|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Попутный и полезный.
|
|
|
Введение НДПИ на нефтяной попутный газ.
|
|
|
Владимир МИРГОРОДСКИЙ, Наталья ЧЕРНЫШЕВА, ОАО "НижневартовскНИПИнефть"
|
|
|
Нефтегазовые месторождения существенно различаются по многим характеристикам -
производительности и глубине скважин, уровню запасов, составу добываемых
продуктов (нефть, газ, газовый конденсат), расстоянию до основных потребителей.
Поэтому более эффективное налогообложение, стимулирование разработки сложных и
трудно извлекаемых запасов, увеличение уровня использования попутного нефтяного
газа (ПНГ) возможны только при гибком подходе.
Мировая практика показывает, что дифференцированное налогообложение в
нефтегазовом секторе (НГС), в отличие от унифицированного, выгодно и для
государства, и для недропользователей.
Применяемый сегодня НДПИ, введенный с 2002 г., не стимулирует увеличение уровня
использования ПНГ: согласно пп. 2 п. 1 ст. 342 второй части Налогового кодекса,
ставка на добычу полезных ископаемых относительно попутного нефтяного газа
равняется нулю. Существующая система штрафов позволяет сжигать ПНГ без пользы
для экономики страны.
А между тем известно, что попутный газ - ценнейшее углеводородное сырье.
Продукты его переработки используются в строительной промышленности, медицине,
автомобилестроении, жилищно-коммунальном хозяйстве и других сферах.
Сжигание ПНГ - это еще и экологическая проблема. Выбросы от сжигания в факелах
попутного нефтяного газа занимают первое место в общем годовом объеме выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу на территории России. При сжигании газа
наносится значительный ущерб окружающей среде (выделение парниковых газов,
загрязнение пылью и сажей, токсичными веществами), а также непоправимый вред
здоровью человека.
В табл. приведены действующие ставки налогов применительно к попутному нефтяному
газу и продуктам его переработки.
Одним из направлений предотвращения сжигания попутного нефтяного газа является
установление ставки НДПИ на его добычу.
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N107-ФЗ в п. 2 статьи 342 НК внесены
следующие изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 г.
"Налогом на добычу полезных ископаемых облагается:
1. Природный газ по ставке 147 руб./ тыс. м.куб.
2. Газовый конденсат - 17, 5% от стоимости добытого конденсата.
3. Иное углеводородное сырье, не включенное в п. 2 ст. 342, - 16, 5% от
стоимости добытого сырья".
Наиболее простым предложением является отнесение ПНГ
к "иному углеводородному сырью" со ставкой НДПИ 16, 5 процента. Более сложный
вариант-разделение НДПИ на нефтяную и газовую составляющие с привязкой второй
части к уровню использования. Например, обложение ПНГ по компонентному и
объемному составу - с учетом того, что это сырье одновременно является близким к
природному газу и газовому конденсату. Объем компонентного состава ПНГ (этан,
метан) можно облагать по ставке НДПИ на природный газ (147 руб./ тыс. м.куб.),
остальную часть углеводородов - по ставке НДПИ 17, 5%, предусмотренной для
газового конденсата.
При наличии в ПНГ значительных объемов неуглеводородных газов (гелий, азот и
т.д.) возможно применение иных подходов к определению НДПИ. Соотношение групп
компонентного состава по отдельным месторождениям для налогообложения должно
определяться в проектных документах на их разработку. При достижении
фактического использования ПНГ более 95% можно снизить или вообще отменить
взимание НДПИ. При расчете налогооблагаемой базы по НДПИ в части попутного
нефтяного газа возможно установить требование о ее уменьшении на размер затрат
недропользователя, связанных со строительством объектов утилизации ПНГ.
Одновременно с введением НДПИ на попутный газ необходимо рассмотреть вопрос о
снижении или об отмене акцизных платежей на продукты его переработки (дизельное
топливо, прямогонный бензин). Это позволит повысить рентабельность проектов по
переработке ПНГ на отдаленных месторождениях и увеличить уровень использования
попутного нефтяного газа.
Принятие названных поправок к действующему законодательству требует оценки
рентабельности деятельности нефтяных компаний, разрабатывающих мелкие и
удаленные месторождения.
Главное, чтобы совокупный размер НДПИ на нефть и ПНГ не превышал существующей
суммы налога и обеспечивал должную дифференциацию, полноту учета всех
горно-геологических, экономико-географических и этапных (по стадиям разработки)
факторов, физических и химических характеристик нефти и попутного нефтяного
газа, добываемых на каждом месторождении.
В настоящее время обнаружены существенные недостатки в системе постановки на
баланс запасов попутного нефтяного газа и его дальнейшего учета. Объемы годовой
добычи ПНГ, уровни использования и объемы сжигания в факелах по
компаниям-недропользователям и по России в целом являются приблизительными и
определяются разными структурами (Министерством природных ресурсов и экологии
РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Федеральной службой
государственной статистики, нефтяными компаниями, Всемирным банком), исходя из
их собственных источников.
Кроме недостоверного учета, вторым фактором, влияющим на оценку объемов добычи
ПНГ, является отражение в статистических данных по нефтяным компаниям совокупных
объемов добычи и попутного нефтяного, и природного газа. Данные по добыче
ПНГотдельными нефтегазодобывающими компаниями существенно отличаются от реальных
объемов. Основная причина расхождений - существующая система статистической
отчетности по этим видам сырья.
В связи с тем, что на добычу нефти и природного газа установлен НДПИ, учет
ведется по объемам извлеченного из недр сырья. А учет ПНГ ведется по его полезно
используемому объему (реализация стороннему потребителю, применение на
собственные нужды).
В итоге достоверной системы учета нет, поэтому оценить объемы добычи и сжигания
попутного нефтяного газа компаниями-недропользователями с необходимой точностью
невозможно.
Таким образом, введение НДПИ на нефтяной попутный газ поможет устранить
недостатки в статистической отчетности по объемам его добычи, а также добычи
природного газа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|