|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Монополизация вместо конкуренции
|
|
|
С 1 января вся электроэнергия на оптовом рынке будет продаваться по свободным ценам. Создание и развитие конкурентной среды - одно из ключевых условий реформирования
электроэнергетики. Что мешает этому процессу?
|
|
|
Василий МИХАЙЛОВ, председатель Российской Ассоциации "Коммунальная энергетика"
|
|
|
С 1 января 2011 г. вся электроэнергия на оптовом рынке будет продаваться по
свободным ценам. В то же время либерализация не касается населения и
приравненных к нему групп потребителей. Возникает вопрос - кто же заплатит за
увеличение стоимости электроэнергии в результате отпуска цен? Население - не
заплатит*1. Дополнительные затраты ложатся на всех остальных потребителей. Это
относится и к промышленности, и к бюджетным учреждениям. Для данных потребителей
либерализация, по сути, оборачивается лишь более дорогим электричеством. И чем
она полнее, тем сильнее растут цены.
Это означает, что практика перекрестного субсидирования не только сохраняется,
но и усугубляется. Пока процент либерализации невысок, это не очень заметно, но
с каждым годом диспропорция будет нарастать. К чему это приведет?
Сейчас сумма, которую бюджетным организациям предстоит потратить по статье
"Оплата энергии", определяется, когда тарифы на год уже установлены. А после
либерализации появится риск, что в течение года электричество неожиданно
подорожает, и бюджетных средств, выделенных школам и больницам на его оплату, не
хватит.
Что касается промышленности, очевидно, что повышение цен приведет к росту
себестоимости продукции и к снижению конкурентоспособности, особенно для
энергоемких отраслей.
Существенно это обстоятельство и для сетевых компаний. Они покупают
электроэнергию для оплаты технологических потерь, в тарифы для них закладываются
регулируемые цены, и повышенную стоимость они могут компенсировать только за
счет прочих расходов, а прочие расходы - это содержание электрических сетей.
Поэтому неизбежно сокращение финансирования на проведение ремонтных и иных
работ, а это уже надежность энергоснабжения.
Очевидно, необходимо создать рабочую группу из представителей федеральных
структур для детального анализа перспектив роста стоимости электроэнергии и
выработки решений по нейтрализации негативных последствий рыночных
преобразований в этой области.
Теперь о развитии конкурентных отношений. Предприятия энергетики были разделены
по видам деятельности, в том числе и для того, чтобы в сфере сбыта появилась
конкуренция. К сожалению, эта программа выполнена только в части разделения
предприятий.
На территории регионов в настоящее время действуют, как правило, несколько
гарантирующих поставщиков, созданных на базе сбытовых подразделений
энергоснабжающих организаций: АО-энерго и предприятий коммунальной энергетики. В
структуре потребителей АО-энерго население занимает незначительную долю, у
других гарантирующих поставщиков население занимает обычно около половины объема
реализуемой электроэнергии.
В результате трансляции свободных цен и отклонений оптового рынка на
потребителей розничного рынка (кроме населения), у первого гарантирующего
поставщика повышение тарифа для юридических лиц из-за трансляции с оптового
рынка заведомо меньше, чем у остальных.
Таким образом, сбытовые организации оказываются в неравном положении. Наряду со
злоупотреблением первым гарантирующим поставщиком своим положением действующего
участника оптового рынка и препятствиями с его стороны выходу на оптовый рынок
других гарантирующих поставщиков, это ставит под угрозу их дальнейшее
существование, что приведет к еще большей монополизации рынка электроэнергии и
исключению возможности появления на этом рынке конкурентных сбытовых
организаций.
Необходимо учесть это при внесении изменений в Правила функционирования
розничных рынков электроэнергии в связи с окончанием переходного периода
реформирования электроэнергетики.
Чрезвычайно важен объективный анализ ситуации со сложившимся институтом
гарантирующих поставщиков вообще. По оценкам НП "Гарантирующих поставщиков и
энергосбытовых организаций", гарантирующие поставщики в настоящее время продают
около 75% электроэнергии. Если учесть, что кроме них на оптовом рынке
электроэнергию приобретают крупные энергосбытовые организации и крупные
предприятия, картина на розничных рынках еще более очевидна.
Таким образом, из структуры, обеспечивающей поставки электроэнергии любому
потребителю, гарантирующие поставщики фактически превратились в абсолютно
монопольных игроков на розничных рынках электроэнергии.
Более того, если потребитель по какой-то причине пожелает перейти на
обслуживание к другой сбытовой организации, он должен компенсировать
гарантирующему поставщику выпадающие доходы до конца текущего года.
За время реформирования энергетики, особенно после разделения предприятий по
видам деятельности, в регионах существенно сократилось количество сбытовых
организаций - прежде всего за счет поглощения сбытовых подразделений
коммунальных предприятий гарантирующими поставщиками, образованными на базе
АО-энерго.
Возможность конкуренции между действующими гарантирующими поставщиками вряд ли
возможна: они находятся в неравном положении сточки зрения тарифообразования -
второй гарантирующий поставщик оплачивает сбытовую надбавку первого. Выход
относительно небольших гарантирующих поставщиков на оптовый рынок чрезвычайно
затруднен как по объективным, так и по субъективным причинам. Существует
практика рассмотрения этих проблем как в НП "Администратор торговой системы",
так и в региональных управлениях ФАС. Не решена проблема деятельности разных
сбытовых организаций, в том числе и гарантирующих поставщиков, на одних и тех же
группах точек поставки электроэнергии, что само по себе исключает возможность
какой-либо конкуренции сбытовых компаний. Проблема перекрестного субсидирования,
особенно актуальная для "коммунальных" гарантирующих поставщиков с большой долей
населения, также исключает возможность полноценной конкуренции.
В связи с изложенным логично предложить следующую схему взаимодействия розничных
рынков электроэнергии с оптовым. Функции гарантирующих поставщиков надо
закрепить за территориальными сетевыми организациями, исходя из технологического
присоединения к ним потребителей, как это предусмотрено действующими Правилами
функционирования розничных рынков для случаев прекращения деятельности
гарантирующего поставщика.
При этом возможно сохранить за прет на совмещение деятельности по передаче и
сбыту электроэнергии в тех случаях, когда в данной зоне функционирует сбытовая
организация, имеющая, согласно заключенным договорам купли-продажи
электроэнергии, возможность энергоснабжения потребителей этой зоны.
Впрочем, это требование представляется излишним, если законодательно будет
закреплено право любого потребителя и любых сбытовых организаций
недискриминационного доступа к получению услуг по передаче электроэнергии.
На каждом розничном рынке электроэнергии, сформированном исходя из регионального
административного деления, должны быть сбытовые организации - участники оптового
рынка, имеющие точки поставки только на присоединениях к Единой национальной
электрической сети, обслуживаемой Федеральной сетевой компанией. При этом должна
быть минимизирована сбытовая надбавка, а возможно и вообще исключена, для
покупки электроэнергии у участника оптового рынка другими сбытовыми компаниями,
функционирующими на данном розничном рынке. Трансляция ценовых отклонений
оптового рынка и колебаний свободных цен должна осуществляться, в перспективе,
на всех потребителей, а до введения этого положения - на всех потребителей -
юридических лиц данного региона по принципу "котла".
Неотложной задачей представляется урегулирование взаимоотношений смежных сетевых
организаций и сетевых организаций со сбытовыми, особенно в условиях "котлового"
метода формирования тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Отчасти эта
проблема вызвана неурегулированностью отношений с собственниками многоквартирных
домов (исполнителями коммунальных услуг), но в целом она - шире. Отнесение на
так называемые "фактические" потери электроэнергии недоработок сбытовых
организаций - как по объективным причинам, так и по субъективным - недопустимо,
это ставит под угрозу надежное энергоснабжение потребителей розничного рынка
вообще.
Министерство регионального развития РФ оказалось в стороне от рыночных
преобразований в энергетике, несмотря на то, что они оказывают колоссальное
воздействие на экономику, промышленность, социально-экономическое положение
регионов. Настало время проанализировать фактическую готовность регионов к этим
преобразованиям.
*1 В 2009 г. намечено повысить средние тарифы на электроэнергию на 26%, в 2010-м
- на 22% и в 2011-м - на 18%. Тарифы для населения будут так же увеличиваться в 2009-2011 гг., на 25% ежегодно. - Прим. ред.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|
|
|
|