|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Армения формирует новую энергетическую политику
|
|
|
Какое место может занимать Армения на энергетической карте региона? Что должно быть ориентиром в условиях глобальной конкуренции за ресурсы, в которую все более активно включаются страны, не располагающие достаточными запасами углеводородов? Что должно быть в основе региональной энергетической безопасности? Ответы на эти вопросы крайне важны для формирования качественно новой экспортной политики Армении в области энергетики.
|
|
|
Карен КАРАПЕТЯН, Председатель Правления - Генеральный директор ЗАО "АрмРосгазпром", к.э.н
|
|
|
Аспекты эффективного управления энергетическим сектором всегда находились в
центре внимания правительства Армении, и, как следствие, сегодня он является
наиболее конкурентоспособным и развитым. Между тем в 1992-1995 гг. республика
пережила жесточайший энергетический кризис. Он усугублялся рядом факторов, в
частности, закрытием Армянской АЭС, крайней ограниченностью собственных ресурсов
(около 90% топлива импортируется), неблагоприятным геополитическим положением,
блокадой коммуникаций и так далее. Все это привело к резкому снижению многих
макроэкономических показателей и нарушению структуры экономики в целом. Именно в
это время в Армении случились три суровые зимы подряд, когда энергообеспечение
населения и промышленного сектора резко упало из-за существенного снижения
объемов импорта.
Единственный путь поставок голубого топлива пролегал через соседнюю Грузию, и
газовая система страны, по сути, оказалась на грани выживания.
Впрочем, как и тепло- и электроэнергетика. Не хватало средств на техническое
перевооружение отрасли и инвестиционные проекты, что, безусловно, не могло не
отразиться на энергетической безопасности Армении. Так, между 1991 и 1994 годами
доля потребления энергоресурсов промышленностью и коммерческими структурами
сократилась с 80 до 40%.
Эта ситуация стала еще одним подтверждением того, что у фундаментальной
концепции энергетической безопасности альтернативы нет. Было очень важно
добиться органичного сочетания всех составляющих энергетики Армении, включая
газовый сектор, от эффективного и надежного функционирования которого зависит
генерация почти 40% всего вырабатываемого в стране электричества. Время доказало
правильность выбранных способов преодоления энергокризиса: повторный пуск
Армянской АЭС и обеспечение непрерывности и надежности газовых поставок в
республику.
Вывести страну из кризиса удалось еще в 1996 г., но для достижения серьезных и
долгосрочных успехов в отрасли понадобились радикальные реформы, имеющие целью
создание в Армении конкурентного либерального энергетического рынка, отвечающего
требованиям безопасного функционирования энергетической системы. С 2005 г.
частные и государственные энергетические компании стали функционировать в
условиях конкурентного либерального рынка, главный принцип которого -
рентабельность бизнеса.
Движение по пути стратегического реформирования отрасли совместно с шагами по
повышению безопасности ядерной энергетики, восстановлением и модернизацией
инфраструктуры, совершенствованием ценовой политики и широкомасштабной
приватизацией энергетических активов обеспечили устойчивый рост
финансово-экономических и производственных показателей отрасли за последние
десять лет. С 2003 г. в стране зафиксирована устойчивая тенденция роста как
производства, так и потребления электроэнергии, что наилучшим образом сказалось
на росте ВВП.
Сегодня, несмотря на широкую приватизацию энергетических объектов, обеспечено
технологическое единство энергетического комплекса страны. Серьезнейшие решения
в каждом из технологических звеньев энергетики - газовом, тепловом, атомном
секторах, гидрогенерации, обеспечении функционирования магистральных,
распределительных сетей, диспетчерской службы - синхронизированы, что позволяет
сохранить и усилить целостность энергетического комплекса страны.
ПРОРЫВ В ГАЗОВОЙ СФЕРЕ
Отдельного внимания заслуживают позиции, занимаемые в энергетике и экономике
Армении ЗАО "АрмРосгазпром" - учрежденной в 1997 г. Министерством энергетики РА,
Газпромом и компанией "Итера" совместной армяно-российской компании. Ей удалось
добиться значительных успехов во всех ключевых направлениях деятельности: на
рынке поставок и реализации природного газа, в эксплуатации, реконструкции и
расширении газовой инфраструктуры, реализации комплексных газоэнергетических
инвестиционных проектов. В частности, за последний период зарегистрирован более
чем двукратный рост объемов импорта и реализации природного газа.
Позитивными являются следующие результаты деятельности ЗАО "АрмРосгазпром" в
1997-2007 гг.:
рост числа потребителей газа - в 5, 1 раза;
расширение газораспределительной сети - в 2, 1 раза;
увеличение объемов газа в хранилище- в 2 раза;
увеличение объемов выплат в госбюджет РА - в 11 раз;
увеличение объемов выплат в пенсионный фонд - в 7, 5 раз.
Из убыточной ЗАО "АрмРосгазпром" превратилась в прибыльную компанию, доведя
уровень прибыли по итогам 2007 г. почти до 35 млн долларов.
Итоги десятилетней деятельности компании можно охарактеризовать как весьма
позитивные, и в настоящее время "АрмРосгазпром" является одной из крупнейших
компаний Республики Армении, в частности, лидером по величине уставного
капитала, активов и основных средств. Уже в 2009 г. уставный капитал ЗАО "АрмРосгазпром"
составит 1 млрд долларов, а рыночная капитализация - 1, 5-2 млрд долларов.
Сегодня компания имеет крупнейший в республике портфель инвестиционных проектов.
Объем инвестиций за десять лет составил свыше 110 млн долл., а в 2008-2010 гг.
планируется инвестировать в энергетику Армении около 600 млн долларов.
Стратегическая цель ЗАО "АрмРосгазпром" - создание газоэнергетической компании
регионального значения, участие в энергетических проектах на внутреннем и
внешнем рынках. Обладая эффективной долей участия в генерирующих активах,
компания стремится стать одним из деятельных участников рынка электроэнергетики.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Позитивные результаты деятельности энергетических компаний во многом обусловлены
целенаправленной и продуманной стратегией развития бизнеса, которая и позволила
им успешно использовать динамичный рост экономики Армении, зарегистрированный за
последние годы.
Сегодня макроэкономическая ситуация в стране в целом оценивается как устойчивая
и предсказуемая. В 2007 г. обеспечен почти 14-процентный рост ВВП: в
промышленности он составил 2, 7%, объемы экспорта возросли на 17, 5%, рост
иностранных инвестиций достиг 73, 7%. При этом ростэкономики обеспечен в
условиях низкой инфляции. Рисунок 1 наглядно отражает динамику развития
экономики РА за последний период.
Поскольку ситуация на международных рынках нефти и газа напряженная, в ближайшее
время можно ожидать дальнейшего роста цен на нефть, нефтепродукты и природный
газ. В этом случае можно предположить определенное снижение темпов роста
международной торговли, что может неблагоприятно отразиться на перспективах
экономического роста страны. Основываясь на анализе глобальных тенденций в
мировой экономике и специфических особенностей Армении, международные аналитики,
тем не менее, прогнозируют дальнейший рост экономики РА. Правда, при постепенном
снижении ежегодных темпов роста ВВП со среднегодовых 12% в период с 2004 по 2007
г. до 6-7% с 2015 по 2020 год.
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ТОРГОВЛИ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ
В ходе реформирования правительство Республики Армения приняло важные меры для
создания привлекательного, недискриминационного инвестиционного климата в
стране. Сегодня зарубежные компании имеют возможность инвестировать в любой
экономический сектор республики. Правительство стимулирует иностранные
инвестиции, а зарубежные и армянские компании имеют равные права.
В целом, в качестве сильных институциональных сторон энергетического рынка РА
можно отметить:
либеральное законодательство;
благоприятное инвестиционное законодательство, в том числе для иностранных инвесторов;
либеральную торговую политику;
конкурентные цены на электроэнергию;
наличие четкого государственного плана ввода новых эффективных энергетических мощностей;
стимулирование и поощрение развития альтернативной и возобновляемой энергетики (ветровой, гидро-, геотермальной, солнечной).
К перечисленному необходимо добавить ряд преимуществ, которыми обладает развитая
энергетическая инфраструктура Армении, а именно:
диверсификация по типам энергоресурсов и типам электростанций;
диверсификация путей доставки природного газа;
наличие подземного хранилища газа;
наличие избыточных генерирующих мощностей;
наличие развитой внутренней системообразующей сети;
наличие развитой сети межсистемных линий электропередачи;
качественный профессиональный уровень персонала.
Республика Армения является своего рода географической "перемычкой" между
богатыми углеводородами Россией, Ираном и странами Каспийского бассейна. А
устоявшееся и не менее динамично развивающееся стратегическое партнерство с
мировыми энергетическими "тяжеловесами" (Газпром, РАО "ЕЭС России",
Росэнергоатом) формирует для Армении качественно новые условия и открывает
беспрецедентные возможности для превращения страны в одного из ключевых игроков
на энергетическом рынке региона.
Сегодня можно констатировать, что Республика Армения, не обладая собственными
запасами углеводородных ресурсов и выходом к морю, на фоне сложных и
неоднозначных политико-экономических процессов в регионе демонстрирует яркий и
мощный пример успешного решения задачи по поддержанию необходимого уровня
энергетической безопасности страны и динамичного развития отрасли. Превращение
Армении из энергодефицитной в энергоизбыточную страну стало возможным, в первую
очередь, благодаря смелому и своевременному реформированию отрасли, постоянной
поддержке энергетического сектора РА со стороны международных организаций и
финансовых институтов (Всемирный Банк, ЕБРР, KFW и др.) и, безусловно,
правильному выбору стратегических партнеров в энергетике.
ПРОГНОЗ СПРОСА НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
Последние исследования позволяют выявить ключевые параметры для формирования
прогноза спроса на электроэнергию в Республике Армения.
- Армянская (Мецаморская) АЭС должна функционировать до истечения проектного
срока службы 2-го блока - до 2016 года. Ввод новых атомных блоков до указанного
срока остается довольно актуальным, поэтому атомный сценарий развития энергетики
Армении объявлен правительством как один из приоритетных. Принцип диверсификации
энергогенерирующих источников, а также покрытие выработкой на АЭС около 40%
пикового потребления в энергосистеме РА позволяет предположить, что
установленная мощность новой АЭС должна составлять 1000-1200 МВт при ожидаемом в
2025 г. пике нагрузки в системе 2200 МВт (умеренный сценарий) и 2600 МВТ
(оптимистический сценарий).
- Для замены старых и малоэффективных, а также ввода новых генерирующих мощностей предполагается строительство новых ТЭС с применением новейших ГТУ-технологий на Ереванской ТЭС (208 МВт) и 5-м энергоблоке Разданской ТЭС (440 МВт).
- Гидроэнергетические мощности по техническим причинам не могут пребывать в базе генерации. В связи с этим реконструкция имеющихся и строительство новых мощностей (Мегри ГЭС - 140 МВт, Лориберд ГЭС -68 МВт, ШнохГЭС -70 МВт и др.) должны рассматриваться исключительно в контексте максимального развития собственных экологически чистых источников энергии.
- Прогнозируемый средний рост потребления электроэнергии в стране на период до
2025 г. составит от 3, 4 % в год (The 2006 Least Cost Generation Plan), начиная
с 5572 млн кВт*ч выработки без собственных нужд (показатель 2007 г.) и пикового
значения 1230 МВт, до 7% в год (Energy and Nuclear Power Planning, МАГАТЭ). В
этом случае, кроме Ереванской ТЭС, 5-го энергоблока Разданской ТЭС и новой АЭС
(1000 МВт), к 2022 г. необходимо будет ввести в эксплуатацию дополнительно 400
МВт новых эффективных тепловых мощностей. Но, с учетом того, что за период
2004-2007 гг. усредненный рост годового потребления электроэнергии в Армении
составил около 1%, наиболее корректными представляются прогнозы, связанные с
более умеренным сценарием роста - 3, 4% в год.
- Инвестиционные вложения Армении в развитие генерирующих мощностей с малыми затратами на период до 2025 г. (без эксплуатационных затрат), включая новую АЭС, составляют 2, 8 млрд долларов.
- С учетом прогнозируемых объемов спроса на электроэнергию при оптимистическом (4,4%) варианте развития валовое производство электроэнергии в Армении к 2010 г. может возрасти до 7465 млн кВт*ч (более чем в 1, 25 раза по сравнению с 2007 г.), а к 2020 г. - до 10906 млн кВт*ч (почти в 2 раза). При более умеренном (3,4%) варианте развития экономики республики уровень производства электроэнергии составит соответственно 7227 млн и 9289 млн кВт"ч.
ПЛАНЫ ПО ВВОДУ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ
Требования к энергетической безопасности Армении нашли отражение в Плане
действий Министерства энергетики и природных ресурсов РА, базирующемся на
положениях Стратегии национальной безопасности Республики Армении. В
соответствии с Планом до 2020 г. предполагается осуществление следующих
проектов.
В области внедрения новых генерирующих мощностей:
строительство нового блока на Армянской АЭС мощностью более 1000 МВт;
завершение строительства 5-го блока Разданской ТЭС мощностью более 440 МВт;
строительство комбинированной газотурбинной энергетической установки на Ереванской ТЭС мощностью 208 МВт;
строительство ветровых электростанций общей мощностью до 200 МВт;
строительство ГЭС общей мощностью до 1100 МВт, в том числе малых ГЭС мощностью свыше 260 МВт.
В области электроэнергетики:
строительство межсистемных ЛЭП - двухцепной ЛЭП 440 кВ Иран - Армения и ЛЭП 400 кВ Армения - Грузия;
реконструкция подстанции 220 кВ Гюмри-2;
повышение качества обслуживания с целью снижения коммерческих и технических потерь.
В случае успешной реализации Плана, в среднесрочной перспективе Республика
Армения, несмотря на прогнозируемый рост спроса на энергоресурсы в стране - в
частности на электроэнергию - останется страной со значительным избытком
энергогенерирующих, в том числе конкурентных в регионе, тепловых мощностей. Это
будет обеспечено, среди прочего, переходом от паротурбинных тепловых
электростанций, работающих на газе, к парогазовым - с повышенным КПД установок
(до 50%, а в перспективе - до 60%).
По разным оценкам, с учетом долгосрочных обязательств Армении по встречным
поставкам электроэнергии против импортируемого из Ирана природного газа, избыток
конкурентных мощностей в РА к 2016 г. составит более 1500 МВт(!), что
соответствует при мерно 10 млрд кВт*ч в год.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СПРОС НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В СТРАНАХ РЕГИОНА
Для энергетической самодостаточности страны, кроме обеспеченности собственными
энергоресурсами, крайне важно наличие и собственного производства. В соседних с
Арменией странах уже налицо нехватка генерирующих мощностей, которая в
перспективе станет еще более серьезной. Так, например, в Грузии последние годы
около 15% электроэнергии импортировалось (главным образом из России и Армении)
из-за неудовлетворительного состояния гидроэнергетических и тепловых мощностей.
При текущем годовом уровне в 8, 5 млрд кВт*ч в Грузии прогнозируется рост
потребления энергоресурсов, в том числе электроэнергии. Даже с учетом
предполагаемого ввода новых мощностей их ежегодный дефицит в ближайшие три-пять
лет сохранится и составит около 500 мегаватт.
Рынок электроэнергии в Турции - один из наиболее быстрорастущих. Ежегодный рост
спроса на электроэнергию в 1995-2007 гг. составил 6, 6%, а на 2005-2015 гг.
прогнозируется на уровне 8, 5 процента. Потребление электроэнергии, которое в
2006 г. достигло пикового значения 170 млрд кВт*ч, к 2020 г. увеличится до 499
млрд кВт*ч - почти в 4 раза. Для достижения такого объема требуется трехкратное
(!) увеличение установленной мощности электростанций - с 38, 5 тыс. МВт в 2005
г. до 96 тыс. МВт в 2020 году. Эти цифры значительно превышают средние для
Евросоюза показатели.
Согласно оценке экспертов Европейской Комиссии, инвестиции в сектор
электроэнергетики Турции достаточны только для удовлетворения спроса до 2009
года. После этой даты ей придется импортировать электроэнергию, если не начнется
инвестирование в независимые энергетические проекты. После 2009 г. в
национальной электросети будет необходимо ежегодно вводить, по меньшей мере, 4
тыс. МВт мощностей, привлекая как минимум 4 млрд долл. инвестиций. Министерство
энергетики и природных ресурсов Турции заявляет о необходимости инвестировать в
ближайшие пять лет в энергетический сектор страны 20 млрд долларов. К 2020 г.
потребуется ввести в эксплуатацию 51 тыс. МВт новых производственных мощностей,
а ожидаемые потребности в электроэнергии к 2020 г. требуют инвестиций
приблизительно в объеме 130 млрд долларов.
Что касается Исламской Республики Иран, то уже сегодня дефицит энергетических
мощностей составляет 2, 5 тыс. МВт, и он увеличивается с каждым годом, несмотря на масштабное
энергетическое строительство.
Аналогичная ситуация с дефицитом мощностей складывается и в Ираке. Потребности в
генерации достигли 6, 2 тыс. МВт, а мощности местных электростанций составляют
только 4 тыс. МВт. В связи с этим Ирак вынужден импортировать электроэнергию из
Ирана и Турции.
Все сказанное служит подтверждением выводов о том, что, несмотря на наличие в
ряде стран региона собственных значительных запасов углеводородов, в Грузии,
Турции и Иране ввод новых мощностей в электроэнергетике по среднесрочной
программе не способен покрыть прогнозируемый спрос на электроэнергию.
Следовательно, страны региона для Армении - перспективный рынок, на котором есть
сформировавшийся спрос, прогнозируемое потребление.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРМЕНИИ
Текущие и перспективные генерирующие мощности, близость Армении к региональным
потребителям - объективный факт. А наличие конкурентной цены на природный газ,
эффективно сбалансированной структуры выработки электроэнергии и ряда других
факторов убедительно доказывает, что более дешевой и технически доступной
электроэнергии сегодня в регионе просто не существует.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и другие важнейшие показатели. Например,
возможные объемы генерации, прогнозируемую величину внутреннего потребления
электроэнергии в РА, пропускную способность межсистемных линий электропередачи с
соседними странами, возможность обеспечить параллельную работу энергосистем
Грузии, Турции, Армении и Ирана. С учетом долгосрочных обязательств Армении по
встречным поставкам электроэнергии против импортируемого в Армению из Ирана
природного газа объемы электроэнергии для поставки из энергосистемы Армении в
энергосистемы Грузии, Турции и Ирана могут составить в суммарном объеме более 6
млрд кВт*ч в год.
Отдельного упоминания заслуживают экспортные возможности ЗАО "АрмРосгазпром",
т.к. сегодня компания плотно занимается электроэнергетикой. Это продиктовано
стратегическими соображениями и пониманием того, что электроэнергетика является
для нее профильным бизнесом и позволяет обеспечить значительный синергетический
эффект. К этому нужно добавить обладание крупными газоэнергетическими объектами,
возможность маневрировать финансовыми и материально-техническими ресурсами. Все
это позволяет предположить, что в ближайшей перспективе "АрмРосгазпром" способен
стать одним из ключевых региональных игроков на рынке поставок электроэнергии.
НОВОЕ КАЧЕСТВО ЭКСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ
Экспортная политика Армении должна быть нацелена на создание уникальных и
эффективных возможностей для активизации внешнеэкономического оборота республики
с соседними государствами, посредством которого можно существенно повысить
степень энергетической безопасности страны.
Обладая двумя газопроводами и мощностями подземного хранения газа,
обеспечивающими надежность поставок потребителям, а также избыточными
конкурентными генерирующими мощностями, Армения имеет все шансы стать своего
рода либеральной энергетической площадкой регионального масштаба. Решение этой
непростой задачи предполагает реализацию в ближайшем будущем в экономике в
целом, а в энергетической сфере особенно, амбициозных программ, цели и задачи
которых можно изложить следующими ключевыми тезисами:
повышение энергетической безопасности Армении посредством формирования конкурентного экспортного рынка;
разработка и реализация государственной политики РА по реальной поддержке энергетических проектов, ориентированных на экспорт, в основе которой должна быть гибкая ценовая политика;
выработка согласованных позиций стратегических партнеров (Газпром, РАО "ЕЭС России" и др.) по расширению регионального энергетического сотрудничества, в которое должны быть вовлечены не только ближайшие соседи Армении, но и Ирак, Туркменистан и другие.
Вот главные условия, при которых Армения может превратиться в энергетическую
"базу" региона - дальнейшая либерализация внешнеэкономической торговли,
расширение доступа к инновационным достижениям, передовым техническим стандартам
и методам государственного и корпоративного управления экономикой, реальный
переход к новому качеству экспортной политики.
Все перечисленное не может быть реализовано в полной мере без понимания всеми
странами региона объединяющей перспективы энергетического сотрудничества,
готовности принять и соблюдать правовой режим, согласованный с установленными
международными нормами и не подверженный произвольному, одностороннему
изменению. Сегодня Армения расценивает наличие в регионе новой энергетической
ситуации как очень позитивный для себя факт и осознает реальную возможность быть
вовлеченной в крупные региональные энергетические проекты, в которых она имеет
все шансы стать одним из ключевых игроков на энергетической карте региона. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|