Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Проблемы российских энергосырьевых инвестиций за рубежом

 
   

Для благоприятной деятельности российских энергосырьевых компаний за пределами России необходима поддержка государством национальных инвестиций за рубежом, что не только возможно, но и является его непременной обязанностью и одной из самых важных функций во внешней политике. Россия - крупнейший экспортер природного газа и один из основных экспортеров нефти в мире. Об этом, так или иначе, знают все. Однако о том, что российские интересы за рубежом этим не ограничиваются, задумываются немногие.

 

 
 

Алексей БЕЛОГОРЬЕВ,
руководитель отдела исследований газовой отрасли,
Институт проблем естественных монополий

 
 
"Неэкспортную" составляющую российских приоритетов можно условно разделить на несколько групп:
  • участие в разработке иностранных месторождений;
  • участие в переработке энергетических и сырьевых ресурсов за рубежом;
  • строительство собственных трубопроводов и хранилищ нефти и газа на территории других государств;
  • участие в создании и обеспечении жизнедеятельности национальной трубопроводной инфраструктуры зарубежных стран.


  • Разумеется, все вышеназванные интересы тесно связаны с основой внешнеэкономической деятельности российского ТЭК - экспортом российских и центральноазиатских энергоресурсов. Однако по мере вовлечения российских энергетических компаний в экономическую глобализацию многие проекты начинают приобретать почти самостоятельное звучание и ценность, и в дальнейшем эта тенденция, скорее всего, будет нарастать.

    Вместе с тем, по мере увеличения российских энерго-сырьевых инвестиций за границей все более отчетливо начинает прорисовываться явная неготовность отечественных корпораций и государственных органов к преодолению неизбежно возникающих трудностей.

    Усложняет ситуацию то, что большинство перспективных энерго-сырьевых проектов связано со странами и регионами, испытывающими политическую и экономическую нестабильность. Это Нигерия и Алжир с постоянными терактами и захватами заложников-иностранцев, Боливия с сильными сепаратистскими движениями, Венесуэла, Мьянма и Иран, втянутые в постоянно тлеющий геополитический конфликт с США. Немалое беспокойство причиняют и непосредственные соседи России - бывшие республики СССР с весьма переменчивой, зависимой от внешней конъюнктуры энергополитикой.

    В более спокойных регионах, таких как Европа, уровень безопасности инвестиций выше. В октябре 2007 г. Россия и ЕС даже подписали меморандум об учреждении специальной структуры, которая будет защищать взаимные инвестиции, в том числе в области энергетики. Однако, например, трубопроводные проекты здесь также сталкиваются с серьезными препятствиями: "Северный поток" пытаются блокировать Эстония, Польша и Швеция, а "Южный поток" подвержен рискам из-за напряженной и нестабильной ситуации в республиках бывшей Югославии.

    Немалую роль в неприятии или создании препятствий для российских инвестиций играет неблагоприятный внешнеполитический и внешнеэкономический имидж России. Несмотря на то, что некоторые позитивные сдвиги в этой области происходят, образ агрессивной, нецивилизованной, экономически шаткой России продолжает господствовать, особенно в странах Западной и Восточной Европы. Переломить ситуацию можно только в долгосрочной перспективе и лишь в случае решительной активизации целенаправленной информационной и дипломатической политики.

    Большинство российских энергетических и сырьевых компаний, инвестирующих сегодня средства за рубежом, имеют огромный опыт работы внутри страны, а некоторые - и за границей, в рамках еще советского энергетического сотрудничества. Характерным примером последнего может служить, в частности, советско-вьетнамское СП "Вьетсовпетро" , существующее до сих пор. Однако в основном российские компании стали активно развивать свои зарубежные проекты (вне СНГ) только в 2000-е годы. Из основных игроков исключение может представлять ЛУКОЙЛ, получивший в 1990-е гг. опыт инвестиций в Египте, Ираке, Болгарии и Румынии. Газпром также имел во второй половине 1990-х гг. отдельные контракты на добычу газа, в частности, в Иране, однако они фактически не исполнялись.

    В связи с этим сегодня все еще можно говорить о начальном этапе выхода российских энерго-сырьевых компаний на международный уровень. Этим и объясняется подчас слабость корпоративной защиты от той агрессивной внешней среды, в которой оказываются российские инвестиции. В качестве примера можно привести ситуацию с Центрально-Европейской алюминиевой компанией, управляющей активами "Базового элемента" в Черногории и Румынии. Год назад, весной 2007 г. , правительство Черногории аннулировало тендеры на продажу ТЭЦ и угольного разреза в Плевле, которые выиграла Центрально-Европейская алюминиевая компания. Для компании это стало большим ударом, поскольку электроэнергия на розничном рынке Черногории слишком дорогая, а других генерирующих мощностей, способных поддерживать алюминиевое производство, у нее нет. В итоге сейчас Базэл, с 2005 г. крупнейший российский инвестор в Черногории, пересматривает свои планы в этой балканской стране.

    Впрочем, указанная ситуация, как и многие другие подобные ей, была обусловлена не только несовершенством корпоративных механизмов защиты инвестиций, но и в не меньшей степени отсутствием соответствующей поддержки со стороны российского государства. Между тем мировой опыт показал, что поддержка государством национальных инвестиций за рубежом не только возможна, но и является его непременной обязанностью и одной из самых важных функций во внешней политике. Не секрет, в частности, что в большинстве случаев при покупке крупных иностранных активов от российских компаний требуют обеспечения сделки со стороны российского государства, в т. ч. на уровне президента и премьер-министра.

    Балканские страны, как и другие государства с развивающейся экономикой, остаются желанным объектом для инвестиций со стороны не только России, но и ЕС, США, Японии, Турции. Все иностранные компании рассчитывают дешево приобрести здесь государственные активы, выставляемые для первичной приватизации, и получить быструю прибыль. Учитывая интерес своих компаний к региону, правительства США, Германии, Великобритании и ряда других стран оказывают им всестороннюю поддержку вплоть до создания и укрепления собственных военных баз в регионе: в Боснии и Герцеговине, Косове, Болгарии и Румынии. Инвесторы ЕС и США имеют также очевидные преимущества, учитывая желание всех балканских стран в скором времени вступить в ЕС и НАТО.

    Правительство России также оказывает значительную поддержку российским энерго-сырьевым компаниям в период их прихода на новые рынки. Достаточно вспомнить ту роль, которую сыграли первые лица государства в январе-феврале 2008 г. при заключении соглашений Газпрома и Газпром нефти в Болгарии, Сербии и Венгрии.

    Более того, МИД России имеет адресные соглашения о поддержке с рядом компаний, работающих за рубежом, в частности, с уже упоминавшимся ЛУКОЙЛом. Кроме того, в 2007 г. Минприроды, при участии МИД и Минэкономразвития, создало специальный Совет для решения проблем российских ресурсодобывающих компаний за рубежом. Однако существующие институты поддержки охватывают de facto только крупнейшие компании, тесно аффилированные с российскими геополитическими интересами за рубежом (Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, Базовый элемент и немногие другие). Все средние и малые компании оказываются на практике гораздо менее защищенными. Хотя именно они в большей степени готовы идти на рискованные инвестиции в такие страны, как Ангола или Кения.

    Помимо этого, дипломатическая поддержка, состоящая, прежде всего, в участии официальных лиц в деловых переговорах, заканчивается часто на первоначальном этапе выхода компании на новый рынок. Дальнейшую ее судьбу за рубежом государство пускает на самотек. Именно вследствие отсутствия серьезной дипломатической поддержки со стороны государства сложилась столь сложная ситуация с Базэлом в Черногории. И это только один из целого ряда примеров. Несмотря на высокий профессионализм российского дипломатического корпуса, он оказывается зачастую не готов к защите российского капитала от произвола и дискриминации в зарубежных странах.

    Другой серьезной проблемой остается разобщенность самого российского капитала за рубежом. Его консолидация идет медленно, все стараются играть на внешних рынках в одиночку. Хотя там, где не в состоянии или не считает нужным помочь государственная власть, поддержку, прежде всего, следовало бы искать именно в совместном отстаивании своих интересов. Пока местные власти и местный бизнес чувствуют слабость российских компаний, престиж отечественного капитала за рубежом будет низким.

    Довольно остро стоит и кадровый вопрос. В большинстве "дочек" российских энерго-сырьевых компаний, работающих за рубежом, управленческие структуры представлены разноликим интернациональным коллективом, в котором собственные российские кадры играют чаще всего не самую заметную роль. Причем речь идет не о наборе национальных специалистов в каждой конкретной стране (например, индийцев в Индии), а об экспатах со всего света, главным образом из Западной Европы и США. Такое положение связано, прежде всего, с кадровым "голодом" в самой России, где подготовка соответствующих руководителей международного уровня на более или менее постоянной основе началась только в последние годы. Учитывая то, насколько тесно внешнеэкономическая деятельность российских энерго-сырьевых компаний связана с реализацией внешнеполитического курса государства, подобный кадровый дисбаланс, очевидно, должен вызывать большую озабоченность со стороны МИД.

    Не все безоблачно и с точки зрения обеспечения доходности приобретенных за рубежом активов. Во многих случаях российские компании покупают достаточно запущенные предприятия, требующие скорейшей модернизации, а значит, и масштабных начальных инвестиций при достаточно долгом периоде возврата вложенных средств. Несмотря на то, что обычно эти инвестиции покрываются за счет банковских кредитов, последние в любом случае ложатся дополнительной долговой нагрузкой на компанию-инвестора. Таким образом, они ограничивают возможности ее инвестирования внутри России. А отечественный нефтегазовый комплекс по-прежнему сам испытывает острейший дефицит инвестиций в добычу и разведку углеводородов, масштабы которых еще более возрастут по мере падения добычи на традиционных месторождениях Западной Сибири. В этих условиях многие эксперты небезосновательно считают перетекание капитала из российского ТЭК за рубеж "пиром во время чумы".

    И все же инвестировать за рубеж необходимо. Выдержать конкуренцию на складывающемся глобальном рынке энергоресурсов без разветвленной системы активов, международных управленческих структур, укорененности на местных рынках, без диверсификации экономических рисков будет почти невозможно. Такие энергетические компании-флагманы, как Газпром, ЛУКОЙЛ или Роснефть, обречены стать международными компаниями с российской базой. Однако вложение денег должно быть разумным, следовательно, исходить из приоритета внутрироссийских проектов над зарубежными, что сегодня почти не учитывается. А те инвестиции, которые все-таки направляются за рубеж, должны обрести защиту со стороны государства на всем протяжении их активной жизни.
     
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru