|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Август 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
От нефтяной «иглы» — к высоким технологиям
|
|
|
7—9 июля на острове Хоккайдо в Японии прошел очередной саммит «Группы восьми». Вполне естественно, что повестка встречи лидеров ведущих стран мира включала вопросы, наиболее волнующие сегодня большинство жителей планеты. Это энергетическая и продовольственная безопасность, изменение климата и предотвращение глобального экономического кризиса, помощь наиболее бедным странам, прежде всего Африки. Заметное место было уделено обсуждению высоких цен на нефть.
|
|
|
Николай МИРОНОВ, Департамент экономического сотрудничества МИД России
|
|
|
Вопросы энергетической повестки дня встречаются практически во всех документах
саммита. Это и заявление страны-председателя саммита, и документы по
экономической ситуации, по изменению климата и Африке. Легко заметить, что
содержащиеся там предложения практически «стандартны» и после саммита в
Глениглсе 2005 г. особых изменений не претерпевают.
Так, в разделе «Мировая экономика» после итогового заявления Председателя и
совместной декларации лидеров «восьмерки» вновь отмечается договоренность «в
ответ на стремительный рост цен на нефть посредством совместных усилий и диалога
стран производителей и потребителей по улучшению транспарентности добиваться
улучшения баланса спроса и предложения». Со «стороны предложения» предлагается
добиваться увеличения инвестиций в расширение мощностей добычи и переработки и в
производство; со «стороны спроса» — наращивать усилия по улучшению
энергоэффективности и диверсификации источников энергии.
Поддержана инициатива Японии о проведении в этой стране энергетического форума
по вопросам энергоэффективности и новых технологий. С целью увеличения
транспарентности энергетических рынков предлагается проанализировать реальные и
финансовые факторы, способствовавшие недавнему скачку цен на нефтяные и сырьевые
товары, а также шаги, предпринятые соответствующими национальными и
международными организациями, в том числе с целью повышения «прозрачности»
товарных фьючерсных рынков.
В разделе «Окружающая среда и изменение климата» говорится о том, что для
достижения цели снижения выбросов парниковых газов на 50% к 2050 г. требуется
ускорение «внедрения уже существующих технологий», и что это «будет зависеть от
развития и внедрения низкоуглеродных технологий». Признана важность определения
среднесрочных целевых показателей в сфере энергоэффективности. По мнению лидеров
«Группы восьми», их применение наряду с национальными дорожными картами позволит
наиболее успешно обеспечить реализацию 25 рекомендаций МЭА в области
энергоэффективности. Поддержано создание Международного партнерства по
сотрудничеству в сфере энергоэффективности, как важного форума по активизации и
координации совместных усилий.
Отмечена важная роль возобновляемых источников энергии, включая устойчивое
развитие производства и потребления биомассы. В этой связи особо подчеркивается
необходимость развития биотоплива второго поколения. Обращается внимание на то,
что еще больше стран выразили интерес к развитию атомной энергетики как
инструменту снижения рисков изменения климата и обеспечения энергетической
безопасности.
С учетом традиционного характера основных документов, большой интерес может
представлять подготовленный Международным энергетическим агентством (МЭА)
промежуточный обзор итогов выполнения Плана по энергетической безопасности,
принятого в 2006 г. на саммите в Санкт-Петербурге (итоговый вариант будет
рассмотрен на саммите в Италии в 2009 году).
Этот План, в подготовку и согласование которого нашими экспертами было вложено
много сил, состоит из семи разделов. Его реализация, по замыслу лидеров «Группы
восьми», должна была обеспечить перелом негативных тенденций в глобальной
энергетике.
Пункт первый — прозрачность, открытость, предсказуемость, стабильность
энергетических рынков. Эти принципы претворяются в жизнь посредством принятия
мер по обеспечению прозрачности в статистике и регулировании, в частности, путем
поддержки инициативы Международного энергетического форума по созданию и
сопровождению совместного банка данных по нефти — JODI. Основные усилия здесь
уделяются вопросам повышения полноты, своевременности и надежности данных. Все
страны «восьмерки» вносят значительный вклад в эту деятельность, направленную на
повышение транспарентности рынков нефти. Вместе с тем, по данным МЭА, в
настоящее время только Соединенные Штаты и Япония еженедельно представляют
нефтяную статистику; другим странам рекомендуется действовать аналогичным
образом.
В этом же пункте фигурируют и обязательства стран-членов продолжать усилия по
повышению прозрачности использования государственных доходов от экспорта
энергоресурсов, в том числе в рамках Инициативы по обеспечению прозрачности в
добывающих отраслях (EITI). Согласно одной из целей Инициативы EITI, доходы
добывающих отраслей должны направляться, среди прочего, на обеспечение
устойчивого развития и снижение бедности. Также должна повышаться прозрачность
платежей, осуществляемых компаниями правительствам и организациям, связанным с
правительством. МЭА высоко оценивает деятельность «семерки» в этой области. Что
касается нас, то отмечается, что организация «Транспэренси Интернэшнл» постоянно
снижает рейтинг России, однако фонд, созданный для размещения избыточных доходов
от продажи нефти и газа, работает весьма эффективно. По мнению МЭА, более
пристальное внимание со стороны России к мерам по обеспечению открытости и
борьбы с коррупцией будет оказывать содействие росту энергопоставок и развитию
рыночной конкуренции.
Пункт второй — инвестиции. В Санкт-Петербургском плане лидеры «Группы восьми»,
по существу, утвердили принципы управления инвестициями на глобальном уровне,
сделав основной акцент на необходимости долгосрочных инвестиций. При этом особо
подчеркивалось, что основные инвестиции в энергетику должны быть привлечены из
частного сектора. При анализе выполнения соответствующих обязательств Россией
МЭА отмечает, что, хотя в последнее время объем инвестиций в нефтегазодобывающий
сектор России возрос, многое еще предстоит сделать для того, чтобы гарантировать
поставки в долгосрочной перспективе. В условиях, когда основные разведанные
месторождения истощены и необходимо осваивать новые, для обеспечения
долгосрочных поставок потребуется значительно больший объем инвестиций. В России
ограниченная транспарентность информации о первичных инвестициях в газовый
сектор весьма затрудняет адекватную оценку мировым газовым рынком долгосрочных
поставок. По мнению МЭА, условия, регламентирующие взаимные инвестиции в цепочку
производства, передачи и распределения энергии между Россией и другими странами
— членами «Группы восьми» еще не определены; барьеры на пути трансграничных
инвестиций сохраняются, и некоторые новые ограничения либо действуют, либо
рассматриваются.
Пункт третий — энергоэффективность и энергосбережение. План действий содержит
долгосрочные принципы деятельности в этой области. Лидеры подчеркнули, что
намерены принять в своих странах необходимые меры, в том числе по созданию
финансовых и налоговых стимулов, способствующих внедрению энергоэффективных
технологий, а также по расширению масштабов применения уже существующих
технологий в этой области. В своем отчете МЭА отмечает, что в России недостаток
точной информации в сфере спроса осложняет возможность надлежащим образом
разрабатывать или анализировать индикаторы энергоэффективности, необходимые для
определения правильной политики в этой области.
Пункт четвертый — диверсификация источников энергии, включая возобновляемые
источники и ядерную энергию. В этом разделе отчета МЭА наша страна упоминается
лишь в связи с «международными усилиями, направленными на ограничение факельного
сжигания попутного газа», где предстоит еще сделать немало.
Пункт пятый — обеспечение безопасности энергетической инфраструктуры. Основной
акцент был сделан на защите от терроризма, природных катастроф и системных
сбоев. Пункт шестой — энергетическая бедность. Здесь лидеры «восьмерки» в
основном руководствовались опытом и инициативами Всемирного банка по уменьшению
энергетической бедности в развивающихся странах.
Ссылка на необходимость дать топливо 2,4 млрд человек и электричество 1,6 млрд
человек указывает на масштабы проблемы. В отчете МЭА о результатах выполнения
этих пунктов Россией вообще не упоминается.
Пункт седьмой — чистая энергия и климатические изменения. Исходя из соглашений,
достигнутых в Глениглсе, саммит рассмотрел основные аспекты получения чистой
энергии, а также меры по противодействию климатическим изменениям. Констатировав
наличие несомненной связи между энергетикой и климатом, саммит подчеркнул
необходимость разработки новых технологий, в том числе связанных с получением
энергии из возобновляемых источников. При анализе выполнения этого пункта МЭА
особо призывает Россию внедрять механизмы и системы торговли квотами на выбросы
парниковых газов.
По результатам чтения доклада МЭА создается впечатление, что России пока далеко
до статуса равного среди равных в элитном клубе наиболее развитых стран.
Единственные добрые слова, которых удостоилась наша страна — это констатация
того, что поставки из России способствуют стабилизации мирового рынка нефти, а
также что позитивные тенденции складываются на ее электроэнергетическом рынке,
планируемое реформирование которого должно повысить уровень транспарентности
рынка.
К сожалению, многие достижения нашей страны выпали из поля зрения партнеров. Это
и усилия по диверсификации направлений экспорта (Балтийская трубопроводная
система, нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, проекты газопроводов
«Северный поток» и «Южный поток»), и успехи по повышению эффективности
потребления энергии (энергоемкость ВВП снизилась на 30% по сравнению с 2000 г.),
и многое другое. Во многом это, видимо, связано с недостатком информации. В
отличие от остальной «семерки», Россия не является членом Международного
энергетического агентства.
Вместе с тем очевидно, что успехи России в выполнении Санкт-Петербургского плана
действий могли бы быть более заметными. Как известно, минимальная
забюрократизированность «восьмерки» во многом оборачивается и ее слабостью из-за
отсутствия четких механизмов реализации принятых решений. Причем эта проблема
актуальна для всех, а не только для нашей страны. С учетом этого, по итогам
прошедшего в России саммита, видимо, было бы логично принять соответствующее
поручение Правительства. Этого сделано не было. Что в наших условиях означало
фактическое отсутствие целенаправленной работы по выполнению решений
«восьмерки».
В последнее время политическое руководство страны неоднократно обращало внимание
на необходимость диверсификации деятельности отечественного бизнеса с целью
сокращения сырьевой доли в структуре экспорта, развития высокотехнологичных и
наукоемких отраслей, а также уменьшения зависимости страны от «нефтегазовой
иглы».
Весьма перспективным в этой связи представляется использование преимуществ,
связанных с обеспеченностью сырьевыми ресурсами, и развитие на их основе всего
спектра отраслей, связанных с ТЭК, причем на основе самых передовых технологий.
Подобные шаги могли бы способствовать не только укреплению национальной
энергетической безопасности и решению ряда социально-экономических проблем, но и
выходу в дальнейшем на международные рынки современных энергетических технологий
и услуг, улучшению ситуации в сфере энергоэффективности, энергосбережения и
экологии.
И ссылка на выполнение решений «Группы восьми» могла бы оказаться весьма
полезной для обеспечения политической поддержки нашими партнерами модернизации
российского ТЭК. До следующего саммита «восьмерки» в Италии остается менее года.
Хочется надеяться, что в итоговом докладе о выполнении Санкт-Петербургского
Плана в области энергетической безопасности мы будем «смотреться» уже не хуже
остальной «семерки». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|