Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Пути реформы неисповедимы

 
   

По моему убеждению, общая оценка на финальной стадии реформы электроэнергетики — негативная. Налицо десятилетний провал в инвестиционной деятельности. Ежегодно выполняется лишь 15—30% заявок на подключение новых потребителей. В 2006 г., по оценке президента Владимира Путина, ограничение роста ВВП России из-за недостатка энергомощностей составило около 1500 млрд.рублей. В ближайшие годы этот показатель не уменьшится, так как при ежегодном росте потребления на 3—4% ввод новых мощностей составит 1—1,5%.

 

 
 

Виктор КУДРЯВЫЙ,
доктор технический наук, профессор

 
 
Текущее положение

Руководители регионов и бизнеса не могут понять, почему при увеличении энергетического потенциала относительно 1990 г. мы столкнулись с острейшим инфраструктурным дефицитом в важнейших регионах: Тюменская (с ХМАО и ЯНАО), Кемеровская, Свердловская области, Московский и Ленинградский энергорайоны.

Объяснение возникшего дефицита мощности неравномерностью развития регионов, секторов экономики и отсутствием средств малоубедительно. Изменение энергопотребления по группам происходит за пять — семь лет, дифференциация регионов определилась еще пятнадцать лет назад, то есть времени для принятия мер было более чем достаточно. Высокий темп энергопотребления любого региона — это прежде всего показатель его финансовой устойчивости и развития. Значит, руководители других отраслей нашли инвесторов, и только менеджеры энергохолдинга оказались отвергнутыми. Никто не отнимал у руководителей отрасли права перераспределения средств между регионами. Однако до московской аварии 2005 г., например, почти вся абонентная плата Мосэнерго и Тюменьэнерго уходила безвозвратно в РАО «ЕЭС России».

Доктор технических наук, профессор Василий Платонов в своей монографии «Анализ стратегии развития и проблемы реформирования электроэнергетики России» сравнил структуру затрат в отрасли, руководимой менеджерами-реформаторами, с фактическими затратами за 1996 год.

Анализ показывает, что расходы на реформирование отрасли в 2000—2005 гг. составили 39,5 млрд.долл. и примерно соответствуют затратам на технологию производства, передачу, распределение и сбыт электроэнергии. Такие непроизводственные затраты могли обеспечить инвестиционную потребность страны до 2010 года. Проведенное профессором Платоновым постатейное сравнение затрат с оценкой ближайшей перспективы 2010 г. показало, что увеличение расходов при продолжении курса реформ составит: на производство электроэнергии в 1,35 раза; на ее передачу — в 2,1 раза; на распределение и сбыт — в 2,2 раза; на диспетчерское управление — в 10 раз.

В результате тариф на электроэнергию в 2010 г. составит 6,47 цента/кВт•ч против уровня тарифа при монопольной структуре (с учетом инвестиций) 3,5 цента. Дополнительное обременение российского бизнеса составит 600 млрд.руб. в год .

Непрофессионализм управления, затратная сущность преобразований, дезинтеграция региональных энергокомплексов, ликвидация основного научного, проектного, строительно-монтажного и ремонтного потенциалов привели к беспрецедентной деградации отрасли. Экспертная оценка показывает — энергетика отброшена на десятилетия.

Кроме указанных показателей налицо катастрофическое снижение надежности: приморский кризис, якутское новогоднее обесточение, уральская межсистемная авария, московский блэк-аут. Повреждение оборудования устраняется недопустимо долго: на Рефтинской и Сургутской ГРЭС — несколько месяцев, на Каширской ГРЭС — пять лет. Такова деградация производственных возможностей в крупнейших энергокомпаниях — Свердловскэнерго, Тюменьэнерго, Мосэнерго. Повреждение оборудования на ТЭЦ Улан-Удэ в прошедшую зиму устранялось отправкой персонала, материалов и оборудования самолетами из Москвы (!). Мобилизационная готовность отрасли к ликвидации узких мест и устранению аварий снизилась кратно.

Ход российских преобразований

Инициаторами реформ впервые в мировой практике выступили наемные менеджеры, по сути своей временщики. На первом этапе реформ были разделены на отдельные виды бизнеса (генерация, транспорт, распределение и сбыт) наиболее устойчивые по технологическим и хозяйственным связям вертикально интегрированные региональные энергокомпании. Исключений не было даже для стратегически важнейших компаний, обеспечивающих энергетическую безопасность страны (Мосэнерго, Тюменьэнерго, Ленэнерго, Свердловскэнерго, Кузбасэнерго). Они оказались разделенными на пять — десять частей.

По экстерриториальному принципу были созданы оптовые генерирующие компании (ОГК), в которых объединены электростанции, отстоящие друг от друга на тысячи километров и не имеющие ни технологических, ни хозяйственных связей.

Путем выделения из РАО «ЕЭС России» образованы Федеральная сетевая компания (ФСК) и Системный оператор (СО ЦДУ). При этом в ФСК передана не только межсистемная, межрегиональная инфраструктура, но и сеть регионального значения. На СО ЦДУ возложены дополнительные функции управления региональными энергокомплексами.

Произошло смешение тактических и стратегических функций, пропала объективность обратной связи, образовались имущественные барьеры для диспетчерских команд. Дееспособность отрасли снизилась, управление теплоснабжением потерялось.

Ликвидированы Главное техническое управление и Инспекция по эксплуатации, утеряна функция головных проектных организаций, все научно-технические и проектные институты проданы. Фактически прекращено финансирование новой техники и технологий. Остаточный принцип финансирования технического обслуживания привел к разрушению отраслевого специализированного ремонта, оперативно устранявшего аварии в любом регионе страны.

Из уставов новых энергокомпаний исключена цель — обеспечение надежности, что свело к нулю ответственность за энергоснабжение. Приоритетом реформ не стало ни обеспечение энергетической безопасности, ни повышение надежности энергоснабжения, ни снижение стоимости электроэнергии в ВНП, что в стране с холодным климатом и гигантскими расстояниями для трубопроводного и железнодорожного транспорта имеет чрезвычайное значение.

Суть реформ свелась к привлечению инвестиций любой ценой. Такой подход для государства может означать, например, продажу за бесценок всех действующих нефтяных месторождений ради получения средств на разведку будущих. Как для владельца квартиры — продажу жилой площади ради евроремонта на кухне.


Сомнительная модель рынка

Либеральное ценообразование вводится с 2011 года. Однако, чтобы цивилизованный рынок работал в интересах Покупателя, должны быть 30-процентные резервы для обеспечения избыточного предложения. У нас таких резервов нет. Значит, на российских либеральных торгах рыночная сила будет у Продавца. В этот же период меняются правила оптового рынка, электроэнергия будет продаваться по так называемой равновесной цене. За этим безобидным названием скрывается то, что вместо усредненной цены продажа будет осуществляться по максимальной заявочной цене самой затратной электростанции, участвующей в балансе производства и потребления электроэнергии. Очевидно, что при дефиците мощности в баланс войдут электростанции с самой дорогой энергией.

Такая модель рынка обеспечивает минимальную рентабельность только самому дорогому Продавцу. Все остальные Продавцы получают незаработанную сверхприбыль. Экспертные оценки показывают, что, в связи с кратным различием себестоимости отдельных поставщиков, превышение тарифов на энергию при реализации новой модели составит 2,5—3 раза. Российские потребители будут переплачивать за электроэнергию, как уже отмечалось, около 600 млрд.руб. ежегодно. При этом 90% этих средств не пойдет на инвестиции. Стоит ли рисковать экономикой всей страны, базовых отраслей и налогооблагаемой базой ради строительства нескольких электростанций?

Средства федерального бюджета, направляемые на инвестиции, требуют особого контроля. Например, в программе РАО «ЕЭС России» предусмотрен выкуп акций ФСК и СО для получения государством контрольного пакета акций на сумму около 80 млрд.рублей. Однако оба этих акционерных общества образованы выделением из РАО «ЕЭС России», и контрольный пакет автоматически должен быть сохранен у государства. Фактически государство выкупает свою же собственность.

Отсутствует механизм контроля целевого использования инвестиционных средств. Тендеры на новое строительство фиксируют лишь стоимость энергопроекта перед началом работ. Однако после завершения строительно-монтажных работ оказывается, что стоимость проекта возросла от 30 до 70 процентов.

Что в сухом остатке

Либерализация цен при дефиците мощности, дезинтеграционная затратная структура энергетики для энергоемкой огромной страны, механизм организации рынка, кратно повышающий тариф, обеспечивая сверхприбыль новым собственникам Генерации, делает неизбежным стагнацию базовых отраслей экономики. Объявленная наемными менеджерами истинная цель реформ упрощена до лозунга «Инвестиции любой ценой» — на мой взгляд, это управленческий абсурд, не имеющий мировых аналогов.

Финансировать развитие электроэнергетики предполагается за счет разовой продажи по демпинговым ценам основы основ отрасли — тепловой генерации, а затем за счет либерализации цен на электроэнергию. Последствия очевидны: неизбежный рост тарифов, подрывающий конкурентоспособность энергоемких экспортноориентированных отраслей с колоссальным ущербом для экономики, потеря государственного контроля над производством электроэнергии, утрата ответственности за энергоснабжение. Все это на длительную перспективу делает беспомощным правительство и беззащитным национального потребителя.

Что можно предпринять для перевода дезинтегрированной затратной отрасли на эффективные рельсы с прогнозируемым расписанием движения?
Прежде всего необходимо обеспечить корпоративную правовую основу приоритета надежности. Изменить уставы всех вновь образованных компаний, назвав основной целью общества не прибыль, а обеспечение надежного энергоснабжения потребителей. При этом ответственность за частоту, напряжение и качество централизованного электроснабжения должна обеспечиваться для всех подключенных потребителей.
Во-вторых, для обеспечения финансовой устойчивости и управляемости отрасли провести кратную консолидацию активов до уровня производственной мощности крупнейших американских и европейских компаний. Заменить безответственный экстерриториальный принцип генерирующих компаний на ответственность вертикальноинтегрированных холдингов на базе межрегиональных Объединенных энергосистем.
В-третьих, сохранить государственное регулирование на электроэнергию, дополнив его противозатратным механизмом эталонного сравнения затрат, успешно внедренного по всем видам бизнеса во многих европейских компаниях.
В-четвертых, внедрить модель оптового рынка электроэнергии «Единый покупатель», которая позволяет усреднять тарифы на электроэнергию, использовать межсистемную оптимизацию режимов работы — это стабилизирует тарифы на электроэнергию и обеспечивает возврат средств инвесторам.
В-пятых, создать государственную систему обеспечения надежности энергоснабжения за счет инженерной экспертизы организационных, экономических и технических решений в отрасли, с постоянным мониторингом последствий проводимых преобразований.
В-шестых, обеспечить профессионализм управления федеральными и региональными энергокомплексами. Внедрить единую систему контрактов, позволяющую оценивать работу менеджеров по обеспечению текущей надежности, подготовке к работе в зимних условиях и перспективному развитию в темпе подъема экономики.
В-седьмых, разработка и реализация комплекса мер по научно-техническому развитию отрасли и увеличению потенциала строительно-монтажного, ремонтного комплексов и взаимосвязанных отраслей, прежде всего в ТЭК и энергомашиностроении.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru