|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Сентябрь 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Москва поделится мощностями с Подмосковьем
|
|
|
Разработана и утверждена Энергетическая стратегия Москвы. Важнейшим принципом разработки Энергетической стратегии г. Москвы
явилось комплексное рассмотрение вопросов надежного тепло-, электро- и газоснабжения.
|
|
|
Александр КАРАСЕВИЧ, генеральный директор ОАО "Газпромпромгаз"
|
|
|
Продолжающийся в стране, и в первую очередь в Москве и Московском регионе,
экономический подъем ведет к существенному увеличению спроса на энергетические
ресурсы, требуя решения как, вновь возникающих, так и накопившихся за годы
реформ в энергетике города проблем. Соответствовать требованиям времени и
статусу Москвы может только экономически эффективное, динамично развивающееся и
финансово устойчивое топливно-энергетическое хозяйство, оснащенное передовыми
технологиями и высококвалифицированными кадрами, не наносящее урона окружающей
среде.
При разработке Энергетической стратегии учитывалось, что обеспечение города
газом неразрывно связано с газоснабжением области и практически полностью
обеспечивается поставками газа из Единой системы газоснабжения (ЕСГ), а
энергосистема Москвы имеет электрические связи с электроэнергетическими
системами Московской области и всего центрального региона (ОЭС Центра).
Потребность в топливно-энергетических ресурсах определена в Энергетической
стратегии с учетом необходимости достижения заданных показателей развития
экономики города. Так, проектом актуализированного (июнь 2007 г.) Генерального
плана Москвы на период до 2025 г. предусматривается:
рост ВРП к 2025 году в 4,1 раза по сравнению с 2005 г., среднегодовой темп роста за 20 лет - 7,3%;
увеличение объема жилищного фонда города не менее чем до 260 млн м. кв, рост к 2025 г.-28,7%;
увеличение доли производства товаров в структуре ВРП до 24% при опережающем росте промышленности;
увеличение объема промышленной продукции в 8,18 раза по сравнению с 2005 г., среднегодовой рост - 11,1%.
Важнейшим принципом разработки энергостратегии Москвы явилось комплексное
рассмотрение вопросов надежного тепло-, электро - и газоснабжения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
Стабильное и качественное теплоснабжение столичного мегаполиса, без которого
немыслимы эффективное развитие экономики и полноценная жизнедеятельность,
является приоритетом в развитии энергетики Москвы.
Централизованное производство тепловой энергии для города составляет в последние
годы около 100 млн Гкал (сТЭЦ-22 и ТЭЦ-27), почти 65% вырабатывается на ТЭЦ.
Особенностью системы теплоснабжения является наличие источников, принадлежащих
разным собственникам, наиболее крупный из них - Мосэнерго.
Рост потребности города в тепле составляет порядка 0,4-0,5% в год с учетом
огромного потенциала энергосбережения. Генеральным направлением здесь является развитие теплофикационных систем на
основе современных технологий комбинированного производства электроэнергии и
тепла, транспортировки и потребления тепла, увеличения доли тепловой энергии,
производимой на ТЭЦ, перевода котельных (РТС и котельных) в режим ТЭЦ с
установкой на них газотурбинных агрегатов с котлами-утилизаторами, экономически
обоснованного строительства тепловых сетей. Важно добиться повышения
коэффициента использования топлива на ТЭЦ до 80- 85% (в настоящее время -
64,7%). При этом нельзя забывать, что единичная тепловая мощность крупнейших
московских ТЭЦ и дальность транспортировки тепла от них по условиям надежности
достигли своего предела и не должны увеличиваться.
Первоочередная и наиболее важная задача состоит в существенном повышении
надежности теплоснабжения потребителей. Для этого на первом этапе должны быть
разработаны повышенные нормативные требования к надежности теплоснабжения, а
также меры для их выполнения. Необходимо восстановить процесс комплексного
принятия решений по развитию теплоснабжения города в рамках разработки Схемы его
теплоснабжения.
Развитие системы электроснабжения. На основе прогноза социально-экономического
развития города Москвы на период до 2025 года выполнен прогноз
электропотребления и рост электрических нагрузок.
Электрические нагрузки увеличатся до 2025 г. в 1,7-2 раза (по умеренному и
интенсивному вариантам), электроемкость снизится в 1,8- 2 раза соответственно.
Принимая во внимание значительную избыточность производства электроэнергии на
ТЭЦ города и дефицитность в этом отношении Московской области предлагается
постепенно данный перекос ликвидировать - в умеренном и интенсивном вариантах
генерирующие мощности в городе Москве к 2025 г. ограничить до 14 тыс. МВт, а
разницу в нагрузках компенсировать за счет опережающего развития мощностей в
Московской области и увеличения возможности приема электроэнергии из других
регионов ОЭС Центра.
Развитие генерирующих мощностей по предлагаемым вариантам предусматривает
реконструкцию и перевод действующих ТЭЦ на парогазовую технологию и увеличение
коэффициента полезного действия до 53-55% и выше, а также снижение до минимума
конденсационной выработки на ТЭЦ города Москвы.
В целях расширения возможностей по приему мощностей из других регионов ОЭС
Центра энергетической стратегией предусматривается сооружение линий 750 кВ от
Смоленской и Калининской АЭС, а также строительство второго кольца 500 кВ в зоне
отчуждения ЦКАД и новых подстанций напряжением 500 кВ.
О ГАЗОСНАБЖЕНИИ МОСКВЫ
Доля газа в потреблении котельно-печного топлива составляла в 2000- 2006 гг.
93-94 %. в перспективе эта доля практически не меняется, составляя 95,4-95,8
процентов. Реализация представленной в Энергостратегии города технической
политики по повышению эффективности ТЭЦ и всей системы электро- и теплоснабжения
позволит решить задачи газоснабжения практически без наращивания его физических
объемов. При этом, конечно, должны быть решены задачи повышения надежности
системы газоснабжения, резервирования топливоснабжения, развития источников
энергоснабжения в Московской области (с учетом рекомендаций Генеральной схемы
размещения объектов электроэнергетики РФ) и необходимой диверсификации ТЭБ
Московского региона в целом, усилены в необходимой мере электрические связи
Московского региона с ОЭС Центра. Для надежного обеспечения пикового спроса на
газ предполагается строительство заводов по сжижению, хранению и регазификации
природного газа рядом с точками входа в ЕСГ (Яхрома, Воскресенск, Серпухов).
Элемент графики: доступен в бумажной версии издания
Источник: Энергетическая стратегия г. Москвы ОАО "Газпром промгаз"
ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОКОМПЛЕКСОМ
Существующая структура акционерного капитала энергокомпаний позволяет
сформировать перспективную схему управления энергокомплексом города, отвечающую
целям стратегических инвесторов - ОАО "Газпром" и мэрии Москвы - в части
обеспечения стабильного тепло- и энергоснабжения потребителей города и выхода на
сквозной режим энергосбережения от электростанций и РТС до квартир москвичей.
Абсолютный приоритет надежности теплоснабжения столицы в зимний период обязывает
новых собственников при любых корпоративных преобразованиях обеспечить
сохранение и развитие тех структур и принципов, которые многолетним опытом
доказали свою устойчивость и эффективность.
Главной задачей совершенствования структуры управления ТЭК Москвы следует
считать снижение количества независимых участников единого технологического
процесса и направление их деятельности на достижение надежного и эффективного
энергоснабжения потребителей города. Необходимо обеспечить слияние активов
однопрофильных энергетических компаний и иметь совместно с ОАО "Газпром"
контрольный пакет акций в этих компаниях.
С ликвидацией вертикально интегрированной системы управления энергокомплексом
Московского региона и РАО ЕЭС России возникает также и острая необходимость в
организации специального центра, способного обеспечить координацию и
взаимодействие разрозненных энергетических организаций Москвы и региона для
создания и устойчивого функционирования надежной и эффективной системы
энергоснабжения. В настоящее время в роли такого центра взаимодействия в
аварийных ситуациях выступает Межведомственная комиссия (МВК) по обеспечению
устойчивого газо - и энергоснабжения Москвы.
Для организации координации и взаимодействия при решении перспективных вопросов
развития энергоснабжения следует создать при правительстве Москвы
координационный центр - Комитет по надежности и координации развития систем
энергоснабжения. В составе такого Комитета должны работать эксперты высочайшей
квалификации, признанные специалисты. Работа в комитете должна быть основным и
очень престижным местом работы. Комитет должен работать в тесном контакте с
Системным оператором, Федеральной сетевой компанией, Правительством Московской
области, Министерством энергетики РФ и Ростехнадзором РФ.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДА
В современной экономике, когда централизованное планирование отсутствует, а
территориальные системы энергоснабжения разделены между многими организациями,
федеральные и региональные органы государственной власти должны выполнять
возложенные на них законодательством координирующие и контролирующие функции по
взаимоувязке планов развития отраслевых систем энергоснабжения, проверке их
соответствия программам социально-экономического развития страны и региона и
последующей реализации.
Основными инструментами проведения в городе энергетической политики являются:
разработка Энергетической стратегии Москвы с обоснованием основных направлений развития и технического перевооружения энергетики города, обеспечивающих реализацию поставленных в ней целей, приоритетов и задач;
разработка Генеральной схемы энергоснабжения Москвы на основе комплексного рассмотрения вопросов развития отраслевых систем энергоснабжения города в увязке с его экономикой, с учетом внутренних и внешних связей и ограничений на ТЭР;
комплекс нормативно-правовых и экономических мер регулирования: ценового (тарифного), налогового, инвестиционного, природоохранного и антимонопольного.
Механизмом реализации Энергетической стратегии Москвы для достижения в короткие
сроки качественно нового состояния ТЭК города является формирование на ее основе
конкретных программ и схем развития инженерных систем города, в том числе:
ускоренного ввода на ТЭЦ Москвы теплофикационных ПГУ;
повышения маневренных возможностей ТЭЦ;
строительства крупных криогенных центров сжижения и регазификации природного газа, в том числе на крупных газовых ГРЭС Московского региона.
Управление спросом и режимами электрической нагрузки является одной из важнейших
задач по надежному электроснабжению потребителей. Это позволяет на 20% снизить
электропотребление и максимальную мощность.
При создании системы управления спросом необходимо обеспечить ценовое
регулирование спроса (многоставочные тарифы, компенсационные выплаты энергоемким
потребителям за недоиспользование нагрузки в пиковый период); управление
графиком нагрузки (формирование договорной и режимной системы в зависимости от
степени заполнения графика); снижение темпов роста электрической нагрузки
(сертификация действующего и нового энергетического оборудования по критерию
энергетической эффективности).
В сфере энергетической безопасности необходимо: создание запасов резервного
топлива у крупных потребителей; резервирование теплоснабжения потребителей,
подключенных к источникам малой и средней мощности без резервного топлива;
создание хранилищ СП Г; обеспечение высокой надежности системы газоснабжения.
Расчетным возмущением, которая должна выдержать энергосистему следует считать
отказ наиболее крупного энергообъекта (электростанция и две подстанции). С этой
целью необходимо обеспечить возможное увеличение мощности по приему
электрической энергии из ОЭС Центра; рациональное сочетание источников
концентрированной и распределенной генерации; создание автономных источников
питания у наиболее ответственных потребителей, а также своевременную
модернизацию отраслей ТЭК и согласованность их действий.
В процессе реформирования электроэнергетики не соблюдались принципы поэтапности
и последовательности, что не позволяло отрабатывать создаваемые модели и
своевременно вносить в них необходимые корректировки, оценивать правильность и
обоснованность принимаемых решений, их последствия для экономики страны.
Нормативно-право вое обеспечение реформирования электроэнергетики
преимущественно относится к сфере электроснабжения при явном отставании (и
недостаточной взаимоувязке) нормативно-правового обеспечения сферы
теплоэнергетики.
Так, сегодня не принят федеральный закон "О теплоснабжении", предусмотренный
планом мероприятий, утвержденных правительством РФ на 2004-2005 и 2005-2006 гг.,
и другие акты. Решение неурегулированных вопросов нормативно-правового
обеспечения теплоэнергетики не терпит отлагательства, поскольку теплоснабжение
для России и для субъекта РФ города Москвы относится к числу приоритетных
вследствие масштабности и климатических условий.
Следует отметить, что правительство Москвы в пределах своих полномочий издает
нормативно-правовые акты, способствующие развитию энергетики и устойчивому
функционированию рынков энергоснабжения города Москвы.
В дальнейшем в первую очередь должны быть разработаны следующие документы:
проект правового акта "О разграничении полномочий и ответственности в сфере
энергоснабжения между федеральными и региональными органами власти", проект
закона "О теплоснабжении потребителей города Москвы", а также проект концепции
закона "Об энергетической безопасности московского региона".
Необходимо также пересмотреть существующие нормативы, определяющие удельные
расходы топлива и энергии на единицу продукции, потери энергии на
транспортировку энергоносителей в части повышения требований к
энергоэффективности; разработать дифференцированные тарифы на
топливно-энергетические ресурсы с учетом объемов их потребления и сезонности;
создать систему нормирования потребления газа и других видов топлива. Это станет
важным элементом перехода к инновационной энергосберегающей политике.
В стратегии подчеркивается необходимость разработки правил учета
энергопотребления и обязательной сертификации энергопотребляющих изделий
массового использования на соответствие показателям энергоэффективности.
Последовательно проводя целенаправленную энергетическую политику, правительство
Москвы и городская Дума создадут надежную базу для динамичного развития
экономики столицы на долгосрочный период. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|