Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Идет борьба за "электроинтеграцию" в Центральной Азии

 
   

В рамках состоявшегося в Санкт-Петербурге неформального саммита государств-участников СНГ и Международного экономического форума Президент РФ Дмитрий Медведев поддержал предложенную Казахстаном и Киргизией повестку СНГ на 2009 год, связанную с проблемами энергетики, и предложил искать новые формы для создания единого электроэнергетического рынка СНГ.

 

 
 

Владимир ЛИХАЧЕВ,
заместитель директора Института энергетических исследований РАН

 
 
Напомним, что 25 мая 2007 г. шесть государств СНГ подписали Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка (ОЭР) стран -участников Содружества Независимых Государств. Тем самым они положили начало созданию ОЭР СНГ и обеспечили вступление в силу Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ, утвержденной Советом Глав Правительств СНГ 25 ноября 2005 года.

Соглашение констатирует, что для достижения успеха в создании ОЭР СНГ, государства-участники намереваются гармонизировать национальное законодательство, юридические и экономические условия для деятельности субъектов экономики, создать систему господдержки для приоритетных областей регионального сотрудничества с целью развития ОЭР СНГ, урегулировать неплатежи и платежные отношения между государствами-участниками СНГ.

Интересно отметить, что Соглашение предусматривает создание общего электроэнергетического рынка СНГ, принимая за основу положения единого энергетического рынка ЕС, что впоследствии должно привести к созданию единого рынка электроэнергии ЕС и СНГ ("от Лиссабона до Владивостока"). Поскольку этот процесс в формате СНГ далек от завершения в силу различных, в том числе и политических, причин, в настоящее время предпринимаются попытки ускорить его в рамках ЕврАзЭС, используя тот же подход (на основе принципов либерализованного рынка и конкуренции).

Одновременно с этим активную работу по созданию региональных (межгосударственных) рынков на территории СНГ с 2004 г. ведут консультанты Всемирного банка и Азиатского банка развития. В центре их внимания - Центральная Азия (напомним, входящая в ЕврАзЭС). Этот же регион все больше ощущает интерес со стороны Китая. В конечном счете, именно в Центральной Азии разворачивается острая борьба за ее электроэнергетический рынок и поставки электроэнергии из этого региона. Если основные "внешние" игроки сходятся во мнении о необходимости создания регионального электроэнергетического рынка в той или иной конфигурации, то вокруг направлений экспорта электроэнергии из региона идет серьезная борьба.

Афганистан, Пакистан, Иран, Китай и Россия являются потенциальными рынками для электроэнергии, вырабатываемой в Центральной Азии. Всемирный банк и США, а также азиатские политические и финансовые организации заинтересованы в обеспечении более тесной интеграции электроэнергетики ЦАР с Южной Азией (Пакистан и Афганистан, в первую очередь, но без Ирана из-за позиции США). Иран и Китай решают свои собственные задачи. Россия имеет заинтересованность в обеспечении равномерной работы (балансировки)своей системы на границе с Центральной Азией (т.е. на границе с Казахстаном). Она также рассматривает Центральную Азию в качестве потенциального источника недорогих поставок электроэнергии.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

Рассмотрим подробнее особенности и направления создания общего рынка электроэнергии в этом регионе и, прежде всего, особенности рынков электроэнергии отдельных стран региона.

Киргизия. В настоящее время Киргизия, обладающая огромным гидроэнергетическим потенциалом, имеет возможность открыто участвовать в работе электроэнергетического рынка Казахстана. Так, киргизская электроэнергетическая компания уже использовала процедуру открытого тендера и юридически обязательные контракты для поставки электроэнергии казахским потребителям. Цена при этом достигла 121% по сравнению с ценами прежних бартерных соглашений, что принесло около 10 млн долларов. Кроме того, подписано соглашение о торговле электроэнергией на казахском оптовом рынке KOREM. Это соглашение, однако, не работает, так как не решены проблемы таможни, а руководство компании предпочитает оптовой торговле в Казахстане через KOREM двусторонние сделки. В настоящее время срок соглашения истек и не понятно будет ли заключено новое соглашение.

Киргизия активно реформирует свой энергетический сектор потрем направлениям:
1. использование государственно-коммерческого партнерства как средства для развития производства электроэнергии на ГЭС (гидроэнергетического потенциала);
2. наращивание энергетических мощностей для экспорта в Центральную и Южную Азию или Россию;
3. подготовка нового закона об электроэнергетике, который должен обеспечить деятельность эффективного регулирующего органа (агентства). Эти реформы начались в период, когда энергетический баланс Киргизии стал ухудшаться, а способность страны получать прибыль от увеличения цен на электроэнергию сдерживается недостатком производимого на экспорт избытка электроэнергии. В январе 2008 г.

резервная мощность Токтогульской ГЭС, из-за низкой отметки водохранилища, упала от допустимого уровня в 250 МВт до нуля. Дефицит электроэнергии, вызванный этим явлением в Южном Казахстане, покрывался ее перетоками по линии 500 кВ с севера на юг, однако потребности были настолько велики, что казахстанская линия электропередачи постоянно отключалась из-за перегрузки. Для балансирования системы Киргизия была вынуждена снизить свои нагрузки, а дальнейшая разбалансированность привела к риску серьезной нехватки электроэнергии, подобно той, которая почти разрушила экономику Таджикистана зимой 2007-2008 годов. В настоящее время в Киргизии новые генерирующие мощности не строятся.

Казахстан. В 2007 г. президент Назарбаев заявил, что установление регионального обмена электроэнергией является национальной задачей, притом, что продолжается создание собственного национального рынка энергоресурсов. Конкурентный энергетический рынок в Казахстане достиг значительных успехов. Ключевым игроком на нем является KOREM, осуществляющий обмен электроэнергией на конкурентной основе. В 2007 г. 15% всей производимой в Казахстане электроэнергии продавалось на рынке KOREM.

Главный вопрос казахстанского рынка - каким образом стимулировать создание новых генерирующих мощностей. Проблема в том, что старые электрогенерирующие предприятия могут работать с гораздо меньшими производственными затратами по сравнению с новыми мощностями. Это в первую очередь объясняется низкими капитальными затратами, отражающимися на общей себестоимости электроэнергии, производимой на старых электростанциях, построенных до 1991 года.

Как и другие страны Центральной Азии, Казахстан пытается приспосабливаться к требованиям нарождающегося энергетического рынка. К примеру, премьер-министр Казахстана призвал энергетиков не повышать тарифы на электроэнергию в I кв. 2008 г. с тем, чтобы минимизировать нагрузку на потребителей. По оценкам министерства энергетики Казахстана из-за низких тарифов 80% распределительных компаний не способны инвестировать в системы контроля и связи, необходимые для совершенствования распределительных сетей. Как бы то ни было, эффективность распределительных компаний в плане технических потерь, воровства электроэнергии и неэффективности сбора платежей за потребленную электроэнергию остается низкой. Казахстанский энергетический рынок все еще находится на стадии постепенной адаптации к новым рыночным условиям.

В электроэнергетике страны еще не получили развития рыночные механизмы, способные положить конец перегрузкам при передаче электроэнергии, а также отсутствуют различные инструменты, позволяющие участникам рынка управлять рисками, такие, например, как фьючерсные контракты. Кроме этого не учитываются дополнительные услуги предоставления резервной или регулирующей мощности, отсутствуют рыночные механизмы для их интерпретации. Одним из недостатков электроэнергетического рынка Казахстана, по мнению экспертов, является слабость механизмов мониторинга каким-либо квалифицированным регуляторным агентством.

Можно утверждать, что главным приоритетом для развития энергетики Казахстана является выработка условий для мотивации и стимулирования притока инвестиций в создание новых генерирующих предприятий. Это необходимо для преодоления все возрастающего дефицита электроэнергии в Казахстане.

Таджикистан. Зимой 2007/8 гг. Таджикистан испытал серьезный дефицит электроэнергии и перенес энергетический кризис, особенно после того, как 4 февраля 2008 г. Узбекистан приостановил экспорт электроэнергии в Таджикистан. Уровень воды в Нурекском водохранилище достиг критически низкой отметки в феврале 2008 года. Туркменистан попытался вдвое увеличить экспорт электроэнергии в Таджикистан, чтобы покрыть хотя бы часть образовавшегося дефицита, однако сам испытал воздействие необычно холодной зимы и был вынужден вновь снизить экспорт до 3, 5 млн кВт*ч. В результате в январе-феврале 2008 г. подача, а, следовательно, и потребление электроэнергии были ограничены на всей территории Таджикистана. Многие предприятия закрылись. Ущерб, нанесенный национальной экономике, оценивается в 250 млн долларов.

Избыток электроэнергии, вырабатываемой Таджикистаном летом, составляет 1, 5-2 млрд кВт*ч. и дефицит электроэнергии зимой равен примерно 4 млрд кВт*ч. Также как и Киргизия, Таджикистан справлялся с зимним дефицитом, смещая выработку электроэнергии к зимнему периоду пикового спроса. В результате отмечалось истощение запасов воды в Нурекском и Токтогульском водохранилищах ниже допустимого уровня. То есть, уровня, необходимого для выработки гидростанциями регулирующей мощности с одновременной подачей воды на орошение. Нехватка объясняется не только и не столько холодной зимой в регионе. На нее в большой степени влияет тот фактор, что розничные цены на электроэнергию слишком низкие, и многие домашние хозяйства обогреваются электроэнергией, в то время как инфраструктура электрических систем находится в очень плохом состоянии и не может удовлетворить постоянно возрастающий спрос на электроэнергию.

Так же как в Казахстане и Киргизии, необычно холодная прошедшая зима показала, что в Таджикистане в течение года возникают периоды, когда внутренний спрос на электроэнергию значительно превышает предложение, и в последние годы число таких периодов неуклонно растет. Из этой ситуации можно сделать однозначный вывод: в этих республиках необходимо срочно строить новые генерирующие мощности и увеличивать объемы торговли электроэнергией с другими странами региона. Однако, в настоящее время электрические системы в этих странах не располагают достаточными финансовыми средствами для модернизации передающих и распределительных сетей, не говоря уже о строительстве новых гидростанций или импорте более дорогостоящей энергии тепловых станций из соседних стран. Другими словами, главной проблемой, лежащей в основе постепенной деградации энергосистемы Таджикистана, является проблема обеспечения окупаемости производства, передачи и распределения электроэнергии.

Несомненно, Таджикистан только выиграет от создания регионального энергетического рынка. К примеру, летом Нурекская ГЭС сбрасывает вхолостую воду, которая могла бы генерировать дополнительно 700 МВт, в то время как Узбекистан вынужден вырабатывать такую же мощность для покрытия внутреннего спроса. При правильной региональной организации и управлении водными ресурсами Узбекистан мог бы снизить генерацию и закупать электроэнергию у Таджикистана, когда тот имеет воду в избыточном количестве. Это увеличило бы доходы энергетического сектора Таджикистана и в то же время позволило разгрузить тепловые электростанции Узбекистана. В итоге это привело бы к экономии газа и снижению сопутствующих затрат.

Кроме этого, согласно условиям "старого" соглашения по воде/электроэнергии между Узбекистаном и Таджикистаном, Таджикистан обязуется поставлять Узбекистану:
1) воду для орошения в период ирригации;
2) регулирующую мощность для стабилизации узбекско - центрально-азиатской сети;
3) 900 млн кВт*ч в весенне-летний период.

В свою очередь Узбекистан обязуется поставлять Таджикистану 600 млн кВт* ч в зимний период. При внедрении рыночной системы было бы целесообразно выплачивать поставщику гидроэнергии компенсацию за дополнительные услуги и управление водными ресурсами, оказываемые региональной системе. В дополнение к этому, если Таджикистан смог бы продавать электроэнергию, генерированную гидро- и тепловыми станциями, на конкурентный рынок, например Казахстана, то полученная за них цена была бы примерно равна стоимости продаж конкурирующих тепловых генераторов за тот же период.

Общеизвестна необходимость разумного приспособления потребностей водно-ирригационного управления стран, чьи энергетические мощности расположены ниже по течению. Тем не менее, становится очевидным, что более справедливое разделение выгод водно-энергетической системы в рамках рыночной системы, принесло бы Таджикистану больший доход за обеспечиваемые им услуги и продукты.

Таджикская гидросистема обеспечивает резервную и регулирующую мощность. В настоящее время платежи осуществляются на базе старых соглашений и не отражают рыночные цены. Также ясно, что доходы от экспорта электроэнергии, воды и услуг крайне важны для развития энергетической системы и республики в целом. Инвестиции необходимы для реабилитации инфраструктуры, строительства новых генерирующих мощностей и создания запасов первичных энергоресурсов на периоды, когда требуется импорт топлива и электроэнергии. Однако, подобно Киргизии, в качестве паллиатива потребуется снизить потери энергии и масштабы электроотопления.

Узбекистан. Узбекская электрическая сеть расположена в центре Единой Центрально-Азиатской энергетической системы и работает совместно с электрическими сетями Киргизии, Казахстана и Таджикистана. Основой региональной энергосистемы является кольцо передачи по линиям 500 кВ, отдельные части которого управляются соответствующими национальными энергосистемами. Энергетическая система Узбекистана составляет важнейшую часть региональной системы электропередачи ЦАР и контролирует трансграничные перетоки электроэнергии Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Туркменистана.

В настоящее время Узбекистан торгует электроэнергией с соседними странами по условиям "старых" двусторонних соглашений о водно-энергетическом обмене в регионе.

Таким образом, государства ЦАР определенно выигрывают от создания единого регионального электроэнергетического рынка.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОТКРЫТЫХ ГРАНИЦ

Мировая практика показывает, что после того, как национальные рынки электроэнергии начинали стабильно функционировать, они постепенно открывали свои границы для трансграничной торговли. Открытие границ обычно включает несколько стадий, каждая из которых влечет за собой повышение сложности механизмов трансграничных взаимодействий: краткосрочные, гибкие формы торговли; поддержку в экстренных ситуациях; двустороннюю торговлю; появление скоординированных краткосрочных рынков. В некоторых случаях конечной целью является объединенный рынок электроэнергии.

Региональная интеграция рынков электроэнергии (мощности) имеет целый ряд преимуществ: оптимальное использование генерирующих ресурсов, сокращение затрат по удовлетворению краткосрочного спроса; возможность реализации проектов регионального масштаба; совместное использование резервов и поддержка в экстренных ситуациях - позволяют повысить надежность энергообеспечения. Чем выше уровень интеграции рынков, тем обычно выше требования к гармонизации определенных ключевых элементов модели рынка. Тем не менее, можно достигнуть достаточно существенного продвижения к интеграции рынков путем развития и урегулирования взаимодействия между энергосистемами разных стран на основе согласованных правил (принципов) трансграничной торговли при сохранении национальных особенностей, различий в темпах формирования и моделей рынков.

Концепция создания общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ предусматривает определенные этапы формирования ОЭР СНГ.

Этап 1. Двусторонняя трансграничная торговля

На этом этапе возможно получение выгод от увеличения объемов трансграничной торговли, без сложностей и временных проволочек, обусловленных необходимостью внесения изменений в законодательные и нормативно-правовые документы в государствах-участниках СНГ. Реализация этого этапа может быть начата в ближайшее время, и, вероятно, потребует минимальных изменений существующих правил и процедур (если таковые приняты на правительственном или законодательном уровне в каждом отдельном государстве) и договорной базы.

Предлагается реализовывать первый этап в две стадии. Первая, по сути, позволит свободную двустороннюю торговлю между участниками рынка государств-участников СНГ по согласованным правилам. При этом необходимо разработать и внедрить механизмы определения и распределения пропускной способности сечений экспорта/импорта, закрепить процедуру планирования суточных (почасовых) графиков межгосударственных перетоков с учетом приобретенной пропускной способности и обеспечение их выполнения, механизм компенсации затрат, связанных с оказанием услуг по передаче электроэнергии (мощности) по сетям третьих государств, а также урегулировать отклонения от плановых графиков межгосударственных перетоков на почасовой основе (купля-продажа балансирующей электроэнергии). Такие механизмы должны быть совместимы (не должны противоречить) с особенностями функционирования национальных рынков государств, энергосистемы (участники) которых оказываются вовлеченными (или участвуют) в трансграничные сделки.

На второй стадии предполагается, что участники рынка из государств СНГ будут допускаться на рынки на сутки вперед друг друга.

Этап 2. Функционирование регионального рынка

Региональный рынок - определенный вариант интеграции национальных спотовых электроэнергетических рынков государств-участников СНГ (два и более), подразумевающих развитие совместных механизмов торговли электроэнергией (мощностью) и услугами.

На этом этапе повышение уровня интеграции, скорее всего, потребует заключения ряда соглашений правительствами сторон и/или участниками электроэнергетического рынка СНГ.

Этап 2 также представляется целесообразным разделить на две стадии: первая будет включать торговлю только электроэнергией, вторая - торговлю и системными услугами. Трансграничная торговля системными услугами требует достаточно высокого уровня сотрудничества, координации и соответствующих полномочий Системных операторов (СО), а также идентификации и легитимизации в национальных законодательствах тех системных услуг и участников, которые могут их оказывать.

Этап 3. Общий рынок электроэнергии

Он предполагает полную реализацию положений Концепции, включая создание соответствующих региональных (наднациональных) структур, включая разработку единых для всех субъектов электроэнергетики Правил ОЭР СНГ - ЕврАзЭС.

Ключевым моментом в развитии интеграции электроэнергетических рынков России - СНГ - ЕврАзЭС - государств Центральной Азии и т.д. являются ее движущие силы. Активность "западных" и "азиатских" игроков в регионе все более возрастает. Существует реальная опасность, что замедление этого процесса в рамках СНГ/ЕврАзЭС приведет к тому, что азиатский вектор интеграции возобладает, и Россия потеряет возможность оказывать на него хоть какое-то влияние для обеспечения своих интересов.
 
 
Еще статьи на эту тему:
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru