Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
    Рекламодателям    
    Архив    
         
         
         
 
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июнь 2008 г.

 
    return_links(1); ?>   return_links(1); ?>   return_links(); ?>  
     
 

Американцы пытаются захватить российский рынок ядерного топлива

 
   

В конце марта 2008 года в Киеве произошло событие, привлекшее внимание не только атомщиков, но и политиков, и даже простых обывателей. Украинская компания НАЭС "Энергоатом" заключила соглашение с американской Westinghouse Electric Co. no поставкам свежего ядерного топлива для АЭС Украины, начиная с 2011 года.

 

 
 

Александр УВАРОВ,
эксперт "Мировой энергетики"

 
 


Первая реакция со стороны России оказалась, мягко говоря, негативной. Сенатор Хусейн Чеченов назвал подписание контракта "недоразумением" и "политическим решением, никак не подкрепленным экономическими и научными соображениями". Бывший директор Обнинской АЭС Юрий Стужнев задался вопросом о том, кто будет нести ответственность, если на украинской АЭС из-за "некачественного американского топлива" произойдет авария. В ответ пресс-служба "Энергоатома" призвала российских "коллег-атомщиков" не принимать участия в "политизации вопроса" , а в прозападных украинских СМИ увидели в заявлениях россиян "признаки истерии".

ОЖИДАЕМАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ

Назвать мартовский контракт неожиданным для России - значит сильно погрешить против истины. Westinghouse приступила к прощупыванию украинского рынка в середине 90-х годов. У российских производителей ядерного топлива в то время возникли определенные технологические трудности, и американцы немедленно предложили свои услуги на будущее в качестве альтернативных поставщиков.

Десять лет назад - в апреле 1998 г. - Украина устранила одно из главных препятствий, мешавших этой стране начать официальное сотрудничество с Соединенными Штатами в атомной области. Украинские предприятия вышли из проекта по строительству Бушерской АЭС в Иране. Киев и Вашингтон подписали межправительственное соглашение об атомном сотрудничестве, в одной из статей которого говорилось о привлечении американского частного капитала для обеспечения поставок ядерного топлива на АЭС Украины.

Через год Westinghouse была выбрана в качестве производителя первой партии топливных кассет, предназначавшихся для третьего блока Южно-Украинской АЭС. В 2000 г. две страны начали совместный проект UNFQP для адаптации американского топлива к украинским реакторам. Наконец в июне 2005 года первые шесть кассет под названием TBC-W были переданы в руки украинских атомщиков для начала испытаний в "полевых условиях" , то есть в активной зоне ядерного реактора.

Параллельно с украинским фронтом, Westinghouse предпринимала усилия по вытеснению российского топлива из атомного сектора Чехии и Финляндии. В первой из этих стран, начиная с 2000 г. , на американском горючем работают два реактора на АЭС Темелин, сделанные по российским технологиям. Качество американского топлива вызвало у чехов нарекания едва ли не в первые месяцы эксплуатации станции. Привозимым из-за океана кассетам требовались постоянные переделки и замены, усугубляемые бесконечными спорами о том, из чьего кармана должны оплачиваться бракованные изделия. Устав от американских партнеров, чешская генерирующая компания ЧЭЗ объявила тендер по выбору нового поставщика, закончившийся в 2006 г. победой российского ТВЭЛ. По схожему сценарию события развивались и на финской АЭС Ловииза, право на топливоснабжение которой вернулось к россиянам в том же 2006 году.

Впрочем, Украину европейские неудачи Westinghouse совершенно не смущали. В стране продолжалось выполнение программы UNFQP, хотя получаемые в ее ходе результаты научно-инженерной общественности не предъявлялись по причинам коммерческого характера. Вслед за первой партией из шести американских кассет заговорили о второй, которая будет состоять уже из 42. А в декабре 2007 г. осведомленное специализированное издание Nuclear Fuel, используя свои источники в Киеве, установило, что совет национальной безопасности Украины обязал обеспечить перевод не менее трех реакторов на "нероссийское" топливо в срок до 2011 г. Как теперь уже стало известно, ожидать первых практических шагов во исполнение требований совета пришлось всего лишь один квартал.

НОРМЫ ХОРОШЕГО АТОМНОГО ТОНА

Из-за чего же, собственно, разгорелся весь сыр-бор? Что же такое ядерное топливо, и почему его происхождению уделяется столько внимания? Конечно же, обогащенный уран из России практически ничем не отличается от его американского собрата - кроме, разве что, сигнатур и прочих технических подробностей, интересных только специалистам. Но загружать уран напрямую в активную зону нельзя. Уран может безопасным образом выдавать энергию только в том случае, если он будет помещен в конструкционные элементы, называемые твэлами и ТВС (или кассетами).

Условиям, в которых работают твэлы и кассеты, нельзя позавидовать. Они находятся под постоянным воздействием радиационного излучения и высоких температур. Кроме этого, через активную зону ядерного реактора с большой скоростью прокачивается нагретая вода (в российских реакторах ВВЭР-1000 скорость прокачки превышает 6 м/с). Это вызывает вибрацию конструкций и ведет к их механическому износу и деформациям, что для ядерного реактора может быть чревато неприятными последствиями.

Если в конструкционных материалах твэлов в ходе работы образуются хоть микроскопические трещины, через них в воду будут выходить радиоактивные газы, образующиеся при реакции деления. Строго говоря, бояться этого не надо - проект атомной станции предусматривает надежную защиту, которая не позволит газам угрожать здоровью персонала и населения. Но если их активность превысит зада иные эксплуатационные пределы, то реактор придется в спешном порядке останавливать и выгружать дефектные ТВС, а это обернется немалыми потерями для владельца АЭС.

К сожалению, одними только деньгами последствия от проблем с топливом не ограничиваются, и именно на это намекают Юрий Стужнев и другие российские эксперты. В конструкции топливных кассет предусмотрены пустые каналы, по которым в случае опасности должны падать стержни системы управления и защиты реактора. Если ТВС по каким-либо причинам окажется деформированной, то эти стержни не смогут достичь своих расчетных положений - а это означает, что реактор в определенных сценариях потеряет управляемость и создастся потенциальная угроза катастрофы.

Правила ядерной безопасности пишутся кровью. Поэтому любые отступления от них встречаются специалистами в штыки. Подробные отчеты о результатах работы топлива от Westinghouse на реакторах российского производства в Чехии, Финляндии и Украине остаются под грифом для служебного пользования и неохотно предоставляются независимым аудиторам. Но то немногое, что попало в открытую печать - в частности, об итогах эксплуатации американских ТВС на АЭС Темелин - заставляет креп ко задуматься. На этой станции обнаруживались и негерметичные (читай: происходил повышенный выход радиоактивных газов из топлива), и деформированные кассеты (читай: возникали трудности при вводе в активную зону реактора стержней управления). Во время одной из проверок, проведенной летом 2006 года, 51 из 61 стержня управления застрял по дороге и не смог достичь своего штатного положения, предписанного проектной документацией.

Было бы несправедливо обвинять Westinghouse в том, что компания не умеет производить качественное и надежное ядерное топливо. Напротив, сотни реакторов во всем мире работают на американских ТВС - но все эти реакторы или американского производства, или построены по американской лицензии. Условия внутри реакторов, спроектированных различными компаниями, отличаются друг от друга. Так, в российских ВВЭР скорость прокачки сквозь активную зону составляет 6 м/с, а вамериканских PWR - только 5 м/с. В ВВЭР используются шестигранные ТВС, а в PWR - квадратные. В ВВЭР активно применяют в качестве конструкционного материала сплав циркония с ниобием, а в PWR - циркония с оловом. Этот список можно продолжать почти до бесконечности, но главный вывод из него один. В атомном сообществе считается хорошим тоном, чтобы реакторы и топливо поставлялись одним и тем же продавцом.

Как видно, Westinghouse и Украина эти нормы хорошего атомного тона нарушили. Причем американская компания оказалась замеченной в подобном уже в третий раз подряд, если считать Чехию и Финляндию. И это еще одна причина, почему реакция российской стороны на подписанный в Киеве контракт оказалась необычно жесткой.

Кстати, Украина утверждает, что никакой опасности для ее реакторов от перехода на американское топливо не предвидится. В заявлении, распространенном НАЭК "Энергоатом" , говорилось: "Разница между топливом, изготовленным американской компанией для ЮУАЭС и для чешской станции, существенна... Шесть сборок, которые используются на Южно-Украинской АЭС, на 90 % похожи на кассеты ТВЭЛа... Когда проектировались сборки для ЮУАЭС, была поставлена задача спроектировать кассету, которая была бы аналогом российской, но с использованием западных технологий". Российские эксперты в конфиденциальных комментариях признают, что американцы пошли по пути клонирования наших технологий, правда, уточняют одну вещь, о которой "забыли" упомянуть украинские атомщики-Westinghouse клонировал старую и не слишком удачную модель российской топливной кассеты.

ПЕСТРОЕ БУДУЩЕЕ

Сделанного не воротишь. Украина категорически настаивает на своем праве диверсифицировать поставки свежего ядерного топлива и не принимает никаких упреков в свой адрес по поводу возможных проблем с безопасностью украинских АЭС. Более того, в будущем атомный рынок нашего западного соседа станет по пестроте напоминать лоскутное одеяло. Поставщиков топлива будет не менее трех (к России и США присоединится, скорее всего, Франция), а новые реакторы для Украины будет строить целый интернационал (те же Франция и США, и даже, возможно, Канада).

Россия, пригрозив Киеву повысить цены на ядерное топливо до уровня американской продукции (пока что россияне продают топливо дешевле, чем конкуренты), впоследствии несколько сбавила обороты. В конце апреля представитель Росатома Николай Спасский заявил, что до конца года могут быть завершены переговоры с Украиной по заключению нового контракта по поставке топлива на украинские АЭС сроком на 15 лет. О том, насколько сократится доля российских поставок в эту страну из-за действий Westinghouse, пока ничего не известно.

Знамя борьбы с экспансией Westinghouse у российских экспертов перехватила украинская оппозиция. Весь апрель в СМИ Украины появлялись одна за другой критические публикации от Партии регионов. В состав ее парламентской фракции входит бывший руководитель Энергоатома Андрей Деркач, ушедший в отставку со своего поста относительно недавно, в ноябре 2007 г. Неудивительно, что оппозиция имеет возможность профессионально резать правду-матку - как с точки зрения оценки заключенного с американцами контракта, так и по поводу других действий нового руководства атомного ведомства Украины.

Попытается ли Росатом скооперироваться с украинской оппозицией, смирится ли с поражением или найдет иной способ давления на Энергоатом - пока предсказать сложно. Но стоит за метить, что в последние дни президентства Владимира Путина произошло событие, способное дать российским атомщикам неожиданный дополнительный козырь. 6 мая в Москве было подписано американо-российское соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования ядерной энергии. Теперь у России появился легальный канал для переговоров с Westinghouse о заключении своего рода пакта о ненападении. А уж в этом документе теоретически будет возможно разграничить сферы влияния и обезопасить российских атомщиков от дальней шей конкуренции с Westinghouse на топливных рынках Украины и других государств Восточной Европы.

 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru