 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Предложения весьма скромны.
|
|
|
Правительство России внесло в Госдуму пакет законопроектов по налогообложению нефтяных компаний. Речь идет о некотором снижении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), уже принятом в первом чтении, а также, в близком будущем, о налоговых льготах для компаний, работающих на шельфе и в новых регионах — в частности, на Ямале и в Тимано-Печорской провинции. Имеются также предложения об изменении акцизной политики в отношении моторного топлива.
Некоторые чиновники в правительственных структурах назвали эти инициативы чуть ли не кардинальной реформой налогообложения нефтегазового сектора. Это явное преувеличение.
|
|
|
Геннадий ШМАЛЬ, Президент Союза нефтегазопромышленников
|
|
|
Специалисты нефтяной отрасли, Союз нефтегазопромышленников достаточно давно и
настойчиво ставят вопросы о неэффективности существующей конструкции
налогообложения в нефтяном секторе экономики.
Центральная проблема налоговой политики — необходимость научного обоснования
предела налоговых изъятий, то есть размера ставки налогов, не угнетающих
производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения
включает два вектора.
Первый — размер индивидуального налогообложения, то есть размер налога,
возлагаемого на конкретного налогоплательщика.
Второй — размер налогового бремени на макроуровне, то есть какая доля
созданного ВВП должна перейти к государству.
Налоговая нагрузка для разных предприятий различна. В среднем по России в 2003
г. нагрузка на выручку оценивалась в 27%, в 2007 г. — около 35%. Что касается
нефтяного сектора, то в 2005 г. налоги от выручки составили 59,5%, а в 2007 г. —
около 63%. Доля налогов в чистом доходе, равном валовому за вычетом капитальных
вложений и операционных затрат, подскочила с 81% в 2004 г. до 91% в 2005 году. В
то же время налоги в процентах к выручке у ведущих нефтяных компаний составляют
в среднем: ExxonMobil — 32%, Chevron — 20,4%, Shell — 29,7%.
Достаточно широко распространенное мнение о том, что нефтяники и газовики
купаются в деньгах, при глубоком экономическом анализе оказывается мифом. Речь
не идет о доходах отдельных олигархов, они действительно порой неоправданно
велики. Экономическое состояние нефтегазового сектора страны в целом нельзя
назвать благополучным. В качестве иллюстрации этого тезиса можно привести
несколько цифр.
Чистая прибыль всей нефтяной промышленности России в 2005 г. составила около 25
млрд долларов. Для сравнения — чистая прибыль ExxonMobil в том же году — 36,6
млрд долл., при том что добыча нефти у последней в два раза меньше, чем в
нефтяной промышленности России. ВР — 26,1 млрд долл. чистой прибыли в 2005 г.
при добыче менее 200 млн тонн. Shell — 25,3 млрд долл. чистой прибыли.
Как видим, эффективность нефтяного комплекса России уступает ведущим зарубежным
нефтяным компаниям. Причин тут несколько, и это тема отдельного разговора, но
главное заключается, на мой взгляд, в нерациональной структуре нефтегазового
комплекса нашей страны. Так, отношение добычи нефти к ее первичной переработке
составляет у ExxonMobil — 0,41, ВР — 0,71, Total — 0,57, а по России в целом —
около 2,3. То есть слишком большое количество сырья направляется на экспорт,
вместо того чтобы быть переработанным в стране.
Вторая причина — увеличение налоговой нагрузки на нефтяной сектор, включающей
повышение ставки НДПИ, рост экспортных пошлин. Все это привело к тому, что
налоговая конструкция при высоких мировых ценах стала для многих компаний
несправедливой. Особенно это касается малых и средних нефтяных компаний.
На протяжении последних семи — восьми лет налоговая нагрузка на нефтяной сектор
уменьшалась при более низких ценах на нефть и резко возрастала при средних и
высоких. При цене 20 долл. за баррель, как это было в 2000 г., полная налоговая
нагрузка на нефтяной сектор составляла 31,5 процента. При цене в 35 долл. за
баррель нагрузка возрастала до 47%, а в прошлом году она составила около 63
процентов.
Компании платят одинаковую цену за разные по качеству и количеству запасы
полезных ископаемых. По сути, это дискриминация тех, кто готов работать и
работает на трудных месторождениях.
Кроме того, это приводит к инвестиционной непривлекательности нефтяного сектора
со стороны зарубежных инвесторов. Не случайно нефтегазовый сектор постоянно
испытывает недостаток инвестиционных ресурсов. В разные годы он различен, но в
среднем объем инвестиций составляет 60—70% от потребности.
Вместо научного, грамотного, экономически эффективного подхода к налогообложению
нефтяной отрасли НДПИ и экспортную пошлину привязали к ценам на нефть на мировом
рынке. В связи с этим возросла как относительная, так и абсолютная налоговая
нагрузка на нефтяные компании.
Не могу сказать, что нефтяники бедные. Заработная плата, как правило, достаточно
высока по сравнению с другими отраслями экономики, многие нефтяные компании
выплачивают и дивиденды. Тем не менее усиление налоговой нагрузки существенно
понизило стимулы компаний к инвестированию в разведку новых месторождений.
Отмена инвестиционной льготы — серьезная ошибка в проведении налоговой реформы.
Во многих случаях существующая налоговая система не позволяет вести рентабельную
добычу в соответствии с проектами разработки месторождений и снижает и без того
безобразно низкий коэффициент нефтеизвлечения. У нас он сегодня 0,29—0,3.
Действующая система налогообложения не стимулирует внедрение прогрессивных
технологий и современного оборудования.
Предполагалось, что новая система взимания НДПИ будет действовать временно — до
1 января 2005 года. После этого специфическую ставку НДПИ собирались поменять на
адвалорную, составляющую 16,5% от выручки нефтегазовой компании. Однако затем
было решено продлить специфическую ставку НДПИ до 31 декабря 2006 года. Сейчас
базовая ставка НДПИ — 419 руб. за тонну, она умножается на коэффициент,
характеризующий динамику мировых цен на нефть.
В результате НДПИ вырос до 178 долл. за тонну, а вместе с экспортной пошлиной,
тоже рассчитываемой в зависимости от мировой цены и составляющей в настоящее
время около 400 долл. за тонну, достигает 62,5% от выручки компании — то есть
чем выше мировая цена, тем ниже рентабельность российского нефтяного экспорта.
Увеличение НДПИ и экспортных пошлин ведет к росту внутренних цен на
нефтепродукты, ибо растет цена на сырье на внутреннем рынке.
Теперь вернемся к началу нашего разговора и посмотрим, что же дает нефтяным
компаниям предложение правительства. Повышение необлагаемого минимума с 9 до 15
долл. за баррель в цене марки Urals при расчете НДПИ дает нефтяникам около 110
млрд руб., или 4,9 млрд долл. в год. Если учесть, что сумма НДПИ с нефтяного
сектора — 85—87 млрд долл. в год, то экономия составит чуть более 5 процентов.
Фактор, безусловно, положительный. Но говорить в том, что принятие этих поправок
позволит решить все проблемы нефтяной отрасли, было бы явным преувеличением.
Дело в том, что сегодня многие виды необходимых затрат нефтяники могут
осуществлять только за счет чистой прибыли. Это касается геологоразведочных
работ, обустройства месторождений, я уже не говорю о социальных программах,
которые есть во всех нефтяных компаниях.
Даже по умеренному варианту Энергетической стратегии России в 2011—2020 гг.
ежегодно потребуется в среднем около 40 млрд долл. инвестиций в ТЭК России, из
них половина — в нефтяную промышленность. Откуда брать эти инвестиции?!
Следует сказать, что надо не бояться зависимости нашей экономики от нефтяного и
газового сектора, а умело использовать существующую конъюнктуру. Рассуждения
демагогов насчет «нефтяной иглы» надо решительно отбросить. Несмотря на
достаточно громкие требования структурной перестройки экономики, за последние
двадцать лет в этом направлении не сделано ничего. Поэтому когда наши экономисты
рассуждают о необходимости привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в
нашу страну, они должны четко представлять, что такие инвестиции (и иностранные,
прежде всего) возможны в основном в нефтегазовый сектор.
Следует активнее использовать налоговые стимулы для повышения заинтересованности
предприятий в освоении новых месторождений, новых перспективных регионов
нефтедобычи — Восточной Сибири, шельфа, Каспия и других.
Должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций, налоговые
методы стимулирования научно-технического прогресса, шире применяться «налоговые
каникулы» и налоговые кредиты.
Применение, по действующему законодательству, пониженных ставок НДПИ для
участков недр с высоковязкой нефтью и выработанностью более 80% чрезвычайно
затруднено наличием в Налоговом кодексе требования об обязательном применении
так называемого «прямого метода» при определении количества добытого полезного
ископаемого. Это противоречит производственным стандартам, установленным в
соответствии с действующим законодательством и фактически сложившимся в отрасли.
Серьезной проблемой нефтегазового комплекса является старение основных фондов.
Российская газотранспортная система изношена на 57%, в нефтяной промышленности
износ составляет 60%, в нефтепереработке — 80%. Требует корректировки
амортизационная политика. Сроки амортизации основных средств в нефтегазовой
отрасли необоснованно велики.
Учитывая все сказанное, можно утверждать, что российские нефтяные компании
по-прежнему ждут более гибкой и эффективной налоговой политики, которая дала бы
им новые импульсы к дальнейшему развитию и повысила их конкурентоспособность на
мировом рынке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|