 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Август 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Попутный газ тревоги нашей
|
|
|
На недавнем совещании в Северодвинске Владимир Путин в очередной раз поставил задачу эффективного использования нефтяного попутного газа.
Долгожданный законопроект должен поступить в Госдуму в осеннюю сессию.
|
|
|
Александр СОЛОВЬЯНОВ, профессор, советник Генерального директора ООО "Подземгазпром"
|
|
|
В настоящее время ситуация, сложившаяся в нашей стране с ценнейшим
углеводородным сырьем и одновременно энергетическим ресурсом, которым является
попутный нефтяной газ (ПНГ), уникальна в худшем смысле этого слова. Из-за
отсутствия системы учета ПНГ на большинстве лицензионных участков никто точно не
знает, каков объем его добычи и сколько сжигается в факелах. По сведениям из
различных источников (в том числе по данным российских ведомств), ежегодная
добыча ПНГ может составлять от 50 до 70 млрд м.куб., а объем сжигания в факелах-
от 15 до 25 млрд м.куб. В результате сжигания ПНГ ущерб российской экономике
(потери его как сырья плюс вред окружающей среде, наносимый продуктами сгорания)
может составлять ежегодно от 200 до 300 млрд рублей.
В апреле 2007 г. на проблему ПНГ как на одну из важнейших для российской
нефтегазовой отрасли обратил внимание президент России Владимир Путин в Послании
Федеральному Собранию. На совещании же по вопросу развития нефтегазовой
промышленности 6 августа 2007 г. он поставил задачу так: "...введение системы
учета, увеличение экологических штрафов, ужесточение лицензионных требований...
создавать такие условия, когда выгодно будет работать в этом направлении".
Однако если обратиться к существующей российской нормативно-правовой базе,
которая имеет отношение к процессу добычи и использования ПНГ, то, по сути дела,
ее совершенно недостаточно даже для выполнения пожеланий высшего должностного
лица страны.
Прежде всего, нигде в нормативно-правовых актах ПНГ не рассматривается как
полезное ископаемое, которое следует рационально использовать. Например, ст. 23
закона "О недрах" требует максимально полного извлечения основных и совместно с
ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, но среди этих
компонентов ПНГ не упоминается. В этом законе отсутствует также понятие о
нормативных и сверхнормативных потерях растворенного в нефти газа. Более того,
согласно подпункту 2 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса ставка налога на добычу ПНГ
равняется нулю.
До 2001 г. уровни использования ПНГ (нормативы потерь) ежегодно утверждались
ведомственными документами Минэнерго России по согласованию с Госгортехнадзором.
В настоящее время уровень использования извлекаемого вместе с нефтью ПНГ может
устанавливаться только лицензионным соглашением. И даже эта возможность
используется далеко не всегда. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре,
где добывается почти 60% российской нефти, в половине лицензионных соглашений
какие-либо требования по уровню использованию ПНГ вообще отсутствуют.
В проектах разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений количество
добываемого ПНГ и направления его использования, как правило, не
устанавливаются. Так, в "Регламенте составления проектных технологических
документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений"
(РД153-39-007-96) термин "ПНГ" вообще не упомянут.
Если говорить о зарубежном опыте, то можно отметить, что обращение с ПНГ таким
образом, чтобы были удовлетворены и природопользователи, и государство, во
многих странах достигается весьма гибкими приемами. Как бы ни показалось
странным, но в законодательстве большинства нефтедобывающих стран (США,
Норвегия, Алжир, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Индия, Индонезия
и другие), регулирующем добычу и использование полезных ископаемых, достаточно
редко встречаются акты, напрямую связанные с ПНГ.
Предпочтение отдается нормативно-правовым актам, формирующим условия для
комплексного использования углеводородного сырья. Однако объемы добычи и
утилизации ПНГ в проектах на разработку нефтегазовых месторождений оговариваются
обязательно. При этом в интересах недропользователя, как правило, реализуется
принцип разумности. Если недропользователь сумеет обосновать, что использовать
ПНГ нерентабельно, государство может не настаивать на полной утилизации и дать
согласие на сжигание газа (например, закон Норвегии "О нефтяной деятельности" от
15 июня 1995 г. N 61, ст. 20 "Разумная добыча и составление графика добычи").
Или же недропользователь может безвозмездно передать этот газ государству (такая
норма встречается во многих странах). Государство при этом берет на себя все
затраты и риски по сбору, хранению, транспортировке и реализации ПНГ.
Вместе с тем, существуют примеры и жесткого административного регулирования
уровня использования ПНГ. В декабре 2005 г. президент Казахстана подписал
поправки к Закону о нефти, которые предусматривают, в частности, запрет на
разработку нефтяных месторождений, не обеспечивающую полную утилизацию ПНГ, за
исключением ситуаций, когда стопроцентная утилизация может создать угрозу
здоровью людей или окружающей среде. До вступления в силу запрета на сжигание
ПНГ работающие в Казахстане нефтяные компании в рамках этого закона получили три
года налоговых каникул при создании инфраструктуры для сбора ПНГ и мощностей по
его переработке.
Анализ ситуации, проведенный экспертами Российского газового общества (РГО) с
участием представителей компаний, которые добывают и перерабатывают
углеводороды, показал, что решить проблему повышения уровня использования ПНГ
простыми директивными (запретительными) методами в условиях России практически
невозможно.
В силу многообразия условий добычи нефти, недостаточной развитости системы
газопроводов для поставки ПНГ на предприятия по его переработке и ряда других
обстоятельств необходимо разработать и реализовать целый комплекс мероприятий,
чтобы у нефтедобывающих предприятий возникла серьезная заинтересованность в
бережном отношении к ПНГ. И, естественно, необходимы нормативно-правовые акты,
прежде всего на законодательном уровне, в которых разумно сочетались бы меры
административного воздействия и экономического стимулирования.
С учетом этого РГО инициировало подготовку проекта федерального закона под
условным названием "О комплексном использовании попутного нефтяного газа". В
соответствии с имеющимися в настоящий момент в РГО представлениями в законе
должны быть изложены принципы государственной политики в области использования
ПНГ.
Предполагается также, что будут сформулированы все необходимые термины и
определения, названы форма и состав документации, необходимой для получения
разрешения на освоение нефтегазовых месторождений. Следует изложить требования к
проектной документации с учетом необходимости использования ПНГ, установить
уровни и допустимые направления использования этого ценного сырья в зависимости
от условий его добычи и состава, а также механизмы контроля и проверки
соблюдения устанавливаемых требований.
В законопроекте должны быть перечислены основания для приостановления или
прекращения права пользования недрами при неисполнении условий разрешительной
документации и форма реализации этих административных действий.
Кроме того, в документ необходимо заложить экономические и правовые основы для
развития инженерной инфраструктуры (газосборных сетей, межпромысловых
газопроводов, компрессорных станций и сооружений для промысловой подготовки и
транспортировки газа), адекватной уровням использования ПНГ, установленным в
разрешительной документации.
Должны быть установлены требования к наличию и виду измерительного оборудования
вдоль всей технологической цепочки движения ПНГ, а также требования к системам
производственного экологического контроля.
В законопроекте необходимо определить условия участия государства в
финансировании и реализации федеральных, региональных, отраслевых и
корпоративных программ, направленных на повышение уровня использования ПНГ, и
условия возврата вложенных бюджетных средств; а также условия, при которых
допустимо сжигание попутного нефтяного газа или другие виды его нецелевого
использования.
В законе должны также содержаться требования к обеспечению экологической и
промышленной безопасности при добыче и использовании ПНГ.
Одно из ключевых требований к законопроекту - определение мер поощрения
(снижение нормативов платежей, исключение штрафных санкций) за снижение выбросов
загрязняющих веществ и парниковых газов, образующихся при сжигании ПНГ в
факелах, в результате увеличения уровней его использования.
В документе должны быть предусмотрены льготы (налоговые, таможенные и другие)
для компаний, строящих и эксплуатирующих предприятия по переработке ПНГ и
производству продуктов его дальнейшего передела; формы стимулирования
нефтегазовых предприятий, использующих ПНГ в качестве энергоресурса для
обеспечения теплом и электроэнергией объектов коммунально-бытового назначения в
населенных пунктах, расположенных в районах Крайнего Севера и других
труднодоступных местах, а также для подачи электроэнергии в Единую
энергетическую систему страны.
Наконец, следует разграничить полномочия органов государственного управления
федерального и регионального уровней в решении перечисленных вопросов.
В начале июля 2008 г. на заседании Наблюдательного совета РГО было принято
решение о форсировании разработки законопроекта с целью подготовки его до 1
октября и внесения в Госдуму в осеннюю сессию. Депутаты и члены Совета
Федерации, присутствовавшие на заседании, одобрили это решение и обещали
поддержку прохождению документа в парламенте.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|
|
|
|