 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2008 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Быть ли атомному кластеру на нижегородской земле.
|
|
|
В июне на очередном заседании Инвестиционного совета при губернаторе статус приоритетного получил проект компании Сибур-Нефтехим. О том, каковы перспективы развития ТЭК региона рассказывает
губернатор Нижегородской области Валерий ШАНЦЕВ.
|
|
|
|
|
|
— Сегодня Нижегородская область относится к числу самых инвестиционно
привлекательных регионов России. Какие инвестиционные проекты реализуются или
планируются к реализации в сфере энергетики?
— В 2006 г. было заключено соглашение о взаимодействии правительства
Нижегородской области и РАО «ЕЭС России» по развитию энергосистемы региона и
обеспечению надежного снабжения потребителей. В настоящее время в рамках этого
соглашения компании ФСК ЕЭС, МРСК Центра и Приволжья (филиал Нижновэнерго) и
ТГК-6 реализуют инвестиционные проекты по строительству и реконструкции целого
ряда генерирующих и электросетевых объектов. Объем инвестиций до 2012 г. должен
превысить 70 млрд рублей.
Сегодня началась реализация таких значимых для региона проектов, как
строительство ВЛ 500 кВ Костромская ГРЭС — ПС Нижегородская, которая обеспечит
нижегородский промышленный узел электроэнергией и позволит увеличить
потребляемую мощность, сооружение ВЛ 220 кВ Нижегородская — Нагорная — Борская и
реконструкция ПС 220 кВ Борская, которые ликвидируют энергодефицит в Борском
районе, строительство новых и реконструкция действующих подстанций напряжением
35-110-220 кВ в Нижнем Новгороде и области для подключения потребителей
электроэнергии в рамках реализации программ развития производительных сил и
социальной сферы, а также реконструкция Сормовской и Игумновской ТЭЦ,
направленная на увеличение их мощностей.
Уже намечены к реализации масштабные проекты, имеющие стратегическое значение
для региона. Это строительство в Нижегородской области атомной станции и
современной парогазовой ТЭЦ в нагорной части Нижнего Новгорода.
Кроме того, в сфере газификации, в рамках действующего договора между
правительством Нижегородской области и Газпромом, выполняются инвестиционные
проекты, направленные на стабилизацию и перспективное развитие газоснабжения
потребителей региона по Комплексной программе реконструкции и технического
перевооружения объектов транспорта газа и компрессорных станций, подземных
хранилищ газа на 2007—2010 годы.
— Каков дефицит электроэнергетических мощностей в регионе?
— Дефицит собственных генерирующих мощностей сегодня составляет около 2000 МВт
или 55% от электропотребления области. Это существенный сдерживающий фактор для
развития экономики региона. В последующие пять—семь лет дополнительная
потребность в электрической мощности в области увеличится еще на 1500—2000 МВт.
Поэтому развитие топливно-энергетического комплекса региона является одной из
важнейших задач, решаемых в рамках программы развития региона.
— Именно поэтому на нижегородской земле и планируется строительство крупной
атомной станции, которая будет вырабатывать 5 тысяч мегаватт. Когда начнется ее
строительство?
— Сооружение АЭС является многостадийным и планомерным процессом.
Подготовительный период строительства, включающий разработку
проектно-технической документации, ее экспертизы и согласования, планируется
завершить до 2011 года. В настоящее время на стадии подписания находится
Декларация о намерениях госкорпорации по атомной энергии «Росатом» по
инвестированию в строительство Нижегородской АЭС, в рамках которой будет
выполнено обоснование инвестиций. Планируемый срок ввода в эксплуатацию первого
энергоблока — 2016 год, с последующим выводом АЭС к 2020 году на полную мощность
— 4600 мегаватт.
— Повлечет ли за собой сооружение АЭС реализацию в области инфраструктурных
проектов, и за счет каких средств они будут создаваться?
— Сооружение атомной станции требует, с одной стороны, развития технологической
инфраструктуры, включая транспортную, а с другой — жилищно-коммунальной и
социально-бытовой инфраструктуры. В период строительства АЭС это обусловлено
необходимостью создания условий для проживания строителей и монтажников, а
впоследствии, при вводе в строй энергетического объекта, для эксплуатационного
персонала. Основная часть затрат на реализацию проектов, направленных на
развитие инфраструктуры, будет заложена в инвестиционном проекте строительства
АЭС и профинансирована за счет средств Росатома.
— Строительство АЭС и парогазовой ТЭЦ мощностью 975 МВт в Нижегородской
области включено в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики
России до 2020 года. Какие еще электроэнергетические объекты региона входят в
эту схему?
— Генеральная схема также определила сооружение в регионе линий электропередачи,
необходимых для выдачи электрической мощности в энергосистему от АЭС и
парогазовой ТЭЦ. Также в схему включено строительство вышеназванной линии
электропередачи 500 кВ Костромская ГРЭС — ПС Нижегородская, расширение
подстанций 500 кВ Луч, Радуга, от которых осуществляется энергоснабжение
сталепрокатного комплекса в Выксе. Кроме того, схемой предусмотрена
реконструкция действующих электростанций с заменой выработавшего свой ресурс
оборудования.
— В 2007 году в области разработана схема перспективного развития
электросетей. Как реализуется сегодня этот проект?
— Эта схема была разработана по государственному заказу Нижегородской области в
рамках Соглашения о взаимодействии правительства области и РАО «ЕЭС России» по
развитию электроэнергетической системы области и обеспечению надежного
электроснабжения потребителей. Она определила основные направления развития
электросетевого комплекса региона. Сегодня энергетические компании, созданные в
ходе реформирования РАО «ЕЭС России», реализуют инвестиционные программы,
разработанные в соответствии с данной схемой и направленные на развитие
электроэнергетики области.
— Известно, что в области есть намерение развивать нижегородский кластер как
важнейший элемент транспортно—логистической системы России. Будет ли создан в
регионе кластер атомной энергетики?
— Исходя из того, что наш регион уже располагает уникальным сочетанием научного
потенциала в этой отрасли (РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове), мощных
проектно-конструкторских институтов, обладающих уникальным экспериментальным
оборудованием и квалифицированными кадрами, таких как ОКБМ, НИИИС, НИАЭП, и
машиностроительных предприятий — Нижегородский машиностроительный завод, завод
«Красное Сормово» и многие другие, — можно говорить о том, что этот кластер уже
сформирован.
— В регионе большое значение придается развитию программ энергосбережения и
энергоэффективности. Когда планируется принять новую редакцию регионального
закона об энергосбережении?
— Принятие закона в первом чтении Законодательным собранием области
запланировано на конец июня 2008 года. В настоящее время разработчик этого
закона — региональное министерство топливно-энергетического комплекса — готовит
проекты подзаконных актов, направленных на реализацию положений закона «Об
энергосбережении».
— Существуют ли в регионе реальный механизм стимулирования энергоэффективных
технологий и господдержка производства альтернативных, в первую очередь —
возобновляемых, источников энергоресурсов?
— У нас действует механизм стимулирования энергоэффективных технологий в сфере
ЖКХ. Он предусматривает возмещение из областного бюджета части процентной ставки
банковских кредитов организациям, реализующим проекты по энергоресурсосбережению.
Стимулирование создания и внедрения энергоэффективных технологий и
государственная поддержка производства альтернативных возобновляемых источников
энергоресурсов осуществляется в рамках законодательства области о поддержке
инвестиционной и инновационной деятельности путем предоставления проектам
приоритетного статуса и оказания им государственной поддержки. По этому
законодательству меры господдержки зависят от объемов финансирования проектов.
Для большей значимости проектов и программ в сфере энергосбережения подготовлено
специальное постановление областного правительства о предоставлении проектам и
программам в сфере энергосбережения государственной поддержки. Основными
критериями для оказания господдержки при этом будут не суммы вложения в
энергосбережение, а улучшение основных показателей энергетической эффективности
технологических процессов и продукции, в том числе снижение энергоемкости
производства продукции, повышение экономичности потребления
топливно-энергетических ресурсов. По этому нормативному акту планируется
предоставлять организациям, реализующим энергоэффективные проекты и программы,
налоговые льготы и кредиты, льготы при аренде объектов недвижимости, частичную
компенсацию инвесторам процентной ставки по кредитам, предоставление инвестиций
из государственных источников финансирования. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|