Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Не "газовый" ОПЕК, так АСП

 
   

Не политические амбиции отдельных стран, а реальная потребность в кооперации и регулировании рынка подводят мир к необходимости создания организации, именуемой сегодня как "газовый" ОПЕК.

 

 
 

Вахид ДЖИДДИ,
независимый эксперт

 
 


В настоящее время нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ - в основном регионального, уголь - локального. Газ, в отличие от нефти и угля, транспортируется главным образом по трубопроводам, строительство которых требует значительных инвестиций и занимает несколько лет. А осуществление крупных нефтегазовых проектов нередко осложняется геополитическими проблемами. Так, например, в соответствии с американским законом, принятым в 1996 г. , все иностранные государства, инвестирующие в Иран более 20 млн долл. , становятся объектами санкций со стороны США. Следующее незаконное постановление сената США, от 20 июня 2007 г. , было принято 72 голосами против 23 по "газовому ОПЕК". Генеральной прокуратуре США дано право "любое совместное или групповое решение иностранных государств создать картель или сообщество с целью ограничения добычи газа, искусственного замораживания цен или ограничения сделок в этой области подвергать судебному преследованию". Принятием этого постановления открывается новая страница противостояния США и производителей газа.

В условиях продолжающегося экономического роста азиатских стран, быстрого увеличения численности их населения и высокой энергоемкости национальных экономик резко повысился и спрос на энергоресурсы. Потребление газа наиболее быстро увеличивается в странах АТР (в среднем 3, 6 % в год), в Центральной и Южной Азии (3, 2 %), на Ближнем Востоке (3, 1 %), в Африке (4, 1 %). Увеличение происходит в основном за счет удешевления и совершенствования технологий добычи и транспортировки. Предложение газа будет увеличиваться благодаря реализации ряда крупнейших проектов в самых разных странах - России (Ямал, Штокман, Восточная Сибирь, Дальний Восток, шельф Карского моря), Иране (Северный и Южный Парс, Ареш), Катаре, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте, Алжире, Ливии, Азербайджане, Казахстане, Туркмении.

Динамичное развитие экономики стран Азии и Латинской Америки - в частности, рост в них промышленного производства, - а также увеличение числа развивающихся стран придают спросу на энергоресурсы политическое значение. Уменьшается количество регионов, где добыча углеводородов обходится без применения новейших технологий и методов, без значительных вложений в инфраструктуру. В результате сужается круг возможностей для маневра ключевых потребителей на рынке. Принимая во внимание ограниченные запасы известных месторождений в разных уголках мира, страны-производители осознают необходимость инвентаризации запасов и упорядочения добычи газа через создание некой активной системы планирования (АСП).

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЗАЩИТНИКОВ ИДЕИ АСП

В рамках АСП газообразующие страны, выработав единый алгоритм действий, могли бы защищать свои права, например, в уровне цен на экспортный газ, в том числе сжиженный.

В силу того, что Россия, Иран и Катар являются мировыми лидерами по запасам природного газа, эта тройка может стать стержнем или центром притяжения для потенциальных и малых экспортеров газа.

Некоторые эксперты третьего мира высказывают мнение, что развитие и прогресс возможны лишь в случае развития "в унисон" всех стран. В силу этого вхождение в АСП малых и слабых государств поможет не только им эффективно использовать природный газ в качестве рычага социально-экономического развития - в выигрыше будут и основные "газообразующие" страны. Создание АСП, помимо экономических и энергетических дивидендов, может способствовать единому региональному или международному подходу в отношениях между странами, вплоть до создания политико-экономического полюса.

Оно поможет избежать прямого противостояния производителя с одним или целым рядом потребителей, как в случае с Россией, по вопросам ценообразования и маршрутам транспортировки, сведет к минимуму конфликты между соседями-производителями.

В случае систематизации экспорта газа конкуренция стран-экспортеров из политической плоскости перейдет в экономическую и научно-техническую. Они смогут единым фронтом ставить вопрос о том, что четкие гарантии безопасности должны получать не только потребители, но и поставщики. В первую очередь - гарантии того, что газ найдет своего потребителя по разумным, устраивающим поставщика ценам и по долгосрочному контракту.

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВНИКОВ "ГАЗОВОГО" ОПЕК

Противники "газового" ОПЕК при водят следующие доводы в подтверждение тезиса о том, что под удар будут поставлены основополагающие принципы энергетической безопасности.

Диверсификация источников и маршрутов поставок энергоносителей, в частности, газа, в условиях глобализации, а также устойчивость систем транспортировки - основополагающий принцип энергетической безопасности. Успешная реализация этого принципа зависит от обеих сторон. Кроме того, требуется высокий уровень международного сотрудничества для разработки нового поколения технологий, которые используются в ядерной энергетике, при "чистом" сжигании угля, применении других разнообразных возобновляемых источников энергии - биомассы, гидро-и солнечной энергии, энергии ветра, которая является наиболее быстро развивающимся и предпочтительным источником электричества. Правда, пока заметную долю электроснабжения за счет ветра получает только Дания.

"Запас надежности" стран-экспортеров. Запад пугает обывателя террористическими угрозами, националистическими настроениями, конфликтами в борьбе за поставки, геополитическим соперничеством и острой потребностью стран в энергоресурсах для поддержки экономического роста.

Стабильность поставок. Существует много узких коридоров на маршрутах транспортировки газа, в особенности сжиженного. Это Ормузский пролив, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, ведущий в Красное море, пролив Босфор-главный экспортный канал российских и каспийских углеводородов, - наконец, Малаккский пролив, через который проходит 80 % поставок нефти и газа в Японию и Южную Корею, а также 50 % - в Китай.

Отсутствие полной информации о газовых рынках и энергетических перспективах, подобной International Energy Forum.

Стран, имеющих доказанные запасы газа в достаточном количестве и потенциально способных экспортировать его, намного меньше стран-производителей нефти. Поэтому можно предложить сторонам разработать, подобно "нефтяному Joint Oil Data Initiative" (JODI), механизмы прозрачного мониторинга запасов, производства, хранения и продажи трейдерами газа.

До сегодняшнего дня не было в мире спроса на газ в таком количестве. Можно было бы согласиться с этой точкой зрения оппонентов стран-экспортеров газа, если бы это было сказано десять - пятнадцать лет назад. Сегодня другая проблема наступает на пятки - техническая, то есть способность этих стран создавать излишки сырья. Ведь большинство стран-экспортеров имеют незначительное по численности население и по этой причине потребляют мало энергии. Однако в таких странах, как Алжир, Индонезия и Россия, неизбежно будет тлеть незримый конфликт между внутренним потреблением и экспортом газа, усугубляющийся, прежде всего, низкой эффективностью энергопотребления, разведкой и добычей газа в труднодоступных местностях, его транспортировкой.

ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ СОЗДАНИЯ АСП

Система энергетической безопасности (СЭБ) разработана Западом с целью обеспечения координации действий развитых стран в случае срыва поставок, стимулирования сотрудничества в области энергетической политики, недопущения использования "газового оружия" экспортерами. Основными элементами СЭБ являются:

  • МЭА, в которое входят практически все развитые страны;
  • стратегические запасы Запада, включая US Strategic Petroleum Reserve;
  • непрерывный мониторинг и анализ рынков энергетического сырья;
  • экономия энергии и согласованное экстренное распределение стратегических запасов в случае нарушения поставок.

    Кроме того, согласно Директиве 2004/67/ЕС, каждое государство должно обеспечить надлежащую защиту на случай перебоев с поставками газа, крайне низких температур или исключительно высокого спроса на газ.

    АСП газообразующих стран якобы установит "несправедливую цену" , и клиенты будут вынуждены играть по новым правилам. Для современного рынка характерна множественность цен, вызванная ценовой политикой монополий и внешнеторговыми операциями государств. Наиболее приближающимися к мировым признаются экспортные цены основных производителей, а также импортные цены западноевропейских рынков и цены крупнейших бирж. Долгосрочные контракты (Газпром - Европа) основаны на принципе take or pay, "бери или плати" (клиент соглашается оплачивать заранее установленные объемы газа, даже если в действительности он использовал меньше), который может быть перенесен в качестве "справедливой цены" с европейского энергетического пространства на мировое.

    Несколько иначе обстоит дело с СПГ из-за высокой стоимости и сложной технологии производства. Экспорт СПГ предусматривает строительство установок для сжижения газа и последующей его регазификации, транспортировку специальными танкерами. Тем не менее стоимость всей цепочки использования СПГ сокращается, его конкурентоспособность растет, будущее этого вида топлива выглядит перспективным, и рывок в сегменте СПГ очевиден. К примеру, в прошлом году Япония и Южная Корея покупали СП Г по 21 долл. за 1 млн BTU (британских тепловых единиц), что практически в два раза больше цены СПГ на рынках США и Англии. Испания экспортирует СПГ по 15 долл. за 1 млн BTU, что является самой высокой ценой в Европе.

    При этом нельзя не согласиться с претензиями стран-экспортеров газа: почему цены должны определяться не на бирже "газообразующих стран" , а в Лондоне (IPE) или США (NYMEX)? Примечательна точка зрения Мартина Хаустена, руководителя департамента в английской BJ Group: "Уровень предложения СПГ американцам в 2008 г. зависит от увеличения мирового предложения и спроса на СПГ на региональных рынках. Импорт СПГ со стороны США в 2007 г. составил рекордную цифру - 20, 7 млрд м. куб. , причем следует заметить, что сопровождалось это сезонными колебаниями из-за большего спроса и увеличения цены в других регионах, в особенности осенью и зимой в Японии и Корее".

    Консалтинговая компания Waterborne energy (с штаб-квартирой в Хьюстоне), изучающая мировые маршруты и частоту движения газовых танкеров, пришла к выводу, что в 2007 г. поставки СПГ в Азию составили 156 млрд м. куб. , что на 10 % больше поставок 2006 года. На первое место в 2007 г. среди покупателей СПГ выдвинулась Япония -92 млрд м. куб. , за ней следует Южная Корея-36 млрд м. куб. По данным той же компании, первым продавцом СПГ в мире является Катар. Не остались в стороне и США, импортировав в 2007 г. 22 млрд м. куб. , что на 30 % больше, нежели в 2006 году. Активную конкуренцию в ближайшем будущем составят Россия, Египет, Нигерия, Ангола.

    Управление информации министерства энергетики США, в свою очередь, сообщает, что импорт СПГ в страну достиг рекордной цифры - свыше 900 млрд фут. куб. (25 млрд м. куб. ).

    США и их союзники до сегодняшнего дня привыкли приобретать энергоресурсы за бесценок, а продукты переработки реализовывать этим же странам-производителям сырья за баснословные деньги. США не остановило официальное признание ООН еще в начале 1960-х годов суверенных прав на энергоресурсы стран-производителей сырья. Используя политическую интервенцию и сотрудничество с диктаторскими режимами в странах-производителях сырья, индустриально развитый мир преуспел в попрании рыночных за конов и тем самым препятствовал формированию экономически обоснованных цен на ресурсы. Западу удалось подчинить своим национальным интересам политику снабжения, проводимую добывающими государствами.

    Достаточно вспомнить, как в ответ на появление ОПЕК члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создали в 1974 г. Международное энергетическое агентство. А позднее появилась и "рейганомика" , когда администрация США осознала, что изобилие дешевой энергии, откуда бы она ни поступала, - краеугольный камень сильной экономики.

    Вот почему создание АСП, очень похожей на ОПЕК, без сомнения, будет встречено в штыки Западом, в частности, США. Это естественное явление, так как создание, рост и расширение подобной системы будет серьезно противостоять интересам Запада.

    ЧТО ДУМАЮТ ПО ПОВОДУ АСП В РОССИИ

    Мнения по поводу формирования Активной системы планирования разделились. Первая группа, ратующая за восстановление роли России в мировом балансе сил, в целом, согласна с созданием АСП.

    Вторую группу составляют сторонники Запада, которые пугают отрицательными последствиями таких шагов.

    Третья группа считает, что России не следует за мыкаться исключительно на идее создания АСП, поскольку она сейчас зажата рамками процедурного и организационного характера, вследствие чего ей придется выполнять решения большинства. Эта группа в лице Газпрома - сторонник автономного плавания России. Фактически это означает монополизацию Газпромом этой идеи.

    Четвертая группа в целом согласна с мнением первой, но воздерживается от публичных высказываний, дабы не вызвать гнев США и их союзников.

    ТАК БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

    Поскольку нешуточные споры по поводу создания организации экспортеров газа еще только разгораются, очень важно суммировать и анализировать аргументы сторон, чтобы понимать, куда и как идет процесс. Вот как схема складывается сегодня.

    Региональные газовые рынки будут продолжать существовать отдельно друг от друга, так как они действуют на основе комплекса составляющих - наличия у конкурента энергоресурсов, роста спроса, безопасности предложения, доступа к газопроводам. Постепенно увеличиваясь и укрепляясь, региональные рынки со временем установят горизонтальную связь между собой, но не с целью единого ценообразования.

    У США 410 подземных газохранилищ. Когда спрос на газ в мире ослабевает, они их заполняют, а в случае увеличения спроса на конкретном региональном рынке - направляют газ туда для продажи. Вот почему США будут в целом доминировать на газовом рынке, оказывая заметное влияние на колебание цен.

    Несмотря на задержки в кредитовании и исполнении проектов производства сжиженного газа в различных точках планеты, а также кратковременные колебания рынка СПГ, промышленное и коммерческое будущее СПГ обнадеживающее. Свидетельством тому служит предполагаемое увеличение объемов поставок СПГ в Европу к 2010 г. с нынешних 60 млрд м. куб. до 160 млрд м. куб. в год, а также рост экспорта в Азию.

    Эксперты полагают, что увеличивающаяся конкуренция азиатского рынка, а также медленные темпы реализации ряда проектов СПГ приведут в ближайшие годы к уменьшению поставок сжиженного газа в США. Кроме того, в связи с прогнозируемой засухой в Испании и, как следствие, дефицитом гидроэнергетических ресурсов страны ожидается уменьшение экспортных поставок СПГ за океан.

    С увеличением мощностей по производству сжиженного газа в мире и превышением предложения над спросом экономическая ситуация может положительно сказаться на создании АСП или "газового" ОПЕК, что, без сомнения, будет новым ударом по интересам США.

    С 2000 г. цена на газ удвоилась, а на уголь осталась относительно стабильной. Поскольку прогнозируемый экспертами рост спроса на газ продолжится до 2015-2018 гг. , а снижение конкурентоспособности "голубого топлива" уже превращает импортируемый уголь в экономически оправданную альтернативу, ряд стран-экспортеров (Индонезия, Малайзия, Алжир, Иран) продолжат "лить воду на мельницу" создания союза.

    Но, как бы то ни было, времена меняются. Геоэнергетические союзники США, как в Европе, так и в Азии, проявляют больше ершистости, когда на кону оказываются вопросы собственного энергетического суверенитета и энергетической безопасности. Они, в отличие от Польши и США, не лепят из России образ врага, не призывают к созданию "энергетического НАТО" , предпочитая "газовой войне" политику "газового альянса". Неудачные силовые решения энергетической безопасности Запада в Ираке существенным образом изменили точку зрения союзников США и в отношении Ирана. Силовым давлениям, эмбарго и блокаде ряд союзников США предпочитает надежность, предсказуемость и знаменитую немецкую фразу "порядок превыше всего". А порядок - там, где принимается коллегиальное решение и отлажена процедура его выполнения, т.е. действует организация. И называть ее можно как угодно, если "газовый ОПЕК" режет слух.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика"

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru