для строительства новых блоков
АЭС. Например, сейчас вполне серьезно обсуждается сооружение Северской атомной
станции, в Томской области, в непосредственной близости от мест добычи
качественных энергетических углей. Между тем является аксиомой, что сооружение
АЭС вблизи мест угледобычи (радиус 500 км) неконкурентоспособно по отношению к
строительству угольных ТЭС. Тем более что при ограниченных возможностях
строительства АЭС особенно важно размещать новые мощности там, где можно
заместить газ, а не уголь, при производстве электроэнергии.
В Генсхему необходимо включить достраиваемые энергоблоки АЭС (пятый и шестой
Курской АЭС, пятый и шестой Балаковской) и подготовленные для строительства
площадки Татарской и Башкирской АЭС. И тогда появится возможность вместо
абсолютно нереальных 32,3 ГВт, предусмотренных Генсхемой в целом по всей
электроэнергетике, обеспечить максимально возможный ввод новых энергоблоков АЭС
- мощностью 16,6 ГВт. При этом, с учетом вывода из эксплуатации 4,7 ГВт, общая
мощность АЭС в 2020 году составит 35,1 ГВт, а производство электроэнергии на них
- 270 млрд кВт ч (при КИУМ, равном, 87%).
Необходимы механизмы обязательного выполнения сроков строительства новых
энергоблоков и реконструкции действующих. Надо довести к 2012 году темпы
сооружения и реконструкции электростанций в стране с 1,5-2 ГВт до 7 ГВт в год, в
том числе: на АЭС-до 1,5-2 ГВт в год, на ГЭС - 0,5 ГВт, на ТЭС - 5-5,5 ГВт.
Тогда удастся достичь среднегодовых уровней ввода мощностей, существовавших в
СССР в 80-х годах прошлого века.
Таким образом, нужна серьезная корректировка Генеральной схемы размещения
объектов электроэнергетики, с включением механизмов контроля и персонально
ответственных за ее реализацию.
Булат НИГМАТУЛИН, первый заместитель директора Института проблем естественных
монополий, профессор, д.т.н. - бывший заместитель Министра РФ по атомной энергии
(апрель 1998 - июль 2002). Родился 16 мая 1944 г. в Москве. В 1967 г. окончил
МВТУ им. Н.Э. Баумана по специальности "инженер-механик по ядерным
энергетическим установкам", в 1969 г. - МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности
"математика".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|