Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Не оскудеют топливом болота

 
   

Эффективно функционирующая торфодобывающая отрасль способна внести существенный вклад в диверсификацию топливного баланса страны.

 
 

Владимир АНИСИМОВ,
начальник проектного управления ЗАО "ВяткаТорф"

 
 


Россия является первопроходцем в использовании торфа для выработки электроэнергии. Рост потребления электричества в Москве в начале XX в. заставил искать способы вырабатывать его с использованием дешевых местных видов топлива, поскольку привозные мазут и уголь были дороги. Поэтому московский региональный директор "Общества электрического освещения 1886 г." (С.-Петербург) Роберт Классон предложил построить первую в мире станцию, работающую на торфе - одном из немногих энергоносителей, которым богато Подмосковье. Производство электричества началось на ней в 1913 г., а в 1914-м "торфяную" энергию стала получать и Москва. Классону вместе с изобретателями, инженером Виктором Кирпичниковым и профессором Георгием Стадниковым, удалось, кроме того, механизировать добычу торфа (гидроторф) и затем, уже в советские времена, наладить его искусственное обезвоживание.

После революции идея использования торфа в электроэнергетике получила широкое развитие. В рамках государственного плана по электрификации страны (ГОЭЛРО), принятого в 1920 г., предполагалось построить пять крупных торфяных станций и разрабатывать торфяные месторождения для нужд энергетики. С 1918 по 1940 гг. добыча торфа в нашей стране выросла с 1, 09 до 32, 1 млн тонн. Его доля в топливном балансе достигла исторического максимума - 41, 4% - в 1928 г., а в 1940 составляла уже 20%.

В послевоенные десятилетия добыча торфа продолжала расти, но его относительная доля в топливном балансе неуклонно сокращалась из-за роста поставок для сельского хозяйства и увеличения потребления природного газа. Несмотря на то, что в 70-е годы в СССР на торфе работало около 80 станций мощностью более 4 млн кВт, его доля в 1975 г. составляла лишь 1, 4%. В 80-е годы многие ТЭЦ были полностью переведены на газ, и торф остался в качестве резервного топлива.

Последовавший за распадом СССР экономический кризис серьезно отразился на торфяной промышленности: закрылись более 80 торфопредприятий, потребление этого сырья в качестве топлива еще больше сократилось. По данным на 2000 г., на электростанциях России было использовано около 1, 7 млн т торфа. К 2005 г. его доля в топливном балансе российской электроэнергетики находилась на уровне 0, 5%. Сейчас российская промышленность заново оценивает возможности торфа, а для отдельных регионов страны этот ресурс приобретает стратегическое значение.

Среди российских компаний, добывающих углеводородное топливо, торфяные предприятия в последние годы оказались в аутсайдерах. Резкое сокращение спроса на это сырье породило в отрасли немало проблем. В Кировской обл., которая всегда занимала лидирующие позиции по добыче торфа, им занялось местное правительство в сотрудничестве с одним из крупнейших инвесторов в российскую электроэнергетику, компанией КЭС-Холдинг.

В 2008 г. ОАО "ТГК-5", входящее в КЭС-Холдинг, приобрело одно из немногих уцелевших в России торфодобывающих предприятий - ЗАО "ВяткаТорф". В настоящее время оно является самым крупным в этом секторе благодаря тому, что две Кировские станции ТГК-5 сохранили всю инфраструктуру для сжигания твердых видов топлива, в том числе и торфа. Чтобы познакомить журналистов со спецификой работы торфяных предприятий и перспективами использования торфа, правительство Кировской области совместно с КЭС-Холдингом организовало в июле пресс-тур по местам торфодобычи.

Как известно, цену на природный газ в России к 2011 г. намечено довести до европейского уровня, за вычетом расходов на транспортировку. Ожидается, что уголь также должен подорожать не менее чем на 50%. Кроме того, растет тариф на перевозку угля по железной дороге, а цена мазута только за прошлый год увеличилась почти на 100%.

В то же время торф сегодня является одним из самых дешевых видов топлива- немногим более 500 руб. за тонну. За минувший год он подорожал лишь на 7%. В числе других достоинств торфа его более высокая по сравнению с углем экологичность. При сжигании торфа в атмосферу не поступает сера, выбросы углекислого газа значительно меньше, а золу можно использовать в качестве удобрения.

С учетом этих достоинств торф приобрел большую популярность в Европе. Например, Финляндия, которая позаимствовала у СССР многие наработки в области его использования, добывает более 10 млн т в год, в то время как Россия - лишь полтора миллиона тонн.

В целом запасы торфа в нашей стране оцениваются в 162, 7 млрдт(при влажности

40%), а ежегодный прирост на болотах - 250 млн тонн. Энергетические запасы торфа в России эквивалентны 68, 3 млрд т условного топлива, они превосходят запасы нефти и газа, уступая только углю.

Торф также представляет собой уникальный природный материал для химической и фармакологической промышленности, может широко применяться в строительстве, медицине, проведении экологических мероприятий, в сельском хозяйстве как удобрение, подстилка и даже подкормка для животных. В Кировской области ведутся уникальные научные исследования, касающиеся возможностей применения торфа в самых разных отраслях промышленности.

С 2008 г. впервые за долгие годы в области началось развитие и обновление торфяного производства. ОАО "ТГК-5" разрабатывает сегодня инвестиционную программу и стратегию развития ЗАО "ВяткаТорф", в соответствии с которой около 3 млрд руб. будет вложено в развитие торфодобычи. Деньги пойдут на закупку оборудования, ввод новых месторождений в эксплуатацию. В текущем году для торфопредприятия куплена техника на более чем 15 млн руб. (парк оборудования у кировских торфодобытчиков не обновлялся уже свыше 20 лет).

В беседе с журналистами о текущей ситуации в отрасли генеральный директор "ВяткаТорф" Виктор Сучков отметил, что "много лет торфодобытчики сталкиваются с проблемами, которые упираются в российское законодательство, и платят за то, за что, по сути, платить не должны". Это касается, например, налога на добычу полезных ископаемых.

"Торф, как известно, добывают не из глубинных недр, а срезают с поверхности земли пласт за пластом. Поэтому и торфяные болота должны относиться к поверхностным водным объектам. Федерального закона, четко определяющего статус торфяных залежей, нет", - пояснил он. По его словам, на местном уровне готовится законопроект, позволяющий урегулировать эту проблему хотя бы в отдельно взятом регионе.

Кроме того, есть нестыковки в Лесном, Водном, Земельном кодексах, Законе о недрах, из-за которых возникает на местном уровне путаница с арендной платой, сказал Виктор Сучков. Как он отметил, необходимо также урегулировать железнодорожные тарифы на перевозку торфа. "Сегодня завозить уголь из других регионов вагонами РЖД получается дешевле, чем перевозить торф в собственных вагонах ЗАО "ВяткаТорф" внутри области", - говорит генеральный директор предприятия. Дело в том, что еще с 90-х годов в рамках господдержки угольной промышленности установлены особые тарифы на железнодорожные перевозки угля, а торфодобытчики оплачивают транспортировку по обычному коммерческому тарифу.

Работники отрасли надеются, что в перспективе будет принята федеральная программа по развитию торфяной промышленности, которая позволит урегулировать все спорные вопросы. Пока же программа поддержки отрасли, рассчитанная до 2013 г., разрабатывается на региональном уровне - в Кировской области. Она должна быть принята уже в этом году. Программа предусматривает увеличение торфодобычи до 3 млн т в год, более широкое применение торфа в народном хозяйстве, проекты по его переработке, а также решение специфических проблем торфодобытчиков, главными из которых являются кадровый голод и отсутствие мощностей по изготовлению специализированной торфяной техники.

По мнению заместителя председателя правительства Кировской области Сергея Данеляна, рост цен на газ, необходимость повышения энергоэффективности заставляют вновь обратить внимание на торф как на дешевое, экологически чистое и возобновляемое топливо. "Мы считаем, что федеральные власти должны задуматься, ведь если бы была программа по стране, регионам было бы легче", - сказал он в беседе с журналистами. С каждым годом торф будет привлекать все больше внимания, и другие регионы также оценят достоинства этого вида топлива, уверен он.

На сегодняшний момент торф планируется использовать главным образом в "большой энергетике" Кировской области, однако в перспективе этот вид топлива будет все шире применяться в коммунальном хозяйстве. В случае модернизации муниципальных котельных и их перевода на торф существенно снижаются затраты, закладываемые в тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Как пояснил Сергей Данелян, масштабы использования торфа в коммунальной сфере зависят от темпов роста цен на мазут и уголь, и уже сейчас тариф на энергию, полученную на торфе, является для населения области самым низким после газового.

По мнению специалистов, эффективно функционирующая торфодобывающая отрасль способна внести существенный вклад в диверсификацию топливного баланса страны, расширить возможности по исполнению международных обязательств, касающихся экспортных поставок топлива. Для Кировской области активное развитие отрасли будет сопровождаться снижением стоимости топливных ресурсов, повышением конкурентоспособности местного бизнеса, ростом числа рабочих мест и снижением тарифов на отопление и электроэнергию.

 
 
Еще статьи на эту тему:
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru