Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Перемены давно назрели.

 
   

Для того чтобы вернуться к рассмотрению вопроса о ратификации Договора к Энергетической хартии, необходимо, чтобы наши партнеры проявили больше гибкости и понимания, а главное — готовности идти на компромисс.

 

 
 

Максим БУЯКЕВИЧ,
Постпредство России при ЕС, Брюссель

 
 
В последние годы энергетический сектор мировой экономики сталкивается с новыми, все более усиливающимися, политическими, экономическими и экологическими рисками. Увеличивается разрыв между спросом и предложением ресурсов. Как следствие, обостряется конкуренция на мировой арене за привлекательные энергетические активы и рынки сбыта. Растет потребность в существенных дополнительных инвестициях в добычу, транспортировку и использование энергоносителей. Приходится наращивать весьма дорогостоящие усилия по предотвращению климатических изменений в результате хозяйственной деятельности. Вызывают обоснованные опасения проблемы физической защиты энергетической инфраструктуры. И так далее.

На этом фоне очень непросто привести к единому знаменателю интересы импортеров, экспортеров и транзитных стран. Для первых основная цель энергетической политики — обеспечение бесперебойных поставок по приемлемым ценам, допуск к разработке нефтегазовых месторождений. Для вторых — стабильные, долговременные поступления от экспорта при сохранении энергетического суверенитета и минимизации негативных последствий для природной среды. Для третьих — разумно высокая прибыль за транзитные услуги. Это требует от всех международных игроков проведения взвешенной, нацеленной на компромисс внешней политики в области энергетики.

Сейчас на Западе, в том числе в Европе, нередко можно услышать упреки, что реализации этих целей во многом мешают действия российской стороны по усилению государственного контроля над топливно-энергетическим комплексом, вытеснению из него иностранных компаний, ревизии соглашений по разделу продукции, отказу от ратификации Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) и прочее.

Евросоюз в сфере энергетики проводит последовательную политику, направленную на выполнение двух основных задач. Первая — снижение энергетической составляющей в стоимости своей продукции с целью усиления позиций в конкурентной борьбе на мировых рынках. Вторая — получение надежного долгосрочного доступа к внешним источникам углеводородного топлива, особенно нефти и природного газа, поскольку собственных источников для покрытия потребностей явно недостаточно.

ДЭХ позволяет ЕС эффективно решать эти задачи, поскольку направлен преимущественно на защиту интересов потребителей и обеспечивает создание системы доступа третьих сторон к энерготранспортной инфраструктуре. По сути, для Евросоюза ДЭХ — дополнительный инструмент обеспечения безопасности поставок энергетических ресурсов из России и других ресурсных стран СНГ.

Россия не против этого, но ДЭХ должен защищать и интересы поставщиков энергоносителей, без чего не удастся выйти на сбалансированный подход к решению проблем глобальной энергетической безопасности. Следует признать: на сегодня Договор к Энергетической хартии далеко не адекватным образом обеспечивает интересы поставщиков.

С момента подписания Договора в 1994 г. в мировой энергетике произошли драматические изменения: взлетели цены на энергоносители, изменилась конъюнктура рынков, сформировались или формируются новые пути транспортировки энергоресурсов, меняется и сам характер отношений между участниками энергетической цепочки. Производители энергоресурсов заинтересованы уже не столько в инвестициях в обмен на ресурсы, сколько в равноправном и взаимовыгодном обмене активами, недискриминационном доступе на рынки и пр.

По этим причинам Россия инициировала процесс рассмотрения перспектив модернизации Договора, приведения его в соответствие с современными реалиями. В развитие российского предложения Конференция по Энергохартии образовала новый рабочий орган — Специальную группу по стратегии, призванную разрабатывать этот круг проблем. Ее последнее заседание состоялось 12 июня с.г. в Брюсселе.

Россия представила программный документ с перечислением основных вызовов и угроз современной глобальной энергетике, обозначивший принципиальные изменения в энергетическом секторе, произошедшие за последние годы, и вносящий концептуальные предложения по модернизации Договора.

В число глобальных проблем, к решению которых должен быть адаптирован ДЭХ, были, в частности, включены необходимость улучшения инвестиционного климата в энергетике, поддержание баланса интересов стран-потребителей и стран-производителей энергоресурсов, повышение прогнозной предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков, повышение энергоэффективности и энергосбережения, диверсификация видов энергии, обеспечение физической безопасности энергетической инфраструктуры, сокращение масштабов энергетической бедности, решение проблем изменения климата и устойчивого развития.

Был отмечен и ряд специфических изменений, характерных для государств —
участников Энергетической хартии: кардинальное увеличение числа стран — членов Евросоюза, охватывающего в настоящее время практически всю Западную и Центральную Европу; расширение границ внутреннего рынка ЕС; увеличение числа стран, подписавших ДЭХ и вступивших в ВТО; расширение членства в ДЭХ за счет азиатских стран; изменение механизма формирования цен в торговле газом между странами СНГ; рост в перспективе импортной зависимости ЕС.

Далее. Увеличение масштабов международной торговли и транзита, обусловленное ростом импортных потребностей в странах — участницах ДЭХ; усиление потребности в развитии электроэнергетики, что неизменно ведет к повышению удельного веса использования угля и обострению ситуации с загрязнением окружающей среды; имеющая место, по мнению российской стороны, активизация попыток дискриминации деятельности государственных компаний стран-производителей, особенно по приобретению на взаимовыгодных условиях активов в странах-потребителях, а также в сфере использования суверенных фондов стран-производителей.

Что касается непосредственно обновления Договора, то его текст должен включить в себя новый понятийный аппарат — прежде всего, определения энергетической безопасности и принципов ее обеспечения. Наряду с этим он должен охватывать вопросы обеспечения физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры, противодействия угрозам международного терроризма, содействия развитию масштабных энергетических проектов, запрета несанкционированного отбора энергоресурсов при их транзите.

Необходимо изыскать приемлемые формулировки для закрепления принципа обеспечения баланса интересов стран-потребителей и стран-производителей, в том числе за счет ответственности сторон за обеспечение не только поставок, но и спроса на энергоносители, а также уравновешивания прав доступа к суверенным ресурсам стран-производителей правами доступа к развитию инфраструктуры в странах-потребителях. Существенной конкретизации требуют положения ДЭХ, касающиеся транзитных споров, доступа к капиталам и технологиям.

Помимо этого, с учетом динамики и географического распределения добычи энергоресурсов и роста их потребления, нелишним было бы рассмотреть привлечение к участию в ДЭХ крупных стран-производителей, включая членов ОПЕК, Китая и Индии, а также других развивающихся стран, поскольку на эти страны придется наибольший рост энергопотребления в перспективе и именно они будут определять развивающуюся конъюнктуру рынка. И, конечно, можно было бы только приветствовать возможное подписание ДЭХ США, Канадой, Мексикой, Бразилией.

Подобное расширение охвата Договора повысило бы его авторитет и создало дополнительные возможности широкого обсуждения проблем мирового энергетического сектора в рамках глобального и всеобъемлющего юридически обязывающего документа.

На сегодняшний день, помимо Иордании и Филиппин, готовящихся подписать Энергетическую хартию, а затем и ДЭХ, аналогичные действия намерен осуществить Китай. Ведутся переговоры с правительствами Алжира, Марокко, Туниса, Индонезии, Индии, Таиланда, а также с руководством АСЕАН.

Российские инициативы находят поддержку у многих стран — участниц Договора, которые, в свою очередь, поделились на заседании Спецгруппы своим видением основных проблем, вызовов и угроз. В частности, выступая в прениях, представитель Словении поставил вопрос о необходимости мониторинга осуществимости прогнозов развития мировых рынков энергоресурсов, а представитель Норвегии, обратив внимание на своевременность российской инициативы, поддержал идею активизации хартийного процесса и, на этой основе, улучшения политической работы. Из основных изменений в мировой энергетике представитель Норвегии выделил структурные реформы, включающие совершенствование законодательной базы на национальных уровнях, изменение политики в области изменения климата, развитие энергетического сотрудничества между странами.

Швейцарцы назвали наиболее актуальным решение проблем изменения климата, развития инфраструктуры в энергетике, роста инвестиционного сотрудничества, взаимной торговли и повышения энергоэффективности. Японская делегация призвала к учету решений предстоящего совещания G-8 в Японии, особенно по изменению климата. Из других проблем представитель Японии выделил обеспечение инвестициями, повышение энергоэффективности и развитие инновационных технологий.

Представитель Нидерландов особо выделил рост цен на энергоресурсы и необходимость защиты природы, а представитель Литвы — проблемы энергетической безопасности. Делегацию Киргизии больше всего волновали изменение климата и освоение возобновляемых источников энергии.

В целях ускорения дискуссии по злободневным вопросам развития Договора Россия предлагает партнерам по переговорам, не затягивая, представить свои официальные письменные соображения, касающиеся описываемого круга проблем. По сути, лишь российская делегация готова на сегодняшний день дать детализированные разъяснения своей позиции, что, кстати, и будет сделано к предстоящему в октябре с.г. очередному заседанию Специальной группы по стратегии.

Настал момент и другим государствам активно подключиться к этой работе. В первую очередь это относится к ЕС. Последние консультации в рамках Группы по торговле и транзиту Конференции по Энергохартии в Софии 10—11 июня с.г. и заседания Специальной группы продемонстрировали не только отсутствие какой бы то ни было динамики в позиции ЕС, но даже готовности вести предметный диалог. Складывается впечатление, что у делегации КЕС на хартийных мероприятиях попросту отсутствует мандат на переговоры, которые могли бы привести к конкретным результатам.

Между тем без продуктивного участия ЕС в ведущихся консультациях прогресс попросту невозможен: в конечном итоге именно Евросоюз на сегодняшний день представляет собой ключевой пул потребителей на переговорной площадке Энергохартии. К примеру, в согласовании проекта Транзитного протокола к ДЭХ, которое опять, после неудачи двусторонних российско — европейских консультаций, вернулось в многосторонний формат обсуждения, развития пока нет, во многом благодаря той же проблеме.

Евросоюз в качестве переговорного инструмента периодически подчеркивает неправомерность российской стороны, не ратифицировавшей ДЭХ, выдвигать требования к полноценным участникам ДЭХ и предлагает нам уточнить свою позицию в отношении возможной ратификации Договора. Хотя хорошо известно, что завершение работы над Протоколом по транзиту является одним из ключевых условий ратификации Договора Россией.

Впрочем, Евросоюз все чаще оказывается в изоляции. Так, на последнем заседании Группы по торговле и транзиту транзитные страны, игравшие в обсуждениях ключевую роль, такие как Турция и Швейцария, выражали понимание российских подходов и адресовали свои вопросы преимущественно делегации ЕС.

Активно поддерживала российскую сторону и делегация Казахстана, неоднократно подчеркивавшая, что позиция ЕС в отношении важнейших статей Протокола не способствует обеспечению гарантированных поставок энергоресурсов и противоречит принципам долгосрочных контрактов.

Конечно, неофициальные консультации российской делегации и делегации ЕС на уровне экспертов способствовали прояснению позиций сторон и более углубленному пониманию путей достижения возможных компромиссов. По этой причине, кстати, мы рекомендовали продолжить согласование положений Протокола по транзиту в многостороннем формате, используя в том числе результаты обсуждений на упомянутых консультациях. Но после семи лет постоянных консультаций по проекту у переговаривающихся сторон, пожалуй, уже должно было возникнуть и моральное обязательство вести дело к успешному завершению этого процесса.

Во многом это зависит от политической воли. И в этом смысле текущий момент очень благоприятен: вот-вот стартуют переговоры по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, в координации с которыми можно было бы продолжить работу и на площадке Энергохартии. Активно развивающийся Энергодиалог также вносит серьезную лепту в улучшение понимания позиций друг друга. Поэтому необходимо уже сейчас отходить от традиций «мозговых штурмов» на консультациях и нацеливаться на документально фиксированный результат переговоров.

При формировании переговорных позиций России применительно к Энергохартии необходимо помнить, что ДЭХ для нас является практически единственным международным многосторонним документом, обеспечивающим защиту наших все увеличивающихся активов в энергосекторе других стран, участвующих в ДЭХ, а также временную альтернативу защите торговых интересов в случае возможной очередной затяжки переговоров по присоединению к ВТО.

Поэтому российская сторона не сводит свое участие в ДЭХ только к проблемным аспектам, напротив, выступая за назревшее обновление самого Договора, а также расширение круга его участников, с тем чтобы превратить его в полноценное «руководство» для всех игроков на международной энергетической арене. В случае, если наши основные партнеры поддержат Россию в этих усилиях, успех площадки Энергохартии в качестве одного из ведущих мировых энергетических переговорных форматов будет обеспечен.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru