Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

За хорошими примерами далеко ходить не нужно

 
   

Для решения проблем водно-энергетических проблем Центральной Азии необходимо перейти к реальному управлению трансграничными реками региона на основе комплексного использования и охраны водных ресурсов, руководствуясь международными нормами.

 

 
 

Тулеген САРСЕМБЕКОВ,
Секретариат Интеграционного Комитета ЕвразЭС

 
 
Первичность воды или энергии во взаимоотношениях государств Центральной Азии в водно-энергетической сфере стала своего рода линией водораздела. За нее не смогли переступить страны региона в противостоянии вызовам природы - суровой и продолжительной зимы 2007-2008 годов. Она высветила серьезность не только энергетических проблем.

Последствия энергетического кризиса этой зимы тяжелым бременем легли на экономику, в первую очередь, Киргизии и Таджикистана, да и всего региона в целом. Вслед за экстремальной зимой ожидают маловодье, что также приведет к спаду выработки гидростанций и, соответственно, снижению темпов экономического развития в регионе.

Ситуация с энергообеспечением должна быть всесторонне проанализирована и на этой основе выработаны меры противодействия энергетическим кризисам. Они должны помочь странам региона выйти за пределы сложившейся в последние годы в водной и энергетической сферах межгосударственных отношений схемы "вода - энергия" и "энергия - вода". Для этого также важно знать и уметь применять опыт других стран и международных экономических сообществ в решении подобных проблем.

Одна из характерных особенностей природных условий Центральной Азии - высокая подверженность стока рек большим колебаниям и частая повторяемость маловодных лет. Как правило, маловодные годы чередуются с многоводными, причем первые наблюдаются чаще, снижая устойчивость энергообеспечения. Например, в структуре генерирующих мощностей Киргизии 81, 4 % приходится на ГЭС и 17, 6 % - на ТЭС. В Таджикистане доля ГЭС составляет 92, 6 %, а ТЭС - всего 7, 3 %. Такое соотношение во многом усугубило энергетически и кризис зимой этого года.

Из-за снижения водности рек и недостаточного объема воды в водохранилищах выработка электроэнергии на

ГЭС Таджикистана упала до критических значений и по всей стране были введены меры чрезвычайного характера по ограничению ее потребления. В Токтогульском водохранилище для зимнего энергообеспечения был практически полностью израсходован многолетний запас воды, предназначенный для вегетационного периода, что в условиях ожидаемого маловодья приведет к напряженной конкуренции за воду. Дезинтеграция некогда единой энергосистемы Центральной Азии, прекратившийся прирост новых генерирующих мощностей в последнее десятилетие и высокая изношенность магистральных энергосетей, отсутствие транспортных коридоров не позволили оперативно задействовать межгосударственные перетоки электроэнергии и доставку топлива в нуждающиеся районы.

ВЕЛИКИЕ ОЗЕРА НА ДВОИХ

Для стран Центральной Азии представляет интерес опыт Международной совместной комиссии США и Канады. Эти страны имеют много трансграничных и пограничных рек и других водных объектов. Одни из самых больших на земле запасов пресных вод, например, сосредоточены в трансграничной водной системе Великие озера - р. Св. Лаврентия. Комиссия и была создана с целью предупреждения возникновения, а также разрешения споров, связанных с совместным использованием трансграничных водных ресурсов. Она является независимой международной организацией в рамках Договора 1909г. о приграничных водных ресурсах.

Комиссия утверждает проекты сооружения плотин или водозаборов, влияющих на речной сток в районе границы. По Договору о пограничных водных ресурсах 1909 г. Комиссия состоит из шести членов. Трое из них назначаются президентом США по предложению и одобрению кандидатур сенатом, еще трое - губернатором Совета Канады, по предложению Премьер-министра. Члены Комиссии должны строго руководствоваться положениями Договора, когда пытаются предотвратить возникновение спорных вопросов или при их разрешении. Они должны действовать объективно, а не представлять точки зрения своих правительств.

Для лучшего выполнения Комиссией возложенных на нее обязанностей она учредила более двадцати советов из числа экспертов из США и Канады. В определенных случаях Комиссия играет роль органа, который разрешает использование водных ресурсов, защищая различные интересы в соответствии с правилами, оговоренными двумя правительствами в Договоре. После завершения строительства объекта Комиссия может продолжать исполнять роль органа, регулирующего его эксплуатацию.

Большими запасами гидроэнергетических ресурсов располагают бассейны рек Кутеней, Осойос и Колумбия, которые протекают по территории провинции Британская Колумбия Канады, штатов Вашингтон, Айдахо и Монтана. Наиболее полно осваивается потенциал р. Колумбия. Канаде принадлежит 15 % территории ее водосборного бассейна, на которой формируется свыше 30 % общего стока реки и наблюдаются частые разрушительные наводнения. Комиссия одиннадцать лет изучала возможности комплексного использования этой трансграничной реки, и предложенный план ее освоения получил правовое оформление в ратифицированном в 1964 г. США и Канадой Договоре о р. Колумбия. Принятие такого международного соглашения считается одним из наиболее значимых достижений в истории гидроэнергетики двух государств. Срок действия договора рассчитан до сентября 2024 г. , после которого стороны могут его пролонгировать. Кроме выработки электроэнергии, совместные меры по борьбе с наводнениями позволяют сторонам ежегодно предотвращать ущерб на сумму свыше 100 млн долларов.

С вступлением в силу соглашения в бассейне реки развернулось крупномасштабное строительство новых ГЭС и водохранилищ, магистральных линий электропередачи. В сферу использования водных ресурсов бассейна р. Колумбия вовлечено много организаций различного статуса, деятельность которых координируется правилами, установленными Международной совместной комиссией США и Канады.

Энергетические организации в бассейне р. Колумбия также подпадают под регулирование Комиссией. В числе таких организаций - Бонневильская энергетическая администрация (БЭА) министерства энергетики США. Она продает электроэнергию, вырабатываемую 29 федеральными ГЭС в бассейне рек Колумбия - Снейк на северо-западе США, а также энергией, производимой одной негосударственной атомной электростанцией. БЭА является федеральным предприятием, одной из пяти организаций США, занимающихся сбытом электроэнергии. Она не владеет федеральными ГЭС, входящими в сферу ее деятельности, а только продает электроэнергию, вырабатываемую на них. Владельцем Бонневильской ГЭС, например, является Инженерный корпус армии США, который эксплуатирует ее сооружения и водохранилище. Федеральное Бюро мелиорации США, в свою очередь, владеет и эксплуатирует плотину Гранд-Кули.

Этим двум организациям принадлежат все гидростанции с сооружениями и водохранилищами на р. Колумбия, электроэнергию которых продает БЭА. На нее приходится 46 % всей электроэнергии, потребляемой на северо-западе США. Для доставки этой энергии БЭА владеет одной из самых крупных систем высоковольтных линий электропередачи в мире. БЭА осуществляет оптовую продажу электроэнергии главным образом государственным энергосистемам общего пользования на северо-западе, которые в свою очередь реализуют ее в розницу фермерам, предпринимателям и организациям, жилищному сектору. Некоторые частные энергосистемы также закупают электроэнергию у БЭА. Кроме того, БЭА продает электроэнергию непосредственно 15-ти крупным промышленным предприятиям на северо-западе, в том числе алюминиевым за водам. БЭА активно занимается охраной и рациональным использованием природной среды, рыбных запасов и животного мира. Эта деятельность направлена на выполнение жизненно важной для общественности функции: улучшение среды обитания растений и животных в бассейне р. Колумбия, на которые оказали воздействие строительство и эксплуатация водохранилищ с гидростанциями.

MERCOSUR - ДРУГИМ НАУКА

Заслуживает внимания также деятельность MERCOSUR - крупнейшего объединения латиноамериканских стран, известного активной интеграцией в энергетической сфере. Его полноправными членами являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными - Чили и Боливия. Среди них относительно независимы в энергетическом отношении Аргентина и Боливия. По степени обеспечения электроэнергией к ним близок Парагвай, однако, как и Уругвай, он вынужден импортировать нефть. В последние годы Аргентина все более укрепляет свою роль в качестве регионального экспортера нефти, природного газа и электроэнергии. Боливия выступает как потенциально богатый экспортер природного газа. Парагвай - ведущий экспортер электроэнергии в регионе. В противоположность им выделяются страны-импортеры - Уругвай, Чили, Бразилия.

Страны Сообщества имеют также благоприятные возможности для совместного освоения гидроэнергетических ресурсов. Их основной потенциал сосредоточен в бассейне Ла-Платы - на реках Парана (в Бразилии, Парагвае, Аргентине) и Уругвай (в Уругвае и Аргентине). В бассейне Параны, например, сосредоточено две трети мощностей всех ГЭС Бразилии. Следует отметить, что бассейны этих рек подвержены довольно сильным колебаниям стока, особенно в засушливые годы. Различия в природно-географических условиях и гидрологических режимах трансграничных рек в этих латиноамериканских странах, несомненно, стали одними из определяющих факторов интеграционных процессов в регионе. Спад в выработке гидроэнергии в одной стране можно компенсировать за счет сравнительно высокой выработки в другой.

Поэтому страны, расположенные в бассейнах этих трансграничных рек, заинтересованы в совместном их использовании. Система гидроэнергетической кооперации имеет большое значение в топливно-энергетическом комплексе государств региона - здесь находятся несколько крупных гидростанций, принадлежащих одновременно двум странам. Это аргентинско-уругвайская ГЭС Сальто-Гранде (2500 МВт) на р. Уругвай, бразильско-парагвайская Итайпу (12600 МВт) и аргентинско-парагвайская Ясирета (3200 МВт; проектная мощность - 4050 МВт) на р. Парана. Успешная деятельность этих совместных гидроэнергетических комплексов стала важной предпосылкой создания экономического сообщества.

Совместные ГЭС и межгосударственные линии электропередачи, газо- и нефтепроводы наряду с сетью транспортных путей составляют основу взаимной торговли энергоносителями и самого сообщества. Парагвай - один из крупнейших экспортеров электроэнергии в Латинской Америке. Кроме Бразилии, он продает электроэнергию в Аргентину. Уругвай поставляет электричество в Аргентину и Бразилию, Аргентина - в Уругвай, Чили, Бразилию.

Вместе с развитием гидроэнергетики страны MERCOSUR увеличивают число тепловых станций, работающих на природном газе, и его межгосударственные поставки. Необходимость в такой диверсификации была вызвана затяжной засухой 2001 г. , когда уровень воды в реках и водохранилищах Бразилии оказался самым низким за последние 60 лет. Сложность ситуации состоит в том, что 92 % электроэнергии в Бразилии приходится на гидростанции. Прирост ВВП страны в 2001 г. в результате засухи и из-за неготовности к ней энергосистем страны составил 2, 6 % вместо ожидавшихся 4 %. Было недополучено 10 млрд долл. продукции.

Причиной крупнейшего в истории страны энергетического кризиса стала совокупность природных и экономико-географических факторов. К ним следует отнести, прежде всего, высокую повторяемость засушливых периодов, большую долю гидроэнергетики в структуре энергетических мощностей, недостаточное развитие электросетей. Для выхода из создавшегося положения в Бразилии были разработаны меры по диверсификации энергетики. В топливно-энергетическом балансе страны намечено сократить долю гидростанций и увеличить количество вводимых тепловых станций. Больше внимание будет уделяться альтернативным источникам энергии.

Участие в экономической интеграции рассматривается как необходимое условие развития национальных экономик стран региона. Территории, по которым прокладывается энергетическая инфраструктура, получают импульс к развитию. Энергетическая интеграция, а именно объединение энергетических систем соседних стран - Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая - стало рассматриваться как возможное решение будущих кризисных ситуаций в топливно-энергетических отраслях региона, и в первую очередь - в гидроэнергетике.

ЧТО МОЖЕТ ПОЗАИМСТВОВАТЬ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Для улучшения энергетической безопасности государств Центральной Азии большое значение имеет диверсификация энергетики. Принимая во внимание гидрологические факторы региона и пример стран Латинской Америки, ориентация преимущественно на освоение гидроресурсов не может поддержать должный уровень энергетической безопасности. Для ее обеспечения странам региона необходим и другой источник энергии.

В первую очередь, им может быть уголь, характеризующийся стабильностью цен и надежностью поставок. Более того, его можно преобразовывать для использования в других целях. Благодаря новым технологиям, уголь обладает большим потенциалом для сокращения или вытеснения импорта нефти. Его можно перерабатывать в синтетический бензин, дизельное, водородное или иные виды топлива для транспорта. Расширение масштабов использования угля и строительство новых тепловых станций - это мировая тенденция.

По прогнозам, в 2025 г. уголь будет обеспечивать 31 % мирового производства электроэнергии. Доля угля в общем объеме производства электричества в США до 2025 г. останется на уровне 50 %. Доля угля в электроэнергетике Китая повысится с 72 % в 2001 г. до 73 % в 2025-м. К крупным угледобывающим странам относятся Россия, которая обладает 17 % мировых доказанных запасов, а также Казахстан, располагающий 3, 5 % мировых запасов. Масштабы производства угля в этих государствах-членах ЕврАзЭС приведены в табл. 1.

Уголь является еще и одним из наиболее дешевых источников энергии. Его стоимость составляет одну треть стоимости природного газа в расчете на единицу энергии, по сравнению с нефтью - примерно одну восьмую. Производство электроэнергии с использованием угля также высоко конкурентоспособно по сравнению с другими источниками. Наличие больших запасов угля в Евразийском Сообществе и надежность его поставок дает возможность за сравнительно короткое время устранить диспропорции в структуре генерирующих мощностей Киргизии и Таджикистана, повысить их энергетическую безопасность. В отношении инвестиционных возможностей применение угля для ТЭС также экономически оправдано.

Для преодоления негативных экологических последствий использования угля потребуется освоить новые технологии. Они есть, и успешно применяются в промышленных масштабах во многих странах мира. Модернизация и строительство новых объектов с использованием современных технологий, повышающих КПД, существенно ограничит увеличение выбросов углекислого газа. Создание транспортных коридоров по доставке угля на тепловые станции, принятие льготных тарифных режимов для этого энергоресурса, применение экологически чистых технологий сжигания позволят повысить конкурентоспособность угля по сравнению с другими видами топлива, обеспечить надежность энергоснабжения независимо от времени года и климатических явлений.

Безусловно, необходимо также ускоренно осваивать эффективные технологии использования возобновляемых источников энергии. Производство электроэнергии за счет, например, ветра и солнца или использования микрогидростанций может иногда быть самым дешевым способом обеспечения электричеством сельского населения. Однако надежным и гарантированным источником городов, крупных населенных пунктов на сегодня все же остается уголь.

Особое место в межгосударственных отношениях стран Центральной Азии занимает обеспечение безопасности гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках. Главные трансграничные реки Амударья и Сырдарья имеют на своем протяжении резко отличающиеся природно-климатические зоны, что оказывает большое влияние на режимы работы водохранилищ. Это касается, прежде всего, зимнего и весеннего периодов их эксплуатации. В верхнем и частично среднем течении рек, на которых поток воды обладает большими скоростями и температура воздуха положительна, ледостава обычно не наблюдается. Это явление присуще для нижних участков рек на территории Казахстана и Узбекистана. Зимой реки здесь подвержены сильному оледенению с образованием заторов и резким повышением уровня воды. Повышенные попуски воды из верхних водохранилищ в такой период, когда на при плоти иных ГЭС резко возрастает выработка электроэнергии, представляют большую угрозу для безопасности нижерасположенных гидротехнических сооружений, населенных пунктов и объектов экономики.

Страны бассейна трансграничных рек должны сбалансировать режимы работы энергосистемы региона в целом, в том числе водохранилищ с ГЭС, обеспечить соблюдение правил их эксплуатации в зимний период, безопасный пропуск паводковых вод и их накопление на вегетационный период. К сожалению, это условие каждый год нарушается, на нижних участках рек зимой создаются чрезвычайные ситуации и затапливаются большие территории с населенными пунктами. Летом же возникает иная ситуация, вызванная недостатком воды для полива сельскохозяйственных культур.

КОНЦЕПЦИЯ "ЗАМЕЩЕНИЯ ВОДЫ"

Гидроэнергетика - это также сфера экономической деятельности, межгосударственной торговли электроэнергией, и не только ею. Многое за висит от рационального и экономного использования отраслями экономики водных ресурсов. Очевидно, что государства региона также должны предпринимать действенные меры по восполнению недостатка воды и ее расходования, причем и в неявной форме. В этой ситуации может стать привлекательной концепция "замещения воды". Она основывается на том, что воду в неявном виде можно поставлять в страны, испытывающие ее дефицит.

Такие виды продовольствия, как, например, пшеница, требуют для выращивания огромное количество воды - 1 тыс. м. куб. на тонну. Импорт такой продукции фактически означает поставку эквивалентного объема воды. Сельское хозяйство, как известно, потребляет до 70 % водных ресурсов, и сельскохозяйственная кооперация позволит заметно сократить потребности в воде для стран, испытывающих в ней недостаток. Переход стран Центральной Азии к такой модели продовольственной интеграции позволит снизить растущую конкуренцию за воду между ирригацией и гидроэнергетикой, другими отраслями экономики.

В мире все большее распространение получает интегрированное управление водными ресурсами, которое по существу является прямым аналогом схемы комплексного использования и охраны вод, применяемой в странах СНГ. К сожалению, она не получила достойного места в разрешении водно-энергетических проблем Центральной Азии. Развитие гидроэнергетики в этом регионе, тесно переплетенное практически со всеми проблемами использования трансграничных рек, во многом приобретает монопольный характер. Связанное с другими отраслями экономики - коммунальным водоснабжением, сельским хозяйством, промышленностью, водным транспортом, рыбным хозяйством, экологией - оно должно учитывать не только их интересы, но и права на воду сопредельных государств. Последнее обстоятельство, как важнейшая сфера международных отношений, предъявляет особые требования к условиям освоения гидроэнергетического потенциала трансграничных рек и управлению их водными ресурсами. В своем развитии гидроэнергетика должна также принимать во внимание глобальное изменение климата, снижение водности рек, сокращение запасов ледников, рост безвозвратного потребления воды, ухудшение ее качества.

Неурегулированность правовых аспектов межгосударственного транзита электроэнергии и совместного водопользования в бассейнах трансграничных рек ведет к огромным потерям. Как показывает практика, решение этих и других региональных вопросов в водной и энергетической сферах во многом зависит от динамики экономического взаимодействия, либерализации торгово-экономических отношений, характера и уровня инвестиционного сотрудничества. Безусловно, для этого нужна некая "дорожная карта" , по которой страны региона должны сверять свои действия и соблюдать "согласованные маршруты" обеспечения энергетической безопасности. Для решения этой задачи необходимо укрепить или даже реформировать существующие региональные институты по управлению водными ресурсами и энергетикой с делегированием им реальных полномочий.

В этой связи представляется уместным привести высказывание известного российского юриста Казанского в его капитальной работе "Договорные реки. Очерки истории и теории международного речного права" , опубликованной в 1895 году. Он пишет: "Современное человечество не страшится уже ни великих, ни малых рек, враждебные силы которых оно научилось обуздывать, а полезные уметь заставить служить себе. Но во многих случаях наши единичные силы бывают слишком слабы для достижения этих целей, и ведение водяного дела берет на себя государство, создавая особые органы, которые выступают от имени общего и, опираясь на общественную силу, лучше могут направить воды на служение человеку. Это случается обыкновенно не потому, что некоторые задачи водяного управления были столь грандиозны, что отдельное государство не может поднять их на свои плечи, а потому, что различного рода предприятия, будучи в интересах нескольких народов, могут при их правильном выполнении выходить за пределы одного государства, могут быть осуществляемы только через посредство деятельности особых международных учреждений. Подобного рода широты вопросы международного управления поднимаются главным образом на между на родных водах, на водах, принадлежащих нескольким государствам".

Это определение сегодня чрезвычайно актуально. Международная практика показывает, что возможности в решении водно-энергетических проблем Центральной Азии есть. Для этого необходимо перейти к реальному управлению трансграничными реками региона на основе комплексного использования и охраны водных ресурсов, руководствуясь международными нормами.
 
     
 
Еще статьи на эту тему:
 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru