Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Не оснащены, но очень активны

 
   

Нефтесервисным компаниям не хватает оборудования и угрожает китайская экспансия. Ситуация в нефтесервисе сегодня драматична и очень интересна. Сервисные компании прилагают большие усилия, чтобы адаптировать отрасль к требованиям рынка.

 

 
 

Валерий КИЗИЛОВ,
генеральный директор консалтинговой компании "Толк-Идея"

 
 
Нефтяная промышленность сегодня напоминает Алису в Зазеркалье, которой надо было бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте: для сохранения объемов добычи на прежнем уровне необходимо все сильнее наращивать инвестиции. Нынешние объемы капиталовложений недостаточны: в январе-апреле 2008 г. в России добыто нефти на 0, 3% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Запасы истощаются, и, если не вкладывать средства в дополнительную разведку, бурение и повышение отдачи пластов, спад производства будет неизбежен. Поэтому все большее значение для индустрии приобретает нефтесервис.

Объем нефтесервисного рынка в России, составивший в 2007 г. 11, 6 млрд долл., в 2008 должен достичь 13, 4 миллиарда. Это означает увеличение отрасли на 15% в год. При сравнении этого темпа с показателями нефтедобывающих компаний напрашивается вывод: сервисы остаются самым динамичным сегментом нефтегазовой промышленности. Ведь капитальные расходы шести крупнейших добывающих холдингов увеличиваются медленнее: в 2006 г. они составляли 20, 7 млрд долл., в 2007 г. - 23, 5 млрд, а в 2008 г. предполагается затратить уже 26 миллиардов. Таким образом, если в прошлом году на нефтесервис приходилось 49% всех инвестиций, совершенных крупными компаниями, то в 2008 г. эта доля составит уже 52 процента.

Количественные показатели растут. Уже сразу две сервисные компании - Евразия и Интегра - могут похвастаться объемом продаж более миллиарда долларов. Выручка Интегры за 2008 г. может превысить 1, 5 млрд долл., Евразии - 1, 9 миллиарда. Кроме того, по итогам первого квартала текущего года Евразия стала первой по объемам бурения не только среди независимых подрядчиков, но и среди всех игроков на российском рынке, опередив даже Сургутнефтегаз, выполнивший больше всех эксплуатационного бурения в 2007 г. ( 2).

Концентрация рынка по-прежнему усиливается. И иностранные компании, и крупнейшие российские независимые подрядчики наращивают свою долю, а малые и средние предприятия поглощаются лидерами. Так, Интегра приобрела компании "Нижневартовский капитальный ремонт скважин" и "Сибирьтранссервис". Группа Челябинского трубопрокатного завода, в составе которой в прошлом году появилась нефтесервисная компания "Римера", тоже сделала приобретения, купив два крупных геофизических предприятия - Юганскнефтегазгеофизика и Томскнефтегазгеофизика.

Нефтесервисные компании продолжают диверсифицировать свою клиентскую базу: вышедшая из недр ЛУКОЙЛа Евразия снизила долю главного клиента в своем портфеле заказов с 85 до 75%, а Интегра, некогда тесно связанная с ТНК-ВР, сегодня не менее интенсивно работает с Газпромом и Роснефтью.

Новых трендов в первой половине 2008 г. на рынке не сложилось. Добывающим компаниям, как и раньше, достается лишь 10-15% поступлений от продаж нефти по цене более 25 долл./ барр*1. При такой налоговой нагрузке стимулы для расширения добычи ограничены. В этих условиях наличие запасов нефти становится не менее важным, чем текущие объемы добычи. С учетом того, что в 2002-2005 гг. имело место недоинвестирование в разведку, новые геологоразведочные работы становятся особенно востребованы. При этом происходит сдвиг от двумерных сейсмических работ к трехмерным.

Надо отметить, что двумерная сейсмическая разведка востребована в основном на малоизученных территориях - на Ямале, в Якутии, Восточной Сибири. Заказчиком таких работ часто является Министерство природных ресурсов, чьи расценки не слишком высоки - по словам главного геофизика Интегры Г. Быстрицкого, они иногда еле покрывают себестоимость. Заказы на двумерную сейсмику со стороны недропользователей являются, скорее, исключением, чем правилом, хотя они тоже имеют место - например, у Газпрома на Ямале.

А трехмерные сейсмические работы нужны, в первую очередь, добывающим компаниям, и ведутся они на участках, где уже есть много разведочных скважин или активно идет эксплуатация. В таких местах трехмерная сейсмика помогает просчитать и оптимизировать стратегию добычи.

О чем же говорит повышение удельного веса трехмерных работ в общем объеме сейсморазведки? Понять нетрудно: участники рынка проявляют большую заинтересованность в разведке на тех участках, которые уже эксплуатируются, а не на "зеленых полях". Попросту говоря, государство стимулирует разведку в Восточной Сибири, а бизнес считает более выгодным сначала как следует изучить Западную.

Как говорил мне директор Югорского НИИ информационных технологий Геннадий Ерохин, сегодня на территории ХМАО недра на глубине до одного километра изучены примерно на 40%, а на глубине до двух километров - всего на 1%. На Югру до сих пор приходится 60-70% всех российских невыявленных запасов нефти. Это значит, что в Западной Сибири ее можно найти еще много. Причем эти поиски, равно как и последующая эксплуатация, обойдутся гораздо дешевле аналогичных работ на Востоке, благодаря возможности использовать уже готовую инфраструктуру.

Однако приземленные соображения экономии, лелеемые предпринимателями, сточки зрения государственной стратегии стоят недорого. Правительство явно отдало предпочтение Восточной Сибири. Там, на Ванкорском, Верхнечонском и Талаканском месторождениях, должны быть добыты новые миллионы тонн нефти. Там должен возникнуть нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО), по которому эти тонны отправятся в Китай. Это дорого, нерентабельно? Возможно. Однако налоговые льготы могут влиять на размещение инвестиций сильнее, чем природные условия или технологии. Волевым решением правительства добыча нефти на восточных месторождениях освобождена от НДПИ; в других же регионах налоговая нагрузка продолжает возрастать. Теперь рентабельные проекты разработки новых нефтяных месторождений есть только в Восточной Сибири.

Впрочем, даже это не значит, что освоение восточносибирских нефтяных полей пойдет по плану государства. Первая очередь ВСЮ должна быть запущена в IV кв. 2009 г., и ее пропускная мощность составит 30 млн т в год. Чтобы нефть поступила в трубопровод, она должна быть добыта, а добычи не будет без предварительного разведочного бурения. По словам директора Института нефтегазовой геологии и геофизики Алексея Конторовича, для заполнения нефтепровода разведочное бурение в Восточной Сибири должно поддерживаться на уровне 400- 500 тыс. метров в год. А в масштабах страны его объемы необходимо довести до 5-6 млн метров.

По сравнению с показателями последних лет этот объем кажется гигантским, ведь в 2005 г. разведочное бурение в России составило 1, 12, в 2006 - 1, 35, а в 2007 - 1, 49 млн метров. Однако в советское время бурили и больше: в 1990 - свыше 7, 1 млн метров. Правда, тогда на один метр разведочной скважины находили 510-540 т условного топлива, а сейчас эффективность почти в два раза выше. Если бы удалось сохранить достигнутый уровень отдач и, одновременно вернувшись к советским масштабам работ, истощение нефтяных запасов было бы преодолено. Но это не так просто.

Чтобы бурить, нужны буровые станки. До 1991 г. в России ежегодно изготавливали не менее 150 таких установок, но затем их производство практически полностью прекратилось. После длительного перерыва оно начало восстанавливаться: в 2005 г. было сделано 8 станков, в 2006 - 17, в 2007 - 29. Ожидается, что в 2008 г. сделают еще 45 станков. Однако эти объемы недостаточны даже для того, чтобы возместить старое оборудование, выбывающее из строя. Ведь российский парк буровых установок насчитывает примерно полторы тысячи единиц, и 72% из них имеют возраст более десяти лет.

Если же посмотреть на Восточную Сибирь, то в этом регионе бурить вообще нечем. У крупнейшего национального подрядчика - Буровой компании "Евразия" - до недавнего времени на восточных месторождениях вообще не было ни одного станка. Все 197 установок этой компании были заняты или в Западной Сибири, или на Тимано-Печоре, или в волжско-уральском районе, или же в Казахстане. Лишьсовсем недавно Евразия объявила Восточную Сибирь своим целевым рынком и начала перебрасывать станки на Ванкор в Красноярском крае. Правда, пока доставлен только один станок, да и он начнет работать лишь в III кв. 2008 года.

Больше внимания уделяют Восточной Сибири Интегра и Сибирская сервисная компания. У Интегры из 49 буровых установок 5 работают на Востоке. Можно говорить, что компания Феликса Любашевского сделала этот рынок для себя приоритетным, ведь здесь она получает 20% всех буровых подрядов, хотя в общероссийском масштабе удерживает лишь около 7% рынка бурения. У Сибирской сервисной компании на конец 2007 г. Восточной Сибирью занимались девять буровых бригад, успевших за год пробурить 32 тыс. метров на 22 скважинах.

Это очень мало, и основные участники рынка ничуть не удивлены активностью иностранных сервисных компаний, которые закрывают неудовлетворенные потребности недропользователей. Уже сегодня в регионе работают Nabors и Deutag, рассматривает возможности входа Parker Drilling, и все более вероятным становится массовое пришествие китайских подрядчиков, без участия которых, по прогнозам экспертов, Восточную Сибирь освоить не получится. Преимущества китайских буровых партий хорошо известны. Во-первых, они не слишком дорого обходятся, во-вторых - хорошо укомплектованы: в обычной российской партии около 40-45 человек, а в китайской их может быть вдвое больше.

Неудивительно, что российский нефтесервис, не справляясь с растущим потоком заказов, предъявляет большой спрос на новое оборудование. Мощности, производящие буровые установки, перегружены. ЗаводУралмаш - Буровое оборудование, входящий в Интегру и производящий основную массу отечественных буровых станков, не обслуживает клиентов, пока они не отстоят в очереди, и срок ожидания может достигать 410 дней (в 2005 г. поставка бурового оборудования производилась за 270 дней). Сказывается это и на цене: в 2005 г. станок стоил 190 млн руб., а в 2007 г. - уже 520 миллионов.

В этих условиях основные участники рынка ищут новые способы обеспечить себя оборудованием. Интегра, в придачу к продукции собственного завода, начала покупать китайские буровые станки, а Евразия решилась открыть собственное производство. Оно ведется в Калининграде совместно с фирмой Le Tourneau, и первая 450-тонная установка будет построена в IV кв. этого года. А в 2009 г. планируется выпустить от 8 до 10 станков, которые не пойдут на продажу, а пополнят парк самой Евразии.

Сегодняшняя ситуация в нефтесервисе драматична и очень интересна. Сервисные компании прилагают большие усилия, чтобы адаптировать отрасль к требованиям рынка. Объективно это сложная, но вполне разрешимая задача. Предпринимательская активность способна выправить основные диспропорции, сложившиеся в индустрии - если только новые искажающие воздействия небудутвозникатьбыстрее, чем преодолеваются старые.

*1 В июне Госдума приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие повышение необлагаемого налогом уровня стоимости Urals (при расчете НДПИ) с 9 до 15 долл./барр. - Прим. ред.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru