|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Сентябрь 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
"Реформа обречена на успех"
|
|
|
В июле произошло реформирование энергосистемы России. РАО ЕЭС "приказало долго жить", а ему на смену пришли сотни частных собственников и инвесторов.
Как относиться к этим преобразованиям, к каким результатам они приведут? О своем видении проблемы редакция попросила рассказать нашего постоянного автора,
генерального директора одной из ведущих в отрасли проектно-изыскательских организаций ОАО "Дальэнергосетьпроект" Геннадия СМЕРКОВИЧА.
Предлагаем вниманию читателей его ответы на вопросы редакции.
|
|
|
Интервью с ген. директором ОАО "Дальэнергосетьпроект" Геннадием Соломоновичем Смерковичем
|
|
|
- Как Вы в целом относитесь к проведенной РАО ЕЭС реформе электроэнергетики?
Считаете ли ее эффективной?
- Я не эксперт в подобных вопросах и отнюдь не пророк. Но масштабы предложенных
преобразований таковы, что каждый думающий человек (не только работники, занятые
в нашей отрасли) обязан озаботиться и иметь свою личную точку зрения на
происходящее. Именно ее, если это интересно читателям журнала, я и попытаюсь
сформулировать.
Реформа прошла серьезный подготовительный период и стартовала. Говорить о ее
эффективности, считаю, слишком рано. Одно не подлежит никакому сомнению: она
назрела и совершенно необходима. Многие электростанции, построенные в России
десятилетия назад, давно морально и физически устарели. Например, КПД тепловых
генерирующих источников, работающих на угле, составляет у нас 32 процента, а в
Японии этот коэффициент более чем в два раза выше. Потери в устаревших
магистральных и распределительных сетях стали достигать чуть не четверти от
транспортируемой электроэнергии. Энергетика из фундамента и основы развития
экономики превратилась в ее тормоз, стала угнетающим фактором в выполнении
важнейших национальных программ. Для исправления ситуации требуются колоссальные
усилия, материальные и финансовые ресурсы.
Поэтому цель реформы прозрачна и ясна. Ликвидировать возникший во многих
регионах России дефицит электроэнергии, повысить качество и надежность,
бесперебойность энергоснабжения за счет частных, в том числе и иностранных
инвестиций. Не отвлекать на модернизацию и возведение новых энергообъектов
государственные средства, которые должны направляться на решение
социально-бытовых проблем городов и сел, развитие культуры, здравоохранения,
науки и образования.
И пока я не вижу повода сомневаться в правильности избранного пути. Частные
инвестиции на самом деле пошли в отрасль широким потоком, они уже измеряются
миллиардами долларов. К реформе сверх заинтересованно отнеслись не только та кие
гиганты отечественной индустрии, как "Газпром", нефтяные и металлургические
компании. К ним моментально присоединились и многие иностранные инвесторы.
Конечно, частный капитал ищет прежде всего выгоду, нацелен на так называемые
"лакомые куски". Но реформа предусматривает и противовесы. Инвесторы получили
явно прибыльные активы в обмен на обязательство построить определенные
энергомощности на конкретных территориях. За срыв планов по договору
предусмотрены штрафы в размере до 25 процентов от стоимости инвестпрограммы.
Повторюсь, об эффективности реформы пока говорить рано. Как в любом живом деле,
ее контуры могут и, наверняка, будут меняться. Но то, что мы приступили, по
образному выражению Владимира Путина, к "второй электрификации страны" сомнений
не вызывает. И провести ее стремимся не любой ценой, не с помощью невосполнимых
жертв и рабского труда "дивизий НКВД", а вполне цивилизованно. Пусть термин
совершенно не экономический, но это вселяет надежду.
- Сегодня основной акцент правительства делается на привлечение в отрасль
частных инвестиций, в том числе- из-за рубежа, а также продажу контрольных
пакетов крупных тепловых генерирующих компаний европейским инвесторам. Будут ли
при этом ущемлены интересы потребителей?
- Частные инвестиции, безусловно, полезны. О контрольных пакетах иностранцев на
энергообъектах, от которых зависит безопасность России, я ничего не знаю. Думаю,
такого и не случится.
Интересы потребителей призваны защитить Федеральная сетевая компания и
Центральное диспетчерское управление, подчиненное Минэнерго России. Никто не
отменял и региональные энергетические комиссии (РЭК), которые сейчас и в
дальнейшем будут проверять обоснованность экономических расчетов производителей
и утверждать тарифы на электроэнергию. Увеличение числа собственников тепловых
генерирующих компаний - это рыночный механизм, который неизбежно приведет к
ужесточению конкуренции. Разумеется, поначалу возможны отклонения в ту или
другую сторону, где-то может произойти и удорожание киловатт-часа, вызванное
объективными причинами. Но в целом, думаю, интересы потребителей не пострадают.
Правда, сбытовые компании наверняка усилят контроль за потреблением
электроэнергии, шире для этого будут применять телемеханику, высокоточные
электронные приборы учета. То есть воровать "электричество" в сегодняшних
масштабах станет практически невозможно. Но ведь мы говорим о честных
потребителях, не так ли?
По-моему, здесь уместно вспомнить об уже прошедшей реформе и ее авторе. Это
Анатолий Чубайс различными, в том числе и весьма жесткими методами, приучил
россиян платить за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. Его усилия
вывели отрасль из кризиса неплатежей. На "тернистом" пути он подвергался, не
побоюсь сказать, разнузданной критике, иногда и шельмованию. Зато сегодня ему
благодарны и энергетики, и потребители. Потому что заложена надежная основа
ускоренного развития энергетики, следовательно, и всей экономики страны в целом.
Новая реформа тоже не обещает стать приятной "прогулкой по Невскому проспекту".
Мне, например, не совсем ясна роль АО "Системный оператор - ЦДУ ЕЭС" с
многочисленными филиалами в регионах. К ним от эксплуатирующих организаций
перешли функции диспетчеризации, релейной защиты, автоматики и управления.
Не приведи господь, если все эти конторы превратятся в удельные княжества без
единых экономических интересов. Тогда будет крайне сложно создавать
взаимовыгодные электропередачи, развивать единые комплексы защиты, автоматики и
управления, проводить единую техническую политику.
Мне представляется, сейчас самое время усилить и детальную разъяснительную
работу по проводимой реформе, и пропаганду ее необходимости. Рынок, разумеется,
в конечном итоге все отрегулирует и поставит на свои места. Но ждать, пока он
это сделает, нельзя. Потому что могут случиться ошибки, исправлять которые потом
будет очень трудно. Поэтому умное слово, убедительный аргумент специалиста
сегодня далеко нелишние.
- Что, на Ваш взгляд, будет инвестировать государство - гидроэнергетику или
сети, которых сегодня не хватает?
- Противопоставление, мне кажется, здесь неуместно. Государство продолжит
контроль и инвестирование и гидроэнергетики, и федеральных электросетей. Это
важнейший элемент, гарантия безопасности страны и разумного использования ее
богатейших природных ресурсов. Это и вопрос экологи и. Россия уникальна по своей
территории, разнообразию климатических зон. Все требует самого пристального
внимания, которое ни в коем случае нельзя ослаблять. Иначе никакие реформы не
принесут пользы, а превратятся в свою противоположность и приведут к регрессу.
Самые большие потери электроэнергии наблюдаются в распределительных сетях. Их
государство никак не контролирует и не инвестирует. Совершенствование этих сетей
- задача муниципалитетов, местной власти. И мои наблюдения, практика говорит о
том, что задачу на местах восприняли серьезно. Во всяком случае, мы получаем все
больше заказов на проведение изысканий и проектирование распределительных сетей,
их реконструкцию и модернизацию.
- Инвесторы понимают, что государство не ослабит контроль за электроэнергетикой,
от которой зависит энергобезопасность страны. Как Вы считаете, каков будет
баланс между интересами инвесторов и государства?
- Извините тавтологию, но баланс должен быть сбалансированным. Только тогда
реформа будет обречена на успех. Именно такого результата ждут от нее
энергетики, все российское общество.
- Стали ли приоритетом реформы обеспечение энергобезопасности и повышение
надежности энергоснабжения?
- Безусловно. Иначе и затевать работу было бы бессмысленно. Конечно, трудности
на пути неизбежны. Сегодня понятно, что для полноценного проведения реформы надо
заново поднимать машиностроение, которое почти 17 лет у нас "лежало". Иначе мы
не сможем обеспечить необходимым оборудованием новые и модернизируемые
электростанции.
Но ведь никто и не обещал, что будет легко. Вторая электрификация России -
проект грандиозный, направленный на резкое повышение энерговооруженности нашей
индустрии и сельскохозяйственного производства, повышение качества труда и жизни
населения. Ради такой цели стоит работать. А отдачу от реформы миллионы людей
почувствуют в самом ближайшем будущем. Уже появляются новые рабочие места,
обеспеченные высокой "белой" заработной платой, растут и социальные гарантии.
- Как будет функционировать рынок электроэнергии после ликвидации РАО ЕЭС?
- Вопрос слишком широкий, чтобы на него можно было ответить коротко и конкретно.
Инвесторы заинтересованы в получении наибольшей прибыли при меньших затратах.
Население и предприятия - в снижении цены на электроэнергию при повышении
надежности ее доставки и качества. Противоречия кажутся неустранимыми. Но они
поддаются регулированию. Главное - проявить гибкость. Определять "правила игры"
не раз и навсегда "до полного построения коммунизма", а на обозримые и
перспективные периоды. Чтобы инвестор уверен но себя чувствовал и твердо знал о
своей выгоде. Чтобы гражданское общество могло контролировать действия новых
собственников энергетических объектов, понимать решения, влиять на деятельность
правительства по проведению реформы. Такой порядок близок к идеальному. Но в
правовом государстве общество и должно стремиться к идеалу.
Если же говорить упрощенно, то рынок будет функционировать так: энергетики
произведут, сетевики доставят, потребители освоят выработанную электроэнергию.
Сбытовики получат с последних деньги и распределят их согласно затратам всех
участников производственного процесса. Часть прибыли пойдет на новые инвестиции,
часть - на улучшение благосостояния и инвесторов, и энергетиков.
- Каково Ваше мнение, будет ли достигнута полная либерализация рынка к 2011
году?
- Полная либерализация, с моей точки зрения, не будет достигнута никогда. Это
как "развитой социализм", который мы уже проходили. Регулирующие механизмы
необходимы рыночной экономике на любом этапе ее развития. Вот "контролируемая
либерализация" к 2011 году может быть достигнута. Хотя о твердой дате я бы
говорить не стал. Вдруг это случится раньше или несколько позже? Важно, чтобы
либерализация привела к настоящей конкуренции на рынке электроэнергии, от
которой выигрывает и производитель, и потребитель.
Геннадий Соломонович СМЕРКОВИЧ, генеральный директор ОАО "Дальэнергосетьпроект".
Заслуженный строитель РФ, заслуженный работник Минтопэнерго России, РАО "ЕЭС
России", топливно-энергетического комплекса. Имеет звание "Заслуженный
руководитель России-2005". Член-корр. Академии ЖКХ РФ им. Памфилова. Награжден
нагрудным знаком "85 лет Плана ГОЭЛРО", почетной грамотой РАО "ЕЭС России",
орденом "Директор года-2006", премией "Добрый ангел" Международного
благотворительного фонда "Меценаты столетия".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|