Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Сетям срочно нужна модернизация

 
   

Экономико-технические особенности развития газотранспортной системы Казахстана

 

 
 

Станислав ЖИЗНИН,
главный советник департамента экономического сотрудничества МИД России,
Нурлан АБДРАСУЛОВ,
заместитель генерального директора "КазРосГаз"

 
 
Газотранспортная система республики включает сегодня магистральные трубопроводы общей длиной более 9 тыс. км, три хранилища суммарным объемом примерно 4 млрд м.куб., газораспределительную сеть высокого, среднего и низкого давления. Газотранспортная сеть построена 20-30 лет назад, физически и морально изношена, требует восстановительно-ремонтных работ на сумму свыше 360 млн долларов. Расположена она в основном в западных, северо-западных и южных регионах Казахстана.

Газотранспортная отрасль представлена следующими магистралями:
  • газопровод Средняя Азия - Центр (САЦ);
  • газопровод Бухара - Урал;
  • газопровод Макат - Северный Кавказ;
  • газопровод Средняя Азия - Центр (III-IV очереди);
  • газопровод Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алма-Ата;
  • газопровод "Союз" (Оренбург - Новопсков).

    Сеть газовых транспортных магистралей характеризуется низкой плотностью, расположена в направлении "юг - север", не имеет меридиональных транспортных перемычек. Техническое состояние сетей требует серьезной реконструкции. Поставка газа по трубопроводам осуществляется только в восемь из четырнадцати административных областей Казахстана, что нельзя признать удовлетворительным. Дальнейшее развитие газотранспортной системы требует значительных капитальных вложений, окупаемость которых находится в пределах 20-30 лет.

    При таком положении даже по газопроводу Бухара-Ташкент- Бишкек-Алма-Ата, пересекающему территорию Киргизии, регулярная поставка газа в Алма-Ату проблематична из-за несанкционированного отбора газа в сопредельной стране. Поэтому необходимо на этой магистрали ввести дополнительную перемычку, которая позволит обойти территорию соседнего государства. Протяженность ее 130 км, стоимость строительства - около 70 млн долларов.

    В принципе возможно обеспечить все регионы Казахстана газом из Карачаганакского месторождения, но проблемой является значительная его отдаленность от основных потребителей, что предопределяет большие капитальные затраты. Поэтому весьма актуален экспорт газового топлива как источник инвестиций в развитие газотранспортных магистралей. Экспортный газовый потенциал Казахстана зависит от согласований выхода к трубопроводу, находящемуся на территории России. Кроме этого существуют альтернативные проекты экспорта казахстанского газа, которые требуют межгосударственных решений.

    Для экономики Казахстана большое значение имеет транзитный потенциал газовой отрасли. Транспортировка транзитного газа в объеме 60 млрд м.куб.в год обеспечивает поступление значительных валютных средств - около 500 млн долларов. Однако для Казахстана объемы поставок зависят от меняющихся договорных условий между основными поставщиками газа (Туркменистан, Узбекистан) и основными его потребителями (Украина, Россия и другие страны).

    Еще одной проблемой состояния газотранспортной сети Казахстана является отрицательное влияние на транзитный потенциал загрузки для нужд республики. При этом он относительно независим от других секторов газовой отрасли: уровня добычи, объемов переработки и внутреннего потребления.

    Современное состояние газотранспортной сети Казахстана предопределяет импортные поставки газа, особенно в северные и южные регионы, что связано с достаточно серьезными финансовыми, техническими, экологическими и социальными проблемами. Несмотря на это, специалисты разрабатывают проекты газотранспортных магистралей, реализация которых позволит полноценно обеспечить газовым топливом потребителей. Например, к этим проектам относится маршрут Аксай - Красный октябрь - Кустанай - Кокчетав - Астана протяженностью 1800 км, с 11 компрессорными станциями, объемом транспортировки в 12 млрд м.куб.и сметной стоимостью строительства более 1 млрд долларов.

    Предполагается, что после ввода этой магистрали будут обеспечены газовым топливом северные и северо-западные регионы Казахстана. Затем планируется продление ее по маршруту Астана - Караганда (246км, стоимость 136 млн долл.) и Кокчетав - Петропавловск (196 км, стоимость 105 млн долл.).

    Проект газотранспортной магистрали Шалкар - Ленинск - Кзыл-Орда - Чимкент (протяженностью 1200 км) может обеспечить газом южный и юго-восточный регионы Казахстана, проекты Шалкар - Байконур - Кзыл-Орда - Чимкент, Ишим - Петропавловск - Астана также существенно расширят зоны обеспеченности газовым топливом, однако это требует значительных капитальных вложений.

    Таким образом, возможно обеспечить все регионы Казахстана собственным газом из Карачаганакского месторождения. Но значительная его удаленность от основных потребителей природного газа на севере и юге страны и большая стоимость строительства тормозит решение этой задачи. По предварительным расчетам окупаемость магистралей составит 20-30 лет. Поэтому актуальным остается экспорт газового топлива как источник инвестирования дальнейшего развития газотранспортной магистрали.

    Экспортный газовый потенциал Казахстана составляет 6, 5 млрд м.куб.в год, но он зависит от согласований выхода к трубопроводу, находящемуся под контролем России. Это трубопровод "Союз", обеспечивающий транспортировку газа по различным маршрутам в Закавказье, Украину, Западную Европу.

    Существуют также проекты транспортировки газа на внешние рынки по альтернативным маршрутам: в Европу через Турцию (Азербайджан, Грузия, Черное море), через Иран; в Пакистан и Индию через Афганистан; в Китай и Японию. Однако политические и экономические факторы ставят под сомнение жизнеспособность этих проектов.

    Известно, что месторождения углеводородного сырья, в частности, газа, неравномерно распределены по территории страны. Добыча сосредоточена в Западном Казахстане, а значительная часть промышленности - в Центральном, Северном и Восточном. Поэтому прирост промышленного потребления газа связывается только с развитием газотранспортной системы. Обуславливающий фактор - планируемый значительный прирост добычи природного и попутного газа на западе Казахстана, а также на шельфе Каспийского моря.

    Стратегией развития нефтегазового комплекса страны предусматривается перестройка всей инфраструктуры, связанной с добычей нефти и газа в этом районе. Строительство новых перерабатывающих заводов, предприятий по производству и ремонту оборудования, нефтегазовых и транспортных коммуникаций (железных и автомобильных дорог, аэропортов, портов, терминалов) приведет к достаточно высокому приросту потребления энергии, что должно стимулировать рост ее производства. А пока здесь налицо дефицит электроэнергии. Например, в Уральской и Актюбинской областях он погашается значительными объемами импорта из России.

    Ситуация, по мнению специалистов, не является безвыходной. Например, объем только сжигаемого в факелах попутного нефтяного газа на территории Казахстана исчисляется 4 млрд м.куб., что в пересчете на электроэнергию составляет 15 млрд кВт*ч. Таким образом, дефицит в 6 млрд кВт*ч потенциально закрывается утилизацией попутного газа. Учитывая возможное развитие инфраструктуры промышленно-нефтяного комплекса Западного Казахстана, с дефицитом электроэнергии может быть покончено уже к 2005 году. Этому поспособствует реализация ряда проектов по утилизации попутного газа для производства электроэнергии на газотурбинных установках (ГТУ).

    Производство электроэнергии на ГТУ в Актюбинске и Уральске, по мнению экспертов, должно быть основано на использовании действующих газопроводов, проходящих через эти города. Проекты строительства газотурбинных станций связаны с проблемой передачи выработанной электроэнергии, так как Западная зона не входит в единую энергосистему страны. Этот регион работает практически автономно, синхронно с российскими энергосистемами Южного Урала и Поволжья.

    Развитие генерирующих источников на существующих газовых и нефтяных (с газовыми шапками) месторождениях даст развитие и электрическим сетям. При этом будут соединены основные направления Западного региона (Уральск, Карачаганак, Актюбинск) с объединенной энергосистемой Казахстана в районе Жетыгары. По стратегии Института экономических исследований Минэкономики и торговли РК, размещение производительных сил предусматривается на юге и востоке страны, где как раз мало газа и электроэнергии. В последующем, по мнению специалистов, должно начаться строительство ЛЭП от Актюбинска до Кзыл-Орды для последующего соединения с энергосистемой Средней Азии. Такое развитие электрических сетей к 2010 г. даст Казахстану за кольцованную объединенную энергосистему. Таким образом, будет возможен переток электроэнергии, выработанной в Западном Казахстане, в другие регионы республики.

    Производство электроэнергии с использованием газового топлива в три - четыре раза дешевле, чем с применением других его видов. Кроме этого, уменьшается ущерб окружающей среде, т.к. вредные выбросы сокращаются до минимума.

    Газоснабжение хозяйственных субъектов и населения Казахстана происходит по распределительной сети газопроводов (транспортных подсистем) высокого, среднего и низкого давления. В результате приватизации она оказалась раздробленной между десятками предприятий различных форм собственности. Проблемы газоснабжения предопределяются, прежде всего, именно такой раздробленностью, так как собственники газовых хозяйств во многих случаях оказываются не в состоянии поддерживать необходимый технический уровень и регламент эксплуатации сетей. В этих условиях зачастую отсутствует строгий учет расхода газа, растут издержки, ухудшаются собираемость платежей и финансовое состояние.

    Обладая недостаточными финансовыми ресурсами, новые собствен ники, как правило, не в состоянии заключать средне- и долгосрочные договоры на поставку газа с производителями и магистральными транспортировщиками. Из-за отсутствия общих правил, регламентирующих реализацию газа, сложился непрозрачный и неконкурентный газовый рынок. Все эти обстоятельства ведут к значительному удорожанию газа для потребителей, нарушению регулярности его доставок, созданию аварийных ситуаций на газовых участках.

    Развитие магистрального транспорта при вело не только к высоким темпам роста протяженности сети газопроводов, но и вызвало резкое изменение ее качественного состава и технических параметров, потребовало создания сложных многониточных, за кольцованных или соединенных технологическими перемычками систем магистральных газопроводов. С возрастанием разветвленности и масштабности сети газопроводов значительно увеличилась сложи ость ее дальнейшего оптимального развития. Оно приобрело характер многоуровневых задач, но может быть сведено к двум схемам оптимизации магистральных газопроводов:
  • выбор оптимального сочетания параметров газопередачи, обеспечивающего минимум удельных затрат при транспортировке определенного потока газа на заданное расстояние с учетом природно-климатических условий прокладки и эксплуатации газопровода (определение оптимальных размеров диаметров труб, рабочего давления, степени сжатия на компрессорных станциях, температуры транспортируемого газа, расстановки компрессорных станций по трассе газопровода);
  • формирование оптимальных потоков газа при заданных уровнях его добычи по месторождениям и потребления по основным газопотребляющим районам страны.

    Сложность решения таких задач увеличивается, с одной стороны, по мере кольцевания непрерывно укрупняющихся систем магистральных газопроводов и появления больших потоков газа, разветвляющихся по нескольким транспортным направлениям. При этом одним из условий является необходимость обеспечения достаточной устойчивости потоков газа по формируемым газотранспортным направлениям и сохранения полной загрузки ранее построенных элементов газовой сети при всех возможных переформированиях этих потоков. С другой стороны, вместе с факторами технического прогресса в газотранспортной отрасли необходимо учитывать быстрое возрастание дальности транспортировки и удорожание строительства газопроводов в связи с перемещением в районы со сложными природно-климатическими условиями и неразвитой инфраструктурой.

    Таким образом, из-за необходимости учета все большего числа одновременно и в разных направлениях действующих факторов, влияющих на основные экономические показатели газопроводного транспорта, а также с трудностями математического описания существующих между ними связей все известные методы оптимизационных расчетов на сети газопроводов исходят из некоторых усредненных оценочных характеристик газопроводов. Основными из таких характеристик являются годовая производительность газопровода по валовому газу (т.е. количеству газа, которое может быть принято в начальной точке), грузооборот магистрали.

    Концентрация производства в границах газовой отрасли, укрупнение или разукрупнение входящих в нее предприятий - во многом взаимосвязанные процессы. Суть взаимосвязи состоит в действии закона общественного разделения труда, обуславливающего отраслевой принцип развития экономики. В рамках этого закона процессы расширения, слияния и разделения предприятий являются объективным условием становления отрасли как относительно целостной воспроизводственной системы, реализующей приростный интегральный экономический эффект.

    Отмеченное выше имеет прямое отношение к газотранспортной системе как динамично развивающейся отрасли, влияющей на бюджетную систему, налоговую политику и имеющей большое социальное значение. Поэтому системный анализ затрат при транспортировке газа и выработке способов и методов контроля над ними является актуальной задачей повышения эффективности базовой отрасли промышленного производства Казахстана.

    Стабилизация и рост производства в Казахстане во многом зависят от обеспеченности регионов топливом и энергией, в том числе природным газом. Газоснабжение выполняет также важнейшую социальную функцию, удовлетворяя потребности населения. Однако периодически возникающие срывы в обеспечении разных категорий потребителей и неполное удовлетворение их запросов на природный газ порождают острые экономические и социальные проблемы.

    Основная причина сбоев в газоснабжении заключается в несовершенстве государственного, отраслевого и регионального управления производством, транспортировкой и распределением этого вида топлива. В рыночной экономике механизмы закупок и поставок газа радикально отличаются от ранее гарантированного государственными планами материально-технического обеспечения, что требует новых современных систем управления. Управление газоснабжением в новых условиях хозяйствования должно опираться на рыночные механизмы спроса, предложения, ценообразования, торга, конкуренции, выгоды.

    В то же время государство не может полностью довериться несовершенному, неконкурентному и монополизированному отдельными компаниями рынку природного газа и нефти в Казахстане. Стандартные меры государственного регулирования (в основном тарифного) не способствуют устойчивости обеспечения газом потребителей, удовлетворению платежеспособного спроса, бесперебойности товарно-денежных потоков и платежей, обновлению основных фондов магистральных и распределительных транспортных сетей.

    Газовая промышленность и ее главная составляющая - газотранспортные магистрали - одна из крупнейших естественных монополий, где первостепенную важность имеет ее стратегическое значение для экономики и внешней торговли. Кроме того, отрасль социально ориентирована на обеспечение самых необходимых потребностей населения в топливе.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru