Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Новые схемы для старых строек

 
   

Перспективы развития гидроэнергетики в России. Расформирование РАО "ЕЭС России" не изменило тенденцию последних лет: рыночные механизмы инвестиций в гидроэнергетику используются все шире.

 
 

Василий ГЕРАСИМОВ,
аналитик

 
 
В суммарном производстве отечественной электроэнергии на долю ГЭС приходится 21%. Для мира в целом этот показатель чуть меньше - 19%. Россия - пятый номер в мировой гидроэнергетической табели о рангах: по установленным мощностям ГЭС и объемам вырабатываемой на них энергии она уступает Китаю, Канаде, США и Бразилии.

Стоит отметить, что Китай стал крупнейшим производителем гидроэнергии совсем недавно: еще в 2000 г. он отставал от Канады, Бразилии и США, а в 1991-м не мог сравняться и с нашей страной. Однако, увеличив за 16 лет выработку на ГЭС почти в четыре раза, эта страна уверенно вышла на первое место. Стабильно растет производство гидроэнергии и в других развивающихся странах: Бразилия, Индия и богатая водными ресурсами Венесуэла за период после 1991 г. увеличили его более чем в 1, 5 раза. Бразилия вышла на второе место в мире и сегодня генерирует больше гидроэнергии, чем США и Япония вместе взятые.

В развитых странах можно видеть противоположную тенденцию: производство электроэнергии на ГЭС или неуклонно падает, как в США и Японии, или переживает стагнацию, как в странах Европы. В лучшем случае можно наблюдать стабильный, но очень вялый рост- примером тому Канада.

А что же Россия? Из десяти крупнейших гидростанций мира две находятся в нашей стране. Это Саяно-Шушенская и Красноярская ГЭС, занимающие соответственно седьмое и восьмое места по установленной мощности.

Большинство отечественных гидростанций принадлежит ОАО "РусГидро", которое до 1 июля 2008 г. носило название ГидроОГК и было частью холдинга РАО "ЕЭС России". Пока последнее не было расформировано, оно владело 77, 9% акций ГидроОГК, теперь же около 59% РусГидро принадлежит государству, а все остальное - бывшим миноритарным акционерам РАО "ЕЭС России".

Однако помимо РусГидро в стране есть и другие собственники ГЭС. Так, Красноярская ГЭС, вторая по мощности гидростанция России, та самая, что изображена на десятирублевой купюре, принадлежит структурам "ОК РУСАЛ". Кроме того, "ОК РУСАЛ" вместе с РусГидро владеет акциями ОАО "Богучанская ГЭС" - крупнейшей строящейся гидростанции.

Богучанская ГЭС заслуживает отдельного рассказа. Ее начали строить в 1980 году. Сначала планировалось, что первую энергию станция даст в 1988 г., а к 1992 г. будет полностью готова. Однако уже в 1980-е гг. средств в государственном бюджете стало не хватать и началось недофинансирование. Момент запуска станции отодвигался все дальше и дальше в будущее. Наконец в 1994-м строительство было фактически свернуто.

Спустя десять лет президент Владимир Путин создал межведомственную рабочую группу, призванную найти вариант финансирования достройки ГЭС. В июле 2005 г. РАО "ЕЭС России" и РУСАЛ заявили о совместном намерении достроить Богучанскую ГЭС и создать рядом с ней алюминиевый завод, который станет основным потребителем энергии. В намерениях сторон было финансировать проект на паритетной основе, а за свою долю в уже построенных объектах РУСАЛ согласился внести 80 млн долл. дополнительно. Кстати, эта сумма долгое время была камнем преткновения и не позволяла прийти к соглашению-первоначально РАО "ЕЭС России" требовало в несколько раз больше.

Общий размер инвестиций оценивался примерно в 3 млрд долл.: по 1, 2 млрд на достройку станции и на сооружение завода плюс 570 млн на работы в зоне затопления водохранилища и 500 млн на железнодорожную ветку Карабула - Кодинск. Стороны признавали, что экономика проекта сильно зависит от того, будет ли федеральное правительство оплачивать подготовку зоны затопления, откуда предстояло переселить 4 тыс. человек. Впрочем, тогдашний министр экономического развития Герман Греф, патронировавший данный проект, давал понять, что государственные вложения действительно возможны. По его словам, развитие Приангарья - идеальный пример частно-государственного партнерства, предполагающий, что правительство тратит средства инвестиционного фонда на сооружение инфраструктуры. Впоследствии Греф отмечал, что государство профинансирует проект только на одну треть, но без его участия проекта не будет.

В 2006 г. строительство действительно было возобновлено. Проект получил название БЭМО - Богучанское энерго-металлургическое объединение. Установленная мощность ГЭС должна составить 3000 МВт. Проектная мощность завода - 600 тыс. т, он должен открыться в 2010 г., и тогда же заработает первая очередь электростанции. Итоговая сумма инвестиций была оценена в 3, 6 млрд долл. без учета затрат на создание инфраструктуры и подготовку зоны затопления. Эти расходы взяло на себя государство. РАО "ЕЭС России" и РУСАЛ остались верны замыслу финансировать проект на паритетной основе, причем было решено, что собственные средства составят 30% инвестиций, а заемные - 70%.

Богучанская станция - не единственный масштабный проект в гидроэнергетике. Сегодня в России шестнадцать недостроенных ГЭС, сооружение которых началось в 1980-е гг., а потом было остановлено. Некоторые из них уже расконсервированы, а одна - Бурейская ГЭС - в июле 2003 г. начала давать энергию. Сейчас из шести гидроагрегатов станции четыре работают, а два остановлены для замены сменных рабочих колес на штатные. В 2009 г. Бурейская ГЭС должна заработать на полную мощность. Достройка станции была осуществлена за счет средств РАО "ЕЭС России". Эти средства - они назывались централизованными инвестиционными средствами (ЦИС) - формировались за счет абонентской платы на развитие Единой энергосистемы, которую РАО "ЕЭС России" взимало с каждого полученного потребителями киловатт-часа.

С переходом тепловой генерации в частные руки и ликвидацией РАО "ЕЭС России" этот механизм исчез. Ему на смену пришла инвестиционная надбавка к тарифам генерирующих компаний, в том числе и РусГидро. Это поставило инвестиционную политику РусГидро в зависимость от результатов деятельности ее операционных подразделений и водности (мало продаж - мало денег на инвестиции). Исчезновение такого "условно-бесплатного" ресурса на фоне высокой объективной стоимости строительства гидромощностей заставит РусГидро гораздо тщательнее, по сравнению с тепловой генерацией, относиться к инвестиционной и экономической эффективности собственных проектов по строительству новых мощностей.

Поэтому руководству РусГидро придется значительно активизировать поиск и привлечение в гидростроительство частного капитала. Вероятно, этот тренд выльется в появление полностью независимых в корпоративном плане гидрогенераторов: владеть новыми мощностями на 100% будет частный инвестор, а строить эти мощности и затем управлять ими на основе договорных отношений будет РусГидро. Сильная сторона этой схемы в том, что на сегодняшний день РусГидро - единственный в России центр компетенции по гидростроительству и управлению гидромощностями.

Разумеется, гидроэнергетический гигант заинтересован втом, чтобы сохранить монопольное положение единственного центра компетенции. Для этого потребуется значительно усилить наращивание своего потенциала в инжиниринге. Этот же тренд диктуется и значительными отличиями в финансировании и организации гидростроительства от прочего строительства. Как показывает отраслевой опыт последних двух лет, в российском гидростроительстве крайне неэффективно работает общепризнанный в мировой практике механизм ЕРСМ-контрактации.

Это объясняется объективными причинами: свою роль играют и непрогнозируемые экологические препятствия, возникающие уже непосредственно в ходе строительства, и невозможность на 100% достоверно предугадать геологические условия работы строителей, особенно в южных (горных) условиях. Таким образом, инжиниринговым подразделениям РусГидро придется активно искать уникальные оптимальные формы договорной и управленческой организации процесса строительства, гарантирующие своевременный пуск в эксплуатацию с соблюдением требований надежности и разумной стоимости проекта.

В связи с изложенным уместно ожидать, что РусГидро будет проявлять повышенный интерес к скорейшей разработке и внедрению системы управления рисками, а также активно внедрять механизмы страхования.

Будущие инвестиции в гидроэнергетике должны привести кзавершению проектов, которые начала и не смогла довести до конца советская власть. Они будут осуществляться под плотным контролем государства и, конечно же, серьезную роль здесь сыграют не только экономические, но и социально-политические мотивы. Однако все чаще критерием принятия решений в отрасли становится денежный расчет, без которого невозможно удовлетворить реальные потребности нынешних и потенциальных потребителей энергии.
 
 
Еще статьи на эту тему:
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru