Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Попутный газ тревоги нашей

 
   

На недавнем совещании в Северодвинске Владимир Путин в очередной раз поставил задачу эффективного использования нефтяного попутного газа. Долгожданный законопроект должен поступить в Госдуму в осеннюю сессию.

 
 

Александр СОЛОВЬЯНОВ,
профессор, советник Генерального директора ООО "Подземгазпром"

 
 
В настоящее время ситуация, сложившаяся в нашей стране с ценнейшим углеводородным сырьем и одновременно энергетическим ресурсом, которым является попутный нефтяной газ (ПНГ), уникальна в худшем смысле этого слова. Из-за отсутствия системы учета ПНГ на большинстве лицензионных участков никто точно не знает, каков объем его добычи и сколько сжигается в факелах. По сведениям из различных источников (в том числе по данным российских ведомств), ежегодная добыча ПНГ может составлять от 50 до 70 млрд м.куб., а объем сжигания в факелах- от 15 до 25 млрд м.куб. В результате сжигания ПНГ ущерб российской экономике (потери его как сырья плюс вред окружающей среде, наносимый продуктами сгорания) может составлять ежегодно от 200 до 300 млрд рублей.

В апреле 2007 г. на проблему ПНГ как на одну из важнейших для российской нефтегазовой отрасли обратил внимание президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию. На совещании же по вопросу развития нефтегазовой промышленности 6 августа 2007 г. он поставил задачу так: "...введение системы учета, увеличение экологических штрафов, ужесточение лицензионных требований... создавать такие условия, когда выгодно будет работать в этом направлении".

Однако если обратиться к существующей российской нормативно-правовой базе, которая имеет отношение к процессу добычи и использования ПНГ, то, по сути дела, ее совершенно недостаточно даже для выполнения пожеланий высшего должностного лица страны.

Прежде всего, нигде в нормативно-правовых актах ПНГ не рассматривается как полезное ископаемое, которое следует рационально использовать. Например, ст. 23 закона "О недрах" требует максимально полного извлечения основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, но среди этих компонентов ПНГ не упоминается. В этом законе отсутствует также понятие о нормативных и сверхнормативных потерях растворенного в нефти газа. Более того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса ставка налога на добычу ПНГ равняется нулю.

До 2001 г. уровни использования ПНГ (нормативы потерь) ежегодно утверждались ведомственными документами Минэнерго России по согласованию с Госгортехнадзором. В настоящее время уровень использования извлекаемого вместе с нефтью ПНГ может устанавливаться только лицензионным соглашением. И даже эта возможность используется далеко не всегда. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре, где добывается почти 60% российской нефти, в половине лицензионных соглашений какие-либо требования по уровню использованию ПНГ вообще отсутствуют.

В проектах разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений количество добываемого ПНГ и направления его использования, как правило, не устанавливаются. Так, в "Регламенте составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений" (РД153-39-007-96) термин "ПНГ" вообще не упомянут.

Если говорить о зарубежном опыте, то можно отметить, что обращение с ПНГ таким образом, чтобы были удовлетворены и природопользователи, и государство, во многих странах достигается весьма гибкими приемами. Как бы ни показалось странным, но в законодательстве большинства нефтедобывающих стран (США, Норвегия, Алжир, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Катар, Индия, Индонезия и другие), регулирующем добычу и использование полезных ископаемых, достаточно редко встречаются акты, напрямую связанные с ПНГ.

Предпочтение отдается нормативно-правовым актам, формирующим условия для комплексного использования углеводородного сырья. Однако объемы добычи и утилизации ПНГ в проектах на разработку нефтегазовых месторождений оговариваются обязательно. При этом в интересах недропользователя, как правило, реализуется принцип разумности. Если недропользователь сумеет обосновать, что использовать ПНГ нерентабельно, государство может не настаивать на полной утилизации и дать согласие на сжигание газа (например, закон Норвегии "О нефтяной деятельности" от 15 июня 1995 г. N 61, ст. 20 "Разумная добыча и составление графика добычи"). Или же недропользователь может безвозмездно передать этот газ государству (такая норма встречается во многих странах). Государство при этом берет на себя все затраты и риски по сбору, хранению, транспортировке и реализации ПНГ.

Вместе с тем, существуют примеры и жесткого административного регулирования уровня использования ПНГ. В декабре 2005 г. президент Казахстана подписал поправки к Закону о нефти, которые предусматривают, в частности, запрет на разработку нефтяных месторождений, не обеспечивающую полную утилизацию ПНГ, за исключением ситуаций, когда стопроцентная утилизация может создать угрозу здоровью людей или окружающей среде. До вступления в силу запрета на сжигание ПНГ работающие в Казахстане нефтяные компании в рамках этого закона получили три года налоговых каникул при создании инфраструктуры для сбора ПНГ и мощностей по его переработке.

Анализ ситуации, проведенный экспертами Российского газового общества (РГО) с участием представителей компаний, которые добывают и перерабатывают углеводороды, показал, что решить проблему повышения уровня использования ПНГ простыми директивными (запретительными) методами в условиях России практически невозможно.

В силу многообразия условий добычи нефти, недостаточной развитости системы газопроводов для поставки ПНГ на предприятия по его переработке и ряда других обстоятельств необходимо разработать и реализовать целый комплекс мероприятий, чтобы у нефтедобывающих предприятий возникла серьезная заинтересованность в бережном отношении к ПНГ. И, естественно, необходимы нормативно-правовые акты, прежде всего на законодательном уровне, в которых разумно сочетались бы меры административного воздействия и экономического стимулирования.

С учетом этого РГО инициировало подготовку проекта федерального закона под условным названием "О комплексном использовании попутного нефтяного газа". В соответствии с имеющимися в настоящий момент в РГО представлениями в законе должны быть изложены принципы государственной политики в области использования ПНГ.

Предполагается также, что будут сформулированы все необходимые термины и определения, названы форма и состав документации, необходимой для получения разрешения на освоение нефтегазовых месторождений. Следует изложить требования к проектной документации с учетом необходимости использования ПНГ, установить уровни и допустимые направления использования этого ценного сырья в зависимости от условий его добычи и состава, а также механизмы контроля и проверки соблюдения устанавливаемых требований.

В законопроекте должны быть перечислены основания для приостановления или прекращения права пользования недрами при неисполнении условий разрешительной документации и форма реализации этих административных действий.

Кроме того, в документ необходимо заложить экономические и правовые основы для развития инженерной инфраструктуры (газосборных сетей, межпромысловых газопроводов, компрессорных станций и сооружений для промысловой подготовки и транспортировки газа), адекватной уровням использования ПНГ, установленным в разрешительной документации.

Должны быть установлены требования к наличию и виду измерительного оборудования вдоль всей технологической цепочки движения ПНГ, а также требования к системам производственного экологического контроля.

В законопроекте необходимо определить условия участия государства в финансировании и реализации федеральных, региональных, отраслевых и корпоративных программ, направленных на повышение уровня использования ПНГ, и условия возврата вложенных бюджетных средств; а также условия, при которых допустимо сжигание попутного нефтяного газа или другие виды его нецелевого использования.

В законе должны также содержаться требования к обеспечению экологической и промышленной безопасности при добыче и использовании ПНГ.

Одно из ключевых требований к законопроекту - определение мер поощрения (снижение нормативов платежей, исключение штрафных санкций) за снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, образующихся при сжигании ПНГ в факелах, в результате увеличения уровней его использования.

В документе должны быть предусмотрены льготы (налоговые, таможенные и другие) для компаний, строящих и эксплуатирующих предприятия по переработке ПНГ и производству продуктов его дальнейшего передела; формы стимулирования нефтегазовых предприятий, использующих ПНГ в качестве энергоресурса для обеспечения теплом и электроэнергией объектов коммунально-бытового назначения в населенных пунктах, расположенных в районах Крайнего Севера и других труднодоступных местах, а также для подачи электроэнергии в Единую энергетическую систему страны.

Наконец, следует разграничить полномочия органов государственного управления федерального и регионального уровней в решении перечисленных вопросов.

В начале июля 2008 г. на заседании Наблюдательного совета РГО было принято решение о форсировании разработки законопроекта с целью подготовки его до 1 октября и внесения в Госдуму в осеннюю сессию. Депутаты и члены Совета Федерации, присутствовавшие на заседании, одобрили это решение и обещали поддержку прохождению документа в парламенте.
 
 
Еще статьи на эту тему:
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru